Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Файлы: 1 файл

курсовая матем. Перелыгина.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

 

При анализе полученных данных констатирующего эксперимента мы выявили следующее: по диагностической методике «Беседа о задаче» 40% детей показали высокий уровень освоения математического понятия «задача» и ее структуры. Некоторые дети овладели несколькими способами решения задачи. «Нужно сложить». (Лиза А.). «Я отниму от этих кубиков один кубик» (Вова З.).

К среднему уровню освоения математических действий относятся 50 % детей. Дети понимали, что такое  задача, но затруднялись выделить самостоятельно способ решения, знали и выделяли знаки.

10 % детей относятся  к низкому уровню, они затруднялись  в объяснении что такое задача, владели одним способом решения.  «Я присоединю и будет больше…» (Елисей С., Руслан Р.) «Я приставлю  еще один стул». Но эти дети  не точно употребляли слова, допускали ошибки в согласовании существительных с числительными.

Во второй диагностической  методике «Составление и решение  задач - иллюстраций», мы выявили, что 45 % детей относятся к высокому уровню. Эти дети самостоятельно составляли задачу по картинке, сумели объяснить математические действия, пользовались математическими знаками (Аня О., Таня Г., Влад В., Маша В.). 45 % детей относятся к среднему уровню. Эти дети составили задачу, допустив ошибки при выполнении математических действий: называли условие задачи и сразу говорили ответ, пропустив вопрос задачи при этом, называли математические знаки. ( Катя Г., Родион К., Настя Д., Максим Т.). 10 % детей относятся к низкому уровню. Эти дети составляли и решали задачи по картинке с нашей помощью, допускали ошибки при выполнении математических действий и также допускали ошибки в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, ошибочно использовали союз «и» и «а» (Никита Т., Тимур Ш.).

В третьем задании  – Тест «Составление и решение задач» мы выявили следующие результаты: 30% детей имеют высокий уровень. Эти дети самостоятельно составляли задачу, выделяли четко ее структуру, сумели объяснить математические действия и продемонстрировать их с помощью предметов, пользовались математическими знаками, используя развернутую фразовую речь с опорой на знакомые предметы и действия обыденной жизни. (Вова З., Витя Ш., Аня О., Влад В. Маша В.). 60 % детей (средний уровень) составляли задачу, но затруднялись в назывании частей, структуры задачи, допускали ошибки при выполнении математических действий, называли математические знаки. (Родион К., Руслан К., Никита А., Даниил Л., Кристина А., Лиза А.). 10 % детей имеют низкий уровень. Эти дети составляли и решали задачи с нашей помощью, допускали ошибки при выполнении математических действий, затруднялись в логике описания содержания задачи, дети недостаточно использовали прилагательные, ошибочно употребляли союзы «а» и «и». (Никита Т, Катя Г.)

В результате проведенной  экспериментальной работы, которая заключалась в применении системы занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР решать и составлять арифметические задачи, в использовании наглядно-практических методов, способов и средств, мы получили следующие данные: высокий уровень понимания математических отношений зависимостей увеличился на 18%, средний уровень увеличился на 17 %, низкий уровень понизился на 38 %.

Сравнительный анализ уровня освоения арифметических действий в процессе обучения решению  арифметических задач

 

Задания

 

 

 

Уровни

Диагностическая методика №1

«задаче».

Диагностическая методика

№ 2

Тест 

«Составление и решение  задач по картинке»

Диагностическая методика № 3

Тест 

«Составление и решение  задач»

 

Конст.

экс.

Контр.

экс.

Конст.

экс.

Контр.

экс.

Конст.

экс.

Контр экс.

Высокий

35 %

40 %

15 %

45 %

0 %

30 %

Средний

25 %

50 %

40 %

45 %

40 %

60 %

Низкий

40%

10 %

45 %

10 %

60 %

10 %


 

Целенаправленная  система работы по обучению детей  старшего дошкольного возраста с  ОНР (3 уровень) решению арифметических задач способствовала освоению математических действий, отношений и зависимостей. Основное количество детей научились решать арифметические задачи, стали понимать: что нужно узнать в арифметической задаче, как связаны между собой данные арифметической задачи, каковы отношения между данными и искомым. В процессе решения арифметической задачи дети поднялись от простого различения численности окружающих предметов и явлений и их отношений, и пытались самостоятельно осознать более сложные отношения между самими предметами и явлениями.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведенное нами исследование было посвящено теме: «Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР».

