Лечение аутизма у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 07:47, реферат

Описание работы

Лечение аутизма у детей не является собственно лечением в привычном понимании этого слова. Аутизм не лечится таблетками, физиотерапевтическими процедурами или чем-либо еще. В некоторых случаях при аутизме у детей, учитывая его симптомы, для лечения могут быть назначены средства, улучшающие мозговое кровообращение, стабилизирующие настроение, снижающие тревожность. В то же время все эти препараты не устранят специфичные признаки аутизма.
Если у твоего ребенка аутизм, тебе, прежде всего, следует принять его таким, какой он есть. Аутисты – не больные, это просто другие люди, живущие в своем мире, в котором им может быть интереснее, чем в нашем. Длительная коррекционная работа психологов дает возможность детям с аутизмом приспособиться к жизни в обществе, усвоить правила и алгоритмы поведения, которым они должны следовать. Тем не менее, аутизм у детей не проходит полностью. Даже если отрешенный от всего мира ребенок в дальнейшем становится в меру общительным подростком, у него все равно остаются странности в поведении и трудности в восприятии окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Лечение аутизма у детей.docx

— 117.87 Кб (Скачать файл)

Лечение аутизма у детей

 
 
Лечение аутизма у детей не является собственно лечением в привычном понимании этого слова. Аутизм не лечится таблетками, физиотерапевтическими процедурами или чем-либо еще. В некоторых случаях при аутизме у детей, учитывая его симптомы, для лечения могут быть назначены средства, улучшающие мозговое кровообращение, стабилизирующие настроение, снижающие тревожность. В то же время все эти препараты не устранят специфичные признаки аутизма. 
 
Если у твоего ребенка аутизм, тебе, прежде всего, следует принять его таким, какой он есть. Аутисты – не больные, это просто другие люди, живущие в своем мире, в котором им может быть интереснее, чем в нашем. Длительная коррекционная работа психологов дает возможность детям с аутизмом приспособиться к жизни в обществе, усвоить правила и алгоритмы поведения, которым они должны следовать. Тем не менее, аутизм у детей не проходит полностью. Даже если отрешенный от всего мира ребенок в дальнейшем становится в меру общительным подростком, у него все равно остаются странности в поведении и трудности в восприятии окружающего мира.  
 
Хотят ли сами аутисты вылечиться и стать «нормальными»? Вряд ли они представляют себе, что это такое. Все дети имеют право быть такими, какие они есть, и от того, как мы их примем, во многом будет зависеть их адаптация в обществе.

же к трем годам аутиста можно распознать. Но чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Здесь по большей части все зависит от родителей или тех родственников, которые проводят с малышом основную часть времени. Поэтому знать симптомы аутизма не будет лишним.

Они могут начать проявляться уже с месячного возраста крохи. Вот только заметить и принять их удается крайне редко. Все начинается с контакта ребенка с окружающим миром, и в первую очередь – с окружающими его людьми, ведь именно через них малыш и познает мир.

Обычный здоровый ребенок очень рано начинает сосредотачивать свой взгляд на лицах и улавливать их разные выражения, более того – он отвечает взаимностью. Аутисты реагируют на лицо не совсем адекватно: они могут вообще не обращать никакого внимания на лицо мамы либо задерживаться на нем лишь на миг, отводя взгляд в сторону. Такие детки не идут на контакт при общении, не отвечают улыбкой на улыбку, не гулят, не тянут ручки к маме при встрече. Они могут реагировать смехом на крик или плачем на смех, радоваться и расстраиваться неадекватно обстановке. Либо вовсе никак не реагировать на внешние раздражители.

Маленькие аутисты часто своеобразно реагируют на мамины руки: изворачиваются и сильно напрягаются, когда мама берет малыша, либо наоборот: чрезмерно расслабляются, прямо расплываясь на маминых руках. Так же неодинаково разные аутичные дети реагируют на отсутствие и присутствие матери: одни могут и вовсе не замечать ее, другие тяжело переживают уход мамы, вплоть до развития тяжелых соматических состояний (рвоты, повышения температуры). Примечательно, что такие вспышки могут чередоваться друг с дружкой: то малыш не может и минуты выдержать без родителя (не давая ему даже из комнаты выйти), то не подпускает к себе (даже маму). 

