Контрольная работа по "Педагогические технологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 23:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в системе среднего профессионального образования обучается около 2 млн. студентов. В новых условиях функционирования и развития в средних специальных учебных заведениях осуществляется пересмотр целей и содержания образования, в учебный процесс вводятся новые предметы. Между тем уровень подготовки выпускников пока еще не соответствует требованиям и ожиданиям предприятий.

Содержание работы

Провести анализ учебно-методической литературы по вопросу применение концентрированного обучения в учебном процессе
- 3 -
Проанализировать учебный план подготовки специалистов
- 8 -
Представить методическую разработку учебного блока
- 9 -
Литература

Файлы: 1 файл

пед. технологии.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

На следующем этапе педагог ставит задачу самостоятельно проработать материал учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы. Самостоятельная работа может быть индивидуальной, в парах и т.д. Педагог в это время выполняет функцию консультанта. На этом этапе в результате самопогружения студентов в изучение предмета осуществляется более углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формируются самообразовательные умения: работы с книгой, выделения главного в прочитанном, составления плана, установления причинно-следственных связей и т.п.

Третий структурный элемент учебного блока - практическое занятие. Его цель - формирование умений применять новые знания на практике. В результате самостоятельного, а также совместного (с педагогом и другими студентами) выполнения заданий осуществляется закрепление знаний в памяти. Подчеркнем, что проходит это не отсроченно во времени, когда большая часть информации забывается, а непосредственно после ее восприятия и осмысления (в соответствии с закономерностями запоминания). Для практических занятий при концентрированном обучении характерна спокойная, деловая атмосфера взаимодействия и сотрудничества педагогов и учащихся, последних - между собой. Здесь нет места цейтноту, столь характерному для этапа закрепления знаний на традиционном уроке.

На зачете - последнем этапе блока - проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированность навыков работы, общих учебных и специальных умений и т.д. Зачет проводится с применением тестирования, результаты которого студенты сами могут оценить по определенным преподавателем критериям. Здесь активно применяется взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка. На зачете выделяется также время для проведения совместно со студентами общего качественного и количественного анализа работы в ходе занятия, выделения слабых мест и определения путей их преодоления, а также ориентировки обучающихся в содержании следующего блока по предмету.

Данная модель концентрированного обучения легко адаптируема к существующим условиям, что позволяет перейти к ней при меньших организационных издержках, связанных с составлением расписания учебных занятий, занятостью педагогов и т.д. Однако она снимает проблему калейдоскопичности учебного процесса только в рамках учебного дня. В других организационных единицах многопредметность сохраняется.

Третья модель концентрированного обучения (модульная, со средней степенью концентрации) предполагает одновременное и параллельное изучение не более двух-трех дисциплин, образующих модуль. Организация учебного процесса при этом выглядит следующим образом. Весь семестр разбивается на несколько модулей (в зависимости от числа предметов учебного плана их может быть три-четыре), в течение которых концентрированным образом изучаются две-три дисциплины (вместо традиционных 9 и более). Продолжительность модуля может составлять 4-5 недель. Он завершается сдачей зачета или экзамена. В случае необходимости студенты в процессе изучения модуля выполняют курсовые или дипломные проекты.

При объединении предметов в модуль следует руководствоваться прежде всего принципами преемственности, межпредметных связей, чередования словесно-знаковых и образно-эмоциональных дидактических форм. Могут быть разные варианты реализации данной модели. Например, если модуль включает два предмета, учебная неделя имеет следующую структуру: один день отдается изучению одного предмета, следующий - другого, затем возвращаемся к первой дисциплине и т.д. Другой вариант при тех же условиях: в структуре учебного дня первый учебный блок посвящается изучению одного предмета, второй - другого. На следующий день эта последовательность повторяется или же дисциплины меняются местами.

Положительной стороной модульной организации концентрированного обучения является то, что она создает благоприятные возможности для взаимодействия педагогов, работающих в конкретной учебной группе. В начале изучения модуля коллектив преподавателей ставит общую цель и формулирует задачи всего процесса на предстоящий период. Они доводятся до сведения учебной группы, что дает возможность студентам видеть свои образовательные перспективы. Затем каждый педагог проводит декомпозицию общей цели всего процесса обучения на более частные цели с учетом функциональных возможностей каждого предмета. В течение изучения модуля работа педагогов в учебной группе направлена на решение общих задач. По ее завершении проводится педагогический консилиум и делается заключение о достижении выбранной цели. Эта технология взаимодействия педагогов повторяется с началом изучения нового модуля.

Что дает реализация концентрированного обучения?

Во-первых, обеспечивается восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных, завершенных блоков изучаемого материала. Создаются благоприятные условия для целенаправленного и систематического применения комплекса организационных форм обучения, позволяющих вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности. Становится возможной подлинная дифференциация и индивидуализация обучения, его связь с жизнью, будущей профессией.

