Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 07:47, реферат
Лечение аутизма у детей не является собственно лечением в привычном понимании этого слова. Аутизм не лечится таблетками, физиотерапевтическими процедурами или чем-либо еще. В некоторых случаях при аутизме у детей, учитывая его симптомы, для лечения могут быть назначены средства, улучшающие мозговое кровообращение, стабилизирующие настроение, снижающие тревожность. В то же время все эти препараты не устранят специфичные признаки аутизма.
Если у твоего ребенка аутизм, тебе, прежде всего, следует принять его таким, какой он есть. Аутисты – не больные, это просто другие люди, живущие в своем мире, в котором им может быть интереснее, чем в нашем. Длительная коррекционная работа психологов дает возможность детям с аутизмом приспособиться к жизни в обществе, усвоить правила и алгоритмы поведения, которым они должны следовать. Тем не менее, аутизм у детей не проходит полностью. Даже если отрешенный от всего мира ребенок в дальнейшем становится в меру общительным подростком, у него все равно остаются странности в поведении и трудности в восприятии окружающего мира.
Лечение аутизма у детей
Лечение аутизма у детей не является собственно
лечением в привычном понимании этого
слова. Аутизм не лечится таблетками, физиотерапевтическими
процедурами или чем-либо еще. В некоторых
случаях при аутизме у детей, учитывая
его симптомы, для лечения могут быть назначены
средства, улучшающие мозговое кровообращение,
стабилизирующие настроение, снижающие
тревожность. В то же время все эти препараты
не устранят специфичные признаки аутизма.
Если у твоего ребенка аутизм, тебе, прежде
всего, следует принять его таким, какой
он есть. Аутисты – не больные, это просто
другие люди, живущие в своем мире, в котором
им может быть интереснее, чем в нашем.
Длительная коррекционная работа психологов
дает возможность детям с аутизмом приспособиться
к жизни в обществе, усвоить правила и
алгоритмы поведения, которым они должны
следовать. Тем не менее, аутизм у детей
не проходит полностью. Даже если отрешенный
от всего мира ребенок в дальнейшем становится
в меру общительным подростком, у него
все равно остаются странности в поведении
и трудности в восприятии окружающего
мира.
Хотят ли сами аутисты вылечиться и стать
«нормальными»? Вряд ли они представляют
себе, что это такое. Все дети имеют право
быть такими, какие они есть, и от того,
как мы их примем, во многом будет зависеть
их адаптация в обществе.
же к трем годам аутиста можно распознать. Но чем младше ребенок, тем сложнее это сделать. Здесь по большей части все зависит от родителей или тех родственников, которые проводят с малышом основную часть времени. Поэтому знать симптомы аутизма не будет лишним.
Они могут начать проявляться уже с месячного возраста крохи. Вот только заметить и принять их удается крайне редко. Все начинается с контакта ребенка с окружающим миром, и в первую очередь – с окружающими его людьми, ведь именно через них малыш и познает мир.
Обычный здоровый ребенок очень рано начинает сосредотачивать свой взгляд на лицах и улавливать их разные выражения, более того – он отвечает взаимностью. Аутисты реагируют на лицо не совсем адекватно: они могут вообще не обращать никакого внимания на лицо мамы либо задерживаться на нем лишь на миг, отводя взгляд в сторону. Такие детки не идут на контакт при общении, не отвечают улыбкой на улыбку, не гулят, не тянут ручки к маме при встрече. Они могут реагировать смехом на крик или плачем на смех, радоваться и расстраиваться неадекватно обстановке. Либо вовсе никак не реагировать на внешние раздражители.
Маленькие аутисты часто своеобразно реагируют на мамины руки: изворачиваются и сильно напрягаются, когда мама берет малыша, либо наоборот: чрезмерно расслабляются, прямо расплываясь на маминых руках. Так же неодинаково разные аутичные дети реагируют на отсутствие и присутствие матери: одни могут и вовсе не замечать ее, другие тяжело переживают уход мамы, вплоть до развития тяжелых соматических состояний (рвоты, повышения температуры). Примечательно, что такие вспышки могут чередоваться друг с дружкой: то малыш не может и минуты выдержать без родителя (не давая ему даже из комнаты выйти), то не подпускает к себе (даже маму).
Детки постарше «выдают» себя некой отстраненностью. Складывается впечатление, будто бы они отграничены от этого мира и живут в каком-то своем, особенном. Дети, страдающие аутизмом, редко любят играть с другими – им больше по душе одиночество. Любой новый человек, предмет или обстановка могут вызывать у них паническое беспокойство, и чтобы успокоится, они начинают повторять ритуальные монотонные действия или издавать какие-то повторяющиеся звуки. Аутисты вообще любят, чтобы все шло своим чередом, по плану, так как обычно. И любое нарушение этой привычной цепочки вызывает у них беспокойство. Вот почему такие детки любят выкладывать игрушки в ряд или мерно покачиваться – они воссоздают привычный черед событий.
