Креативность в структуре педагогической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 19:56, реферат

Описание работы

В обыденном сознании понятия «умный» и «сообразительный» выступают почти синонимами. В традиционных представлениях с умом ассоциируется еще и богатый запас знаний. Так, популярный телеконкурс «Самый умный» фактически является тестом на осведомленность. Такая точка зрения вряд ли верна, хотя и не лишена оснований. Еще древние указывали на отличие «многознающих» от «многомудрых». Однако можно предположить, что для человека недалекого ума процессы приобретения, хранения и адекватного воспроизведения информации представляются затруднительными (на этом, в частности, основано включение заданий на осведомленность в некоторые батареи тестов интеллекта).

Содержание работы

Сущность понятия «креативность» ……………………. 3
Подходы в рассмотрении понятия «креативность» ……6
Творческое мышление преподавателя…………………….13
Литература…………………………………………………..15

Файлы: 1 файл

Креативность в структуре педагогической деятельности.docx

— 62.93 Кб (Скачать файл)

Л.С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. 

П. Торренс определил креативность как процесс проявления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и, наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру: (как способности), условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. 

Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж. Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей: 

  1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение. 
  2. 2. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике. 
  3. 3. Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые скрытые от наблюдения стороны. 
  4. 4. Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продублировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. 

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но они внесли мало нового в то понимание, которое было предложено Дж. Гилфордом. В ходе исследований творческого мышления были выявлены условия, которые способствуют или препятствуют быстрому нахождению решения творческой задачи. Вот эти условия в обобщенном виде: 

1. Если в прошлом определенный  способ решения человеком некоторых  задач оказался достаточно успешным, то это обстоятельство побуждает  его и в дальнейшем придерживаться  данного способа решения. При  встрече с новой задачей человек  стремится применить его в  первую очередь. 

2. Чем больше усилий  было потрачено на то, чтобы  найти и применить на практике  новый способ решения задачи, тем вероятнее обращение к  нему в будущем. Психологические  затраты на обнаружение некоторого  нового способа решения пропорциональны  стремлению использовать его как можно чаще на практике. 

У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения и навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках. Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или также что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому? На данный вопрос дают свой ответ Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они считают, что серьезным препятствием пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и в частности: 

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем  над творчеством стремлении быть  похожим на других людей, не  отличаться от них в своих  суждениях и поступках. 

2. Боязнь оказаться «белой  вороной» среди людей, показаться  глупым или смешным в своих  суждениях. 

3. Боязнь показаться слишком  экстравагантным, даже агрессивным  в своем неприятии и критике  мнений других людей. 

4. Боязнь возмездия со  стороны другого человека, чью  позицию мы критикуем. Подвергая  критике человека, мы обычно вызываем  с его стороны ответную реакцию. Опасение такой реакции нередко  выступает в качестве препятствия  на пути к развитию собственного  творческого мышления. 

5. Завышенная оценка значимости  своих собственных идей иногда  то, что мы сами придумали или  создали, нравится нам больше  чем мысли, высказываемые другими  людьми, причем настолько, что у  нас возникает желание свое никому не показывать, ни с кем им не делиться и оставить при себе. 

6. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью  в себе, проявляет боязнь открыто  высказывать свои идеи. 

7. Есть два конкурирующих  между собой способа мышления: критический и творческий. Критическое  мышление направлено на выявление  недостатков в суждениях других  людей. Творческое мышление связано  с открытием принципиально нового  знания, с генерацией собственных  оригинальных идей, а не с оцениванием  чужих мыслей. Человек, у которого  критическая тенденция слишком  выражена, уделяет основное внимание  критике, хотя сам бы мог творить, и неплохо. Напротив, тот человек, у которого конструктивное творческое  мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках. 

Выход из этого положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление. Интеллектуальные способности человека, как оказалось, сильно страдают от частых неудач. Если людям в течение достаточно длительного периода времени предложить решать только трудные, неподвластные их уму задачи, а затем дать более легкие, то и с этими последними после долгих неудач они будут справляться плохо. Не все взрослые творческие люди обязательно хорошо успевали в школе. При сравнении их с менее творческими людьми обнаруживается немало примечательных различий. Самым интересным из них оказалось сочетание у творческих личностей интеллектуальной зрелости и «детских» черт характера. С понятием творчества неразрывно связано понятие интеллекта. Под ним понимается совокупность самых общих умственных способностей, обеспечивающих человеку успех в решении разнообразных задач.