Во-вторых, концентрированное обучение повышает мотивацию учения: за многочасовые занятия одним предметом внимание не угасает, а, наоборот, нарастает.

В обычных условиях учащиеся находятся на целом ряде уроков, разных по содержанию, но сходных по форме. Это мешает создавать установку на изучение предмета. При концентрированном обучении проводится последовательный ряд занятий, различных по форме, но стабильных по содержанию доминантной деятельности.

В-третьих, концентрированное обучение способствует созданию благоприятного психологического климата. Все участники учебного процесса с самого начала психологически настроены на долговременное взаимодействие друг с другом. Для этой технологии обучения характерна совместная работа педагога и студентов. В ней не только создаются условия для лучшего усвоения знаний, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, развиваются навыки сотрудничества и делового общения.

В-четвертых, при новой организации обучения студенты быстрее и лучше узнают друг друга и педагогов, преподаватели - обучающихся, их индивидуальные интересы, способности. Педагог имеет гораздо большие возможности для выявления причин затруднений в учении, конфликтов, особенностей работоспособности каждого студента. Это позволяет ему вносить обоснованные и своевременные коррективы в методику обучения, проектировать развитие как отдельного обучающегося, так и учебного коллектива в целом.

Однако концентрированное обучение имеет свои границы применения. Оно требует от обучающихся и педагогов большой напряженности, которая в отдельных случаях может порождать утомляемость. Данный подход не может быть в одинаковой степени применен ко всем предметам. Дело в том, что для усвоения и творческого восприятия одних наук и соответствующих им дисциплин необходим длительный процесс "созревания", а для освоения других важным фактором является интенсивность. Так, например, невозможно освоить за короткое время основы философии. Вместе с тем, не вызывает сомнений, что при изучении инженерной графики или иностранного языка допустимо интенсивное обучение. Необходимо тщательно определять те задачи учебного процесса, которые целесообразно решать при помощи концентрированного обучения.

Концентрированное обучение невозможно реализовать, если преподаватель не владеет в совершенстве своим предметом, методикой укрупнения содержания образования, формами, методами и средствами активизации учебного процесса. Организация концентрированного обучения требует соответствующего учебно-методического и материально-технического обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проанализировать учебный план подготовки специалистов

 

№ недели

1-5

6-9

10-14

Основной

предмет

 

 

Введение в туризм и гостиничное хозяйство

(100 часов)

 

100 часов : 6 часов = 17 дней

17 дней : 5 дней = 4 недели (3,5)

Учебный блок составляет 6 часов

 

Лекций – 1

Семинар – 1

Практика – 2

Зачет - 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представить методическую разработку учебного блока

 

Лекции

 

Самостоятельная работа

 

Практическая работа

 

Зачет

 

 

 

 

 

 

Введение в туризм и гостиничное хозяйство

 

 

Лекции

Значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения запросов личности, взаимообогащения социальных связей между странами переоценить невозможно. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Её развитие представляет обширный рынок рабочих мест.

В XXв. туризм превратился в одно из наиболее значимых социальных явлений. Расходы населения на туристские услуги в ряде стран занимают третье место после затрат на питание и жильё.

В экономике современной России туризм также занимает важное место. Одной из приоритетных задач Федеральной целевой программы “Развитие туризма в Российской Федерации” является становление в России высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Реализация программы предполагает: создание нормативно-правовой базы, формирование современного отечественного туристского рынка, углубление специализации и кооперации в работе туристских предприятий, обеспечение условий для развития различных видов внутреннего и въездного туризма, развитие международного сотрудничества в области туризма, а также решение целого комплекса задач в области подготовки кадров для отрасли.

В сфере въездного и внутреннего туризма гостиничный сервис включает в себя целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития туризма в России, конкурентоспособного в мировой системе туристского бизнеса.

Туристские услуги, в том числе и в рамках гостиничного обслуживания, отнесены к социально-культурным услугам. Они строятся на принципах современного гостеприимства, что повышает их роль в развитии отечественного туризма, а также ставит определённые задачи в системе подготовки кадров для туристско-гостиничного сервиса.

Размещение – самый важный элемент туризма. Гостиничная индустрия – суть системы гостеприимства. Она исходит из древнейших традиций в истории человечества – уважения гостя, торжества его приёма и обслуживания.

Средства и системы размещения – это здания различных типов и видов (от шалаша до супергигантского отеля),  приспособленные специально для приёма и ночёвки временных посетителей с различным уровнем сервиса.

Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Индустрию гостеприимства составляют различные средства коллективного и индивидуального размещения: отели, гостиницы, мотели, молодёжные хостели и общежития, апартаменты, туристские приюты, а также частный сектор, участвующий в размещении туристов.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогические технологии"