Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Файлы: 1 файл

курсовая матем. Перелыгина.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)
  • неумения осуществлять самоконтроль,
  • пояснять свои действия,
  • включать математические термины в речевое высказывание.

Выделенные  особенности проявляются в большей  степени у дошкольников, имеющих  речевую патологию. Это связано  с их особенностями развития, структурой дефекта. У детей могут быть нарушены: грамматическая структура текста и  фразы, лексический запас, произношение и голос, темп, плавность. Нередко можно наблюдать сочетание указанных нарушений. Для многих детей характерны нарушения познавательной деятельности в целом, обусловленные как самим речевым дефектом, так и низкой умственной работоспособностью.

Поэтому дети с нарушениями речи отстают в овладении умениями  навыками, предусмотренными программой, в том числе по разделу математики.

Мною было проведено  обследование группы детей, с целью  изучения особенностей формирования математических представлений у детей 5 лет с диагнозами ОНР и ЗПР. Оно показало, что дети испытывают трудности:

  • в установлении зависимости и отношений между числами,
  • в усвоении сенсорных эталонов: цвет, форма, величина,
  • в определении пространственного положения предметов,
  • в определении различных отрезков времени принятыми единицами измерения, а также последовательности процессов, их смены и периодичности.

Дети с нарушениями  речи имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности  групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако,

  • их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры;
  • отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий;
  • трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля;
  • плохо понимают инструкцию к заданию, смысл математических терминов, не могут включить в речь известные им математические фразы. не умеют пользоваться словесными образцами;
  • затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание [15].

Всё это затрудняет не только обучение математике, но и  формирование навыков учебной деятельности. Поэтому  в процессе обучения математике детей  коррекционной группы, должна происходить также коррекция речевого развития и познавательной деятельности. В течении двух лет, которые дети ходят к нам, должны  решаться задачи обучения, воспитания и коррекции.

Задача обучения предполагает формирование у детей  представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени в соответствии с требованиями программы. Воспитательные задачи реализуются в процессе формирования таких качеств личности, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность, организованность. Коррекционная задача предполагает  развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие словесно-логического мышления.

При построении работы с детьми по формированию математических представлений я использовала специальные подходы, позволяющие в комплексе решать вышеперечисленные задачи.

Так как развитие речи и познавательных процессов  взаимосвязаны, то я применяла проблемное изложение учебного материала: постановка проблемных вопросов, использование заданий, которые заставляют детей решать поставленную задачу, находить ответ на вопрос, узнавать правильное решение.

Известно, что  речь и моторика взаимосвязаны, поэтому  детям постоянно предлагались разнообразные  практические задания, требующие скоординированных действий между руками, а также тактильного восприятия объектов математических операций. На начальных этапах обучения мной использовались более простые мыслительные операции (анализ, классификация) с опорой на наглядно-образное мышление, а на последующих этапах обучения – более сложных (обобщение, абстракция). Комментирование хода выполнения заданий позволило увеличить активный словарный запас, научить детей правильно высказывать мысли. Большое внимание уделялось развитию слухового внимания, умению понимать предметно-содержательную сторону высказывания.

 

Глава 2. Практическое исследование

2.1. Коррекция речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений

 

Эксперимент проводился в ДОУ № 55 «Лотос» г. Белгород с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень).

Методы исследования: беседа, тесты, анализ содержания планирования педагогами образовательного процесса и предметной среды ДОУ.

Проблема: невысокая продуктивность закрепления речевых умений и навыков, приобретаемых детьми на занятиях под руководством логопеда. Выполнение воспитателями логогруппы ежедневных логопедических заданий, пальчиковых гимнастик с речевым сопровождением и др.  для определённой группы детей явно не достаточно. 

Нарушение полноценного речевого общения у детей - логопатов отрицательно влияет на развитие их словесно - логического мышления. Без целенаправленного обучения детей их  представления могут оставаться на уровне разрозненных конкретно - абстрактных восприятий. Эти дети затрудняются при восприятии образа предмета в целом (цвет, форма, величина), не улавливают его особенностей при  сравнении с другими предметами.

Цель: объединить усилия сотрудников для эффективного и продуктивного закрепления речевых умений и навыков детей с тяжёлыми речевыми нарушениями.

   Направления работы:

- обязательное  использование наглядного материала  (благодаря наглядной опоре можно  обеспечить связь слова с реальным  предметом, движением, признаком,  т.е. использовать прием связи  слова с обозначаемым объектом).

- коррекция  речи детей на занятиях по  развитию элементарных математических  представлений (широкое оснащение  этих занятий разнообразным наглядным  материалом, с которым непременно  действуют дети, выполняя задание  обеспечивает взаимосвязь занятий  с закреплением полученных речевых навыков

- обогащение  словарного запаса детей за  счет слов и словосочетаний, выражающих  количественные отношения между  предметами, без которых невозможно  обучение счету (больше, меньше, сколько получится, останется)

-речь ребенка обогащать за счет использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других количественных отношений между предметами, что способствует развитию и углублению понимания значения слов, закреплению их в повседневном речевом общении

-обязательное введение в речь детей на занятиях по развитию элементарных математических представлений слов различной слоговой структуры(соответственно периоду обучения)

-на занятиях  по развитию элементарных математических  представлений использовать и  закреплять навыки самостоятельной речи.

 Благодаря  тесному взаимодействию логопеда  и воспитателей последние четко  представляют динамику развития  фонетической стороны речи детей.  При опросе на занятиях по  формированию элементарных  математических  представлений педагог  каждый раз проводит его в разной последовательности, строго индивидуально. От того, насколько правильно и какому именно ребенку воспитатель задаст вопрос, зависит не только результат математических знаний, но и речевой автоматизации.