Детки постарше «выдают» себя некой отстраненностью. Складывается впечатление, будто бы они отграничены от этого мира и живут в каком-то своем, особенном. Дети, страдающие аутизмом, редко любят играть с другими – им больше по душе одиночество. Любой новый человек, предмет или обстановка могут вызывать у них паническое беспокойство, и чтобы успокоится, они начинают повторять ритуальные монотонные действия или издавать какие-то повторяющиеся звуки. Аутисты вообще любят, чтобы все шло своим чередом, по плану, так как обычно. И любое нарушение этой привычной цепочки вызывает у них беспокойство. Вот почему такие детки любят выкладывать игрушки в ряд или мерно покачиваться – они воссоздают привычный черед событий.

Другое проявление аутизма – чрезмерная радость и улыбчивость ребенка при виде любого человека, даже абсолютно чужого или не расположенного к нему. Таких малышей часто называют лучезарными: они заигрывают с чужими дядями и тетями и без стеснений идут на руки к любому.

Одним из признаков аутизма у детей является задержка речи и других навыков. Иногда кажется даже, что ребенок не слышит и не видит – он смотрит как бы сквозь вас и не реагирует на обращения и попытки с ним поиграть или пообщаться. А случается, что такой малыш может лепетать что-то без остановки, не взирая ни на что.

Следует понимать, что у разных ребят аутизм может проявляться по-разному. Вот некоторые обобщенные признаки аутизма у детей:

отвержение материнской ласки;

дискомфорт от телесной близости с матерью;

отсутствие зрительного контакта;

отстраненный взгляд;

отсутствие или задержка речи, небольшой словарный запас;

сильная зависимость от матери;

предпочтение только одного из родителей (или ухаживающего за ребенком лица);

чрезмерное положительное расположение к чужим людям;

отстраненность от сверстников и других окружающих;

трудности в общении;

неадекватная реакция на происходящее;

повторение одних и тех же действий, звуков, фраз;

зависимость от режима и постоянства;

концентрация внимания на деталях;

предпочтение одних игр или занятий;

пониженный или завышенный интеллект.

Если вовремя выявить заболевание и начать профессиональную комплексную терапию, можно существенно облегчить социализацию такого ребенка и в целом всю его жизнь. Между прочим, среди аутичных детей часто встречаются одаренные в разных сферах уникумы.

Аутизм у детей

 

Первые признаки аутизма проявляются в 3-х месячном возрасте, но они не вызывают опасений у родителей ребенка, и поэтому они не обращаются за медицинской помощью. Обычно ранние признаки выявляются только ретроспективно при сборе анамнеза у родителей. В три месяца ребенок начинает свою познавательную деятельность. Он начинает улыбаться, особенно при виде знакомого лица, чаще всего это мама, с которой у ребенка тесный контакт, особенно при кормлении ребенка грудью. При аутизме ребенок не узнает никого, не улыбается. Очень часто возникают трудности с кормлением ребенка грудью, он отказывается от груди, капризничает или наоборот засыпает на груди, сосет очень вяло. С ребенком невозможно установить зрительный контакт: ребенок смотрит как бы сквозь людей, не воспринимая их как живые объекты. Очень часто дети в этом возрасте начинают бояться электроприборов: начинают плакать при работе пылесоса или стиральной машины. Еще одним из специфических признаков аутизма является наличие бессонницы: дети довольно длительное время бодрствуют, при этом их глаза всегда открыты, они не капризничают, но и не спят. Очень часто такое состояние интерпретируется как норма, так как в этот период все еще происходит формирование режима сна и бодрствования ребенка. Так же у детей отсутствует так называемая поза готовности, когда их берут на руки. Здоровые дети стараются прижаться к груди мамы или другого человека, который взял их на руки (за исключением незнакомых ребенку людей), дети же с аутизмом при попытке взять их на руки изгибают спину и делают невозможным прижать их к груди.

