Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

 Н.К. Крупская отмечала: «Надо помочь ребенку через  искусство глубже осознавать  свои мысли и чувства, яснее  мыслить и глубже чувствовать» [22].      

 Е.А. Флерина, опираясь  на материалы отечественных исследователей  и свою экспериментальную работу, утверждает, что ребенок, несомненно, способен к восприятию прекрасного,  но прекрасное должно быть  простым, доступным и вызывать  положительную эстетическую оценку [44].      

 Как понятна тревога  художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключается в  том, чтобы с раннего детства  успеть воспитать у ребят «невосприимчивость  к художественным суррогатам»,  привить им против этого иммунитет,  выработать художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность  суждений, понимание подлинного  искусства.      

 Влияние искусства  на становление личности человека, его развитие, очень велико.  Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям,  умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности.              

 Воспитание эстетического  вкуса в дошкольном возрасте  происходит на всех этапах  становления и развития личности, начиная с самого раннего детства  [44].      

 Итак, мы полагаем, что  произведения искусства формируют  и развивают эстетический вкус  в целом. Искусство пробуждает  и развивает понимание эстетических  ценностей в человеческой жизни,  любовь к природе. Оно является  существенным фактором развития  эстетического вкуса, как факта  эстетического сознания, как стимулятора  общественной практики  [40].

1.4Современный  опыт ДОУ по формированию эстетического  вкуса дошкольников      

 Изучение публикаций  журналов «Дошкольное воспитание»,  «Ребенок в детском саду», «Детский  мир» по проблеме исследования  позволило нам познакомиться  с опытом работы ряда педагогов-практиков.  

      Педагог Т.В. Жданова г. Шуя,  отмечает, что большие возможности для художественно-эстетического развития детей дают занятия, на которых они выполняют тематические композиции, связанные с изображением пейзажа в различные времена года. В процессе рассматривания репродукций картин, автор обращает внимание детей на то, что снег в разное время суток бывает разным: утром – розовый, днем – желтоватый от солнца, а вечером может быть зеленым или фиолетовым. Т.В. Жданова считает, что такие занятия способствуют развитию восприятия, воображения, фантазии, художественного вкуса, помогают вводить детей в мир прекрасного и прививать любовь к изобразительному искусству [12].       

А.Ш. Эркенова, воспитатель  интерната, п. Хусса-Кадоник, Зеленчукский район, Карачаево-Черкесия, считает очень важным знакомство детей с древнейшими видами искусства, а особенно с изобразительным. Автор предлагает серию занятий: «В мастерской художника», в которых сама выступает в роли экскурсовода. Цель занятий: дать общее представление о художественных музеях; познакомить с жанрами и видами изобразительного искусства. Педагог утверждает, что таким подходом у детей воспитывается любовь к прекрасному, формируется эстетический вкус и познавательный интерес [49].       

И.А. Юева, воспитатель детского сада №11 г. Армавир, план работы с детьми старшего дошкольного  возраста разработан в форме блоков: «Красота в природе», «Красота в искусстве», «Красота вокруг нас», «Красоту творим мы» и т.д. Все блоки дополняют друг друга, решая специфические задачи: развитие наблюдательности, формирование способности живо откликаться на события окружающей действительности, видеть красоту, которую дарит природа, и красоту, создаваемую художниками.      

 Основными задачами, стоящими  перед педагогом,  работающим по программе «Детство», автор считает следующие:

·   Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально-нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера.

·   Способствовать пониманию положительных и отрицательных эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребенка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая свое отношение к ним.

·   Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.

·   Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разными видами искусств.

·   Применять анализ детской работы как обучающий метод  [2].       

К. Зубарова, преподаватель  русской литературы, считает, что в музей водить ребенка никогда не рано.      

 Важно создать прецедент,  развивать привычку, понятие: там  красиво, там интересно. Это  необходимо для формирования  эстетического вкуса, расширения  кругозора, приобретения знаний  и т.д. Ребенок такими словами  мыслить ни в коем случае  не должен, но хорошо, если он  просто будет ходить в Музей  с предвкушением радости. Это,  пожалуй, самое главное – радость.  Автор полагает, что отношение  к искусству воспитывается в  семье [3].       

Педагоги детского сада №35 п. Дунай Приморского края и педагоги детского сада №7 «Незабудка»  п. Анна Воронежской области создали у себя подобие картинной галереи. С помощью родителей собрали качественные репродукции с картин известных мастеров, сделали для них рамки и повесили на стену. Педагоги предполагают, что музеи, существующие в рамках дошкольных образовательных учреждений, обладают огромной педагогической  ценностью и культурным потенциалом, позволяют на качественно новом уровне пробудить у детей искренне горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Такая выставка помогает и развивает эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание.      

 То, что связано с  мировой культурой, нужно обязательно  показывать в книгах, в иллюстрациях [3].        

Наталия Евгеньевна Бочарова – художник и замечательный  педагог детской изостудии в  ГМИИ им. Пушкина набирает в студию пятилетних детей, и в течение пяти лет один раз в две недели они ходят по залам музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, рассматривая картины, скульптуры, археологические экспонаты, разговаривают, а потом, набравшись впечатлений, идут в студию рисовать. При этом развиваются  его эстетические представления, эстетический вкус.      

 Самое главное, считает  педагог, чтобы дети полюбили  музей, полюбили изобразительное  искусство, чтобы они могли  общаться с изобразительным искусством, чтобы в своей жизни они  могли получить от этого большое  удовольствие. Все проводимые занятия  можно назвать словом «интерактивные»,  но такие занятия  были в Пушкинском музее всегда. Познание происходит в интенсивном общении и обмене впечатлениями.     

 Автор статьи приводит  слова  Д.С. Лихачева: « … будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость».      

 Понимать математику  – надо учиться.      

 Понимать музыку –  надо учиться.      

 Понимать живопись  – тоже надо учиться.       

 Преподаватель истории  русской живописи Анна Шеронова  в журнале «Детский мир»  под рубрикой «Дороги к прекрасному», рассказывает о том, как в доступной форме раскрыть детям, что такое живопись. Автор знакомит детей с главными художественными средствами живописи: линия, краска, цвет, и светотени. Также предлагает детям на следующей страничке раскрасить картинку.      

 Автором предложены  занятия для детей «Учимся  понимать живопись». Цель этих  занятий Анна Шеронова видит  в том, как развивать у детей  желание рассматривать произведения  живописи [47].      

 Педагоги ясли-сада  №90 г. Волгограда предложили читателям журнала «Ребенок в детском саду» свой опыт по созданию  картинной галереи в детском саду.      

 Это первый опыт  создания художественной галереи  специально для детского сада. Коллекция формировалась из работ  волгоградских  художников, и отражает реалистические тенденции в современном искусстве. Их подбор диктовался определенными методическими требованиями:

1.   Познакомить детей с такими видами изобразительного искусства, как живопись и скульптура.

2.   Научить различать жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.

3.   Учить сравнивать одножанровые произведения разных художников (например, изображение весны),  видеть сходство и различие в манере их письма.      

 На занятиях, которые  педагоги проводят в галерее  со старшими дошкольниками, решаются  задачи: воспитание любви к родному  городу, уважение к истории, гордость  за своих современников. У детей  формируется эстетический вкус.      

 Работа с детьми  организуется в определенной  последовательности: сначала  воспитатель рассказывает о картине, об изобразительной манере каждого художника, об особенностях передачи одного и того же сюжета разными способами. Затем проводит беседу с детьми   [12].      

 Дошкольник первоначально  начинает познавать живопись  – зримое искусство через слышимое, через эмоциональное литературное  слово воспитателя. Каким инструментом  и как должен владеть педагог,  чтобы искусство говорило, а дети  понимали язык и умели откликаться  на него, чтобы от соприкосновения  с ним рождалось «сотворчество»  художника, ребенка и воспитателя,  чтобы с его помощью дети  становились видящими, слышащими,  умели отличать добро от зла,  красоту от безобразного. Приоткрыть  ребенку глаза на мир, приобщить  его к прекрасному поможет  систематическое ознакомление с  живописью.      

 На наш взгляд, интересный  материал по ознакомлению детей  дошкольного возраста с изобразительным  искусством и рекомендации для  воспитателей по организации  совместной деятельности воспитателей  и родителей, предложены в журнале  «Ребенок в детском саду». Цель: объединить усилия педагогов  и родителей для формирования  у детей интереса к творчеству  русского художника-пейзажиста И.И.  Шишкина, а также развитие художественного  вкуса.      

 Ребенок может высказать  свою точку зрения по поводу  своего отношения к живописи. Задача воспитателя -  продемонстрировать родителям уважительное отношение к высказываниям детей как к собеседникам, имеющим право на собственную точку зрения, продемонстрировать свою вкусовую оценку [49].      

 С интересом мы изучили опыт педагогов ДОУ №1662 г. Москвы. Коллектив работает по программе эстетического воспитания «Войди в мир искусства».      

 Цель: формировать у  детей основы культуры чувствования  и восприятия произведений изобразительного  искусства  и архитектуры; формировать творческую личность, субъект воспитания, ориентирующийся на дальнейший более самостоятельный контакт с явлениями изобразительного искусства. Одна из задач  -  это формировать эстетический вкус у детей старшего дошкольного возраста.       

 Поскольку данная программа  предлагается для работы со  старшими дошкольниками в рамках  детского сада, ее комплексность  осуществляется не только на  занятиях. Дальнейшее подкрепление  и развитие она получает непосредственно  в группе  на занятиях изобразительной и художественно-речевой деятельностью, музыкой, хореографией [33].      

 В журнале «Дошкольное  воспитание» опубликована программа  для дошкольных образовательных  учреждений «Кругозор» Санкт-Петербургского  государственного университета.      

 Программа базируется  на идеях Л.С. Выготского об  окружающей среде как источнике  развития, а также на современных  психолого-педагогических представлениях  о том, что полноценное развитие  личности ребенка возможно лишь  при расширении пространства  образования, прежде всего за  счет включения в него природной  и культурной среды. Перед педагогами, работающими по программе «Кругозор», стоят две основные задачи, тесно  связанные между собой:

·   Заложить основы визуальной культуры освоения окружающей материальной среды, культуры общения с объектами реального мира и мира искусства, создать условия для накопления опыта разных видов рефлексии (слово, рисунок) собственных наблюдений.

·   Дать возможность каждому ребенку самостоятельно установить разнообразные связи между объектами окружающего мира и воплощенными в них идеями, составлять из собственных наблюдений целостную картину мира.      

 Программа «Кругозор»  предназначена  для работы в подготовительной к школе группе ДОУ и реализуется в течение одного года [4].       

Заведующая ДОУ  №110 Центрального района, г. Санкт-Петербурга Н. Кутина, предлагает знакомить детей с видами и жанрами искусства постепенно, по принципу от простого к сложному. Уже в младшей группе, рассматривая иллюстративный материал, связанный с русской культурой, детей учат произносить слова «портрет», «пейзаж», «натюрморт». Практика показывает, что дети усваивают их без труда.      

 В старшем возрасте  детей ждут тематические экскурсии,  на которых они знакомятся  с подлинными произведениями  искусства различных видов и  жанров, в том числе с портретом. [24].      

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема