Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

Алина М. 

- Девочки, смотрите, платье  пышное, как у принцессы, только  короны не хватает.      

 Из 30 % только 10 % детей  спросили, кто нарисовал эту понравившуюся  картину.      

 В течение нескольких  дней у детей было желание  взять в руки альбом и рассматривать.       

 Ко второй группе  мы отнесли  8 детей (40 %), которые подошли к воспитателю.  Она предложила вместе с ней рассмотреть иллюстрации, разложить портреты художников в файлы. Дети старательно помогали раскладывать, рассматривали, слушали, как воспитатель рассказывает о картине, но,  к сожалению, не задавали вопросов и не делились своими впечатлениями, но могли ответить на отдельные вопросы.     

   К третьей группе мы отнесли детей, которые не проявляли инициативы взять альбом в руки и рассмотреть репродукции.

Сергей Р.

На вопрос: «Почему ты хочешь посмотреть, что там?», -  ответил: «Да я не знаю, там картинки всякие, не хочу смотреть, я играю».

Андрей М.

- Не хотим смотреть, потом  посмотрим.      

 Таких детей было 6 человек  (30 %).      

 Результаты работы  по определению уровня активности  в деятельности графически представлены  в гистограмме 3.                               

Гистограмма 3

Определение уровня активности

Кол-во

детей,

в %

 
 
 
 

уровень

активности                                                                                                                           

 

 

                                высокий          средний                    низкий     

 
 

 

 

       Таким образом, можно сделать  вывод: что большинство детей  интересуются произведениями живописи  и с желанием  идут на контакт с искусством, но недостаточно проявляют инициативу и самостоятельность.      

 Для определения уровня  сформированности эстетического  вкуса дошкольников мы проанализировали  результаты констатирующего эксперимента  и графически представили их  в гистограмме 4.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гистограмма 4

Уровень развития эстетического вкуса у старших  дошкольников

 
   

    Одна из задач констатирующего эксперимента предусматривала проведение анкетирования родителей детей эксперементальной группы.      

 Таким образом мы  пытались выяснить отношение  родителей к изучаемой проблеме, которое во многом определяет состояние исследуемой нами проблемы.      

 Родителям было предложено  ответить на вопросы:

1. Что такое эстетический  вкус?

2. С какого возраста  можно его формировать у детей  и каким образом?

3. Кто может формировать  эстетический вкус детей?      

 Анализ ответов на  первый вопрос показал, что  большинство респондентов (40 %) ответили, что «эстетический вкус – это  что-то индивидуальное. Дети должны  видеть красоту и каждый по-своему». 60% родителей затруднились ответить  на вопрос.      

 На второй вопрос: «С  какого возраста можно формировать  эстетический вкус и каким  образом?»      

50 % родителей считают  эстетический  вкус нужно формировать с раннего возраста, когда ребенок начинает говорить, надо часто с ним гулять, чтобы он видел красоту природы во всех сезонах.       

30 % считают, что вкус  развивается тогда, когда ребенок  видит и различает красивые  вещи, родители должны предлагать  на выбор тот или иной предмет  для ребенка, и наверняка, считают  они, будет развиваться вкус.      

20 % родителей утверждают, что должна быть связь с  искусством, музыкой, чтением художественной  литературы, танцами. Перечисляли  музеи, выставки, но никто не  связал возможность формирования  вкуса при ознакомлении с живописью.       

 На третий вопрос, кто  должен заниматься с детьми  и формировать эстетический вкус?       

20 % родителей ответили, что  все взрослые должны воспитывать  эстетический вкус, кому не безразлично  будущее детей.      

20 % считают, что это  долг родителей воспитывать человека.       

60 % родителей считают,  что вкус развивается сам собой,  его не надо формировать, чтобы  не получилось.      

 Таким образом, проанализировав  ответы родителей мы сделали  вывод:   родители правильно оценивают необходимость формирования эстетического вкуса ребенка, но вместе с тем недооценивают то, что восприятие ребенком произведений искусства оказывает сильное воздействие на формирование  его личности, на сознание, поведение, эмоциональную сферу, формирование эстетического видения действительности и вкуса.      

 Вместе с тем, данные  констатирующего этапа эксперимента  позволили сделать неутешительные  выводы о недостаточном уровне  сформированности эстетического  вкуса дошкольников. 

