Коллективные игры в воспитательной среде школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Развитие современной школы проходит в нестабильном обществе, в кризисных условиях. Наблюдается обеднение эмоциональной сферы ребенка, сокращение периода детства, раннее столкновение детей с множеством взрослых проблем. В этих условиях одним из главных средств воспитания может и должна стать игра, потому что именно с ее помощью происходит процесс социализации ребенка, познание себя и окружающей действительности, развитие различных умений и навыков. Значимость игровой деятельности как неотъемлемой части жизни школьников признается большинством педагогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коллективных игр в воспитательной среде школы.
Сущность игры………………………………………………………………..5
Классификации игр………………………………………………………….12
Коллективная игра и ее функции…………………………………………...18
Значение игры и ее роль в развитии ребенка………………………………22
Глава 2. Особенности реализации коллективных игр в практике воспитательного процесса.
2.1. Коллективные игры. Сущность их проведения…………………………...24
2.2. Анкетирование педагогического состава………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

коллективные игры 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

5 игра: «Театр - экспромт».

Задание игры: участника  необходимо выбрать роль и без  репетиции по ходу чтения текста выполнять  действия. В итоге должна получиться небольшая сценка.

Роли: котенок, солнце, две  сороки, ветерок, петух, курица, бумажка, щенок, ведущий.

Ведущий читает текст (см. приложение 3), а участники исполняют свои роли.

Эта игра имеет больше развлекательную функцию, а также  в ней присутствуют элементы сюжетно-ролевой  игры, что позволяет детям ощутить  свою роль в данной группе.

6 игра: «Щепка».

Ведущий: «Нам надо представить  себя берегами реки. Ребята, давайте  построимся в две шеренги –  вы берега реки.»

Правила игры:

- водящий не должен  открывать глаза;

- наличие полной тишины;

- каждый, стоящий в  шеренге, обязательно должен дотронуться до водящего.

Задание к игре: группа выстраивается в две шеренги. Выбирается водящий по желанию. Он закрывает  глаза и превращается в щепку. «Плывет» вдоль двух берегов. Задача участников дотрагиваться до «щепки», помочь ей доплыть до конца. Так, пока все желающие не поучаствуют.

Целью игры является:

- сплочение группы;

- помочь ребятам в  осознании себя членом данной  группы;

- повысить уровень  доверия в группе;

Данную игру дети выполняли  с некоторой осторожностью, переживая  за друг друга. Впечатлений у ребят осталась масса.

Для того чтобы определить насколько данные игры повлияли на эмоциональный фон детей, было предложено каждому участнику нарисовать рисунок нам на память. Но им была предложена тема рисунка «Место где я сейчас хотел(а) побывать». У 80% учащихся в рисунках преобладали светло голубые, желтые, розовые тона, и места где они хотели бы повыть располагаются либо в теплых южных странах, либо на берегу моря (которое нарисовало 55% участников). Данные сведения говорят о том, что большинство ребят осталось в теплом, доброжелательном и приподнятом настроении. Но так же и было 3 рисунка с ярко красными цветами, а как известно красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе. И на одном рисунке присутствовал черный цвет -  цвет неуверенности, символизирующий что-то мрачное.

2.2 Анкетирование  педагогического состава.

Для выявления значимости коллективной игры в современной  воспитательной среде школы использовался такой метод исследования как анкетирование. (см. приложение 4)

В работе приняло участие 5 учителей, 4 из которых относятся к игровой деятельности положительно. Все они считают, что игровая деятельность необходима для развития ребенка, и все они применяют игру в своей работе с детьми. Чаще всего учителя применяют игру во время уроков, с целью закрепления изученного материала. Свое предпочтение они отдают подвижным играм, как время перемены, так и во внеурочное время, но некоторые считают важными и проведение развивающих, ролевых игр, игр соревновательного характера, которые, по их мнению, необходимы для полноценного развития психических сторон личности. Большинство учителей не находят сложность в организации и проведении игровой деятельности с учащимися. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что в современной школьной системе учителя не забывают о таком важной деятельности как игра, стараются применять ее в своей работе и считают ее неотъемлемой частью процесса воспитания и обучения.

