Коллективные игры в воспитательной среде школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Развитие современной школы проходит в нестабильном обществе, в кризисных условиях. Наблюдается обеднение эмоциональной сферы ребенка, сокращение периода детства, раннее столкновение детей с множеством взрослых проблем. В этих условиях одним из главных средств воспитания может и должна стать игра, потому что именно с ее помощью происходит процесс социализации ребенка, познание себя и окружающей действительности, развитие различных умений и навыков. Значимость игровой деятельности как неотъемлемой части жизни школьников признается большинством педагогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коллективных игр в воспитательной среде школы.
Сущность игры………………………………………………………………..5
Классификации игр………………………………………………………….12
Коллективная игра и ее функции…………………………………………...18
Значение игры и ее роль в развитии ребенка………………………………22
Глава 2. Особенности реализации коллективных игр в практике воспитательного процесса.
2.1. Коллективные игры. Сущность их проведения…………………………...24
2.2. Анкетирование педагогического состава………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

коллективные игры 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ  РФ

Пензенский государственный  педагогический университет им. В.Г.Белинского

 

 

 

 

 

 

 

Факультет  психологии   Кафедра                                                                                                      

психологии и педагогики                                                                                                                                                      профессионального обучения

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Коллективные игры в  воспитательной среде школы

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студенка группы ПС -22

Леонова Татьяна

                                                  Проверила:  к.п.н., доцент 

                                                                            Н.Е. Стенякова

 

 

 

 

 

 

Пенза, 2011

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические  аспекты коллективных игр в воспитательной среде школы.

    1. Сущность игры………………………………………………………………..5
    2. Классификации игр………………………………………………………….12
    3. Коллективная игра и ее функции…………………………………………...18
    4. Значение игры и ее роль в развитии ребенка………………………………22

Глава 2. Особенности реализации коллективных игр в практике воспитательного  процесса.

2.1. Коллективные игры. Сущность  их проведения…………………………...24

2.2. Анкетирование педагогического  состава………………………………….28

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...30

Приложения……………………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение

 

Развитие современной  школы проходит в нестабильном обществе, в кризисных условиях. Наблюдается  обеднение эмоциональной сферы ребенка, сокращение периода детства, раннее столкновение детей с множеством взрослых проблем. В этих условиях одним из главных средств воспитания может и должна стать игра, потому что именно с ее помощью происходит процесс социализации ребенка, познание себя и окружающей действительности, развитие различных умений и навыков.

Значимость игровой  деятельности как неотъемлемой части  жизни школьников признается большинством педагогов. Внимание исследователей концентрировалось на таких проблемах как:

- формирование детского коллектива через игру;

- влияние игры на  межличностные отношения, на развитие определенных навыков и качеств личности;

-  формирование социально-культурного  опыта и активизация учебно-воспитательного  процесса посредством игры;

- развитие творческих способностей через игру

- диагностические возможности  игры;

- роль игры в психическом  развитии ребенка.

В этих исследованиях  авторы говорят о необходимости  применения коллективной игры.

В современной теории не затронуты проблемы роли и функции коллективной игры, её содержания и специфики. Следовательно, на сегодняшний день проблема реализации коллективной игровой деятельности в школьной системе остается актуальной для педагогических исследований.

Данные проблемы и  определили выбор темы курсового исследования: «Коллективная игра в воспитательной среде школы»

Цель курсовой работы: изучить и определить сущность коллективной игры и эффективность ее применения в современной воспитательной системе школы.

Объектом исследования является воспитательная система школы.

Предметом – коллективная игра и специфика её проведения.

Исходя из указанной  цели, можно выделить задачи исследования.

1. На основе анализа теоретической литературы:

- раскрыть сущность понятия «игра» и её роль в развитии ребенка;

- выявить специфику коллективной игры и ее функции в воспитательной системе школы;

2. На основе наблюдений и опыта организации игр:

- проанализировать влияние  коллективных игр на эмоциональный  фон ребенка;

- выявить значимость коллективной игровой деятельности в современной воспитательной и обучающей среде.

В исследовании были применены  следующие методы: наблюдение, формирующий эксперимент (включающий организацию игры), анкетирование учителей начальных классов.

Исследование проводилось  в Тамалинской МОУ СОШ №1. В работе принимали участие ученики 3-го класса, в составе 20 человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты коллективных игр в воспитательной среде школы.

1.1 Сущность игры.

Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как  будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игра как одно из удивительных явлений привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Определенные этапы развития обусловили негативное отношение к игре и сделали почти невозможной направленность теоретической мысли на исследование этой деятельности. Но с последней трети XIX века интерес к игровой деятельности появляется вновь, появляются первые научные теории игры.

Игра начинает рассматриваться  как важное средство формирования и  тренировки навыков, необходимых для психофизического и личностного развития, как первичная форма приобщения человека к социуму, а так же как один из способов формирования способности к обучению и воспитания чувства ответственности за свои поступки и за свою группу. Одним из первых исследователей, высказавшим подобные взгляды на игру, был К.Гросс. С начала XX века интерес к изучению игры возникает с новой силой. Ряд исследователей (У. Макдауголл, Г. Мерфи, Ф.Я. Бентендейх) выдвинули тезис, что игра – это "некий социальный инстинкт", присущий каждому человеку. Большой популярностью до сих пор пользуется теория игра как самовыражение (Ж.Пиаже). Представители культуроведческого подхода к игре считают, что игра украшает жизнь, дополняет ее и является жизненно необходимой каждому человеку. Известный советский психолог А.Н.Леонтьев считал игру ведущей деятельностью дошкольного периода, благодаря овладению и выполнению которой формируются центральные психологические новообразования и происходит подготовка к другим видам деятельности.

Один из ведущих современных психологов России Р.С.Немов определил игру как "вид деятельности, выполняющий две функции: психологическое развитие человека и его отдыха". Многие выдающиеся педагоги обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. А.С. Макаренко считал, что игра обеспечивает высокую эффективность любой деятельности и способствует гармоничному развитию личности, так как "хорошая игра" обязательно содержит в себе усилие (физическое, эмоциональное, интеллектуальное или творческое), доставляет радость (радость творчества, победы) и налагает ответственность на участников. В игре особенно проявляются способности ребенка.

Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями:

- средство развития мотивационно – потребностной сферы;

- средство развития умственных действий;

- средство познания;

- средство развития произвольного поведения.[5, c.350]

В публичной практике последних лет в науке понятие  игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра применяется, как общенаучная, серьезная категория. Может быть, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Большая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых свойств, в игре реализуется потребность действия на мир. Игра дает свободу, так как она не задачка, не долг, не закон. По приказу играться нельзя, лишь добровольно.[1, с.485-494]

 Особенности игровой  деятельности

Выделяя особенности  игровой деятельности, мы, в первую очередь ориентировались на книгу Й. Хейзинга:

1. Всякая игра есть  прежде всего свободная деятельность. Игра по приказу уже не является  игрой. В крайнем случае она  может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Уже благодаря свободному характеру игра выходит за рамки природного процесса. Она присоединяется к нему, располагается поверх него как украшение.

Ребенок или животное играют, потому что испытывают удовольствие от игры, и в этом заключается их свобода. Для человека взрослого и дееспособного игра есть некое излишество. Во всякое время игра может быть отложена или не состояться вообще. Игра не диктуется физической необходимостью, тем более моральной обязанностью. Игра не есть задание. Она протекает «в свободное время». И лишь когда игра смыкается с исполнительскими искусствами (театр, исполнение музыкальных произведений и т.д.) или спортом понятия должествования, задания, обязанности привязываются к игре.

2. Игра не есть «обыденная»  жизнь и жизнь как таковая.  Она скорее выход из рамок  этой жизни во временную сферу  деятельности. Даже малый ребенок  знает, что играет лишь «как  будто» взаправду, что все «понарошку».  Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей, прерывает этот процесс. Она вклинивается в него как временное действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия.

3. Третья отличительная особенность игры заключается в том, что игра обособляется от «обыденной» жизни местом действия и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой.

Игра начинается и в определенный момент заканчивается. Она сыграна. Пока она происходит, в ней царит движение, прямое и попятное, подъем и спад, чередование, завязка и развязка.

Кроме того, любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, материально или только идеально, преднамеренно или как бы само подразумеваясь. Арена цирка, игральный стол, сцена, киноэкран, шахматная доска – все они по форме и функции суть игровые пространства, то есть отчужденная земля, обособленные, выгороженные, освещенные территории, на которых имеют силу особенные, собственные правила. Это как бы временные миры внутри обычного, созданные для выполнения замкнутого в себе действия.

 Внутри игрового  пространства царит собственный  порядок. Порядок, устанавливаемый игрой, имеет непреложный характер. Малейшее отклонение от него расстраивает игру, лишает ее собственного характера и обесценивает. В хаотическом мире, в сумбурной жизни игра создает временное ограниченное совершенство.

4. Игре свойственно  эмоциональное и волевое напряжение. Напряжение вызывается неуверенностью, неустойчивостью, неким шансом или возможностью. Чтобы нечто «удалось», требуются усилия. Напряжение присутствует уже в хватательных движениях грудного младенца, у котенка, гоняющего катушку ниток, у играющей в мяч маленькой девочки. Оно преобладает в индивидуальных играх на ловкость и сообразительность – головоломке, мозаике, пасьянсе, стрельбе в мишень, – и значение его возрастает по мере того, как игра приобретает все более соревновательный характер. В азартной игре и в спортивном состязании он достигает крайней точки. Напряжение игры подвергает проверке играющего: его физическую силу, выдержку и упорство, находчивость, удаль и отвагу, выносливость, а вместе с тем и духовные силы играющего, коль скоро он, одержимый пламенным желанием выиграть.

5. У каждой игры  свои правила. Они диктуют,  что будет иметь силу внутри  отграниченного игрой временного  мирка. Правила игры обязательны  и не подлежат сомнению. Стоит  нарушить правила, и все здание  игры рушится. Игра перестает существовать. Свисток спортивного судьи разрушает чары и временно восстанавливает в правах «обыденный мир».

 Играющий, который  не подчиняется правилам или  обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно.  Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Плут, шулер лишь притворяется, что играет. Общество играющих легче прощает ему его грех, чем нарушителю игры, ибо этот последний ломает весь их игровой мирок. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Он отнимает у игры иллюзию. Поэтому он должен быть уничтожен, ибо угрожает самому существованию игрового сообщества. Фигура нарушителя игры, «штрейкбрехера игры», наиболее ярко проявляется в игре мальчишек: их не интересует, почему «штрейкбрехер» против игры – потому ли, что боится рисковать, или потому, что ему нельзя по здоровью. Дети не признают никаких «нельзя» и называют это «струсить».

Информация о работе Коллективные игры в воспитательной среде школы