Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
по дисциплине «»
студентки заочного отделения 6 курса группы 060753
Перелыгиой Анны Олеговны
СОДЕРЖАНИЕ
стр
Тема данной курсовой работы: «Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР». У детей с общим недоразвитием речи, несмотря на различную природу дефектов, имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на неблагоприятное формирование у детей лексических и грамматических категорий родного языка. Своевременное формирование лексического и грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, так как речь и язык выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения. Л.С. Выготский придавал этому большое значение: «Мы не можем утверждать: в зависимости от того, какой степени достиг ребенок в развитии значения слов, находятся все основные системы его психических функций». А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой, известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения» [5, c. 75].
Однако ни один
ребенок не может сразу, вдруг
абсолютно правильно читать и
писать. Все дети проходят стадию первоначального
обучения, на которой у них бывает
достаточно большое количество ошибок,
которые могут надолго
Объектом нашего исследования являются дошкольники с ОНР ДОУ «Лотос» №55, г. Белгород.
Предметом нашего исследования являются дети с ОНР дошкольного возраста.
Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Гипотеза нашего исследования такова: работа с детьми, страдающими ОНР, предполагает не только формирование у ребенка «инвентаря» языковых средств и совершенствование их использования в речи. Эта работа направлена и на всестороннее развитие психики ребенка, его внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, т. е. тех функций и качеств, без которых невозможны полноценные речевое поведение и речемыслительная деятельность, а также переход на новый качественный уровень речевого и интеллектуального развития — овладение письменной речью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что наиболее подготовленными специалистами для осуществления профилактики дисграфии являются детские логопеды, главными задачами которых являются профилактика нарушений речи и ее недоразвития у детей раннего и дошкольного возраста; преодоление нарушений речи, совершенствование речевого развития, языковых способностей и профилактика нарушений письма и чтения у детей среднего и дошкольного возраста. Однако широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях школьных логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Курсовая работа включает следующие разделы: Введение, Глава 1, Глава 2, Заключение, Список использованной литературы.
Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи.
С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.
Л.С.Выготский отмечал, что первоначальной функцией речи ребенка является установление контакта с окружающим миром, функция сообщения. Деятельность ребенка раннего возраста осуществляется совместно со взрослыми.
В конце первого и начале второго года жизни ребенка постепенно все большую силу начинает приобретать словесный раздражитель. Однако в этот период развития слова не разграничиваются друг от друга, ребенок реагирует на весь комплекс слов со всей предметной ситуацией.
На начальной стадии реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса. В дальнейшем на основе ориентировочного рефлекса формируется рефлекс второго порядка на словесный раздражитель. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова. В этот период развития речи ребенка появляются новые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие фрагмент услышанного ребенком слова, состоящие из ударных слогов («мокко»-молоко, «бака» - собака).
Этот этап развития детской речи называют стадией «слово-предложение». В таком слове- предложении не происходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка, звукосочетания не имеют грамматически оформленного характера. Слово не обладает еще грамматическим значением.
В дальнейшем, в возрасте от 1.5 до 2 лет, у ребенка происходит расчленение комплексов на части речи. В этот период у ребенка начинает быстро расти запас слов, который к концу второго года жизни составляет 300 слов различных частей речи.
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л.С.Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем. И история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом возникает первый знак, как на основе условного рефлекса происходит овладение механизмом обозначения». [9, c. 65]
В возрасте от 1.5-2 лет ребенок переходит от пассивного приобретений слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря в период использования вопросов типа «что это?», «как называется».
Таким образом, сначала ребенок получает знаки от окружающих его людей, а затем осознает их, открывает функции знаков.
Несмотря на то что к 3.5-4 годам предметная отнесенность слова у ребенка приобретает достаточно устойчивый характер, процесс формирования предметной отнесенности слова на этом не заканчивается.
В процессе формирования лексики происходит и уточнение значения слова.
Вначале значение слова полисемантично, его значение расплывчато. Слово может иметь несколько значений. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и признак, и действие с предметом. Слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение.