 

2.2. Методика формирующего  эксперимента     

 

 

         На этапе формирующего эксперимента  нами решались следующие задачи:

1. Организовать с детьми  художественные наблюдения в  природе и быту с установкой  на возможность передачи красоты  в живописи.

2. Знакомить детей с  живописью через искусствоведческий  рассказ, беседу, дидактические игры  на занятиях и вне.

3. Развивать художественные  ассоциации, способность сопоставлять  произведения живописи с аналогичными  явлениями из жизни.

4. Активизировать желание  общаться по поводу красоты  в беседе, играх.

5. Организовать работу  с родителями по данной проблеме.       

 В соответствии с  поставленными задачами, мы определили  несколько направлений формирующего  эксперимента:

I направление предусматривало проведение серии занятий, игр по ознакомлению детей с живописью.

II   направление – осуществление работы с родителями по проблеме формирования у детей старшего возраста эстетического вкуса посредством живописи.      

 Эти направления осуществлялись  во взаимодействии.      

 Первое направление  формирующего эксперимента предусматривало  работу с детьми на прогулке, занятиях, играх и в свободное  время. Все специально подобранные  приемы были нацелены на реализацию  основ эстетического вкуса у  старших дошкольников в процессе  ознакомления с произведениями  живописи.      

 Мы полагали, что для  решения поставленных задач необходимо  было систематическое общение  детей с живописью.  Иллюстрации с произведениями живописи помещались в групповой комнате у «Полочки красоты», использовались на занятиях.     

 Было проведено 9 занятий,  которые разрабатывались с учетом  рекомендаций  Н.А. Курочкиной, Р.М. Чумичевой [23, 45]. Темы занятий следующие:

1. О чем рассказывает  пейзажная картина (рассматривание  картин).

2. О чем нам может  рассказать линия горизонта в  пейзажной картине (рассматривание  картин).

3. Сравнивание картин «Зима»  И.И. Шишкина, «Сказка инея и  восходящего солнца», «Февральская  лазурь» И.Э. Грабаря.

4. «Подбери на своей  палитре краски, которые художник  использовал в картине» (игра).

5. «Найди картину по  палитре».(игра).

6. Рассматривание репродукций  картин А.А. Пластова «Первый  снег»,  И.Э. Грабаря  «Февральская лазурь» и К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

7. «Составь пейзаж из  пазлов».(игра).

8. «Придумай пейзаж».

9. «Волшебный круг».      

 В ходе занятий применялись  такие методы, как беседы, наблюдения  с детьми на прогулке за  природой и явлениями природы,  игры, рассказ.      

 В содержание занятий  мы старались включить такой  познавательный материал, который  бы заинтересовал детей, расширял  и углублял их знания, развивал  эстетический вкус.      

 Сообщение детям о  том, что у них будут проводиться  занятия по ознакомлению с  живописью, вызвало интерес, радость  ожидания чего-то нового, приятного,  неизвестного, встречу с произведениями  живописи.      

 Планируя первое занятие,  мы провели подготовительную  работу. Определяли состояние погоды, находили красивые эпитеты. Рассматривали  на участке листву разных деревьев, выделяя характерные признаки. Очень  понравилось, как дети читают  стихи.

Никита К.

- Лишь осень золотая

Лист опалит огнем,

Березка облетает,

Тоскует под дождем.      

 Играли с детьми  в игру: «Кто быстрее выложит  узор из разных листиков? Собери  букет из осенних листьев». При  этом закрепляются  знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, классификация) и наряду с этим воспитывается  любовь к природе, бережное отношение к ней.      

 На первом занятии  «О чем рассказывает пейзажная  картина» осуществлялось знакомство  с  видами  пейзажа.      

 Мы пытались рассказать  особенности  пейзажного жанра: многообразие и взаимосвязь объектов изображения, пространственность – линейная и  воздушная перспектива, многоплановость. Познакомили детей с искусствоведческими терминами. Это занятие вызвало у детей эмоциональный отклик на настроение пейзажных картин: радость, удивление, чувство сопричастность за красоту окружающей нас природы. Войдя в изостудию, дети растерянно остановились и тихо  стояли. Затем немного освоились, и было заметно, как некоторые шептались. Занятие проходило в виде экскурсии. Мы отметили, что детям было интересно, они с желанием отвечали на вопросы и задавали их. Глаза были наполнены радостью и светом, блестели, и было заметно, что очень внимательно они слушают рассказ «экскурсовода». На второй день мы решили еще раз сходить в изостудию. Дети запомнили название некоторых картин и могли отличить виды пейзажа. Мы предложили организовать конкурс «Кто задаст  интересный вопрос о понравившемся произведении?» Показателями интересного вопроса определялось оригинальностью, никем еще не заданный или в котором отразилось личное видение картины. Большой восторг вызвал  у детей этот конкурс.

Но вопросы в последующие  дни мы с детьми разбирали в  группе, так как они могут носить разносторонний характер. Постановку детьми таких вопросов мы считаем  показателем не только их интереса к живописи. Это свидетельствует  о формирующейся у них определенной направленности взглядов и эстетического  вкуса.      

 Второе занятие «О  чем нам может рассказать линия  горизонта в пейзажной картине»  мы решили провести наблюдение  в природе за линией горизонта  с разных точек (с возвышения, с низко расположенной точки). Дети могли увидеть, в каком  месте небо «сошлось» с землей.       

 Такие наблюдения обусловили  хороший результат на занятиях. Дети, с удовольствием рассматривая  репродукции картин «Золотая  осень» И. Левитана, «Золотая осень»  М. Остроухова, находили линию  горизонта, хотя она и располагалась  по-разному. С детьми была организована  игра «Найди картину по модели».  Мы отметили и тот факт, что  дети сами рисовали модели  схематично. Игру организовывали  самостоятельно. На занятиях развивались  представления детей о средствах  выразительности.      

 Третье занятие потребовало  большей подготовки. К занятию  выбирали пьесы «Времена года»,  готовили костюм Зимушки для  сюрпризного момента и гостинцы.       

 На этом занятии  мы наблюдали за эмоциональными  проявлениями детей и отметили  тот факт, что музыка помогает  детям увидеть в картине что-то  индивидуальное для каждого. Дети  говорили о картинах с чувством  волнения, отвечая на вопросы  поставленными нашим экскурсоводом,  говорили, что хочется кружиться  там … -  в картине. «Зимушка» помогла увидеть детям цветовую гамму. В подарок дети получили сладости. Занятие получилось насыщенным, и дети остались довольны своими ответами.      

 Дети с нетерпением  ждали новой  встречи, потому что предложили игру «Подбери на своей палитре краски, которые художник использовал в картине. В игре дети определяли, какое цветосочетание преобладает в картине (теплое, холодное, контрастное), и из каких цветовых тонов оно составлено.      

 В игру предлагали  играть и последующие дни, т.к.  дети с желанием вызывались  играть.      

 Мы предложили играть  еще в одну игру «Найди картину  по палитре». В игре было два  задания.

Выполняя  первое задание,мы поочередно показывали детям палитры с холодной, теплой и контрастной гаммой и предлагали найти картины, написанные этими цветосочетаниями.

Второе задание предпологало, что дети сначала должны найти  картину, соответствующую яркой, насыщенной цветовой палитре, а затем – мягкой, пастельной. Такие игры вызвали большой  интерес у детей. Мы старались  на занятии формировать все компоненты эстетического вкуса.  

 На четвертое занятии  проводилась беседа о зиме  рассматривались репродукции картин  А.А. Пластова «Первый снег»,  И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  и К.Ф. Юона «Мартовское солнце».  Детям предлагалось  рассмотреть картины и ответить на вопросы экскурсовода:

«О чем эти произведения?

Что в них общего? А чем  они отличаются?

Как изображают разные художники  зиму?

Чем отличается настроение картины?

В чем отличие световой гаммы?

Какое произведение вам больше всего понравилось и почему? Расскажите».       

 Мы слушали рассказы  детей и отметили, что желание  общаться с произведениями искусства  у детей возрастает, по внешнему  признаку видно – у детей  лица сияют, глаза горят. Дети  пытаются дополнить рассказы  других детей.      

 Большой интерес у  детей вызвали картины с героями:

«Иван царевич на сером  волке»,

«Аленушка»,

«Три богатыря»,

«Царевна Лебедь».      

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема