Лечение аутизма у детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 07:47, реферат

Описание работы

Лечение аутизма у детей не является собственно лечением в привычном понимании этого слова. Аутизм не лечится таблетками, физиотерапевтическими процедурами или чем-либо еще. В некоторых случаях при аутизме у детей, учитывая его симптомы, для лечения могут быть назначены средства, улучшающие мозговое кровообращение, стабилизирующие настроение, снижающие тревожность. В то же время все эти препараты не устранят специфичные признаки аутизма.
Если у твоего ребенка аутизм, тебе, прежде всего, следует принять его таким, какой он есть. Аутисты – не больные, это просто другие люди, живущие в своем мире, в котором им может быть интереснее, чем в нашем. Длительная коррекционная работа психологов дает возможность детям с аутизмом приспособиться к жизни в обществе, усвоить правила и алгоритмы поведения, которым они должны следовать. Тем не менее, аутизм у детей не проходит полностью. Даже если отрешенный от всего мира ребенок в дальнейшем становится в меру общительным подростком, у него все равно остаются странности в поведении и трудности в восприятии окружающего мира.

Файлы: 1 файл

Лечение аутизма у детей.docx

— 117.87 Кб (Скачать файл)

Другое проявление аутизма – чрезмерная радость и улыбчивость ребенка при виде любого человека, даже абсолютно чужого или не расположенного к нему. Таких малышей часто называют лучезарными: они заигрывают с чужими дядями и тетями и без стеснений идут на руки к любому.

Одним из признаков аутизма у детей является задержка речи и других навыков. Иногда кажется даже, что ребенок не слышит и не видит – он смотрит как бы сквозь вас и не реагирует на обращения и попытки с ним поиграть или пообщаться. А случается, что такой малыш может лепетать что-то без остановки, не взирая ни на что.

Следует понимать, что у разных ребят аутизм может проявляться по-разному. Вот некоторые обобщенные признаки аутизма у детей:

отвержение материнской ласки;

дискомфорт от телесной близости с матерью;

отсутствие зрительного контакта;

отстраненный взгляд;

отсутствие или задержка речи, небольшой словарный запас;

сильная зависимость от матери;

предпочтение только одного из родителей (или ухаживающего за ребенком лица);

чрезмерное положительное расположение к чужим людям;

отстраненность от сверстников и других окружающих;

трудности в общении;

неадекватная реакция на происходящее;

повторение одних и тех же действий, звуков, фраз;

зависимость от режима и постоянства;

концентрация внимания на деталях;

предпочтение одних игр или занятий;

пониженный или завышенный интеллект.

Если вовремя выявить заболевание и начать профессиональную комплексную терапию, можно существенно облегчить социализацию такого ребенка и в целом всю его жизнь. Между прочим, среди аутичных детей часто встречаются одаренные в разных сферах уникумы.

Дети с аутизмом очень восприимчивы к перемене окружающей обстановки. При этом для них большое значение имеет отсутствие какой-либо вещи, нежели отсутствие человека. Они могут не замечать отсутствие матери на протяжении двух недель и более, но заметят отсутствие старого зонта, который висел на вешалке в углу. При этом изменения окружающей обстановки полностью выбивает таких детей из распорядка жизни: они не знают, чем им дальше заниматься, куда идти.

 

В старшем возрасте, когда дети идут в школу, они могут создавать мнимое впечатление гениальности, так как они очень часто успешны в одной какой-то сфере, однако остальные предметы для них остаются трудны для восприятия и изучения.

 

Еще одной особенностью детского аутизма является «умное» выражение лица. Кажется, что дети постоянно сосредоточено над чем-то думают. Так же у детей может появляться недовольное выражение лица в присутствии людей, которое сменяется на удовлетворенное при их отсутствии в помещении, где находится ребенок.

 

Одним из неспецифических признаков аутизма у детей является наличие диспепсических расстройств до годовалого возраста. Детей беспокоят вздутие живота, урчание, запоры.

 

Обследование детей с аутизмом

 

Постановка диагноза аутизма достаточно сложна и требует длительного обследования ребенка у психиатра. Иногда приходится отличать аутизм от большого перечня других заболеваний. Очень часто приходится проводить дифференциальную диагностику аутизма с неврозами и неврозоподобными состояниями. В этом случае помогает сбор анамнеза, когда врач уточняет время возникновения симптомов, причины, которые могли привести к появлению заболевания. Только психиатр после проведенной беседы с ребенком и его родителями может точно установить диагноз аутизм.

