Культура педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 11:44, реферат

Описание работы

Совершенствование подготовки учительских кадров требует не только систематического улучшения содержания и методики их обучения, но и становления и развития духовной культуры личности, что обеспечивает полноценную профессиональную деятельность педагога в условиях обновляющегося общества.
Особенностью педагогического труда является то, что, учитель призван помочь ребенку состояться как личности, и как профессионалу.

Файлы: 1 файл

культура педагога.doc лиза.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

Говоря о проблеме специфичности  познания культуры, необходимо учитывать  то, что она представляет собой сверхсложное системно–целостное единство, являясь, по сути, системой систем. Поэтому и постичь культуру в реальной целостности и полноте конкретных форм ее существования, в ее строении, функционировании и развитии можно только с позиций системного мышления как его особого способа. Все другие подходы способны зафиксировать, схватить, вычленить какие–то, хотя и важные, но все же частные и частичные характеристики культуры, И на основе системного подхода возможна не только фиксация того действительно специфичного, что в качестве элементов входит в характеристику культуры, но и понимание ее сущности как особой сферы бытия.

Одно из распространенных пониманий культуры состоит в  том, что ее рассматривают как  мир воплощенных ценностей, С  этой точки зрения, предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они являются наделенными каким–то особым свойством, которым не обладают естественные объекты. Эти свойства называют ценностями. Создавая особый предметный мир, утверждают сторонники этого подхода, человек не стремился воспроизводить природу, повторяя ее в миниатюре, а созидал нечто отличное от нее, имеющее значение и смысл как выражение сущности человека именно как человека, а не просто природного существа.

Уместно сразу же провести различие между понятиями полезности и ценности. Человек находит в  природе много такого, что обеспечивает его естественное существование; он и сам создает огромное количество вещей, полезных именно в том отношении, что они необходимы для его биологической жизни. Как правило, это происходит в сфере материального производства. Но это производство выступает хотя и важной, но все же только одной из форм культурной деятельности человека. Ее же главное содержание подчинено созданию того предметного мира (материального, духовного, художественного), через который человек реализует свою особую сущность, в основе которого лежит особое дифференцированное использование способа деятельности отношение к процессу деятельности и ее результатам. Эта дифференциация основана на различении добра и зла, истинного и ложного, прекрасного и безобразного, т.е. всего того, что мы называем ценностями и антиценностями. Культура возникает в стремлении человека утверждать ценности, воплощая их все более полно, совершенно и значимо, Такое понимание культуры получило название ценностного (аксиололгического). Именно ценностным свойством мир культуры отличается от мира природы. Они – и регулятор человеческого поведения, и высшая цель его деятельности. Человек выступает создателем ценностей, в культурной деятельности он, их опредмечивая, закрепляет, создавая, таким образом, возможность накопления и передачи ценностей культуры последующим поколениям.

Ценностное понимание  культуры фиксирует важный, но не единственный аспект культуры и человеческой деятельности. Важно отметить, что он указывает на различение культурного и природного миров, на то, что ценности, будучи ядром культуры, не даны человеку изначально, подобно воде, воздуху и другим, необходимым для его биологического существования условиям. А возникли как результат его культурной деятельности и стали ее регулятором.

Итак, специфичность культуры состоит в том, что она характеризует  только существование человека. Из всех живых существ только он является культурным в родовом и в индивидуальном смысле. Ни одно другое, даже самое высокоразвитое существо не может быть охарактеризовано как культурное, В животном мире мы встречаем обобщателей, которые живут сообществами или стадным образом. Их поведение подчас строится на довольно сложном разделении функций между отдельными особями, обеспечивающих их выживание. Они способны создавать сложные обиталища и т.д. Но ни в одном из известных случаев не может быть и речи о культуре как целенаправленной и осмысленной деятельности. Действия всех существ в животном мире представляются результатом их биологического приспособления и передаются от поколения к поколению в неизменном виде посредством генетического когда, т.е. естественным путем. Этим они не выделяют себя из природы, а, наоборот, демонстрируют свое включение в нее, как бы ни было сложным их поведение. Правда, мы говорим о культурных растениях или животных. Но при этом имеется в виду, что, в отличие от своих предков и сородичей в природе, они обладают теми свойствами, которые были ими приобретены в результате длительных и кропотливых возделываний и селективной работы, осуществленных человеком, преследующим свои цели. То есть, они – «культуры» только как часть культурного мира человека.

