Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
Известный врач и педагог Е.А. Аркин в статье: «Родителям о воспитании» пишет: «Основным неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства» [ 1 ].
Надо дать ребенку возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывание в деревне, на даче видеть природу во всей ее красе, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, видеть землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения ее к новой жизни.
Пусть ребенок четырех-пяти
лет не в состоянии еще
Итак, мы можем сделать
вывод: педагоги-практики разрабатывают
различные подходы к
Выводы по I главе
Изучение психолого-
Ознакомление с рядом
публикаций журналов «
Изучение жанровой
живописи, позволило нам сделать
вывод, что произведения
Мы считаем возможным в своей экспериментальной работе использовать все потенциальные возможности ознакомления детей с произведениями живописи для их развития эстетического вкуса.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента
Экспериментальная работа
проводилась нами в ДОУ «
На основе выдвинутой
гипотезы констатирующий
При выборе картины проявилась индивидуальность, связанная с полом, генотипом, микро- и макро средой, опытом, а также эмоциями, вызываемыми картиной. Девочки выбирали картины: «Царевна – Лебедь», «Аленушка»
(11 %). Мальчики – «Богатыри», «Иван-Царевич везет царевну на сером волке» (9 %). Мы отметили, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект эстетического вкуса (сочувствия, сопереживания), красивые человеческие качества и свойства души.
Констатирующий эксперимент
предусматривал решение
1. Определить уровень
а) гармонию цвета;
б) композицию построения картины;
в) определить настроение произведения.
2. Выявить степень эмоциональных
проявлений на произведения
3. Определить наличие интереса
у дошкольников к
4. Изучить состояние работы
по формированию основ
Мы опирались на
показатели уровней
1. Полнота представлений о средствах выразительности.
2. Степень эмоциональных проявлений.
3. Активность в деятельности
Таблица 1
Критерии и уровни сформированности эстетического вкуса старших дошкольников
критерии |
Показатели |
уровни сформированности | ||
высокий |
средний |
низкий | ||
Характер представлений о средствах выразительности |
Оценить гармонию цвета |
Без затруднений называют различные цветовые сочетания |
относительно полно называют различные цветовые сочетания |
Не называют различные цветовые сочетания |
Определить настроение произведения |
Может определить посредством цвета, ритма, жестов, позы, мимики героев |
Испытывает затруднения |
Не может определить настроение | |
Определить композицию картины |
Может выделить главное в содержании произведения – цветом, ритмом, формой |
Может выделить главное в содержании произведения с помощью вопросов взрослого |
Перечисляет узнаваемые предметы, Не выделяет главного | |
Степень эмоциональных проявлений на содержание произведения |
Проявление чувств (мимические, действенные) |
Испытывает радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям и через раскрытие цвета, сочувствует |
Не всегда внешне проявляет чувства |
Не проявляет чувств и сопереживания изображенным героям |
Активность в деятельности |
Интерес |
Испытывает интерес к произведениямживописи, задает много вопросов, оригинальных по характеру |
относительный интерес к произведениям живописи |
Не интересуют жанры произведения живописи |
Инициатив- ность самостоятель- ность |
Проявляет инициативу, С удовольствием самостоятельно
рассматривает альбомы с Делится впечатлениями с детьми |
Рассматривает иллюстрации с воспитателем и детьми, не проявляет особого желания поделиться впечатлениями |
Не проявляет инициативы |
С целью изучения
у детей старшей группы
Определяя настроение произведения, 5 человек (25%) отмечали, что по цвету можно чувствовать радость или грусть. Похожий пейзаж наблюдали, когда выезжали в лес. Лера К.: «Погода была солнечная, мы отдыхали и веселились». 7 человек (35%) определяли настроение картины по одному признаку. Никита К.: «Если есть солнце, то и настроение радостное». 8 человек (40%) не могли определить настроение произведения.
Определить композицию построения картины смогли лишь 4 человека (20%). Катя П.: «На переднем плане мы видим …». 3 человека (15%) выделяли главное в содержании произведения с помощью вопросов воспитателя. 13 детей (65%) затруднялись отвечать на вышеуказанный вопрос, пожимали плечами, опускали взгляд вниз. Некоторые знакомые предметы перечисляли односложным предложением: «Это небо», «Здесь дерево». Цвет отсутствует. Не выделяли главного в произведении.
Характер представлений о средствах выразительности у старших дошкольников мы зафиксировали в гистограмме 1.
Гистограмма 1
Представления дошкольников о средствах выразительности
в произведении живописи
Диагностика выявления
уровня эмоциональных
3 детей (15 %) недостаточно
испытывают сопереживания, не
видят в произведении восторга,
рассматривают спокойно, тихо, не
хотят делиться впечатлениями.
13 детей (65 %) не проявляли никаких чувств, отказались беседовать: «Не хочу», «Не знаю».
На основе ответов
детей была определена степень
эмоциональных проявлений у
Гистограмма 2
Эмоциональные проявления.
Таким образом, можно
констатировать факт, что у большей
части детей старшей группы
уровень эмоциональных
С целью определения
активности в деятельности
- интерес;
- инициативность, самостоятельность и речевое общение.
Эмоции усиливаются
в момент речевого общения
по поводу произведений
Общение – это своеобразный
вид деятельности и под
Для выявления интереса
детей к произведениям
В процессе наблюдения
мы фиксировали степень
Мы убедились в том,
что почти все испытуемые
Сергей Б.
- Кто нарисовал эти картины?
Света Л.
- Мне нравятся эти картины.
Вот эта самая красивая, в ней
деревья нарисованы как
Так дети между собой
обменивались мнениями, при этом
большинство высказываний
Средний уровень – дети задавали не более 3 вопросов, свое внимание фиксировали не более 3 минут.
Интерес к жанрам
живописи удетей относительный,
Низкий уровень. Дети
не проявляли интереса к
Для выявления инициативности
и самостоятельности детей и
речевого общения мы вели
При анализе работ
мы обращали внимание на
1. Сколько времени ребенок затратил на рассматривание иллюстраций?
2. Проявил ли желание узнать автора картины и ее название?
3. Обращался ли с вопросами
к взрослым по поводу
6 детей (30 %) проявляли
инициативу в самостоятельной
деятельности, из всех предложенных
занятий выбрали альбом с