Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:59, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление и коррекция речи в процессе решения простых задач на сложение и вычитание у детей с ОНР.
В соответствии с целью данной курсовой работы можно определить следующие задачи:
- изучить современное состояние проблемы изучения нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи;
- провести исследование по коррекцию речи детей с ОНР на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Оборудование: рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчками наклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точки располагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Ребенок должен называть точки по порядку, читать их в том направлении, которое задаст ведущий: слева направо , справа -налево, сверху вниз, снизу-вверх.
"Геометрическая мозаика"
Оборудование: набор геометрических фигур
Типы игровых заданий:
Цель: умение выявлять пространственные отношения между геометрическими фигуры на плоскости, оперировать понятиями "слева","справа", "между", "перед", "за", "после", "вверху", "внизу,", "снаружи", "на границе", "пересекаются". Можно формулировать задания в форме графического диктанта, связать с развитием навыков порядкового счета(справа от синего большого квадрата первым положи маленький желтый круг, вторым - красный большой треугольник, третьим - большой зеленый квадрат и т. д.)
1.- построй по описанию (дом с большой треугольной красной крышей, двумя маленькими квадратными зелеными окнами и т. д.)
2.-что изменилось?
-предлагается два ряда фигур.
Требуется назвать, какая
з.-продолжи орнамент
4.-найди и назови ошибку в продолжении орнамента
5.- составь узор из данных фигур, расскажи, куда положишь каждую фигуру
6.-положи фигуры в ряд по образцу
7.-переложи фигуры так, чтобы большой красный круг стал третьим по счету, синий маленький квадрат был бы между желтым маленьким кругом и большим зеленным треугольником
8.- какая фигура задумана, если эта фигура не желтого цвета и находится справа от треугольника?
9.-какая фигура находиться между второй и четвертой?
Цель: проведение логических операций над множествами геометрических фигур, осуществления анализа, сравнения, обобщения, классификации по определенным свойствам (цвет, форма, размер, расположению на плоскости). Поиск закономерностей, поиск недостающей фигуры.
10.-сравни фигуры.
Что одинаково? Что не
11.- по каким
признакам изменяются ряды
12.-по каким
признакам можно разделить
13. - Как назвать фигуры в ряду одним словом?
14.- Найди недостающие фигуры
15.-Какой фигуры не хватает?
"Мой день"
Цель: развитие представлений о частях суток, о действиях ребенка и взрослых в разное время суток.
Оборудование: рисунки, посвященные каждому времени суток: утро, день, вечер, ночь.
Правила игры: ребенку задают вопросы: "Что ты делаешь утром? Когда приходишь в детский сад? Когда возвращаешься домой? и т. д." После этого показывают ребенку картинки и спрашивают, о каком времени суток идет речь в каждой. Или предлагают самостоятельно разложить(показать картинки в соответствии с последовательностью частей суток).
Посчитаем?
1. У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (один)
2. Один, два, три, четыре-
Сосчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит вкусный будет сыр,
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера!
Какие числа знают мышки?
3. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (два)
4. Не поедут без приказа
Ни кондуктор. ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (три)
5. Мама-конь идет домой,
Папа-конь на водопой,
А ребенок-жеребенок
Пьет из миски голубой.
Сколько всего в семье лошадей? (три)
6. К серой цапле на урок
Прилетело семь сорок.
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодерей-сорок
Прилетело на урок? (четыре сороки)
7. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Сколько их, давай считать! (четыре жука)
8. Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (четыре окошка)
9. Раз, два, три, четыре, пять-
Вышла зебра погулять.
Я полосочки считаю,
Числа громко называю:
Раз, два, и снова три-
Выходи и говори.
10. У стены стоят кадушки,
В каждой ровно по лягушке.
Если было б пять кадушек
Сколько было б в них лягушек? (пять)
11. Потеряла крольчиха крольчат,
А крольчата лежат и молчат,
Один - за ветлой,
Двое - за метлой,
Один - под листом,
Двое - под кустом.
Как детей поскорее найти?
Их у мамы чуть больше пяти. (шесть)
12. Один, два, три, четыре, пять.
Кошка учится считать.
Потихоньку, понемножку
Прибавляет к мышке кошку.
Получается ответ:
Кошка есть, а мышки - нет.
Какие числа знает кошка?
13. Пять щенят плюс мама-лайка.
Сколько будет - сосчитай-ка. (шесть собак)
14. Пять котят да мама-кошка.
Сколько кошек на окошке? (шесть кошек)
15. Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,капусту,морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
Сколько овощей принесла хозяйка с базара? (шесть овощей)
16. Поздно вечером к пеструшке
На блины пришли подружки:
Три несушки, три квохтушки.
Сколько курочек в избушке? (семь курочек)
17. Сколько нот и дней недели,
И у радуги цветов?
И, надеюсь, дать названье
Этой цифре ты готов. (семь)
18. У этого цветка четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков? (восемь лепестков)
19. Цифра, соседями которой
являются цифры 8 и 10 (девять)
20. Пять друзей и пять подруг-
Вы, ребята, встаньте в круг.
Начинаю вас считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Буду с теми я играть
Кто сумеет подсказать,
Как же дальше мне считать?
21. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (десять морковок)
Отгадаем?
1. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
Как зовут его? (квадрат)
2. Узнает очень просто
Меня любой дошкольник-
Я тупо-, прямо-, остро-
угольный... (треугольник)
3. У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг:
У колечка форма ... (круг)
4. Числа складываем вместе-
Между ними пишем крестик!
Я вопросов не боюсь-
Называют крестик...(плюс)
5. Этот знак покажет всем,
Кто уехал насовсем.
Съели, спрятали, убрали-
Как тот знак мы называли? (минус)
6. Что необходимо взять,
чтобы начертить прямую линию? (линейка)
7. Пять братцев в одном домике живут. (пальцы и перчатка)
8. Четыре ноги, а ходить не может (стол)
9. Двенадцать братьев друг за другом ходят,
друг друга не находят (12 месяцев года)
10. Братцев этих ровно семь.
И они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний-
Появляется передний. (дни недели)
Физкультминутки
1. Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.
Мы нагнемся столько раз, сколько зайчиков у нас.
Мы присядем столько раз, сколько зонтиков у нас.
Топнем ножкой столько раз, сколько яблочек у нас.
Потянулись столько раз, сколько шариков у нас.
2. На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри - не упади!
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
3. Наш мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Лапы в стороны развел:
Видно меда не нашел.
Мишка в улей влез ,и вот
Каплет с лапы сладкий мед.
4. Мы по лесу шли
Подберезовик нашли.
Раз грибок и два грибок
Положили в кузовок.
5. К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно:
Вместе -раз. это брасс,
Одной, другой - это кроль.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.
6. Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре_ руки шире.
А на пять -руки вниз.
Сели. Делом занялись.