Коллективные игры в воспитательной среде школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Развитие современной школы проходит в нестабильном обществе, в кризисных условиях. Наблюдается обеднение эмоциональной сферы ребенка, сокращение периода детства, раннее столкновение детей с множеством взрослых проблем. В этих условиях одним из главных средств воспитания может и должна стать игра, потому что именно с ее помощью происходит процесс социализации ребенка, познание себя и окружающей действительности, развитие различных умений и навыков. Значимость игровой деятельности как неотъемлемой части жизни школьников признается большинством педагогов.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты коллективных игр в воспитательной среде школы.
Сущность игры………………………………………………………………..5
Классификации игр………………………………………………………….12
Коллективная игра и ее функции…………………………………………...18
Значение игры и ее роль в развитии ребенка………………………………22
Глава 2. Особенности реализации коллективных игр в практике воспитательного процесса.
2.1. Коллективные игры. Сущность их проведения…………………………...24
2.2. Анкетирование педагогического состава………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30

Файлы: 1 файл

коллективные игры 2.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

6. Исключительность и  обособленность игры проявляется  самым характерным образом в  таинственности, которой игра любит  себя окружать. Уже маленькие  дети повышают заманчивость своих  игр, делая из них «секрет»  – «это игра для нас, а  не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому».

Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь  достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание.

7. Одной из особенностей  игровой деятельности является  наличие явления «заигрывания»,  когда ребенок или взрослый  человек не могут вырваться  из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден.

Точно также взрослые страстные игроки в преферанс  могут просидеть за карточным столом по трое-четверо суток. Или же ситуация, описанная в романе Ф.М. Достоевского «Игрок», когда человек не может избавиться от пагубной страсти игры. Та же ситуация складывается сегодня с игровыми автоматами – многие часами сидят за ними и проигрывают все деньги, лишая свои семьи всех средств к существованию.

8. Игра порождает игровые  ассоциации людей: дворовые команды,  клубы, неформальные объединения  болельщиков и т.д. и т.п.  Объединяющее партнеров по игре  чувство, что они пребывают в некоем исключительном положении, вместе делают нечто важное, вместе обособляются от прочих, выходят за рамки всеобщих норм жизни, – это чувство сохраняет свою силу далеко за пределами игрового времени.

Как видим из этих восьми выделенных особенностей игровой деятельности, игра стоит обособленно, обиняком от всех других видов человеческой деятельности.[2, c. 12-16]

Игра – отражение  жизни. Здесь все «как будто»,  «понарошку»,  но  в этой условной обстановке,  которая  создается  воображением  ребенка,  много настоящего:  действия  играющих  всегда  реальны,  их  чувства,  переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка –  только  игрушки,  но любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик,  или  моряк, но чувствует себя отважным  пилотом,  храбрым  моряком,  который  не  боится опасности, по настоящему гордится своей победой.

Подражание взрослым в игре связано с работой  воображения.  Ребенок не копирует действительность, он  комбинирует  разные  впечатления  жизни  с личным опытом.

Детское творчество проявляется  в замысле игры и  поиске  средств  в его  реализации.  Сколько  выдумки  требуется,   чтобы   решить,   в   какое путешествие  отправится,  какой  соорудить  корабль   или   самолет,   какое подготовить  оборудование!  В   игре   дети   одновременно   выступают   как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры.  Однако  они  не  вынашивают  свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению  роли  как  актеры.  Они играют для себя, выражая собственные мечты и стремления,  мысли  и  чувства, которые владеют ими  в настоящий момент. По этому игра – всегда импровизация [3, с. 13-15]

Игра - это деятельность, осуществляемая по определенным правилам, способствующая гармоничному развитию личности ребенка, эффективному протеканию процесса воспитания и обучения. Она развивает способности ребенка, в интересной для него форме. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками, адаптируются к обществу и примеряют на себя различные социальные роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Классификации игр.

В педагогике существует большое количество различных  классификаций игр, рассмотрим некоторые из них.

Например, Ж. Пиаже выделяет три основных типа игры, которые  он соотносит с этапами развития ребенка:

1. игры-упражнения – первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками (первый год жизни);

2.  символические игры, основанные на подражании миру  взрослых с помощью особой  системы символов (ранний дошкольный  возраст);

3.  игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.[5,c.144]

Принято различать два  основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого  типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев. Рассмотрим в самых общих чертах характерные особенности типов игр по классификации О.С.Газмана .

1. Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

2. Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными)  занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер, ибо отражают существо отношений в обществе. Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда. В этих играх на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся социальные отношения и материальные объекты или разыгрываются фантастические ситуации, не имеющие пока аналога в жизни. Основные компоненты ролевой игры — тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

3. Игры "на преодоление этапов" - определяются этапы ("пункты", "станции"). На каждом этапе выполняется определенная задача трудового, познавательного, спортивного и т.п. характера.

Определяется число  этапов, на которых дети должны, например, разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики и задач игры. Предусматриваются  и игровые роли: "судья", "контролёры", "ассистенты". Игры проводятся чаще всего в виде соревнований между командами. Они могут проходить по различным учебным предметам: географические, литературные и т.д.

4. Игровой тренинг (для старших подростков) - игровым тренингом условно можно называть систему игровых упражнений по обучению общения. Цель его – психотерапевтическая. Эти игры проводятся по особой методике. Главное здесь в том, какую установку в каждом игровом упражнении даёт руководитель.

Педагогу в этих играх  важно стимулировать школьников на осознание своих способов общения, своей позиции среди других. Цикл может охватывать 8-15 игровых занятий. Эти игры не следует проводить более 30-40 минут. Занятия удаются только при условии абсолютной добровольности. Число участников 7- 20 человек. Следует заранее обговорить с ребятами обязательные условия проведения игр, без соблюдения которых игровой тренинг не даёт результатов:

. высокая доброжелательность  и доверие друг к другу;

. при оценке выполнения  игровых заданий участниками  оценивается не личность, а её  деятельность и способы общения;

. впечатление о степени  удовлетворенности игрой участники  должны доводить до руководителя  сразу.

Успешность "психологических  игр" полностью зависит от степени  взаимопонимания и взаимодоверия  между руководителем игры и её участниками.

5. Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни.

6. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные. В различных сборниках указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам отсутствует. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить следующие типы игр:

- игры по сенсорному воспитанию,

- словесные игры,

- игры по ознакомлению с природой,

- по формированию математических  представлений

и др.

Иногда игры соотносятся  с материалом:

- игры с дидактическими  игрушками,

- настольно-печатные  игры,

- словесные игры,

- псевдосюжетные игры.

 Такая группировка  игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

Условно можно выделить несколько типов дидактических  игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся :

- Игры-путешествия.

- Игры-поручения.

- Игры-предположения.

- Игры-загадки.

- Игры-беседы (игры-диалоги).

Дидактическая игра —  явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры — дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Познавательное содержание черпается из школьной программы. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи — дидактическая и игровая — отражают взаимосвязь обучения и игры. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и усвоения традиций.

Таким образом, существует множество классификаций игр, все  они различаются по основе разделения.

Игры могут быть и  специфически лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими, орфографическими. Это так называемые "подготовительные игры", способствующие формированию речевых навыков. Подобные игры могут  сделать скучную работу более  интересной и увлекательной. Игра способствует выявлению творческих способностей, развитию личностного творческого потенциала, поднимает самооценку, развивает умение принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, снимать агрессию и психо-эмоциональное напряжение, осваивать новые умения, развивать навыки и просто отдохнуть и повеселиться.[4, с 87- 92]

Н.П. Аникеева предлагает следующую классификацию игр:

1.  игры-драматизации, основанные на исполнении какого-либо сюжета, сценарий которого не является жестким каноном;

2.  игры-импровизации, где действующие лица знают  основной сюжетный стержень игры, характер своей роли, а сама  игра развивается в виде импровизации;

3.  игры на преодоление этапов, когда определяются этапы, на каждом из которых выполняется определенная задача познавательного характера;

4.  деловые игры, в  которых разыгрываются ситуации, построенные на выявлении функциональных  связей и взаимоотношений между  разными уровнями управления и организации. [6, С.81]

Ни одна из рассмотренных  классификаций не отражает деление игры по такому важному критерию как количество детей принимающих в ней участие. Поэтому, следует разделить игры на индивидуальные (которые проводятся для одного участника) и коллективные (в которых принимает участие весь коллектив).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Коллективная игра и ее функции.

Прежде чем рассмотреть  понятие коллективной игры стоит  дать определение понятию коллектив.

«Коллектив» (от лат. соllective — собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения» [7, с 450]

Современный школьный коллектив  представляет собой органическое единство двух коллективов - педагогов и учащихся. Их функционирование - взаимообусловленный  процесс: ученический коллектив  не может успешно развиваться  без целенаправленного воздействия  педагогов, педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае - сплочению учащихся. Педагогический коллектив имеет свои признаки, позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование. Он стабилен по составу, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональной направленностью деятельности. В нем нет той разветвленности связей, которая существует в ученическом коллективе. [8, c 144]

Информация о работе Коллективные игры в воспитательной среде школы