Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.

Файлы: 1 файл

курсовая матем. Перелыгина.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

- согласование существительных с глаголами   (кубик стоит- кубики стоят, палочка лежит - палочки лежат, мяч катится -мячи катятся)

-выбор и называние  нескольких геометрических фигур  одного вида(употребление существительных  единственного и множественного  числа - треугольник -треугольники)

-вопросы, указания, пояснения педагога, побуждающие  детей к использованию речи  при сравнении одного  предмета  и большего количества таких  же предметов(или их изображений).

-упражнение  детей в обозначении с помощью  глаголов с приставками выполняемых  ими  действий, приводящих к образованию равных или неравных групп предметов ( добавим - добавляем -добавили, считаю - считаем - посчитаю-  посчитаем- отсчитать- досчитать- пересчитать, принести -унести- отнести-перенести, разделить- поделить -отделить и.т.д.).

-сопровождение речью производимых действий, участие детей в подведении итога занятий.( использование глаголов ед. и мн. числа прошедшего времени -делал - делали, узнала -узнали, слушал -слушали . называла -называли, отгадывал - отгадывали ).

индивидуальные и подгрупповые формы работы:

-вопросы педагога, предполагающие употребление детьми  в ответах грамматических конструкций,  включающих глаголы ед. числа  совершенного и несовершенного  вида (считаю - посчитал-сосчитал, добавляю -добавил, ).

-выполнение  действий по инструкции педагога. включающей глаголы с разными приставками. близкие по смыслу (неси - отнеси - перенеси -вынеси, дай - передай - подай - отдай в)

Во 2-ом периоде  обучения

1 обучать сосчитыванию,  сравнению, воспроизведению количества  предметов по образцу.

2 учить выделять  сходные и отличительные признаки  геометрических фигур.

3 упражнять  в сравнивании фигур, в сравнивании  предметов по форме, цвету,  размеру, материалу  с выделением  одновременно 3-4 свойств.

4 обучать ориентировке  в контрастных и смежных частях суток с использованием слов: сегодня, вчера, раньше, скоро.

5 проводить  специальные упражнения, способствующие  ориентировке в окружающем пространстве  с точкой отсчета от себя.

6. упражнять  детей в распознавании и преобразовании  геометрических фигур, воссозданию их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и названия геометрических форм: куб, шар, цилиндр.

7. продолжать  упражнять  ориентировке в  пространстве. Учить использовать слова: вверху, внизу, слева, справа

8. познакомить  с цифрами  от3 до 6

Приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:

фронтальные формы работы:

-использование для счета  предметов, различающихся по материалу,  из которого они изготовлены (деревянные кубики, пластмассовые палочки, бумажные цветы) -педагог стимулирует детей к включению в речь относительных прилагательных

-выражение в речи результатов  сравнения групп предметов ,различающихся  каким - либо одним признаком(цветом, длиной)("Эти полоски длиннее"," Эти мячи больше")

-вопросы, к детям, предполагающие  использование ими при ответах  словосочетаний с предлогами ("Вова, куда надо положить квадрат?" - "На середину листа", "Таня, на какой полке пять мячей?" - "На нижней полке").

-вопросы, к детям, предполагающие использование ими в речи сложных слов способом сложения существительное + числительное при ответе ("Ваня, как можно назвать фигуру с тремя углами ?" - "Треугольник", (Четырехугольник, пятиугольник, многоугольник). изменение их по падежам, числам

-использование заданий  (последовательное выполнение ряда  действий, составление группы предметов  по заданному числу, выбор предметов,  сходных по форме, размеру и  т. д.)для конструирования детьми  сложносочиненных предложений с  опорой на выполненные действия("Настя, подпрыгни четыре раза, два раза хлопни в ладоши" -использование воспитателем  так называемых  подсказывающих вопросов типа "Что надо сделать сначала, а что потом?" помогает детям правильно составить сложносочиненные предложения с союзом А. Или "Дима, как ты составил группу из шести предметов?" -  "Я взял два зеленых. три красных и один синий кружок").

-вопросы и задания,  требующие конструирования сложноподчиненных  предложений на основе сравнения  количества предметов, их величины, формы.("Саша, выбери все круглые по форме предметы." -"Почему ты выбрал  мяч и часы?" "Потому что они круглые" "Расскажи о своем выборе всем детям" " Я выбрал мяч и часы, потому что они круглые").

-использование существительных  и прилагательных с уменьшительно  - ласкательными суффиксами.("кругленький мячик, синенький треугольничек").         подгрупповые формы работы:

-использование дифференцированного  дидактического материала для  счета с учетом динамики развития  звукопроизносительной стороны  речи детей и задач логопедических занятий по звукопроизношению(педагог предлагает детям, в речи которых автоматизируется звук "С" выполнить и назвать счетные операции с игрушками или с предметными картинками. содержащими в своем названии заданный звук: самолеты, санки, косточки, солдатики и др.). 

    индивидуальные формы работы:

-использование речевого  материала занятий (планируются  индивидуальные варианты вопросов, упражнений или заданий) с целью  закрепления в речи детей изученных  ими грамматических конструкций(под  руководством логопеда упражнение в правильном использовании словосочетаний, построенных по схеме "имя существительное "имя прилагательное", распространение предложения путем введения однородных членов(главных и второстепенных) построение сложных предложений с однородными членами.).  

  В 3-ем периоде обучения

Основной акцент в коррекционной  работе воспитателя переносится  на развитие связной речи детей, продолжается работа по закреплению у них навыков  использования сложных предложений.

