Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций

Описание работы

I часть. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.

Файлы: 1 файл

общая и профессиональная педагогика. конспект лекций.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

I часть.  Педагогика как наука

 

  1. Педагогика – наука о воспитании.
  2. Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
  3. Воспитательные отношения.
  4. Развитие педагогики.
  5. Задачи современной педагогики.
  6. Система педагогических наук.
  7. Связь педагогики с другими науками.
  8. Методы научно-педагогических исследований.

 

Написать сочинение  – рассуждение на тему «Мой любимый  учитель», «Учитель, который оставил  след в моей жизни», «Мой идеал учителя».

 

1. Педагогика  – наука о воспитании.

 

Педагогика – это совокупность теоретических и прикладных наук, которые изучают обучение, образование, воспитание или воспитание в широком смысле слова.

 

        Это наука о том, как воспитывать  человека, как помочь ему стать  духовно богатым, творчески активным, найти равновесие с природой  и обществом, быть удовлетворенным жизнью.

        Педагогикой называют также учебный  предмет, который изучают в  педагогических институтах и  других учебных заведениях по профилированным программам.

 

Педагогика –  произошло от древнегреческого слова пейдагогос (пейда – дитя, ребенок; гогос – вести; пейдагогос – детоводитель).

        В древней Греции педагогами  называли рабов, которым аристократы  поручали сопровождать детей  в школу, из школы, совершать  с ними прогулку.

        В настоящее время педагогами  называют учителей, преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей, т.е. людей, профессионально занимающихся обучением, образованием, воспитанием.

 

2.  Основные категории педагогики, их взаимосвязь.

 

        У каждой науки есть основные  термины обобщенного характера, отражающие суть этой науки, их называют категориями.

        Основными  категориями педагогики являются: обучение, образование, воспитание, развитие, формирование личности, человек,  личность, индивид, индивидуальность.

        Развитие – это процесс становления личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, природных и социальных факторов.

Развитие – это процесс  последовательных количественных и  качественных изменений физических и духовных сил человека. различают виды развития:

1. Физическое – это изменение роста, веса, форм тела, накопление мышечной массы;

2. Физиологическое – это изменение функций организма в области различных его систем;

3. Психическое – это изменение психики человека: ощущение, восприятие, память, мышление, чувство, воображение, потребности, способности, интересы и т.д.;

4. Социальное  – это вхождение человека в  общество, усвоение различных социальных  отношений (правовых, экономических,  производственных), осознание своей  роли в этих отношениях;

5. Духовное – осмысление человеком своего назначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущим поколением, понимание сложной природы мира, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

 

      Мерой духовного развития можно  считать степень ответственности человека за свое физическое, физиологическое, психическое и социальное развитие.

       Развитие как процесс проходит  несколько стадий: детство, отрочество, юность, зрелость, взрослость, старость.

        Развитие характеризуется уровнем (высокий, средний, низкий), темпом (ускоренный, в пределах нормы, замедленный).

 

Образование –  это процесс и результат:

1. Овладения учащимися ЗУН (знаниями, умениями, навыками) – образовательная сторона;

2. Формирования на их основе научного мировоззрения, нравственных, эстетических и других качеств личности (воспитательная сторона);

3. Развития мышления, памяти, речи, творческих сил и способностей учащихся (развивающая сторона).

        Таким образом, образование включает  в себя 3 взаимосвязанных стороны: образовательную, воспитательную, развивающую.

 

Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, в ходе которого учащиеся получают знание, умение, навыки (ЗУН).

 

Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности.

Воспитание –  это процесс передачи опыта одним  поколением и усвоение его другим, обеспечивающий развитие человека.

        Всю жизнь человек усваивает  какой-то и чей-то опыт, и лишь  на его основе формирует свой; усвоив опыт, человек становится  полноценным членом общества.

       Слово «воспитание» поначалу  означало «вскармливание».

В современной  педагогике термин «воспитание» употребляется  в узком и широком смысле слова:

 

Воспитание в  узком смысле слова

Воспитание в  широком смысле слова

1. Осуществляется семьей, педагогами;

 

2. Не включает  в себя обучение и образование.

1. Осуществляется  семьей, педагогами, обществом, его  идеями, радио, телевидением, прессой,  литературой, искусством и т.д.;

 

2. Включает в  себя обучение и образование.


 

        Наряду с понятиями «образование», «обучение», «воспитание» существуют понятия «самообразование», «самообучение», «самовоспитание», «перевоспитание».

 

Самовоспитание – это процесс воздействия человека на самого себя с целью формирования личностных черт и качеств.

        Человек способен к самовоспитанию, когда он осознает себя личностью, осознает свои действия, поступки, взаимоотношения с другими людьми. Это происходит в подростковом возрасте (10-11 лет), или юношеском (14-15 лет). С этого времени задачи педагогов не столько заниматься воспитанием, сколько организовывать самовоспитание.

 

Перевоспитание – это процесс перестройки личности, устранения отрицательных черт и качеств, и формирования на их месте положительных.

 

Формирование  личности – это процесс и результат ее развития под влиянием среды, наследственности и воспитания.

 

Человек – это биологическое существо, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду.

 

Личность – это субъект социальных отношений и сознательной деятельности, существо общественное, формирующееся в совместной деятельности и общении.

 

Индивид (индивидуальность) – это конкретный человек с присущими только ему психофизиологическими и личностными свойствами.

 

Все категории  педагогики тесно взаимосвязаны.

 

3.  Воспитательные отношения.

 

        Осуществляя обучение, образование, воспитание люди вступают в определенные отношения, эти отношения называются воспитательными, в отличие от других общественных отношений (экономических, производственных, политических).