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что  обучение решению арифметических задач детей с ОНР возможно при создании следующих условий:

- соблюдение  этапности в решении арифметических  задач.

- применение  системы наглядно-практических способов  обучения решению арифметических  задач.

- составление  конкретного содержания арифметических задач, отражающего жизнедеятельность детей.

Экспериментальная работа основывалась на психолого - педагогических исследованиях: В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.В. Белошистой, Н.В. Нищевой, М. Перовой, которые считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно владеть ими, приобрести опыт применения их в собственной деятельности, то есть получить прочную основу ориентировки в общих математических понятиях.

Предложенная  система формирующего эксперимента показала, что в процессе решения  арифметической задачи дети смогли различать  численности окружающих предметов  и явлений и их отношений, и  подошли к осознанию более  сложных отношений между самими предметами и явлениями: к отношениям между людьми, между человеком и окружающей природой. Полученные качественные результаты подтвердили, что данная система результативна.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Беженова М.А. Веселая математика. - М., «Сталкер». 2000 - 320 с.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение, Ярославль: «Академия развития», «Академия и Ко», 2010.
  3. Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями // Дошкольное воспитание, 2003, № 6, с.13
  4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций, СПб.: Детство - Пресс, 2001
  5. Еникеев Н.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология - М., «Приор». 2002 - 506 с.
  6. Математика от трех до семи / З.А. Михайлова, Э. Н. Иоффе - СПб., «Акцидент». 2001 - 176 с.
  7. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / В.В. Данилова - М., «Просвещение». 2011 - 175 с.
  8. Математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая. - СПб., «Акцидент». 2011- 93 с.
  9. Метлина Л.С. Математика в детском саду - М., «Просвещение». 2012 - 256 с.
  10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М., «Просвещение». 2011- 94 с.
  11. Михайлова Ф.А., Бакст Н.Г. Занятия по счету в детском саду - М., «Учпедгиз». 2010- 173 с.
  12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе - М., «Владос». 2001 - 256 с.
  13. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада.-СПб: Детство-Пресс, 2006.
  14. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб.: Детство - Пресс, 2001
  15. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников - СПб «Акцидент». 2012 - 79 с.
  16. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопросы психологии, 2004, № 4, с.12.
  17. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, М., 2001
  18. Программа воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).-3-е изд.-М., 2005.
  19. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - М., «Просвещение». 2003 - 64 с.
  20. Философский словарь/Под ред. М.М. Розенталя. М., Издательство политической литературы. 2000 - 496 с.
  21. Фонин Д. Использование моделирования при решении текстовых задач // Дошкольное воспитание, 2009, № 10, с. 40.
  22. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. М., «Просвещение». 2011- 303 с.
  23. Харченко В.К. Словарь детской речи, Белгород, 2009.
  24. Цейтлин С.Н. Детская речь: проблемы и наблюдения, ЛГПИ, 2012.
  25. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М.: гуманитарное изд-во ВЛАДОС, 2000.
  26. Чекмарев Я.Ф. Обучение арифметике детей шестилетнего возраста: Академия педагогических наук - М., 2011 - 152 с.
  27. Чекмарев Я.Ф. Учись считать - М., АПН РСФСР. 2011 - 79 с.
  28. Шалаева Г.П. Решаем задачи. М., «Эксмо». 2003 - 63 с.
  29. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. М., «Академия». 2000 - 220 с.
  30. Энциклопедический словарь юного математика / А.П. Савин - М., 2006 - 332 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Предлагаю использовать в работе воспитателя следующие  математические игры, с помощью которых  уточняются и закрепляются представления  детей о числах, об отношениях между  ними, о геометрических  фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Они могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а использование наглядного материала позволяет не только разнообразить игру, но и сделать ее привлекательной для детей.

Используются  следующие словесные игры: "Наоборот","Летает-не летает", "Назови числа больше(меньше)этого", "Кто знает, пусть считает дальше", "Я знаю пять названий(имен)", "Что далеко, что близко"и др.

Художественное  слово так же способно обогатить  речь и математическое образование  дошкольников. Воспитатель определяет объем и степень включения  в работу стихов, считалок, загадок, физкультминуток. Первоначальное знакомство с физкультминуткой, словесной математической игрой или считалкой может произойти на занятии по математике, разучивание их проводится в свободное от занятий время. Загадки, считалки и стихи используются на подгрупповых занятиях: они делают работу с детьми более разнообразной, их целесообразно применять и в повседневной жизни в свободной игровой деятельности.

 «Да или нет»

Правила игры: Ведущий  задает вопрос, на который можно  ответить только "да" или "нет". Любые другие слова в качестве ответа означают, что играющий выбывает из игры. В игре используются вопросы-ловушки, на которые нельзя ответить утвердительно или отрицательно: в этом случае играющий может промолчать.

Цель: Эту игру хорошо применять в начале года для  развития внимания, умения слушать  обращенную речь, развития логического мышления, когда речевые возможности ребенка еще ограничены.

 

Оборудование: "игровые вопросы"

 

- у морковки  один корешок?

- у петуха  две ноги?

- у чайника  могут быть два носика?

- в темных  очках два стекла?

- у стола   могут быть три ножки?

- у рубашки три рукава?

- пять груш  больше чем пять яблок?

- сколько пальцев  на руке?

- дождик может  быть без грома?

- какая фигура  с тремя углами?

- земля круглая?

- квадрат похож  на носовой платок?

- можно левой  рукой достать правое ухо?

- сколько голов  у двух котов?

- есть числа  больше ста?

- когда солнце  встает?

- неделя начинается  со вторника?

- один меньше, чем много?

- у трех собак  три хвоста?

- можно зимой  ходить в трусиках?

- летом на  лыжах катаются?

- можно играть  на барабане кулаком?

- может быть  у клоуна грустный вид?

- у большого  льва четыре лапы?

- а сколько  лап у маленького львенка?

- кошка может  быть меньше мышки?

- бегемот тоньше. чем змея?

- ручей шире, чем река?

- роза цветет  летом?

- сколько лап  медведь в барлоге сосет?

- у тебя два  уха?

- а сколько из них левых?

- ты шел пешком  или ехал на автобусе?

"Пишем телеграммы"

Правила игры: Педагог  обращает внимание детей, на то , что  к ним в группу пришли телеграммы(несколько  листков, на которых печатными буквами  написаны тексты). Текст телеграммы набран не правильно. Педагог предлагает вспомнить, как нужно сказать правильно, дает модель верного составления предложения. Читающим детям можно предложить прочитать деформированный текст самостоятельно.

Цель: Закрепить  в активной речи детей согласование существительных с числительными, практиковать в развитии "речевого чутья" - навыке работать с деформированной фразой "на слух", развитие внимания, развития логического мышления.

Оборудование : листы бумаги с напечатанным деформированным  текстом.

Прислать, книга, 5

Мама, купить, шуба, 2

Приехать, папа, через, день,6

Мурка,3, родить ,котята

У, 3, река, дерево

Лодка, в, весло, 2

Ваня, 1, съесть, пирожок

Посадить, Света,7, тюльпанов

Дети, 9, выучить, буква.

"Разноцветные  точки"

Правила игры: Ребенок  должен называть точки по  порядку, "читать " их в направлении, заданном ведущим. Педагог следит за тем, что бы ребенок правильно начал чтение, т.е. какая точка названа первой, а так же что бы заданное направление  сохранялось во время чтения и  соблюдалась последовательность произнесения  точек на строке.

Цель: отработка  понятий "право","лево", "верх", "низ", умение удерживать заданное направление, автоматизация звуков, встречающихся в названиях цвета  точек.

Информация о работе Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с общим недоразвитием речи