Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
- согласование существительных с глаголами (кубик стоит- кубики стоят, палочка лежит - палочки лежат, мяч катится -мячи катятся)
-выбор и называние
нескольких геометрических
-вопросы, указания,
пояснения педагога, побуждающие
детей к использованию речи
при сравнении одного предмета
и большего количества таких
же предметов(или их
-упражнение
детей в обозначении с помощью
глаголов с приставками
-сопровождение речью производимых действий, участие детей в подведении итога занятий.( использование глаголов ед. и мн. числа прошедшего времени -делал - делали, узнала -узнали, слушал -слушали . называла -называли, отгадывал - отгадывали ).
индивидуальные и подгрупповые формы работы:
-вопросы педагога,
предполагающие употребление
-выполнение действий по инструкции педагога. включающей глаголы с разными приставками. близкие по смыслу (неси - отнеси - перенеси -вынеси, дай - передай - подай - отдай в)
Во 2-ом периоде обучения
1 обучать сосчитыванию,
сравнению, воспроизведению
2 учить выделять
сходные и отличительные
3 упражнять
в сравнивании фигур, в
4 обучать ориентировке в контрастных и смежных частях суток с использованием слов: сегодня, вчера, раньше, скоро.
5 проводить
специальные упражнения, способствующие
ориентировке в окружающем
6. упражнять
детей в распознавании и
7. продолжать упражнять ориентировке в пространстве. Учить использовать слова: вверху, внизу, слева, справа
8. познакомить с цифрами от3 до 6
Приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:
фронтальные формы работы:
-использование для счета
предметов, различающихся по
-выражение в речи результатов
сравнения групп предметов ,
-вопросы, к детям,
-вопросы, к детям, предполагающие использование ими в речи сложных слов способом сложения существительное + числительное при ответе ("Ваня, как можно назвать фигуру с тремя углами ?" - "Треугольник", (Четырехугольник, пятиугольник, многоугольник). изменение их по падежам, числам
-использование заданий
(последовательное выполнение
-вопросы и задания,
требующие конструирования
-использование
-использование
индивидуальные формы работы:
-использование речевого
материала занятий (
В 3-ем периоде обучения
Основной акцент в коррекционной
работе воспитателя переносится
на развитие связной речи детей, продолжается
работа по закреплению у них навыков
использования сложных
1. упражнять детей в составлении геометрических фигур из палочек и преобразовании их по образцу
2. учить ориентироваться по плану в групповой комнате, на участке.
3. упражнять в упорядочении
предметов по возрастанию и
убыванию их численности, в
решении наглядных
4. упражнять в делении целого на части, сравнении, уравнивании множеств.
5. учить измерять длину
различными мерками и
6. расширить представления
о временных отношениях. Вводить
в активный словарь слова:
7. познакомить с цифрами от 6 до 9
Приемы закрепления речевого материала логопедических занятий:
фронтальные формы работы:
-составление детьми рассказа
из 3 -4 предложений о том, как
составлена группа предметов, сколько
их всего и каких. ("Дети, на верхнюю
полоску планшета положите семь квадратов,
а на нижнюю на один квадрат меньше. Ребята,
сколько у вас квадратов на верхней полоске?
На нижней? Где квадратов больше? Расскажите,
как вы выполнили это задание" – в результате
дети составляют сообщение из трех фраз
).
-использование
индивидуальные формы работы:
-использование
таких предметов(или их
Подготовительная группа.
В 1-ом периоде обучения.
1. продолжать упражнять
детей в распознавании и
2. учить детей классифицировать
геометрические фигуры по
3. уточнить и расширить
представления детей о
4. учить и расширить и закрепить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
5. упражнять в измерениях по длине, ширине, толщине, высоте, в классификации и объединении их в множестве по трем - четырем признакам.
6.упражнять в ориентировке в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа
7. упражнять в решении
и придумывании задач,
Во 2-ом периоде обучения
1.учить при решении
задач пользоваться знаками "+"
2.закреплять умение детей
классифицировать
3. упражнять в сложении
и вычитании, пересчитывании, отсчитывании
по единице при решении
4. учить формулировать
арифметические действия и
5.учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные: левее, правее, выше, ниже.
6. закрепить представление
о последовательности дней
7. учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Закрепить в речи прилагательные: шире, уже, выше, ниже, меньше, длиннее, короче.
В 3-ем периоде обучения
1. учить подбирать по
образцу и называть предметы
определенной формы,
2. закрепить в речи термины: форма, величина, площадь, объем, масса, фигура.
3. совершенствовать умение
находить следующее,
4. упражнять детей в сложении и вычитании, присчитывании и отсчитывании по 2 при решении примеров и арифметических задач.
5. закрепить представления
о последовательности дней
6. закрепить представление о сравнимости и относительности величины.
Все дошкольники с ОНР при согласовании числительных с существительными часто допускают ошибки. Эти достаточно трудно усваиваемые понятия отрабатываются и в ходе специальных логопедических занятий и повседневно воспитателями в ходе различных режимных мероприятий.
Последовательность
в усвоении падежных форм
1. Количественные числительные один, одна, одно согласуются с существительными в роде, числе, падеже:
а)упражнение в употреблении этих числительных(с существительными) в именительном падеже,
б)изменение вместе с существительными в косвенных падежах (одного коня, с одним конем, одну книгу )
2. Количественные числительные два,две согласуются с существительными в роде:
а)им. падеж
числительных употребляется с
существительными в
б) числительные
в косвенных падежах(кроме
3. Количественные числительные от пяти до десяти употребляются с существительными в родительном падеже множественного числа:
а ) пять домов, девять коней, семь стульев,
б) пять конфет, девять лошадей,
в) пять окон, девять полей, шесть перьев
4. При изменении по падежам числительных от пяти до десяти существительные согласуются с ними в падеже
5. С количественными числительными два, три, четыре в винительном падеже
а) одушевленные
существительные употребляются
в родительном падеже