1. упражнять детей в  составлении геометрических фигур из палочек и преобразовании их по образцу

2. учить ориентироваться  по плану в групповой комнате,  на участке.

3. упражнять в упорядочении  предметов по возрастанию и  убыванию их численности, в  решении наглядных практических  задач на объединение и разъединения(нахождение  суммы и остатка)

4. упражнять в делении целого на части, сравнении, уравнивании множеств.

5. учить измерять длину  различными мерками и сравнивать  велечины на основе измерения.

6. расширить представления  о временных отношениях. Вводить  в активный словарь слова: месяц, неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

7. познакомить с цифрами  от 6 до 9

Приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:

фронтальные формы работы:

-составление детьми рассказа  из 3 -4 предложений о том, как  составлена группа предметов, сколько их всего и каких. ("Дети, на верхнюю полоску планшета положите семь квадратов, а на нижнюю на один квадрат меньше. Ребята, сколько у вас квадратов на верхней полоске? На нижней? Где квадратов больше? Расскажите, как вы выполнили это задание" – в результате дети составляют сообщение из трех фраз ).                                                                                                                                       подгрупповые формы работы:

-использование дифференцированных вопросов после выполнения детьми подгрупповых заданий по изученным темам с целью закрепления в речи детей(при ответах) грамматических конструкций(по рекомендации логопеда). 

   индивидуальные формы работы:

-использование  таких предметов(или их изображений)  в качестве раздаточного материала,  в названии которых есть звуки,  автоматизируемые на уровне связной  речи ребенка. Отчеты детей  о действиях, произведенных ими  с наглядным материалом .     

  Подготовительная группа.

В 1-ом периоде обучения.

1. продолжать упражнять  детей в распознавании и преобразовании  геометрических фигур, воссозданию  их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия  геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, овал и названия геометрических форм: куб, шар, цилиндр.

2. учить детей классифицировать  геометрические фигуры по наличию  (отсутствию) признаков.

3. уточнить и расширить  представления детей о  количественных  отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10 в прямом и обратном порядке. Закрепить знание цифр от 0 до 9. Ввести в речь термин соединение числам.

4. учить и расширить  и закрепить представления о  временных отношениях. Ввести в  активный словарь слова: месяц, неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

5. упражнять в измерениях  по длине, ширине, толщине, высоте, в классификации и объединении  их в множестве по трем - четырем  признакам.

6.упражнять в ориентировке  в пространстве. Учить активно  использовать слова вверху, внизу, слева, справа

7. упражнять в решении  и придумывании задач, головоломок,  загадок, ребусов.

Во 2-ом периоде обучения

1.учить при решении  задач пользоваться знаками "+", "-", "=".

2.закреплять умение детей  классифицировать геометрические фигуры по наличию(отсутствию) признаков.

3. упражнять в сложении  и вычитании, пересчитывании, отсчитывании  по единице при решении арифметических  задач. примеров.

4. учить формулировать  арифметические действия и способ  их выполнения.

5.учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные: левее, правее, выше, ниже.

6. закрепить представление  о последовательности дней недели, месяцев года. Учить устанавливать  возрастные различия между людьми.

7. учить измерять и  сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Закрепить в речи прилагательные: шире, уже, выше, ниже, меньше, длиннее, короче.

 В 3-ем периоде обучения 

1. учить подбирать по  образцу и называть предметы  определенной формы, преобразовывать  геометрические фигуры по условиям  с использованием линейки, шаблонов, трафаретов.

2. закрепить в речи  термины: форма, величина, площадь, объем, масса, фигура.

3. совершенствовать умение  находить следующее, предыдущее  число для каждого числа от 1 до 10.

4. упражнять детей в сложении и вычитании, присчитывании и отсчитывании по 2 при решении примеров и арифметических задач.

5. закрепить представления  о последовательности дней недели, месяцев. об отношениях во времени  (минута-час, неделя-месяц, месяц-год)

6. закрепить представление о сравнимости и относительности величины.

Все дошкольники  с ОНР при согласовании числительных с существительными часто допускают  ошибки. Эти достаточно трудно усваиваемые  понятия отрабатываются и в ходе специальных логопедических занятий  и повседневно воспитателями  в ходе различных режимных мероприятий.

 Последовательность  в усвоении падежных форм количественных  числительных и особого согласования числительных и существительных.

1. Количественные числительные  один, одна, одно согласуются с существительными в роде, числе, падеже:

  а)упражнение в употреблении этих числительных(с существительными) в именительном падеже,

  б)изменение  вместе с существительными в  косвенных падежах (одного коня, с одним конем, одну книгу )

2. Количественные числительные два,две согласуются с существительными в роде:

  а)им. падеж  числительных употребляется с  существительными в родительном  падеже единственного числа (две ложки, два стула)

  б) числительные  в косвенных падежах(кроме винительного)согласуются  с существительными в падеже (двух кукол, двум зайцам)

3. Количественные числительные от пяти до десяти употребляются с существительными в родительном падеже множественного числа:

  а ) пять домов, девять коней, семь стульев,

   б) пять  конфет, девять лошадей,

    в)  пять окон, девять полей, шесть  перьев

4. При изменении по падежам числительных от пяти до десяти существительные согласуются с ними в падеже

5. С количественными  числительными два, три, четыре в винительном падеже

   а) одушевленные  существительные употребляются  в родительном падеже множественного  числа(вижу двух медведей, трех кошек, четырех коней)

Информация о работе Коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с общим недоразвитием речи