Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций
I часть. Педагогика как наука
Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.
I часть. Педагогика как наука
Написать сочинение – рассуждение на тему «Мой любимый учитель», «Учитель, который оставил след в моей жизни», «Мой идеал учителя».
1. Педагогика – наука о воспитании.
Педагогика – это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают обучение, образование, воспитание или воспитание в широком смысле слова.
Это наука о том, как
Педагогикой называют также
Педагогика – произошло от древнегреческого слова пейдагогос (пейда – дитя, ребенок; гогос – вести; пейдагогос – детоводитель).
В древней Греции педагогами
называли рабов, которым
В настоящее время педагогами называют учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей, т.е. людей, профессионально занимающихся обучением, образованием, воспитанием.
2. Основные категории педагогики, их взаимосвязь.
У каждой науки есть основные термины обобщенного характера, отражающие суть этой науки, их называют категориями.
Основными
категориями педагогики
Развитие – это процесс становления личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, природных и социальных факторов.
Развитие – это процесс последовательных количественных и качественных изменений физических и духовных сил человека. различают виды развития:
1. Физическое – это изменение роста, веса, форм тела, накопление мышечной массы;
2. Физиологическое – это изменение функций организма в области различных его систем;
3. Психическое – это изменение психики человека: ощущение, восприятие, память, мышление, чувство, воображение, потребности, способности, интересы и т.д.;
4. Социальное – это вхождение человека в общество, усвоение различных социальных отношений (правовых, экономических, производственных), осознание своей роли в этих отношениях;
5. Духовное – осмысление человеком своего назначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущим поколением, понимание сложной природы мира, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Мерой духовного развития
Развитие как процесс проходит несколько стадий: детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость, старость.
Развитие характеризуется уровнем (высокий, средний, низкий), темпом (ускоренный, в пределах нормы, замедленный).
Образование – это процесс и результат:
1. Овладения учащимися ЗУН (знаниями, умениями, навыками) – образовательная сторона;
2. Формирования на их основе научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств личности (воспитательная сторона);
3. Развития мышления, памяти, речи, творческих сил и способностей учащихся (развивающая сторона).
Таким образом, образование
Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, в ходе которого учащиеся получают знание, умение, навыки (ЗУН).
Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности.
Воспитание – это процесс передачи опыта одним поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.
Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт, и лишь на его основе формирует свой; усвоив опыт, человек становится полноценным членом общества.
Слово «воспитание» поначалу означало «вскармливание».
В современной педагогике термин «воспитание» употребляется в узком и широком смысле слова:
Воспитание в узком смысле слова |
Воспитание в широком смысле слова |
1. Осуществляется семьей, педагогами;
2. Не включает в себя обучение и образование. |
1. Осуществляется
семьей, педагогами, обществом, его
идеями, радио, телевидением, прессой,
литературой, искусством и т.д.
2. Включает в себя обучение и образование. |
Наряду с понятиями «образование», «обучение», «воспитание» существуют понятия «самообразование», «самообучение», «самовоспитание», «перевоспитание».
Самовоспитание – это процесс воздействия человека на самого себя с целью формирования личностных черт и качеств.
Человек способен к
Перевоспитание – это процесс перестройки личности, устранения отрицательных черт и качеств, и формирования на их месте положительных.
Формирование личности – это процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания.
Человек – это биологическое существо, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.
Личность – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Индивид (индивидуальность) – это конкретный человек с присущими только ему психофизиологическими и личностными свойствами.
Все категории педагогики тесно взаимосвязаны.
3. Воспитательные отношения.
Осуществляя обучение, образование, воспитание люди вступают в определенные отношения, эти отношения называются воспитательными, в отличие от других общественных отношений (экономических, производственных, политических).
Таким образом, воспитательные отношения – это разновидность отношений между людьми, направленных на развитие человека путем обучения, образования, воспитания.
Воспитательные отношения –
В них могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа и др. С учетом этого различают типы воспитательных отношений:
В структуру воспитательных
- субъектами
могут быть педагог и
- объекты – это используемые средства.
Поэтому воспитательные
4. Развитие педагогики
Педагогика зародилась и
- Педагогические
мысли представлены еще в
- Мысли о воспитании
представлены в трудах
- В средние века педагогическая мысль получила отражение в трудах философов-богословов (Августин, Аквинат, Тертуллиан);
- В эпоху Возрождения
педагогические идеи получили
дальнейшее развитие в трудах
виднейших деятелей этой эпохи
(Эразм Роттердамский,
- В начале 17 в.
педагогика была выделена из
философии английским
Статус педагогики как
Его считают основоположником научной педагогики. Его педагогические идеи сохраняют свою актуальность и в наши дни. В работе «Великая дидактика» он впервые рассмотрел вопросы теории и методики организации учебной работы с детьми: он ввел понятие учебного года, разделил его на четверти, предложил группировать учащихся в классы с учетом возраста и уровня развития, обосновал классно-урочную систему, разработал технику ведения урока учителем. Требовал обучение детей вести на родном языке, выступал за бессословное образование, большое значение придавал нравственному воспитанию, а в книге «Материнская школа» рассмотрел проблему семейного воспитания.
Большой вклад в развитие
Педагогические идеи
В первой половине 19 в. большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли русские революционеры-демократы (Радищев, Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский и др.). Они выразили много прогрессивных для своего времени мыслей о воспитании. Считали, что люди будущего поколения должны превыше всего ставить интересы народа, стремиться к борьбе за справедливость, за уничтожение социальных пороков, за торжество высоких идеалов добра и справедливости.
Во второй половине 19 в., после
падения крепостного права, в
России наблюдался подъем
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870 гг.) – основоположник отечественной педагогики и народной школы. Его называют отцом русской педагогики, учителем русских учителей. Автор ряда книг: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир», «Руководство к родному слову» и др. Основная идея педагогической системы Ушинского – идея народности воспитания. Исходя из нее, он отстаивал самобытность русской педагогики, считал, что воспитание должно быть народным. Большое внимание уделял воспитанию детей в труде. Пересмотрел систему образования и воспитания. развивая учение Коменского о классно-урочной системе обучения, внес большой вклад в разработку содержания образования, принципов обучения, методов и форм организации обучения. Ушинский высоко ценил труд учителя. Разработал систему подготовки учительских кадров в России.
Пирогов Николай Иванович (1810-1881 гг.) – выдающийся врач, педагог. В своей статье «Вопросы жизни» он выступал за общедоступность не только начальной, но и средней, высшей школы, за подготовку высоконравственной личности с широким кругозором.
Толстой Лев Николаевич (1828-1910 гг.) – великий русский писатель, выдающийся педагог, выступал против муштры, зубрежки и формализма, деспотизма в обучении и воспитании. Призывал уважать личность ребенка, развивать в нем самостоятельность и творческие силы. он развивал теорию свободного воспитания и практически претворял ее в жизнь в Яснополянской школе, где в течение нескольких лет он учил детей.