 В первые годы жизни интеллектуальное развитие детей идет быстрее, но затем, начиная примерно с возраста 7-8 лет, постепенно замедляется.  
Творческое мышление не обязательно связано только с одним из видов мышления, например, словесно-логическим; оно вполне может быть и практическим, и образным. Р. Арнхейм отмечает, что видеть свойства какого-либо предмета - значит воспринимать его как пример воплощения определенного общего понятия, что всякое восприятие состоит в выделении ранее абстрагированных черт. Следовательно, абстрактное содержится не только в мышлении, но и в других познавательных процессах. По этому поводу Р. Арнхейм пишет, что элементы мышления в восприятии и восприятия в мышлении взаимно дополняют друг друга. «Они превращают человеческое познание в единый процесс, который ведет неразрывно от элементарного приобретения сенсорной «формации к самым обобщенным теоретическим идеям». 

У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий развития. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих. Исследования детского творчества позволяют выделить как минимум три стадии развития творческого мышления: наглядно-действенное, причинное и эвристическое. 

В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что: 

1. Хотят добиваться успехов  в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие  над собой. 

2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. 

3. Умеют критически оценивать  окружающую действительность и  проникать в суть вещей и  явлений. 

4. Погружены в философские  проблемы, касающиеся вопросов жизни  и смерти, религии и сущности  мироздания. 

5. Не довольствуются поверхностными  объяснениями, даже если они кажутся  достаточными для их сверстников. 

6. Постоянно стремятся  к самосовершенствованию и стараются  все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения. 

7. Могут полностью концентрировать  внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи». 

8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации. 

9. Урок для них особенно  интересен, когда имеет место  поисковая и исследовательская  ситуация, импровизация и парадоксы. 

10. Умеют выделять главное  в проблеме и в жизни, необходимое  в данный момент для самореализации. 

11. Лучше других своих  сверстников способны раскрывать  отношения между явлениями и  сущностью, использовать логические  операции, систематизировать и классифицировать  материал. 

12. Остро переживают несправедливость  в случае нарушения морально-нравственных  норм и отношений. 

Но, как и у всякого объекта изучения, у одаренных детей так же имеются свои минусы. Негативными сторонами одаренных детей являются следующие качества личности: 

1. Эгоцентризм и неспособность  вставать на точку зрения другого  человека, особенно если он интеллектуально  слабее. 

2. Неприязнь к школе, если  учебная программа скучна и  неинтересна. 

3. Отставание в физическом  развитии по сравнению со сверстниками, так как одаренный ребенок  предпочитает интеллектуальные  занятия. Отсюда неумение принимать  участие в коллективных спортивных  играх. 

4. Отсутствие культуры  диалога и желание заканчивать  мысль собеседника, так как уже  с первых слов схватывает суть  проблемы. 

5. Стремление прерывать  и поправлять собеседника во  время разговора, если тот делает  логические ошибки или неправильно  ставит ударение в словах. 

6. Стремление всегда быть  правым в споре из-за отсутствия  конформизма и способности идти  на компромисс. 

7. Стремление командовать  сверстниками - иначе ему становится  скучно с ними. 

Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. 

 

  1. Творческое мышление преподавателя

 

Как предмет психологического исследования, творческое педагогическое мышление обладают рядом отличительных признаков. Это — оригинальность (в работе преподавателя не возникает двух одинаковых ситуаций, поскольку в каждой из них есть элемент новизны и отличия от других ситуаций, также как и не бывает двух одинаковых обучаемых), полифункциональность, имплицитность (внутренняя свернутость мыслительных операций), динамичность, вариативность и тентативность (случайные педагогические решения, которые не опираются ни на знания, ни на опыт).

Уровень творческого мышления, в первую очередь, как утверждает Д. В. Вилькеев, зависит от идейности этого мышления, то есть от того, насколько учитель руководствуется психологическими, педагогическими и другими научными идеями в конструировании учебно-воспитательного процесса, в своих каждодневных поисках совершенствования данного процесса. Идейное мышление, когда человек руководствуется в поисках ответа на возникший у него вопрос определенной идеей, является принципиально отличным от элементарного, рассудочного, на это указывал ещё К. Д. Ушинский. По его мнению педагогическая деятельность является одним из видов практического искусства, которое требует от преподавателя высокоразвитого творческого мышления. Источником дальнейшего развития идейного мышления как важной основы творческого является групповая деятельность единомышленников, людей связанных общей идеей.

Творческое мышление означает максимальное объединение, создание единства смыслов и целей, сотрудничества, совместной учебной деятельности в качестве важнейшей предпосылки развития индивидуальности личности.

Наличие у учителя ведущих идей, превратившихся в его личностное достояние, является необходимым условием развития у него «чувствительности к проблемам» — качества, характерного для всякого творческого мышления.

Творческое решение означает и преодоление противоречий. Причем речь идет не только об общем противоречии, состоящем в том, что решение требует знаний, которыми работник ещё не располагает, а о противоречиях в содержании знаний, которые вначале кажутся совершенно несовместимыми. Творческое разрешение педагогической проблемной ситуации можно рассмотреть с четырех точек зрения: продукта; процесса; условий (способствующих или препятствующих творчеству); творческой личности.

Информация о работе Креативность в структуре педагогической деятельности