Коллективные игры в воспитательной среде школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Развитие современной школы проходит в нестабильном обществе, в кризисных условиях. Наблюдается обеднение эмоциональной сферы ребенка, сокращение периода детства, раннее столкновение детей с множеством взрослых проблем. В этих условиях одним из главных средств воспитания может и должна стать игра, потому что именно с ее помощью происходит процесс социализации ребенка, познание себя и окружающей действительности, развитие различных умений и навыков. Значимость игровой деятельности как неотъемлемой части жизни школьников признается большинством педагогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коллективных игр в воспитательной среде школы.
Сущность игры………………………………………………………………..5
Классификации игр………………………………………………………….12
Коллективная игра и ее функции…………………………………………...18
Значение игры и ее роль в развитии ребенка………………………………22
Глава 2. Особенности реализации коллективных игр в практике воспитательного процесса.
2.1. Коллективные игры. Сущность их проведения…………………………...24
2.2. Анкетирование педагогического состава………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

коллективные игры 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Умение совместно действовать  служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений у детей.

Коллективная игра - это  игра, которая проводится для группы детей  и выполняет по отношению к ребенку комплекс функций:

- познавательную - с помощью игры дети познают не только окружающий мир, а также самих себя и других членов коллектива.

- творческого развития.

- коррекции - психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида. Поскольку основным назначением игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если все дети усвоили фабулу, сюжет и правила игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры объединяют детей, создают условия согласованности действий. Использование игры как средства психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эта функция использовалась слабо. [11, с.63]

- социокультурную - игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенции воспитания и формирования его как личности, позволяющий ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиции сублимации. Социокультурный смысл, к примеру, национальной игры в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры, стереотипы поведения в человеческих общностях. Игры помогают людям разных национальностей хранить наиболее привлекательные черты характера, хранить и развивать их. В играх утверждаются и межпоколенные связи. [13,с.43]

- коммуникативную - игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютно необходимы общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний. Любое игровое общество – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой ее участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива, ребенок берет на себя ряд моральных обязательств перед партнерами. Игра – победа товарищеского сознания. Общение следует рассматривать и как основной энергетический источник игры. В совместных коммуникативных играх наблюдается активное повышение жизненной энергии в результате игрового взаимодействия, сопереживания, состязания. Многие игры детей отличаются, прежде всего коллективным характером; несут заряд коммуникативной деятельности, общения, которые передают от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющимися [13, с.49].

- диагностическую - диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Диагноз – определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонений в поведении ребенка и вместе с тем в нормативном поведении. Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека. Ребенок сам в игре проверяет (самодиагностирует) свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создает условия внутренней активности личности. Игра наиболее объективна, выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом. [12, c.42]

- развлекательную - Развлечение в играх - это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. Игра самоценна привлекательностью развлечения в любой сфере деятельности. Но развлечение невозможно без удовольствий, которые не всегда зависят от разума, а чаще от воображения; надо позволять детям не только развлекаться, но и делать это так, как им нравится, если только эти развлечения невинные и не могущие причинить вреда их здоровью. [10, с.32]

Коллективные игры условно можно разделить на 2 группы:

- развивающие определенные  психологические качества и характеристики личности ребенка, например дисциплинированность, внимательность, и др.

- развивающие физические  способности, например игры на  развитие моторики, зрения и др.

Таким образом, коллективная игра, в нашем понимании, это игра в которой принимает участие группа людей объединенных совместной деятельностью. Она, во-первых, способствует развитию коллектива, формированию благоприятной среды общения, во-вторых, дарит детям положительные эмоции и веселое настроение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Значение игры и ее роль в развитии ребенка.

Игра - один из тех видов  детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным  действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок  развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. [1, c.82]

Например, в игре формируется  такое качество личности ребёнка, как  саморегуляция действий с учётом задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного  мышления. Ученые считают, что детские  игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Нужно приобщать детей  к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению [9, с.150].

Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это школа общения для ребенка [14, с.2].

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности 
психологических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться 
произвольное внимание и непроизвольная память. В условиях игры дети 
сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка.

В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими 
предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. Очень большое влияние игра оказывает на развитии речи. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие рефлексного мышления.