Другое проявление аутизма – чрезмерная радость и улыбчивость ребенка при виде любого человека, даже абсолютно чужого или не расположенного к нему. Таких малышей часто называют лучезарными: они заигрывают с чужими дядями и тетями и без стеснений идут на руки к любому.
Одним из признаков аутизма у детей является задержка речи и других навыков. Иногда кажется даже, что ребенок не слышит и не видит – он смотрит как бы сквозь вас и не реагирует на обращения и попытки с ним поиграть или пообщаться. А случается, что такой малыш может лепетать что-то без остановки, не взирая ни на что.
Следует понимать, что у разных ребят аутизм может проявляться по-разному. Вот некоторые обобщенные признаки аутизма у детей:
отвержение материнской ласки;
дискомфорт от телесной близости с матерью;
отсутствие зрительного контакта;
отстраненный взгляд;
отсутствие или задержка речи, небольшой словарный запас;
сильная зависимость от матери;
предпочтение только одного из родителей (или ухаживающего за ребенком лица);
чрезмерное положительное расположение к чужим людям;
отстраненность от сверстников и других окружающих;
трудности в общении;
неадекватная реакция на происходящее;
повторение одних и тех же действий, звуков, фраз;
зависимость от режима и постоянства;
концентрация внимания на деталях;
предпочтение одних игр или занятий;
пониженный или завышенный интеллект.
Если вовремя выявить заболевание и начать профессиональную комплексную терапию, можно существенно облегчить социализацию такого ребенка и в целом всю его жизнь. Между прочим, среди аутичных детей часто встречаются одаренные в разных сферах уникумы.
Аутизм у детей
Первые признаки аутизма проявляются в 3-х месячном возрасте, но они не вызывают опасений у родителей ребенка, и поэтому они не обращаются за медицинской помощью. Обычно ранние признаки выявляются только ретроспективно при сборе анамнеза у родителей. В три месяца ребенок начинает свою познавательную деятельность. Он начинает улыбаться, особенно при виде знакомого лица, чаще всего это мама, с которой у ребенка тесный контакт, особенно при кормлении ребенка грудью. При аутизме ребенок не узнает никого, не улыбается. Очень часто возникают трудности с кормлением ребенка грудью, он отказывается от груди, капризничает или наоборот засыпает на груди, сосет очень вяло. С ребенком невозможно установить зрительный контакт: ребенок смотрит как бы сквозь людей, не воспринимая их как живые объекты. Очень часто дети в этом возрасте начинают бояться электроприборов: начинают плакать при работе пылесоса или стиральной машины. Еще одним из специфических признаков аутизма является наличие бессонницы: дети довольно длительное время бодрствуют, при этом их глаза всегда открыты, они не капризничают, но и не спят. Очень часто такое состояние интерпретируется как норма, так как в этот период все еще происходит формирование режима сна и бодрствования ребенка. Так же у детей отсутствует так называемая поза готовности, когда их берут на руки. Здоровые дети стараются прижаться к груди мамы или другого человека, который взял их на руки (за исключением незнакомых ребенку людей), дети же с аутизмом при попытке взять их на руки изгибают спину и делают невозможным прижать их к груди.
В более старшем возрасте, когда ребенок начинает сидеть, появляются характерные для аутизма повторяющиеся монотонные движения: ребенок может сидеть в кроватке и раскачиваться из стороны в сторону. При этом он может продолжать это делать длительное время, не обращая внимания ни на какие внешние раздражители. Такое состояние может возникать в любое время суток, а так как детей продолжает беспокоить бессонница, то очень часто такие раскачивания возникают в ночное время.
Очень часто первая жалоба, с которой обращаются родители к врачу, является отсутствие слуха у детей. Родителям кажется, что их ребенок или глухой, или слабослышащий, так как он не всегда реагирует, когда его зовут, и даже при достаточно громких звуках дети не выказывают никакого интереса к его источнику. На самом дели дети с аутизмом все хорошо слышат, но их сознание находится в своем собственном мире, который создал ребенок, поэтому они ни как не реагируют на внешние раздражители до тех пор, пока они не доставляют ребенку дискомфорт, этим аутизм очень схож с шизофренией, и поэтому некоторые психиатры рассматривают эти два заболевания как единое целое.
Развитие речи у детей с аутизмом так же имеет свои особенности. Дети начинают говорить очень поздно, обычно это происходит после 2-х лет. При этом нет периода, когда дети стараются подрожать звукам, произносимым родителями или окружающими людьми, они сразу начинают говорить словами и фразами. Фразы очень логичные, так сказать «взрослые». Для речи детей характерно такое понятие, как эхолалия: дети с точностью повторяют фразу, услышанную ранее, при этом сохраняется не только структура фразы, но даже и интонация. Дети на какое-то время становятся гениями в глазах родителей, так как с легкостью могут воспроизвести стихотворение или песню, которые слышали лишь однажды.