        Таким образом, воспитательные отношения – это разновидность отношений между людьми, направленных на развитие человека путем обучения, образования, воспитания.

        Воспитательные отношения – это  обмен человеческим опытом, его передача, усвоение, использование.

        В них могут быть включены разнообразные средства: техника, искусство, природа и др. С учетом этого различают типы воспитательных отношений:

  1. «Человек – человек»
  2. «Человек-книга-человек»
  3. «Человек-техника-человек»
  4. «Человек-искусство-человек»
  5. «Человек-природа-человек».

 

        В структуру воспитательных отношений  входят 2 субъекта и объекта:

- субъектами  могут быть педагог и воспитанник,  педагогический коллектив и коллектив  учащихся, родители, т.е. те, кто передает  опыт и кто усваивает опыт  поколений;

- объекты – это используемые средства.

        Поэтому воспитательные отношения  называются субъект-субъектными или субъект-объектными.

 

4. Развитие  педагогики

 

        Педагогика зародилась и первоначально  развивалась в рамках философии,  уходит корнями в глубокую древность.

- Педагогические  мысли представлены еще в трудах  древнегреческих философов (Фалес,  Аристотель, Демокрит, Гераклит, Платон, Сократ, Эпикур);

- Мысли о воспитании  представлены в трудах древнеримских  философов (Квинтиллиан, Лукреций  Кар);

- В средние века педагогическая мысль получила отражение в трудах философов-богословов (Августин, Аквинат, Тертуллиан);

- В эпоху Возрождения  педагогические идеи получили  дальнейшее развитие в трудах  виднейших деятелей этой эпохи  (Эразм Роттердамский, Витторино Фельтре, Франсуа Рабле);

- В начале 17 в.  педагогика была выделена из  философии английским философом  и естествоиспытателем Френсисом  Беконом. Он издал в 1623 г.  научный трактат «О достоинстве  и увеличении наук», где предпринял  попытку классифицировать науки и в числе их впервые назвал педагогику.

        Статус  педагогики как самостоятельной  науки был подтвержден трудами  и авторитетом великого чешского  педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

        Его считают основоположником  научной педагогики. Его педагогические идеи сохраняют свою актуальность и в наши дни. В работе «Великая дидактика» он впервые рассмотрел вопросы теории и методики организации учебной работы с детьми: он ввел понятие учебного года, разделил его на четверти, предложил группировать учащихся в классы с учетом возраста и уровня развития, обосновал классно-урочную систему, разработал технику ведения урока учителем. Требовал обучение детей вести на родном языке, выступал за бессословное образование, большое значение придавал нравственному воспитанию, а в книге «Материнская школа» рассмотрел проблему семейного воспитания.

        Большой вклад в развитие зарубежной  педагогики внесли также: Джон  Локк (1632 – 1704 гг.) в Англии, Жан-Жак  Руссо (1712 – 1778 гг.) во Франции,  Генрих Песталоцци (1746-1827 гг.) в Швейцарии, Иоганн Герберт (1776-1841 гг.) и Адольф Дистервег (1790 – 1866 гг.) в Германии, Джон Дьюи (1859-1952 гг.) и Эдвард Торндайк (1874-1949 гг.) в США.

        Педагогические идеи разрабатывались  и в нашем отечестве. Широко  известен созданный еще в 12 веке педагогический трактат «Поучение князя Владимира Мономаха детям», где содержались мысли о необходимости любить и защищать свою родину, проявлять отзывчивость, оказывать помощь людям, защищать сирот и вдов, уважительно, почтительно относиться не только к старикам, но и ко сверстникам, детям, усердно овладевать грамотой.

        В первой половине 19 в. большой  вклад в развитие отечественной педагогики внесли русские революционеры-демократы (Радищев, Белинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский и др.). Они выразили много прогрессивных для своего времени мыслей о воспитании. Считали, что люди будущего поколения должны превыше всего ставить интересы народа, стремиться к борьбе за справедливость, за уничтожение социальных пороков, за торжество высоких идеалов добра и справедливости.

        Во второй половине 19 в., после  падения крепостного права, в  России наблюдался подъем общественно-политического  и педагогического движений. В это время в стране работает много молодых педагогов, среди которых Ушинский К.Д., Пирогов Н.И., Толстой, Лесгафт П.Ф. и др.

 

Ушинский  Константин Дмитриевич (1824-1870 гг.) – основоположник отечественной педагогики и народной школы. Его называют отцом русской педагогики, учителем русских учителей. Автор ряда книг: «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир», «Руководство к родному слову» и др. Основная идея педагогической системы Ушинского – идея народности воспитания. Исходя из нее, он отстаивал самобытность русской педагогики, считал, что воспитание должно быть народным. Большое внимание уделял воспитанию детей в труде. Пересмотрел систему образования и воспитания. развивая учение Коменского о классно-урочной системе обучения, внес большой вклад в разработку содержания образования, принципов обучения, методов и форм организации обучения. Ушинский высоко ценил труд учителя. Разработал систему подготовки учительских кадров в России.

 

Пирогов Николай Иванович (1810-1881 гг.) – выдающийся врач, педагог. В своей статье «Вопросы жизни» он выступал за общедоступность не только начальной, но и средней, высшей школы, за подготовку высоконравственной личности с широким кругозором.

 

Толстой Лев Николаевич (1828-1910 гг.) – великий русский писатель, выдающийся педагог, выступал против муштры, зубрежки и формализма, деспотизма в обучении и воспитании. Призывал уважать личность ребенка, развивать в нем самостоятельность и творческие силы. он развивал теорию свободного воспитания и практически претворял ее в жизнь в Яснополянской школе, где в течение нескольких лет он учил детей.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"