Сфера природы, которая  приобретает культурные свойства под воздействием человека, расширяется. В этом состоит одно из проявлений культурно–исторического прогресса человечества. Человек все глубже проникает в природный мир, реализуя свои потребности, которые становятся все сложнее, многообразнее и изощреннее. Следовательно, культурный мир расширяется за счет овладения все новыми областями природы или сферы естественного бытия. Конечно, это не единственный путь расширения культурного мира человечества, а с некоторого времени даже не главный. Первоначально только предметы внешнего мира использовались человеком для закрепления в них и передачи приобретенной им культурной информации и, прежде всего, выработанных им программ культурной жизнедеятельности. Но по мере развития культуры и человека сфера предметов, которые стали выполнять функцию культурных кодов, неуклонно возрастала. Наряду с естественным языком – главным средством общения и передачи культурных смыслов, возникают так называемые вторичные языки или знаковые системы, в роли, которых выступают практически все подсистемы культуры: объекты искусства, быта, нормы этикета, техносфера и т.д. Расширение подобных подсистем становится главным направлением расширения мира культуры. Но в любом случае, культурный статус и культурный смысл им придает человек посредством своей деятельности.

Итак, отличительной особенностью культуры является то, что, она создана  и создается деятельностью человека. Даже самая примитивная культура первобытного человека неизмеримо сложнее, представляет собой качественно  иное явление, чем результаты даже самого сложного поведения животного.Труд, особенно в сфере материального производства, и поныне является основой культуры.

Культурная деятельность как способ реализации активности субъекта отличается еще одной важнейшей  особенностью: своей свободой. Она не является жестко запрограммированной, передающейся по наследству с помощью биологических механизмов. В противном случае мы не имели бы права говорить о человеке как субъекте культурной деятельности. Культурная деятельность - не слепой, подчиняющийся жесткой необходимости процесс. А целенаправленный, сознательный и свободно ориентированный, предполагающий столь же свободный выбор средств осуществления. Вне свободы нет культурного творчества, в этом смысле она является сущностной характеристикой культуры. Конечно, каждый раз она реализуется в определенных условиях, при наличии конкретных предпосылок, в особенности материальных возможностей, предоставляемых уже достигнутым уровнем развития культуры. Таким образом, речь не может идти ни об абстрактном понимании свободы, ни о ее абсолютном воплощении. Каждый раз свобода имеет конкретные формы своей культурной реализации, составляющие основу ее объективных возможностей. Но в любом случае, вне ее культурная деятельность бессмысленна и невозможна, она является ее универсальным принципом.

В культурной деятельности человек постоянно стоит перед  выбором решения, перед возможностями  направить ее по различным каналам, с учетом своих целей, возможностей или желаний. И опять-таки, одним  из важнейших показателей культурного прогресса является степень раскрепощения человека от природных детерминаций, постепенного освобождения его от жестких цепей социального принуждения, ограничений, запретов и регламентаций традиционного общества, увеличении степеней индивидуального выбора и расширение горизонта личной свободы. С развитием культуры, особенно материальной, общество в целом повышает уровень гарантий свободного развития, а вместе с этим растет значимость индивидуальной свободы как одной из высших ценностей. Культурная деятельность характеризуется творческим, свободным и созидательным началами.

Обобщая имеющиеся определения  и понятия культуры, мы можем выделить следующие подходы и понимания  этого сложного феномена:

1. Культура – это  совокупность ценностных объектов, которые возникают в результате деятельности социальных субъектов.

Первая точка зрения известна как ценностный поход к  культуре, как традиция определять культуру в качестве некой объективной  по отношению к человеку данности – «Совокупности достижений общества в его материальном и духовном развитии».

По мнению ряда авторов /А.И. Арнольдов, Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, А.А. Зворошин, Г.Г. Карпов, В.А. Малахов, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе, Г.Ф. Францев  и др./, совокупность материальных и  духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры. Таким образом, человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, то есть в рамках определенной культуры являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей. Основные проблемы, которые рассматриваются авторами данного научного направления исследований культуры, касаются ценностей, их структуры, объекта и субъекта.

Исследования культуры как совокупности ценностей позволяют  определить, что считается важным и полезным в педагогической деятельности и воспроизводиться в ней, как развиваются представления педагогов о предмете, целях, содержании, методах педагогического процесса в конкретной реальности.

Но, вряд ли, исследование культуры как социального и педагогического явления можно ограничить лишь анализом ее аксиологического аспекта. Аксиологическая трактовка культуры объясняет ее как статическое явление, как набор ценностей, образовавшегося в процессе исторического развития общества и являющимся его результатом, но не как процесс. При аксиологическом рассмотрении феномена культуры не определена позиция отдельного человека как субъекта деятельности, а представление культуры как совокупности материальных и духовных ценностей не позволяют с достаточной полнотой исследовать его внутреннюю сферу.

2. Культура – это  совокупность средств, сил и  способностей, которые характеризуют  самого социального субъекта.

Особенность второй точки  зрения (личностного подхода) состоит  в том, что ее сторонники /Б.Г. Ананьев, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Л.Н. Коган, В.К. Келле, Л.К. Круглова и др./ подходят к определению культуры с точки зрения человеческой личности, понимая под культурой ряд свойств и качеств человека, которые характеризуют человека как универсального субъекта общественно-исторического, созидательного процесса. Так Л.Н. Круглова считает, что «культура» - это исторически конкретная система способов и результатов развития сущностных сил человека, функционирующая в целях удовлетворения потребностей общества, отдельных социальных групп и личности». Рассматривая культуру «...... сквозную общественную систему, пронизывающую все стороны жизни общества» /86/, В.М. Межуев понимает под культурой «...... не только станки, машины, произведения искусства, научные работы, созданные людьми, но и самих конкретных людей, во всем многообразии и всесторонности своих жизненных проявлений, во всей полноте своего индивидуального бытья» /119/.

Л.Н. Коган, подчеркивая  основную социальную функцию культуры человечества, видит главную цель культуры-формирования определенного типа личности .

При личностном подходе  к понятию «культура» человек  выступает в качестве субъекта культуры, и как приемник исторического  наследия, и как творческое начало истории. При таком понимании  культуры оказывается, что приобщение к ней индивида является моментом личной биографии каждого человека. Именно личностный характер приобщения к культуре делает общество ответственным за оптимальность этого процесса и перед индивидом и перед собой. Важнейшим звеном в обеспечении этой ответственности является система образования, которую следует рассматривать как общественный институт формирования личности в качестве субъекта культуры.

3. Культура – производное  человеческой деятельности.

Третий методологический подход к культуре, который принято называть деятельностным характеризует культуру как совокупность способов по претворению человеческих сил и способностей в объективно социально значимые ценности. Одним из основных в данной концепции является понятие «деятельность», по сути своей характеризующее активное, целеполагающее социальное действие, свойственное только человеку.

По нашему мнению большой  интерес представляет точка зрения Э.С. Маркаряна, который разделяет  деятельностный подход на две концепции:

Концепция культуры как творческой деятельности

(Э.А. Баллер, А.В. Болдырев, Н.С. Злобин);

Культура – как  специфический способ человеческой деятельности (В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, М.С. Коршунова, Э.С. Маркарян, В.С. Семенов).

Общая черта данных концепций  состоит в том, что они рассматривают культуру процессуально и динамично, в постоянной протекции на человеческую деятельность. Но каждый из них делает это качественным отличным от других способом.

Проблема культуры как  специфического способа человеческой деятельности глубоко разрабатывается в исследованиях Э.С. Маркаряна, В.С. Давидовича, В.С. Семенова и других. При таком походе культура рассматривается как определенная, качественная характеристика деятельности человека и ее результатов. Так Э.С. Маркарян пишет: «В понятии «культура» абстрагируется способ деятельности, который отличает проявление человеческой активности. Именно практическая деятельность людей есть предпосылка и действующая причина всей истории культуры, которая возникла в деятельности общественного человека, в ней преобразуется и развивается». Культура выступает как механизм, который создан для наследования и передачи социальных сил от одного поколения к другому и осуществляющий обмен деятельностью передачу от одного субъекта другому «сущностных сил», единства унаследованной и порождающий деятельности. Ее полагание, как способа деятельности как раз и предполагает то, что представляет собой изменяющуюся конкретную историческую совокупность тех приемов, процессуальных норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, взятой во всех ее изменениях и отношениях.

Информация о работе Культура педагога