Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
Красоту этих картин
дети отмечали внешностью, поведением,
своими делами, поступками. Дети
с удовольствием слушали
Жаль, что в нашем
городе нет возможности
Общение с детьми
по поводу живописи
Таким образом, мы
можем сделать вывод, что
Наша работа по второму
направлению предусматривала
1. Оформление ширмы– сообщающими
родителям минимум знаний о
жанрах живописи и об
2. Подготовка папки-передвижки на темы:
- «Что такое живопись?»
- «Формируем эстетический вкус старших дошкольников».
- Советы родителям.
- В музее с ребенком.
3. Оформление совместно с родителями выставки картин в детском саду.
Мы отметили заинтересованность родителей в реализации решаемой проблемы. Они предлагали свои услуги в оформлении выставки, помогали приобретать произведения живописи.
Мы считаем, что проявленный
интерес родителей к изучаемой
нами теме поможет в
Таким образом, проведенная нами работа с детьми и их родителями способствовала формированию основ эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста, что подтверждается результатами контрольного эксперимента.
2.3 Результаты экспериментальной работы
Для того чтобы определить
уровень сформированности
При его проведении
применялась та же методика, что
и на констатирующем этапе.
Это позволило сравнить
Мы убедились, что
ответы детей были на ином,
качественно новом уровне. На
вопрос «Почему ты считаешь, что
эта картина красивая?»
Лера К.- Эта картина по-своему красива. Я думаю, что это море теплое и доброе.
Сергей Б.- В моей картине, которую я выбрал, можно увидеть, как цвет плавно переходит от темного к светлому солнце светит. Поэтому картина такая светлая. Думаю, что это утро.
Света С.- Мне понравилась картина «Аленушка». В картине она грустит. Думаю, что художник, наверное, тоже грустил, когда рисовал».
Катя П.- Я хотела бы развеселить ее чем-нибудь.
Алина М.- Я люблю яркие краски. В этой картине много ярких красок. Такое радостное настроение передал художник, и я это увидела.
Андрей М.- Я бы выбрал эту картину. Мне нравятся богатыри, сильные, отважные, мужественные. Они друзья. Могут друг друга защищать.
Анализируя ход беседы,
мы заметили проявление
Значительно улучшилась степень эмоциональных проявлений в выборе картин. Дети переживали настроение героев, сочувствовали, могли прийти на помощь – 5 детей (25 %).
Наше участие в
Графическая интерпретация полученных числовых данных может быть представлена следующим образом (гистограммы 5, 6, 7).
Гистограмма 5
Представления дошкольников о средствах выразительности
в произведениях живописи
Гистограмма 6
Степень эмоциональных проявлений
Гистограмма 7
Определение уровня активности
К высокому уровню
понимания дошкольниками
Результаты уровней
эстетического вкуса
Гистограмма 8
Уровни сформированности основ эстетического вкуса
Выводы по II главе
На первом, констатирующем, этапе
экспериментальной работы
Таким образом, мы
можем сделать вывод, что
Проведенное исследование
не претендует на
Заключение
Формирование основ
эстетического вкуса старших
дошкольников – это важное
направление методики
Современными исследователями
Т.С. Комаровой, Б.М.
Проведенное исследование показало, что эффективность работы по формированию эстетического вкуса у детей зависит от правильно выстроенной технологии и методов обучения. На основе анализа педагогических исследований, в процессе экспериментальной работы нами была доказана возможность формирования эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.
Теоретическое изучение
проблемы исследования и
Исследование доказало
возможность формирования
На основе выявленных
знаний с учетом
Эксперимент показал
эффективность разработанных
Вкус как важнейший
компонент эстетического
Библиография
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2002. - №3. - С.29
2. Аюева И. Воспитывай личность //Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. – С. 8
3. Бочарова Н.Е. Как приобщить
детей к искусству //
4. Ванюшкина Л. Мир открываем заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Кругозор» //Дошкольное воспитание. -2003. - №5. - С.28
5. Ветлугина Н. Художественное творчество и ребенок- М, 1987.
6. Волошкина М.И. Современные
программы для дошкольных
7. Воробьева Д.И. Гармония:
Интегрированная программа
8. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Бабаевой Т.Н., Михайловой З.А., Гуревич Л.М. и др. – СПб., 1996.
9. Дронова О. Диагностика
и формирование представлений
о красоте в старшем
10. Дронова Т.Н. и др. Из детство в отрочество: Программа для родителей и воспитателей. – М., 1997.
11. Дошкольная педагогика.
/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г.
12. Дремов А.К. Основы эстетического воспитания. - М., 1975
13. Жданова Т.В. Художественно-
14. Золочевский С.А. Какого цвета мир: Программа развития цветовосприятия для детей 6-7 лет. – М., 1994..
15. Зубарева К. Хрестоматия по эстетическому воспитанию. – М.: Высшая школа, 1986
16. Исток: Программа
17. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М.: Искусство, 1964.
18. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Методическое пособие для воспитателей. - М., 1985
19. Коган Л.Н. Искусство и мы. - М., 1995.
20. Компанцева Л.В. Поэтический
образ природы в детском
21. Копцева Т.А. Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. – М., 2001.
22. Красота. Радость. Творчество /Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 2000.
23. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959.
24. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.
25. Кутьина Н. На пути
к музею //Дошкольное
26. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Программа «Росинка». – М., 1996.
27. Лабунская Г.В. Художественное воспитание детей в семье. - М., 1970
28. Лихачев Д.С. Земля родная. - М., 1983.
29. Локк Дж. Избранные философские произведения. Т.1. - М., 1960. -
30. Лосев А.Ф., Шестаков
В.П. История эстетических
31. Малыгина Е. Уметь видеть прекрасное //Дошкольное воспитание. – 2002. - №5.
32. Малыши и Музы. - М., 1972. - С.34
33. Мастера искусства об искусстве. Т.7. - М., 1970.
34. Мацкевич М. Войди в мир искусства //Дошкольное воспитание. – 1998. - №4. - С.16
35. Пантелеева Л.В. Музей и дети. - М., 2000.
36. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1987
37. Прогулки в детском саду /Под ред. Киселевой Г.М., Пономаревой Л.И. - Шадринск, 2004
38. Радуга: Программа и руководство для воспитателей детского сада /Под ред. Т.Н. Дороновой. – М., 1981.
39. Савушкина Е. Здесь
мало увидеть, здесь нужно
40. Система эстетического воспитания в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1987.