Исходя, из заданной цели и задач можно сказать, что игры непосредственно повлияли на эмоциональный фон детей, так как до проведения игр дети находились в утомленном состоянии после нескольких уроков, а после проделанной с ними работы они были в приподнятом настроении, активны, и хотели играть еще.

После проведения игры «Щепка», по словам учителя, дети, которые не общались друг с другом, стояли рядом и делились своими ощущениями. Следовательно, уровень доверия в коллективе хоть и немного, но повысился.

Результаты анкетирования  также дали понять то, что игровая деятельность присутствует в воспитательном процессе в современной школе, несмотря на то, что у учителей на это имеется небольшое количество времени и средств.

Заключение

В заключении проведенного нами исследовании целесообразно привести следующие итоговые положения.

Коллективная игра - это неотъемлемая часть воспитательного процесса, заключающаяся в создании ситуации, в которой каждый ребенок должен ощутить себя частью чего-то целого,  развить в себе такие качества как сплоченность, ответственность, адаптироваться в обществе сверстников. К сожалению, на сегодняшний момент не все образовательные учреждения применяют игру, как один из основных видов деятельности ребенка. Хоть она и является очень эффективным средством работы с детьми и в процессе воспитания и в процессе обучения. Коллективная игра выполняет множество функций, формирует  различные умения и навыки. Следовательно, процесс воспитания и обучения будет наиболее эффективным, если каждая школа будет прослеживать наличие игровой деятельности в среде учащихся. Также очень многое зависит от компетентности и заинтересованности в воспитании учительского коллектива.

В практической работе было выявлено, что игра применяется больше во время уроков, с целью усвоения материала, чем как одно из важных средств воспитания. Также было замечено, что коллективная игра  не совсем эффективно применяется учителями в работе, так как класс остается не сплоченным.

Следовательно, можно  сказать, что в проделанной работе удалось изучить коллективную игру, как неотъемлемый компонент воспитательного  процесса, а также проанализировать эффективность игры и ее применение в современной воспитательной среде школы.

По нашему мнению многие проблемы, такие как: эффективность применения коллективной игры, заинтересованность современного педагога в реализации игры в своей деятельности и др., остаются неразрешенными, так как,  требуют координальных нововведений в процесс современного воспитания.

Список используемой литературы:

 

  1. Л.Ю. Сироткин «Младший школьник, его развитие и воспитание». - М.: – Новая школа, 1998.
  2. А.М. Новиков «Введение в методологию игровой деятельности». - М.:2005
  3. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры». М.:   Просвещение, 1991.
  4. Г.Г. Левитас «Педагогика». - М. - 1981.
  5. Д.Б. Эльконин «Психология игры». - М.: Просвещение, 1987.
  6. Н.П. Аникеева «Воспитание игрой». - М.: Просвещение, 1987.
  7. Российская педагогическая энциклопедия: Т.1. М.: 1993.
  8. Немов Р.С., Кирпичник А.Г. «Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива». - М.: Педагогика, 1988
  9. В.П. Петрунек , Л.Н. Таран «Младший школьник». - М.: - Педагогика, 1994.
  10. А. Фомина «Игра в структуре свободного времени детей» // М.: - Воспитание школьников. - 2005. - №3.
  11. Е.Е. Ханина, А.В. Солопова «Игровая форма обучения» // М.: - Открытая школа. - 2004. - №5.
  12. Г. Ховрина «Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе» // М.: - Школьный психолог. - 2005. - №21
  13. Н.П. Аникеева «Игра в педагогическом процессе». Новосибирск. - Знание, 1989.
  14. А.С. Прутченков «Социально-психологический тренинг межличностного общения». - М. - Новая школа, 1991.

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Загадки:                                1. Перепончатые лапки,

То ли лапки, то ли тапки

Сам он – крупный, белый,

Рыболов умелый.

Он ныряет, как матрос,

Бойкий, шумный…(альбатрос).

2. Она весну встречает  –

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

А платьице – в полоску

Ты узнаешь…(березку).

3. Как зовут меня, скажи  –

Часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок,

Синеглазый…(василек).

4. Любит он расти  на воле,

Не в саду, а в чистом поле –

Целой зарослью дремучей!

Он усатый и ползучий,

Спрятал ядрышки в  стручке –

Саблевидном кулачке,

Не раскусишь, коль засох.

Называется…(горох).

5. Он долго дерево  долбил

И всех букашек истребил.

Зря он времени не тратил,

Длинноклювый, пестрый…(дятел).

6. Не ласка, не куница,

Не белка, не лисица,

Не выдра и не горностай,

А кто же это – угадай.

В соседстве с ними он живет

Пушистый маленький…(енот).

7. Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых  ножек?

Это наш приятель…(ежик).

8. Станет он высок  и строен.

Нравом весел, беспокоен.

Будет быстрый и красивый,

С разлетающейся гривой!

Это будет, а пока

Только ждет он седока,

Набирается силенок

Тонконогий…(жеребенок).

9. Я в пуховой красной  майке

На лесной живу лужайке.

Я на цвет и вкус приятна,

Я сладка и ароматна.

Наклонись и погляди-ка:

Вот я -…(земляника).

10. Как это скучно  –

Сто лет без движенья

В воду глядеть

На свое отраженье.

Свесила гибкие ветви  с обрыва

Нежная, тихая, грустная…(ива).

11. На грядке привалился  на бочок

Солидный крутолобый…(кабачок).

12. Наш огород в образцовом  порядке.

Как на параде, построились  грядки.

Словно живая ограда вокруг –

Пики зеленые выставил…(лук).

13. Хвост зеленый, красная  головка.

Это остроносая…(морковка).

14. Прячусь я на дне  речном,

Я усатый, но не сом.

Друг на друга мы похожи,

Но меня не путай с  ним.

Видишь - пятнышки на коже,

Значит, это я…(налим).

15. Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину.

Из плодов он тверже всех,

Называется…(орех).

16. Он круглый и красный,

как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…(помидора).

17. Лопаты не нужно,

Сидит она близко.

Красная, с белой

Подкладкой…(редиска).

18. От частой поливки  едва не промокла

Мохнатая, темно–лиловая…(свекла).

19. Ковер цветастый  на лугу,

налюбоваться!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный…(тюльпан).

20. На спине свой  носит дом, Не нуждается ни  в ком.

При себе всегда пожитки

У медлительной…(улитки).

21. Красноватый огонек

Чуть полянку не поджег.

Он – краса лесных полян,

Родич курицы…(фазан).

22. Он ходит в рыжей шубке,

Как пилки, остры зубки.

Прожорливый зверек –

Гроза мышей…(хорек).

23. На ноге стоит  одной

И в болоте день-деньской –

Хочет выпить все до капли…

Нет глупее птицы…(цапли).

24. Был в саду переполох,

Он чуть было не заглох

Вырос там…(чертополох).

25. Есть в тайге сибирской  кедры,

На орехи кедры щедры:

Знают белки, знают мышки,

Что искать их надо в…(шишке).

26. Пестрая птичка,

Сама невеличка,

А голос хорош!

Лучше редко найдешь!

Песню на ветке завел

Звонкоголосый…(щегол).

27. Под стеклом цветы и травы,

Но совсем не для забавы –

Принесли сюда юннаты

Для музея…(экспонаты).

28. Есть при нашей  школе

Опытное поле,

Лейка и лопата –

Орудия…(юнната).

29. У различных хлебных  злаков

Вид и вкус неодинаков.

Не пшеница я, не просо,

Не гречиха и не рожь,

Молодцом ты будешь просто

Коль меня ты назовешь.

Но не ясно ли, как день,

Что зовут меня…(ячмень).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

А Т А В, Ш К А А , О П Е Л , С А О , Е Л М

 

Х У М А , Е Р П О, О Р Е М , И Р М , Х О У

 

Приложение 3

 

«Сегодня котенок впервые  вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крыльца и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его ожидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил щенка по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему–то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей».

Информация о работе Коллективные игры в воспитательной среде школы