 

 

 

 ребенок плохо реагирует  на приближение мамы. Еще в  месяц, когда мама к ребенку  приближается, дети реагируют движением  ручек и ножек. С возрастом  движения усложняются, становятся  более активными, ребенок улыбается, если подходит мама. Вас должно  насторожить, если ребенок вообще  не реагирует на приближение  человека, смотрит как бы вдаль, а не на лицо, на рисунок  на одежде или рисунок на  стене; нарушение режима сна. Дети  часто путают день с ночью; ни с чем не связанное беспокойство. Как правило, в 3-6 месяцев ребенок, как правило, спокоен, если он  сыт, сух и здоров. У детей из  группы риска наблюдается беспокойство, которое тяжело увязать с каким-то  внешним раздражителем. К симптомам  также относится чрезмерное спокойствие; парадоксальная реакция на звуки. Такие дети не реагируют на  погремушки. Некоторые звуки могут, напротив, их пугать; в 6 месяцев дети  могут проявлять патологическую  связь с матерью. И в норме  ребенок привязан к матери, так  как она ухаживает за ним. Но  когда это носит патологический  характер, и ребенка нельзя оторвать  от мамы, это тоже в какой-то  степени настораживающий симптом; не проявляется интерес к игрушкам. После года В год немного легче рассмотреть симптомы аутизма у ребенка. У здорового ребенка появляется много новых навыков, и уже отсутствие тех навыков, что есть у других детей, настораживает родителей. Прежде всего,  настораживает задержка речевого и двигательного развития. Эти дети плохо имитируют жесты (ладушки, например). Они также не произносят слова. В этот период  усиливается симбиотическая связь с матерью, ребенок не отпускает ее ни на минуту. Очень много случаев, когда невозможно оставить такого  ребенка ни с няней, ни с родственниками. Матери таких детей лишены возможности даже сходить в магазин. После года у таких детей появляется интерес к необычным предметам и игрушкам. Если здоровые дети играют обычными детскими игрушками, то у детей с подозрением на аутизм могут быть совершенно необычные интересы – к кухонным принадлежностям, инструментам, ключам. Дети также могут рассматривать эти предметы под необычным углом, например, очень близко подносить к глазам. Двигательные особенности. Дети могут передвигаться на цыпочках, перебирать пальцами, закрывать руками уши. Движения руками часто носят вычурный, неестественный характер. Формируется склонность к стереотипной игре. Появляется привязанность к какой-то одной игрушке. Например, любовь к круглым предметам. Были в практике случаи, когда ребенок из множества предметов, например, карандашей, выбирал всегда оранжевый, или проявлял интерес только к предметам округлой формы. | Getty Images/Fotobank После полутора-двух лет задержка речевого развития и особенности поведения уже существенно отличают ребенка с аутизмом от сверстников. При этом в речи имеют место повторы фраз – эхолалии. Проблемы с пищевым поведением. Эти дети очень тяжело принимают новую пищу. Формируется определенная избирательность в еде. Например, ребенок отвергает молочные продукты или овощи, фрукты. Есть дети, которые употребляют только соки, не употребляют в пищу супы, некоторые приемлют мясо только в виде котлет или исключительно сосисок. Эти дети, как правило, тяжело переносят изменения обстановки. Любая новая обстановка вызывает у ребенка страх, тревогу, психомоторное возбуждение. Таким детям также тяжело переключиться на другой вид занятия. Дети с аутизмом избегают зрительного контакта, и сами в глаза стараются не смотреть. Также эти дети любят себя рассматривать в зеркале или подолгу рассматривать солнечных зайчиков. Один из главных симптомов аутизма – это то, что ребенок подолгу может находиться один. Ему комфортно, если его не беспокоят и некомфортно, если, наоборот, пытаются переключать на что-то ("давай порисуем, потанцуем, пойдем на улицу"). Проблема собраться на улицу, вернуться с улицы. На улице очень часто требуют придерживаться одного маршрута. Нет интереса ни к детям, ни к взрослым. Как правило, родители аутичных детей замечают, что, придя на площадку, ребенок сторонится других детей, им тяжело включиться в игровую деятельность, тяжело привлечь их внимание к интересной развивающей, совместной деятельности – кубики, пирамидки и т.д. Характерен такой симптом, как аутостимуляция. Это постукивания по уху, пощипывания, царапания себя. Самое распространенное мнение, что дети таким образом себя успокаивают. В 3 года В этом возрасте можно говорить не о группе риска, а о конкретном заболевании. И диагностика в 3 года уже не так затруднена, потому что симптоматика уже хорошо заметна. У ребенка абсолютно нет стремления к контакту, он находится в своем мире, очень ограничен круг его интересов, он не включается в игровую деятельность, боится новых мест, в еде крайне избирателен, часто производит впечатление глухого ребенка. Крайне выражены проявления стереотипии. Стереотипии бывают следующие: постукивания, потряхивания, прыжки на месте, кружение на одном месте или бег по кругу, хождение на цыпочках. К этому также относится стереотипная игра: например, ребенок-аутист может очень долго катать машинку в одну и в другую сторону или крутить колесо от машинки. Такие дети очень часто любят предметы, которыми они играют, выстраивать в ряды. Важно понимать, что аутизм не определяется только по одному какому-то симптому. Чтобы достоверно поставить этот диагноз, нужно собрать подробный анамнез развития  ребенка от родителей, проанализировать целый комплекс симптомов, иметь возможность понаблюдать за поведением ребенка, когда он немного привыкнет к  месту проведения обследования

Больше читайте здесь: http://lady.tsn.ua/dom_i_deti/deti/kak-zapodozrit-autizm-u-rebenka-324299.html

 

Особую роль играет фолиевая кислота и витамин В9 – эти добавки помогут защитить мозг ребенка в начале эмбрионального развития. Прием добавок сокращает риск возникновения дефекта невральной трубки на 70%, сокращает риск развития аномалий в префронтальной коре головного мозга и в гиппокампе. 
   Занятие Сенсорное. "Цветные дорожки". 
 Для занятия нужен лист бумаги с нарисованными или наклеенными дорожками красного, жёлтого и синего цветов, три сделанных из цветной бумаги домика этих же цветов и три бумажные куклы в платьях этих же цветов. 
   Положите перед ребёнком лист бумаги с дорожками. Скажите: "Посмотри, какие красивые дорожки. Эта дорожка красная. Покажи, где красная дорожка". Помогите ребёнку провести по ней пальцем. Аналогично с жёлтой и синей дорожкой.  
   Покажите ребёнку красный домик. Скажите: "Вот какой красивый домик. Красный. А где такая же дорожка? Вот она. Домик красный, и дорожка красная. То же с другими домиками. 
   Покажите куклу. Спросите: "Какое у куклы платье? Да, красное. Кукла пойдет по красной дорожке. Топ-топ. Пришла. Куда пришла? К домику. Какой домик? Красный". С другими цветами аналогично. 
 Занятие Лепка. "Учимся лепить". 
   Покажите ребёнку небольшой кусок пластилина (хорошо размятый). Положите его на дощечку, дайте рассмотреть. Нажмите на поверхность пальцем. Предложите ребёнку сделать то же самое. Обратите внимание ребёнка на то, что комок стал другим. Затем раскатайте комок в ладонях и снова покажите ребёнку, какой большой комок. Нажмите на комок ладонью, получится лепёшка. Дайте ребёнку комок и предложите полепить, повторить ваши действия. Обратите внимание ребёнка, как меняется форма комка.

Занятие  Развитие речи. 
 Для занятия нужны кукла и две картинки с куклой. На одной кукла сидит, на другой - лежит.  
   Возьмите куклу, посадите её перед ребёнком на столе. Спросите: "Что делает кукла? Кукла сидит. Затем положите куклу. "Что делает кукла? Лежит". Можно повторить. Затем покажите картинку, где кукла сидит. Скажите: "Вот кукла. Кукла сидит. Что делает кукла? Сидит". Затем покажите другую картинку: "А здесь что делает кукла? Кукла лежит". Положите картинки рядом, ещё раз рассмотрите, где кукла сидит, а где лежит. 

 

Занятие 1. Развитие речи. "Парные картинки". 
 
   Для занятия нужны две одинаковые картонные куклы (Лида и Люда) и идентичные картинки (по 2 шт.): "чашка", "яблоко", "мяч", "воздушный шарик". 
   Привлеките внимание ребёнка к одинаковым куклам (куклы могут незначительно отличаться друг от друга, например, бантами или фартучками). Скажите: "Лида и Люда - сёстры. Давай подарим им подарки. Но подарки нужны одинаковые, чтобы Лида и Люда были довольны. (Картинки заранее приготовлены на столе вперемешку, до этого времени накрыты). Дайте образец решения задачи ("Вот мяч. А вот ещё мяч". Положите мячи рядом. Подчеркните, что мячи одинаковые. "Этот мяч дадим Лиде. А этот, такой же - Люде"). С остальными картинками задание проводится аналогично. 

Занятие. Сенсорное.  
 
   Для занятия нужны 2 картонные куклы: большая и маленькая. Кроме этого, для каждой куклы нужны картинки, подходящие к ней по размерам: мяч, чашка, яблоко, кровать. Все картинки должны быть вырезаны по контуру. В начале занятия все картинки, кроме кукол, должны быть убраны (я использовала коробку от конфет) и достаются по мере необходимости.  
   Скажите ребёнку: "Посмотри, кто к нам пришёл. Это Тома (покажите большую куклу). Тома большая. Это Лида (покажите маленькую куклу). Лида маленькая. Давай скажем: "Здравствуй, Тома! Здравствуй, Лида". (Куклы отвечают - Тома низким голосом, Лида - высоким).  
Тома и Лида захотели поиграть в мяч (достаёте из коробки мячи). Этот мяч большой. Этот мяч маленький. Тома большая, дадим ей большой мяч. Лида маленькая, дадим ей маленький мяч. 
   Тома и Лида хотят пить (достаёте чашки). Дальше аналогично, как с мячами. Так же с яблоками. 
   Тома и Лида устали, хотят спать. (достаёте кровати). Дальше аналогично. 
  
Занятие. С предметами. "Занимательная коробка". 
 
   Для занятия нужна коробка, в крышке которой сделаны круглое и квадратное отверстие. С одной стороны коробка открыта. Шарик и кубик подбираются так, чтобы шарик не мог пройти в квадратное отверстие, кубик - в круглое. 
Дайте ребёнку шарик. "Это шарик. Где шарик? Вот шарик". Затем так же дайте кубик. Предложите показать то шарик, то кубик. "А теперь будем опускать в коробку шарик. Куда же его опустить? В какое окошко? Вот в это окошко  опустим шарик. А теперь кубик опустим. Куда же его опустить? Вот сюда". Предложите ребёнку самому опустить шарик и кубик. Усложняйте, просите дай кубик, дай шарик.!!!!!!!!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звонкие и глухие согласные:

 

 

 

 

 

Парные

Звонкие

 

 

Глухие

Б

П

В

Ф

Г

К

Д

Т

Ж

Ш

З

С

 

Непарные 

 

Л, М, Н, Р,

 

Х, Ц, Ч, Щ


 

 

 

 

 

 «Картинку  вам не покажу, о картинке я  вам расскажу». Описание картинок  дается следующим образом.

У этого предмета есть:

. дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля);

. нитка, бусины (бусы);

. ствол, ветки, иголки, корни, кора, шишки (ель);

. палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль);

. дно, стенки (стакан);

. дно, стенки, ручка (чашка);

. крылья, кабина, хвост, мотор (самолет);

. рукава, воротник, манжеты (рубашка);

. спинка, сиденье, ножки (стул);

. подошва, каблук, шнурки, нос, задник, мех (ботинки);

. кабина, кузов, колеса, руль, фары (грузовик);

. тесто, крем, фрукты, шоколад (торт);

. кожица, мякоть, семечки, лист (яблоко);

. сиденье, ножки (табурет);

. каблук, подошва, нос, задник, стелька (туфля);

. спинка, сиденье, ножки, подлокотники (кресло);

. кабина, салон, колеса, руль, фары (автобус);

. дно, крышка, стенки, ручка, носик (чайник).

у него есть:. ствол, ветки, листья, корни, кора (дуб);

. глаза, лоб, нос, брови, рот, щеки (лицо);

. голова, туловище, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть (кот);

. голова, туловище, лапки, хвостик, перья, крылья, клюв (воробей);

. голова, туловище, лапы, хвост, рога, вымя (корова);

. голова, туловище, лапки, иголки (еж).

Описание картинок дается следующим образом. Этот предмет:

. нужен на кухне, в нем варят пищу (кастрюля);

. растет на улице, его  плоды любят свиньи (дуб);

. надевают на шею, он  служит для украшения (бусы);

. растет на улице, украшает  дом в Новый год (ель);

. движется по воде, перевозит  людей и грузы (корабль);

. нужен на кухне, из  него пьют, держа всеми пальцами  руки (стакан);

. нужен на кухне, из этого предмета пьют, держа за ручку (чашка);

. движется в небе, перевозит  людей, грузы (самолет);

. хранится в шкафу, нужен для того, чтобы покрывать тело (рубашка);

. нужен для того, чтобы  сидеть, опираясь на спинку (стул);

. надевают на ноги в  холодное время года (ботинки);

. ездит по дорогам, перевозит  грузы (грузовик);

. его выпекают, подают  на стол к чаю (торт);

. растет на дереве в  саду, используется в пищу (яблоко).

Описание картинок дается следующим образом. Это…

. красный, круглый, маленький (помидор);

. оранжевый, большой, полосатый (тигр);

. синее, огромное, глубокое (море);

. зеленая, высокая, колючая (сосна);

. белая, круглая, нежная (ромашка);

. голубая, круглая, глубокая (тарелка);

. коричневая, деревянная, старая (будка);

. белое, овальное, гладкое (яйцо);

. синие, высокие, широкие (сапоги);

. зеленое, круглое, крупное (яблоко);

. белая, круглая, искристая (снежинка);

. оранжевый, круглый, крупный (апельсин);

. зеленый, длинный, зубастый (крокодил)

. белые, круглые, маленькие (таблетки);

. золотое, круглое, сверкающее (солнце);

. синий, круглый, маленький (мяч);

. разноцветная, маленькая, хрупкая (бабочка);

Информация о работе Лечение аутизма у детей