 

В более старшем возрасте, когда ребенок начинает сидеть, появляются характерные для аутизма повторяющиеся монотонные движения: ребенок может сидеть в кроватке и раскачиваться из стороны в сторону. При этом он может продолжать это делать длительное время, не обращая внимания ни на какие внешние раздражители. Такое состояние может возникать в любое время суток, а так как детей продолжает беспокоить бессонница, то очень часто такие раскачивания возникают в ночное время.

 

Очень часто первая жалоба, с которой обращаются родители к врачу, является отсутствие слуха у детей. Родителям кажется, что их ребенок или глухой, или слабослышащий, так как он не всегда реагирует, когда его зовут, и даже при достаточно громких звуках дети не выказывают никакого интереса к его источнику. На самом дели дети с аутизмом все хорошо слышат, но их сознание находится в своем собственном мире, который создал ребенок, поэтому они ни как не реагируют на внешние раздражители до тех пор, пока они не доставляют ребенку дискомфорт, этим аутизм очень схож с шизофренией, и поэтому некоторые психиатры рассматривают эти два заболевания как единое целое.

 

Развитие речи у детей с аутизмом так же имеет свои особенности. Дети начинают говорить очень поздно, обычно это происходит после 2-х лет. При этом нет периода, когда дети стараются подрожать звукам, произносимым родителями или окружающими людьми, они сразу начинают говорить словами и фразами. Фразы очень логичные, так сказать «взрослые». Для речи детей характерно такое понятие, как эхолалия: дети с точностью повторяют фразу, услышанную ранее, при этом сохраняется не только структура фразы, но даже и интонация. Дети на какое-то время становятся гениями в глазах родителей, так как с легкостью могут воспроизвести стихотворение или песню, которые слышали лишь однажды.

 

Даже если речь у ребенка развивается вовремя, она все равно не проходит тех этапов развития, что у здоровых детей, а так же речь может пропадать полностью или иметь обратное развитие.

 

Дети, больные аутизмом, предпочитают общение с взрослыми общению со своими сверстниками. Но и это общение достаточно скудное и очень тяжело привлечь внимание ребенка.

 

Дети с аутизмом не могут правильно использовать в разговоре личные местоимения. Себя они называют на «ты» или «они», окружающих – «я». Это связано с тем же эффектом эхолалии, так как дети в разговоре стараются использовать ранее услышанные фразы, которые не подвергаются изменениям.

 

Дети с аутизмом имеют своеобразное пристрастие к игрушкам: обычные игрушки для них не интересны, они очень любят играть с кухонной утварью, могут часами рассматривать столовые предметы, передвигать их с места на место, особенно им нравится проносить их перед глазами и следить за их движением.

 

Основным клиническим признаком аутизма является неспособность к общению. Дети с заболеванием не воспринимают окружающих людей и не видят в них предмет для общения. Они могут пройти мимо человека, как мимо дерева, совершенно не обратив на него никакого внимания. Привлечь внимание ребенка можно только в том случае, если помешать ему совершить какое-нибудь действие, только в этом случае ребенок обращает внимание на человека. В детских коллективах дети с аутизмом держатся обособленно, ни с кем не разговаривают, занимаются только своим делом.

 

Дети с аутизмом очень восприимчивы к перемене окружающей обстановки. При этом для них большое значение имеет отсутствие какой-либо вещи, нежели отсутствие человека. Они могут не замечать отсутствие матери на протяжении двух недель и более, но заметят отсутствие старого зонта, который висел на вешалке в углу. При этом изменения окружающей обстановки полностью выбивает таких детей из распорядка жизни: они не знают, чем им дальше заниматься, куда идти.

 

В старшем возрасте, когда дети идут в школу, они могут создавать мнимое впечатление гениальности, так как они очень часто успешны в одной какой-то сфере, однако остальные предметы для них остаются трудны для восприятия и изучения.

 

Еще одной особенностью детского аутизма является «умное» выражение лица. Кажется, что дети постоянно сосредоточено над чем-то думают. Так же у детей может появляться недовольное выражение лица в присутствии людей, которое сменяется на удовлетворенное при их отсутствии в помещении, где находится ребенок.