Педагоги в  своей работе используют сводную таблицу состояния звукопроизношения детей группы. Таблица составляется и пополняется логопедом, отражает динамику работы по произношению и постоянно находиться в поле зрения воспитателя, что позволяет в ходе проведения занятий (и вне их) постоянно контролировать правильное произнесение детьми фраз, включающих слова с автоматизируемыми звуками.                                                                                                                                  

Выполнение  программных собственно математических задач обязательно должно гармонично сочетаться с решением задач коррекционно - логопедических:

-автоматизация  звуков речи

- формирование  лексико - грамматического строя.

- развитие связной  речи

Следовательно, значительно возрастает роль контроля со стороны педагога за теми речевыми высказываниями детей, в процессе которых они применяют полученные на логопедических занятиях навыки и умения. Можно выделить следующие специфические особенности обучения детей с ОНР математическим представлениям, вытекающие из коррекционно - логопедических задач:

- Наглядный  материал (пособия, игрушки), лексический  материал отбираются совместно  логопедом и воспитателем  в  зависимости от тематики и  плана проведения фронтальных  и индивидуально - подгрупповых логопедических занятий с учетом  уровня развития фонетико - фонематической стороны речи и результатов коррекции дефектов звукопроизношения, достигнутого каждым ребенком.

- В первом  периоде обучения выводы в  основном  оречевляет сам воспитатель  (из - за дефектной речи детей).

- Воспитатель  дает лаконичные образцы грамматически  правильных, фонетически чистых  и отчетливых ответов.

- Вопросы к  детям должны быть тщательно  продуманы и четко сформулированы, а так же должны исключать  возможность ответов детей на дефектном речевом материале.

- Воспитатель  внимательно следит за фонетической  и грамматической правильностью  речи детей.

-Для закрепления  правильного употребления падежных  форм существительных с количественными  числительными необходимо именовать  каждое число при:

-пересчете предметов (один лимон, два лимона, пять лимонов...)

-изучении состава числа

-ознакомлении  со смежными числами

простейших  счетных операциях и т.д.

- На начальном  этапе обучения необходимо отчетливое, даже утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных.

В общении с  детьми педагог постоянно должен следить за своей речью. В процессе знакомства с новым содержанием  и новыми действиями(сравнение предметов  по величине, уравнивание количества, измерение) используются развернутые объяснения с показом действий и последовательности их выполнения. Эти объяснения всегда должны быть предельно четкими, ясными, конкретными. Речь должна быть неторопливой. Спокойный и несколько замедленный темп речи взрослого способствует лучшему ее пониманию. Выразительность и эмоциональность речи обеспечиваются за счет повышения или понижения голоса в тех местах, к которым следует привлечь внимание ребенка. Особенно четко должны различаться вопросительные и повествовательные, восклицательные и побудительные интонации голоса. В речи педагога должны присутствовать слова, подлежащие усвоению на данном занятии. В то же время речь воспитателя не должна быть слишком упрощенной: в нее следует включать слова и фразы, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка (те, что он понимает , но не использует в активной речи). Давая указания, педагог побуждает детей следить за действиями, разъяснять содержание действий и последовательность их выполнения, знакомит  с их словесным обозначением. Варьируя вопросы и задания, мы обеспечиваем включение новых слов в активный словарь детей.

Необходимо  соблюдать еще одно требование к  речи педагогов логогруппы- ее процентное соотношение к речи детей, которое  определяется периодом обучения. В  начале обучения, когда активность детей еще мала, необходимо такое соотношение, когда педагог говорит больше, чем дети. Но по мере возрастания речевой активности детей соотношение их речи и речи воспитателя должно измениться. На занятиях по математике педагог терпеливо выслушивает ответы дошкольников, не спеша с подсказкой. И только при необходимости дает образцы ответов, ставит дополнительные вопросы, иногда воспитатель начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Правильный (ошибочный) ответ  детям предлагается проверить. При выполнении знакомого способа действия используются словесные инструкции. Посредством ответов на вопросы педагога ребенок повторяет задание, например, говорит, какую полоску надо положить сначала, какую потом.

Развитие и  коррекция речи детей на занятиях по формированию математических представлений проводится в определенной последовательности, планомерно и  систематически. Новое  основывается на уже знакомом. Схожие задания постепенно увеличиваются и обогащаются не только путем увеличения количества изучаемых объектов, но и  увеличением количества определяемых признаков.

 Старшая  группа.

В 1-ом периоде  обучения.

 Предполагается, что дети уже имеют некоторые  сведения о количестве, умеют  пересчитывать множество педметов  в пределах пяти и составлять  группу из требуемых предметов по заданному числу

1 на занятиях  воспитателя уделяется  особое  внимание развитию у детей  умения слушать и понимать  обращенную к ним речь.

2 учить количественному  счету, продолжать учить порядковому  счету, правильному использованию  количественных и порядковых числительных.

3 учить сравнению  и классификации по свойствам  (цвет, форма, размер, материал, объем,  вес и т. д.) с выделением  одновременно 2-3 свойств.

4 учить преобразованию  геометрических фигур, воссозданию  их из частей.

5 учить сравнению чисел, делению целого на 2,4 части.

6 учить объяснять  порядок выполнения действий.

7. упражнять  в ориентировке в пространстве.

8. познакомить  с цифрами от 1 до з

Для практической работы мы используем следующие приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:

фронтальные формы  работы:

-выбор и называние  детьми специально подготовленного  педагогом счетного материала(кубики, палочки, домики ,цветы -существительные  в форме множ. числа с окончаниями  И , -Ы)

Информация о работе Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с общим недоразвитием речи