Даже если речь у ребенка развивается вовремя, она все равно не проходит тех этапов развития, что у здоровых детей, а так же речь может пропадать полностью или иметь обратное развитие.
Дети, больные аутизмом, предпочитают общение с взрослыми общению со своими сверстниками. Но и это общение достаточно скудное и очень тяжело привлечь внимание ребенка.
Дети с аутизмом не могут правильно использовать в разговоре личные местоимения. Себя они называют на «ты» или «они», окружающих – «я». Это связано с тем же эффектом эхолалии, так как дети в разговоре стараются использовать ранее услышанные фразы, которые не подвергаются изменениям.
Дети с аутизмом имеют своеобразное пристрастие к игрушкам: обычные игрушки для них не интересны, они очень любят играть с кухонной утварью, могут часами рассматривать столовые предметы, передвигать их с места на место, особенно им нравится проносить их перед глазами и следить за их движением.
Основным клиническим признаком аутизма является неспособность к общению. Дети с заболеванием не воспринимают окружающих людей и не видят в них предмет для общения. Они могут пройти мимо человека, как мимо дерева, совершенно не обратив на него никакого внимания. Привлечь внимание ребенка можно только в том случае, если помешать ему совершить какое-нибудь действие, только в этом случае ребенок обращает внимание на человека. В детских коллективах дети с аутизмом держатся обособленно, ни с кем не разговаривают, занимаются только своим делом.
Дети с аутизмом очень восприимчивы к перемене окружающей обстановки. При этом для них большое значение имеет отсутствие какой-либо вещи, нежели отсутствие человека. Они могут не замечать отсутствие матери на протяжении двух недель и более, но заметят отсутствие старого зонта, который висел на вешалке в углу. При этом изменения окружающей обстановки полностью выбивает таких детей из распорядка жизни: они не знают, чем им дальше заниматься, куда идти.
В старшем возрасте, когда дети идут в школу, они могут создавать мнимое впечатление гениальности, так как они очень часто успешны в одной какой-то сфере, однако остальные предметы для них остаются трудны для восприятия и изучения.
Еще одной особенностью детского аутизма является «умное» выражение лица. Кажется, что дети постоянно сосредоточено над чем-то думают. Так же у детей может появляться недовольное выражение лица в присутствии людей, которое сменяется на удовлетворенное при их отсутствии в помещении, где находится ребенок.
Одним из неспецифических признаков аутизма у детей является наличие диспепсических расстройств до годовалого возраста. Детей беспокоят вздутие живота, урчание, запоры.
Обследование детей с аутизмом
Постановка диагноза аутизма достаточно сложна и требует длительного обследования ребенка у психиатра. Иногда приходится отличать аутизм от большого перечня других заболеваний. Очень часто приходится проводить дифференциальную диагностику аутизма с неврозами и неврозоподобными состояниями. В этом случае помогает сбор анамнеза, когда врач уточняет время возникновения симптомов, причины, которые могли привести к появлению заболевания. Только психиатр после проведенной беседы с ребенком и его родителями может точно установить диагноз аутизм.
Лечение аутизма
Лечение детей с аутизмом – это длительный, сложный, трудоемкий процесс, который истощает не только физически, но и психологически. Родители ребенка с аутизмом должны приготовиться к длительной борьбе с болезнью, которая не всегда приносит результаты.
Медикаментозное лечение при аутизме не имеет эффекта. Лекарственные препараты необходимо использовать только для купирования сопутствующей симптоматики. Основной способ лечения – это психотерапия и социальная адаптация.
Какими же правилами необходимо пользоваться при лечении ребенка с аутизмом?
1. Необходимо выбрать
опытного психиатра, который будет
заниматься лечением ребенка
длительное время. Частая смена
врачей ведет только к
2. Родители должны понимать,
что лечение ребенка с
3. Очень важно для родителей
делать перерыв. Как я уже говорил:
это очень большая
4. Лечение ребенка с
аутизмом – это беспрерывное
повторение. Изо дня в день
придется повторять одно и
то же (например, застегивать пуговицу
на рубашке), пока ребенок не
научится это делать. Но даже
после изучения какого-либо
5. Очень важно общаться
с другими родителями, у которых
дети так же больны аутизмом.
Это поможет легче пережить
заболевание ребенка, можно обменяться
опытом с другими родителями,
порадоваться их успеху. В больших
городах существуют кружки, где
встречаются такие родители, скорее
всего ваш психиатр будет
6. Ребенок должен иметь точный распорядок дня. Он должен знать, что ему делать в следующую минуту. Отсутствие такого распорядка дезорганизует детей.
7. Окружающая обстановка
должна быть максимально
8. Необходимо стараться
привлечь внимание ребенка. Для
этого нужно несколько раз
обращаться к нему по имени.
При этом ни в коем случае
нельзя повышать голос. Повторять
имя ребенка необходимо с