 

Одним из неспецифических признаков аутизма у детей является наличие диспепсических расстройств до годовалого возраста. Детей беспокоят вздутие живота, урчание, запоры.

 

Обследование детей с аутизмом

 

Постановка диагноза аутизма достаточно сложна и требует длительного обследования ребенка у психиатра. Иногда приходится отличать аутизм от большого перечня других заболеваний. Очень часто приходится проводить дифференциальную диагностику аутизма с неврозами и неврозоподобными состояниями. В этом случае помогает сбор анамнеза, когда врач уточняет время возникновения симптомов, причины, которые могли привести к появлению заболевания. Только психиатр после проведенной беседы с ребенком и его родителями может точно установить диагноз аутизм.

 

Лечение аутизма

 

Лечение детей с аутизмом – это длительный, сложный, трудоемкий процесс, который истощает не только физически, но и психологически. Родители ребенка с аутизмом должны приготовиться к длительной борьбе с болезнью, которая не всегда приносит результаты.

 

Медикаментозное лечение при аутизме не имеет эффекта. Лекарственные препараты необходимо использовать только для купирования сопутствующей симптоматики. Основной способ лечения – это психотерапия и социальная адаптация.

 

Какими же правилами необходимо пользоваться при лечении ребенка с аутизмом?

 

1. Необходимо выбрать  опытного психиатра, который будет  заниматься лечением ребенка  длительное время. Частая смена  врачей ведет только к ухудшению  состояния ребенка. Основная методика  лечения ребенка – это беспрерывное  повторение и закрепление выученных  навыков. Если врачи меняются, каждый  из них начинает лечение по  своей собственной программе, то  это только дезорганизует ребенка  и не позволяет ему закрепить  изученные навыки.

 

2. Родители должны понимать, что лечение ребенка с аутизмом  – это задача не только врача, но и всех родственников ребенка. Лечение не прекращается ни  на минуту и продолжается за стенами кабинета психиатра дома, на улице, в детском саду. Помимо лечения ребенка, родители должны сами посещать психолога, психотерапевта, так как работа с ребенком, больным аутизмом, очень сильно сказывается на психике его родителей.

 

3. Очень важно для родителей  делать перерыв. Как я уже говорил: это очень большая психологическая  нагрузка для родителей бороться  с заболеванием и не видеть  никакой отдачи. Поэтому очень  важно хотя бы раз в год  делать перерыв и уезжать отдохнуть, не думая о болезни ребенка. В это время уход может осуществлять  другой родитель или бабушка  с дедушкой.

 

4. Лечение ребенка с  аутизмом – это беспрерывное  повторение. Изо дня в день  придется повторять одно и  то же (например, застегивать пуговицу  на рубашке), пока ребенок не  научится это делать. Но даже  после изучения какого-либо навыка  необходимо периодически возвращаться  к его повторению, так как даже  полученные навыки со временем  могут теряться.

 

5. Очень важно общаться  с другими родителями, у которых  дети так же больны аутизмом. Это поможет легче пережить  заболевание ребенка, можно обменяться  опытом с другими родителями, порадоваться их успеху. В больших  городах существуют кружки, где  встречаются такие родители, скорее  всего ваш психиатр будет знать  о таком кружке в вашем городе. Так же можно посетить в  интернете различные форумы, где  можно обменяться опытом и  получить консультацию от других  родителей и врачей.

 

6. Ребенок должен иметь  точный распорядок дня. Он должен  знать, что ему делать в следующую  минуту. Отсутствие такого распорядка  дезорганизует детей.

 

7. Окружающая обстановка  должна быть максимально неизменчивой. Все предметы должны лежать  строго на своих местах.

 

8. Необходимо стараться  привлечь внимание ребенка. Для  этого нужно несколько раз  обращаться к нему по имени. При этом ни в коем случае  нельзя повышать голос. Повторять  имя ребенка необходимо с одинаковой  интонацией до тех пор, пока  он не обратит на вас внимание. Ни в коем случае нельзя  использовать силу и болевые  стимуляторы.

Информация о работе Лечение аутизма у детей