Параллельно с уточнением значения слова происходит и развитие структуры значения слова. Слово может иметь сложное по своей структуре значение. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с конкретным образом предмета. С другой стороны слово обобщает совокупность предметов, признаков, действий.
В процессе онтогенеза значение слова не остается неизменным, оно развивается. Л.С.Выготский писал: «Всякое значение слова представляет собой обобщение. Но значение слова развивается. В тот момент, когда ребенок усвоил впервые новое слово, развитие слова не закончилось, оно только началось; оно является обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа к все высшим типам обобщения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий».
На первых стадиях знакомства со словом ребенок еще не может усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом неполное овладение значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов.
По мере развития словаря «растяжение» значения слова постепенно сужается, так как при общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значение и корректируя употребление старых.
В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Названия предметов, являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.
К концу второго года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных.
В возрасте 3 лет дети начинают усваивать слова второй степени обобщения, обозначающие родовые понятия (игрушки, посуда, одежда), передающие обобщенно названия предметов, признаков, действий в форме существительного (полет, плавание, чернота, краснота).
Примерно к 5-6 годам дети усваивают слова обозначающие родовые понятия, т.е слова третьей степени обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения.
По данным Р.И.Лалаевой и Н.В.Серебряковой к 1.5 годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам – 200-400 слов, к 3 годам – 1000-1100 слов, к 4 годам – 1600 слов, к 5 годам – 2200 слов.
По данным А.Н.Гвоздева в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 существительных, 27,4 глаголов, 11,8 прилагательных, 5,8 наречий, 1.9 числительных, 1,2 союзов, 0,9 предлогов и 0,9 междометий и частиц. [12, c. 80]
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте от 6 до 7 лет Р.И.Лалаева и Н.В. Серебрякова выделили наиболее употребительные знаменательные слова в речи детей: существительные (мама, люди, мальчишка), прилагательные (маленький, большой, детский, плохой), глаголы (пойти, говорить, сказать). Среди существительных в словаре детей преобладают слова, обозначающие людей. Исследование словаря детей с точки зрения распространенности имен прилагательных показало, что на каждые 100 словоупотреблений приходится в среднем лишь 8,65 прилагательных. Среди наиболее частотных прилагательных, регулярно повторяющихся в речи детей, выявляются прилагательные с широким значением и активной сочетаемостью (маленький, большой, детский, плохой, мамин и др.), антонимы из самых употребительных семантических групп: обозначение размера (маленький-большой), оценки (хороший-плохой); слова, входящие в сочетания ( детский сад, Новый год); слова с ослабленной конкретностью (настоящий, разный, общий). В общем списке самая высокая частотность отмечается у таких местоименных прилагательных: такой, который, этот, свои, всякий, наш, весь, каждый, мой, самый.
В речи детей от 6 до 7 лет отмечается регулярная повторяемость прилагательных со значением размера (большой, маленький, огромный, крупный, средний, громадный, крошечный, крохотный). Особенностью структуры семантического поля прилагательных со значением размера является ассиметричность: прилагательные со значением «большой» представлены гораздо шире, чем со значением «маленький».
При анализе речи детей от 6 до 7 лет выявляется более 40 прилагательных, употребляемых детьми для обозначения цвета. Прилагательные этой группы в речи детей оказались более распространенными, чем в речи взрослых. Чаще всего в речи детей этого возраста представлены прилагательные: черный, красный, белый, синий.
При анализе словаря детей этого возраста отмечается так же употребление сравнительной степени прилагательных.
Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти). Расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
В современном обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.
Наиболее важным является понимание того, что специально организованный процесс обучения позволяет создать условия для развития ребёнка. Одним из источников развивающей роли обучения является содержание усваиваемых знаний. В связи с этим был определён круг математических представлений, которыми должен овладеть ребёнок.
Задачами математической подготовки являются не только формирование знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, но и развитие познавательных интересов и способностей, словесно-логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.
Несмотря на теоретическую обоснованность дидактических условий обучения математике в дошкольных учреждениях, существуют трудности формирования математических представлений у детей. Основные ошибки при выполнении математических заданий допускаются из-за: