Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа
Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74
Алина М.
- Девочки, смотрите, платье пышное, как у принцессы, только короны не хватает.
Из 30 % только 10 % детей
спросили, кто нарисовал эту
В течение нескольких
дней у детей было желание
взять в руки альбом и
Ко второй группе мы отнесли 8 детей (40 %), которые подошли к воспитателю. Она предложила вместе с ней рассмотреть иллюстрации, разложить портреты художников в файлы. Дети старательно помогали раскладывать, рассматривали, слушали, как воспитатель рассказывает о картине, но, к сожалению, не задавали вопросов и не делились своими впечатлениями, но могли ответить на отдельные вопросы.
К третьей группе мы отнесли детей, которые не проявляли инициативы взять альбом в руки и рассмотреть репродукции.
Сергей Р.
На вопрос: «Почему ты хочешь посмотреть, что там?», - ответил: «Да я не знаю, там картинки всякие, не хочу смотреть, я играю».
Андрей М.
- Не хотим смотреть, потом посмотрим.
Таких детей было 6 человек (30 %).
Результаты работы
по определению уровня
Гистограмма 3
Определение уровня активности
Кол-во
детей,
в %
уровень
активности
высокий средний низкий
Таким образом, можно сделать
вывод: что большинство детей
интересуются произведениями
Для определения уровня
сформированности
Гистограмма 4
Уровень развития эстетического вкуса у старших дошкольников
Одна из задач констатирующего эксперимента предусматривала проведение анкетирования родителей детей эксперементальной группы.
Таким образом мы пытались выяснить отношение родителей к изучаемой проблеме, которое во многом определяет состояние исследуемой нами проблемы.
Родителям было предложено ответить на вопросы:
1. Что такое эстетический вкус?
2. С какого возраста можно его формировать у детей и каким образом?
3. Кто может формировать эстетический вкус детей?
Анализ ответов на
первый вопрос показал, что
большинство респондентов (40 %) ответили,
что «эстетический вкус – это
что-то индивидуальное. Дети должны
видеть красоту и каждый по-
На второй вопрос: «С
какого возраста можно
50 % родителей считают эстетический вкус нужно формировать с раннего возраста, когда ребенок начинает говорить, надо часто с ним гулять, чтобы он видел красоту природы во всех сезонах.
30 % считают, что вкус
развивается тогда, когда
20 % родителей утверждают,
что должна быть связь с
искусством, музыкой, чтением
На третий вопрос, кто
должен заниматься с детьми
и формировать эстетический
20 % родителей ответили, что
все взрослые должны
20 % считают, что это
долг родителей воспитывать
60 % родителей считают,
что вкус развивается сам
Таким образом,
Вместе с тем, данные
констатирующего этапа
2.2. Методика формирующего эксперимента
На этапе формирующего
1. Организовать с детьми
художественные наблюдения в
природе и быту с установкой
на возможность передачи
2. Знакомить детей с
живописью через
3. Развивать художественные
ассоциации, способность сопоставлять
произведения живописи с
4. Активизировать желание общаться по поводу красоты в беседе, играх.
5. Организовать работу
с родителями по данной
В соответствии с
поставленными задачами, мы определили
несколько направлений
I направление предусматривало проведение серии занятий, игр по ознакомлению детей с живописью.
II направление – осуществление работы с родителями по проблеме формирования у детей старшего возраста эстетического вкуса посредством живописи.
Эти направления
Первое направление
формирующего эксперимента
Мы полагали, что для
решения поставленных задач
Было проведено 9 занятий,
которые разрабатывались с
1. О чем рассказывает
пейзажная картина (
2. О чем нам может
рассказать линия горизонта в
пейзажной картине (
3. Сравнивание картин «Зима»
И.И. Шишкина, «Сказка инея и
восходящего солнца», «
4. «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине» (игра).
5. «Найди картину по палитре».(игра).
6. Рассматривание репродукций картин А.А. Пластова «Первый снег», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» и К.Ф. Юона «Мартовское солнце».
7. «Составь пейзаж из пазлов».(игра).
8. «Придумай пейзаж».
9. «Волшебный круг».
В ходе занятий применялись такие методы, как беседы, наблюдения с детьми на прогулке за природой и явлениями природы, игры, рассказ.
В содержание занятий
мы старались включить такой
познавательный материал, который
бы заинтересовал детей,
Сообщение детям о
том, что у них будут
Планируя первое занятие,
мы провели подготовительную
работу. Определяли состояние погоды,
находили красивые эпитеты.
Никита К.
- Лишь осень золотая
Лист опалит огнем,
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
Играли с детьми в игру: «Кто быстрее выложит узор из разных листиков? Собери букет из осенних листьев». При этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается любовь к природе, бережное отношение к ней.
На первом занятии
«О чем рассказывает пейзажная
картина» осуществлялось
Мы пытались рассказать особенности пейзажного жанра: многообразие и взаимосвязь объектов изображения, пространственность – линейная и воздушная перспектива, многоплановость. Познакомили детей с искусствоведческими терминами. Это занятие вызвало у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастность за красоту окружающей нас природы. Войдя в изостудию, дети растерянно остановились и тихо стояли. Затем немного освоились, и было заметно, как некоторые шептались. Занятие проходило в виде экскурсии. Мы отметили, что детям было интересно, они с желанием отвечали на вопросы и задавали их. Глаза были наполнены радостью и светом, блестели, и было заметно, что очень внимательно они слушают рассказ «экскурсовода». На второй день мы решили еще раз сходить в изостудию. Дети запомнили название некоторых картин и могли отличить виды пейзажа. Мы предложили организовать конкурс «Кто задаст интересный вопрос о понравившемся произведении?» Показателями интересного вопроса определялось оригинальностью, никем еще не заданный или в котором отразилось личное видение картины. Большой восторг вызвал у детей этот конкурс.
Но вопросы в последующие
дни мы с детьми разбирали в
группе, так как они могут носить
разносторонний характер. Постановку
детьми таких вопросов мы считаем
показателем не только их интереса
к живописи. Это свидетельствует
о формирующейся у них
Второе занятие «О
чем нам может рассказать
Такие наблюдения обусловили
хороший результат на занятиях.
Дети, с удовольствием рассматривая
репродукции картин «Золотая
осень» И. Левитана, «Золотая осень»
М. Остроухова, находили линию
горизонта, хотя она и
Третье занятие потребовало
большей подготовки. К занятию
выбирали пьесы «Времена года»,
На этом занятии
мы наблюдали за
Дети с нетерпением ждали новой встречи, потому что предложили игру «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине. В игре дети определяли, какое цветосочетание преобладает в картине (теплое, холодное, контрастное), и из каких цветовых тонов оно составлено.
В игру предлагали
играть и последующие дни, т.к.
Мы предложили играть
еще в одну игру «Найди
Выполняя первое задание,мы поочередно показывали детям палитры с холодной, теплой и контрастной гаммой и предлагали найти картины, написанные этими цветосочетаниями.
Второе задание предпологало,
что дети сначала должны найти
картину, соответствующую яркой, насыщенной
цветовой палитре, а затем – мягкой,
пастельной. Такие игры вызвали большой
интерес у детей. Мы старались
на занятии формировать все
На четвертое занятии
проводилась беседа о зиме
рассматривались репродукции
«О чем эти произведения?
Что в них общего? А чем они отличаются?
Как изображают разные художники зиму?
Чем отличается настроение картины?
В чем отличие световой гаммы?
Какое произведение вам больше всего понравилось и почему? Расскажите».
Мы слушали рассказы
детей и отметили, что желание
общаться с произведениями
Большой интерес у
детей вызвали картины с
«Иван царевич на сером волке»,
«Аленушка»,
«Три богатыря»,
«Царевна Лебедь».