Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Выделенные
особенности проявляются в
Поэтому дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями навыками, предусмотренными программой, в том числе по разделу математики.
Мною было проведено обследование группы детей, с целью изучения особенностей формирования математических представлений у детей 5 лет с диагнозами ОНР и ЗПР. Оно показало, что дети испытывают трудности:
Дети с нарушениями
речи имеют практические навыки счёта,
могут выполнить сравнение
Всё это затрудняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности. Поэтому в процессе обучения математике детей коррекционной группы, должна происходить также коррекция речевого развития и познавательной деятельности. В течении двух лет, которые дети ходят к нам, должны решаться задачи обучения, воспитания и коррекции.
Задача обучения предполагает формирование у детей представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы. Воспитательные задачи реализуются в процессе формирования таких качеств личности, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность, организованность. Коррекционная задача предполагает развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие словесно-логического мышления.
При построении работы с детьми по формированию математических представлений я использовала специальные подходы, позволяющие в комплексе решать вышеперечисленные задачи.
Так как развитие речи и познавательных процессов взаимосвязаны, то я применяла проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение.
Известно, что речь и моторика взаимосвязаны, поэтому детям постоянно предлагались разнообразные практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов математических операций. На начальных этапах обучения мной использовались более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения – более сложных (обобщение, абстракция). Комментирование хода выполнения заданий позволило увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли. Большое внимание уделялось развитию слухового внимания, умению понимать предметно-содержательную сторону высказывания.
Эксперимент проводился в ДОУ № 55 «Лотос» г. Белгород с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень).
Методы исследования: беседа, тесты, анализ содержания планирования педагогами образовательного процесса и предметной среды ДОУ.
Проблема: невысокая продуктивность закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми на занятиях под руководством логопеда. Выполнение воспитателями логогруппы ежедневных логопедических заданий, пальчиковых гимнастик с речевым сопровождением и др. для определённой группы детей явно не достаточно.
Нарушение полноценного речевого общения у детей - логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно - логического мышления. Без целенаправленного обучения детей их представления могут оставаться на уровне разрозненных конкретно - абстрактных восприятий. Эти дети затрудняются при восприятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его особенностей при сравнении с другими предметами.
Цель: объединить усилия сотрудников для эффективного и продуктивного закрепления речевых умений и навыков детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.
Направления работы:
- обязательное
использование наглядного
- коррекция
речи детей на занятиях по
развитию элементарных
- обогащение
словарного запаса детей за
счет слов и словосочетаний, выражающих
количественные отношения
-речь ребенка обогащать за счет использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других количественных отношений между предметами, что способствует развитию и углублению понимания значения слов, закреплению их в повседневном речевом общении
-обязательное введение в речь детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений слов различной слоговой структуры(соответственно периоду обучения)
-на занятиях
по развитию элементарных
Благодаря
тесному взаимодействию
Педагоги в
своей работе используют сводную таблицу состояния
звукопроизношения детей группы. Таблица
составляется и пополняется логопедом,
отражает динамику работы по произношению
и постоянно находиться в поле зрения
воспитателя, что позволяет в ходе проведения
занятий (и вне их) постоянно контролировать
правильное произнесение детьми фраз,
включающих слова с автоматизируемыми
звуками.
Выполнение программных собственно математических задач обязательно должно гармонично сочетаться с решением задач коррекционно - логопедических:
-автоматизация звуков речи
- формирование лексико - грамматического строя.
- развитие связной речи
Следовательно, значительно возрастает роль контроля со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяют полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Можно выделить следующие специфические особенности обучения детей с ОНР математическим представлениям, вытекающие из коррекционно - логопедических задач:
- Наглядный материал (пособия, игрушки), лексический материал отбираются совместно логопедом и воспитателем в зависимости от тематики и плана проведения фронтальных и индивидуально - подгрупповых логопедических занятий с учетом уровня развития фонетико - фонематической стороны речи и результатов коррекции дефектов звукопроизношения, достигнутого каждым ребенком.
- В первом периоде обучения выводы в основном оречевляет сам воспитатель (из - за дефектной речи детей).
- Воспитатель
дает лаконичные образцы
- Вопросы к
детям должны быть тщательно
продуманы и четко
- Воспитатель
внимательно следит за
-Для закрепления
правильного употребления
-пересчете предметов (один лимон, два лимона, пять лимонов...)
-изучении состава числа
-ознакомлении со смежными числами
простейших счетных операциях и т.д.
- На начальном
этапе обучения необходимо
В общении с
детьми педагог постоянно должен
следить за своей речью. В процессе
знакомства с новым содержанием
и новыми действиями(сравнение
Необходимо соблюдать еще одно требование к речи педагогов логогруппы- ее процентное соотношение к речи детей, которое определяется периодом обучения. В начале обучения, когда активность детей еще мала, необходимо такое соотношение, когда педагог говорит больше, чем дети. Но по мере возрастания речевой активности детей соотношение их речи и речи воспитателя должно измениться. На занятиях по математике педагог терпеливо выслушивает ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. И только при необходимости дает образцы ответов, ставит дополнительные вопросы, иногда воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Правильный (ошибочный) ответ детям предлагается проверить. При выполнении знакомого способа действия используются словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога ребенок повторяет задание, например, говорит, какую полоску надо положить сначала, какую потом.
Развитие и коррекция речи детей на занятиях по формированию математических представлений проводится в определенной последовательности, планомерно и систематически. Новое основывается на уже знакомом. Схожие задания постепенно увеличиваются и обогащаются не только путем увеличения количества изучаемых объектов, но и увеличением количества определяемых признаков.
Старшая группа.
В 1-ом периоде обучения.
Предполагается,
что дети уже имеют некоторые
сведения о количестве, умеют
пересчитывать множество
1 на занятиях воспитателя уделяется особое внимание развитию у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь.
2 учить количественному
счету, продолжать учить
3 учить сравнению и классификации по свойствам (цвет, форма, размер, материал, объем, вес и т. д.) с выделением одновременно 2-3 свойств.
4 учить преобразованию
геометрических фигур,
5 учить сравнению чисел, делению целого на 2,4 части.
6 учить объяснять порядок выполнения действий.
7. упражнять в ориентировке в пространстве.
8. познакомить с цифрами от 1 до з
Для практической работы мы используем следующие приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:
фронтальные формы работы:
-выбор и называние
детьми специально