Игра учит достоинству, терпению, ролевому поведению, умению учитывать характер собеседника, его интересы, потребности, чувствовать, когда общение не понято, умение говорить/выступать по очереди. На основе игры начинает развиваться новый вид деятельности – учение.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что игра формирует различные качества личности ребенка (чувство коллективизма, трудолюбие, самостоятельность, общительность и др.),  активизирует такие психические процессы как мышление, память, внимание, воображение, также способствует развитию интеллектуальной и волевой сферы личности. Она играет большую роль в воспитании (помогает осуществить процесс передачи социокультурного опыта) и обучении (помогает детям в усвоении изученного материала).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности реализации коллективных игр в практике воспитательного процесса.

2.1. Коллективные  игры. Сущность их проведения.

В данной главе предлагается рассмотреть некоторую очередность различных по виду игр, но в которых принимает участие весь коллектив класса. Каждая игра своеобразна и выполняет определенную функцию.

Цель проведения данного  комплекса игр - сплочение учащихся, с помощью коллективных игр.

Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:

- повысить уровень  доверия каждого учащегося к  своей группе;

- дать возможность  детям узнать о своей роли в коллективе;

- выявить влияние коллективной игры на эмоциональный фон ребенка;

- проанализировать отношение учительского коллектива к игровой деятельности.

Эти игры были апробированы в 3 классе, в составе 20 детей, МОУ СОШ №1 Тамалинского района.

1 игра: «Тайная телеграмма».

Правила игры:

- участвовать должны  все,

- работа должна быть  коллективной.

Задание игры: ребятам  необходимо разгадать тайную телеграмму. Эту телеграмму ребята должны разгадать  с помощью загадок.

Ход игры:

Ведущий: «Ребята, посмотрите, что нам принесли! Это какая – то телеграмма. Но она зашифрована. Тут есть записка: «Вам нужно отгадать все загадки, а первые буквы ответов будут ключом к разгадке». Ну что, попробуем отгадать загадки?!». Загадки см. Приложение 1.

Ведущий: «Замечательно! А теперь давайте прочтем текст тайной телеграммы».

Задание было выполнено  успешно, все загадки были разгаданы, но участие принимали не все дети. Наблюдалась стеснительность у некоторых участников или не включенность в процесс у других.

Такого рода игры способствуют развитию внимания, творческих способностей, а также чувства коллективизма. Игра заключает в себе разновидности таких игр, как творческие, развлекательные.

2 игра: «Совместный рисунок».

Задание игры: каждому участнику необходимо изобразить на доске часть рисунка по заданной им тематике «наш класс» (это должно проходить коллективно, т.е. участвовать должны все).  В результате получается совместный рисунок, который отображает такую характеристику коллектива, как сплоченность.

Участники обсуждают, что у них получилось.

В результате получилось, что дети изобразили свой класс в  виде отдельных личностей (они рисовали не самих себя, а каждый друг друга). Люди на рисунке располагаются в  хаотичном порядке, а некоторые  и вовсе находятся на другой части доски, что показывает отсутствие сплоченности на данном этапе развития коллектива.

3 игра: «Прочти слово».

Задание игры: участники должны поделиться на две команды одинакового количества человек в каждой. Командам раздаются листы бумаги, на которых написаны  5 слов из 3-4 букв, буквы переставлены местами (см. приложение 2). Задание выполняется на скорость.

Данная игра направлена на развитие конкурентоспособности, на проверку интеллектуальных способностей, и на умение работать вместе и слушать друг друга.

 Задание было выполнено не шумно. Участники охотно справились с заданием.

4 игра: «Письмо на спине».

Задание игры: дети, также  разделенные на две команды, встают друг за другом в линию. Последний  участник получает карточку с изображением геометрической фигуры, либо изображением не сложного (по конструкции) предмета и чертит фигуру пальцем на спине предпоследнего участника, тот – на спине следующего, пока данная фигура не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске. Задание должно выполняться в полной тишине и спокойствии, очень важно, чтобы участники не подсказывали друг другу, а пытались почувствовать своего товарища.

Команды совершенно по-разному  выполнили задание. Одни стараясь, молча  рисовали, и в итоге почти все фигуры были отображены на доске в нужном виде. А другие пытались похитрить, подсказать, но все равно получался «сломанный телефон», до последнего стоящего участника доходила уже иная информация о рисунке и в результате эта команда обиженная еще и обвиняла другую группу участников в различного рода махинациях.

Это игра дала понять, что  в  данном коллективе  не все дети дружат между собой. Было сразу заметно  кто и с кем конфликтует. Во многих коллективах в последнее  время наблюдается тенденция  к разбиению на подгруппы.

Информация о работе Коллективные игры в воспитательной среде школы