Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций

Описание работы

I часть. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.

Файлы: 1 файл

общая и профессиональная педагогика. конспект лекций.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

        Развитие зависит от множества  условий: внешних и внутренних.

внешние – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.

внутренние – это физиологические и психические свойства организма. Соотношение этих условий на каждом этапе развития у каждого человека разное.

 

2. Главными факторами,  влияющими на развитие человека, являются:

наследственность, воспитание, среда, деятельность.

 

Наследственность  – это отражение в человеке биологического, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей.

        Носителем наследственности являются  гены. Свойства организма зашифрованы в генном коде, он хранит и передает всю информацию о свойствах организма. Наследственная программа развития человека включает 2 части: обязательную (детерминированную) и переменную (вариантную).

- Обязательная  часть программы обеспечивает:

1) продолжение  человеческого рода;

2) задатки речи;

3) прямохождение;

4) трудовую деятельность;

5) мышление;

        От родителей детям передаются внешние признаки:

- особенности  телосложения;

- цвет волос,  глаз, кожи.

  • жестко запрограммированы сочетания в организме белков, группы крови, резус-фактор;
  • наследуются также особенности нервной системы, обуславливающие характер протекания психических процессов;
  • недостатки нервной системы родителей могут передаваться потомству.

По наследству передаются также болезни крови, сахарный диабет, некоторые эндокринные  расстройства.

        Переменная часть программы обеспечивает  развитие систем, помогающих организму приспособиться к изменению условий его существования. Большие области этой части программы, оставаясь незаполненными, представлены для последующего дообучения.

        Каждый человек дополняет эту  часть программы самостоятельно.

        Этим природа предоставляет человеку  возможность для саморазвития, самосовершенствования.

        Таким образом, природа закладывает  необходимость воспитания.

        Жестко запрограммированных наследственных  признаков (обязательная часть  программы) хватает для выживания только животному, но не человеку.

        Для педагога важны ответы  на следующие вопросы:

1) Что наследуется  – готовые способности к определенному  виду деятельности или только  предрасположенность (задатки)?  = задатки;

2) Унаследованные задатки реализуются или нет? = зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества и т.д.;

3)   Наследуются  ли способности к интеллектуальной  деятельности? = Нет, т.к. все нормальные  люди получают от природы высокие  возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах ВНД изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности.

Но наследственность может быть неблагоприятной для  развития интеллектуальных способностей (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания).

4)  Передаются ли по наследству моральные качества и психика?

= В Отечественной педагогике  ведущим положением долгое время  было утверждение о том, что  все психические качества не  наследуются, а приобретаются  в процессе взаимодействия с  внешней средой.

        Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым. Моральные качества детьми не наследуются.

Древние говорили, что душа новорожденного – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек –  зависит от среды и воспитания.

        В  западной педагогике преобладают  утверждения о том, что моральные  качества генетически обусловлены,  люди рождаются добрыми или  злыми, честными или лживыми,  природой человеку дается драчливость, агрессивность. В последние годы позицию о генной обусловленности поведения начинают занимать и отечественные специалисты (академики Амосов, Анохин и др.).

 

3.  Среда.  Человек становится  личностью только в процессе  общения, взаимодействия с другими  людьми. В нечеловеческом обществе  психическое, социальное, духовное развитие происходить не может. История цивилизации имеет случаи, когда людьми родились, но не стали.

        Реальная  действительность, в условиях которой  происходит развитие человека, называется  средой.

Различают:

1)    Ближнюю (домашнюю) среду – семья, родственники, друзья;

2) Дальнюю (социальную) среду  – общественный строй, система  производственных отношений, материальные  условия жизни и т.д.;

        Большое  влияние на человека, особенно  в детском возрасте, оказывает  домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для развития и формирования, годы жизни человека. Ребенок, как правило, - точное отражение семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья также представляет условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.

        Современная  семья переживает не лучшие  времена, растет число разводов, число неполных семей, социально обездоленных детей. Кризис семьи стал причиной многих негативных общественных явлений, и первой причиной роста преступности среди несовершеннолетних.

        Что  оказывает большее влияние на  развитие: наследственность или  среда?

 

У каждого человека соотношение факторов разное, каждый человек развивается по-своему.

 

Воспитание.  Корректирует влияние наследственности и среды. Воспитание – главная сила, способная  дать обществу полноценную личность. Сильные стороны воспитания –  в его целенаправленности, систематичности, в квалифицированном руководстве. Слабая сторона в том, что воспитание основывается на сознании человека, требует его участия, в то время как наследственность и среда действует бессознательно  и подсознательно.

        Лозунг «Воспитание может все» себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Успешность воспитания зависит от восприятия воспитательного воздействия, от уровня подготовленности к воспитанию. Люди поддаются воспитанию неодинаково: от полного неприятия воспитательного воздействия до абсолютного подчинения воле воспитателя. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.

        Воспитание признается хорошим,  когда оно идет впереди развития, т.е. не только опирается на  достигнутый уровень развития, но  и ориентируется на зоны ближайшего  развития.

 

Деятельность. Влияние  на развитие наследственности, среды  и воспитания дополняется еще  одним важным фактором – деятельностью  личности.

        Под деятельностью понимают все  многообразие занятий человека, все то, что он делает. Существует  прямая связь между деятельностью и результатами развития: чем больше работает человек в определенной сфере, тем выше уровень его развития в этой области. Имеются, конечно, сдерживающие факторы – способности, возраст, организация самой деятельности.

        Человек должен развиваться всесторонне в разных направлениях, поэтому важно вовлекать его в различные виды деятельности.

        Различные виды деятельности  учащихся: игра, учение, труд, общение.

        По направленности выделяется  познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность.

     Развитие  проходит успешно, если человек  принимает активное участие в  организованной деятельности. Педагогам  необходимо знать возрастные  особенности учащихся и учитывать их при планировании и организации деятельности.

       Активность человека – непременное  условие для развития его способностей, дарований, достижения успеха.

        Какие бы прекрасные воспитатели  не опекали ребенка, без собственного труда он мало чего достигнет.

        При правильном воспитании учащиеся  не столько объект педагогического  воздействия, сколько субъект,  т.е. активный участник собственного  воспитания.

4. Средний  школьный возраст (от 10-11 до 15 лет).

       Переходный период от детства к юности.

        В этом возрасте происходит  бурный рост и развитие организма.  Продолжается процесс окостенения  скелета, возрастает сила мышц, развитие внутренних органов  неравномерно, дыхание учащенное.  Дети часто излишне жестикулируют,  движения порывисты, плохо координированы. Характерная особенность – половое созревание (у девочек – с 11 лет, у мальчиков – с 12 лет).

       У подростка возрастает роль  сознания, характерна повышенная  возбудимость. Мышление подростка  приобретает такую черту – критичность.

        Особое значение в поведении  подростков играют чувства. Подростки-мальчики выбирают своими кумирами сильных, мужественных людей. Подростки-девочки (некоторые) не осуждают проституцию, и даже гордятся своими знакомствами с правонарушителями.

        Педагогам нужно осмыслить особенности  развития и поведения современного  подростка, уметь поставить себя  на его место.

 

5. Старший школьный  возраст (15-18 лет).

        Завершается физическое развитие  человека: заканчивается рост и  окостенение скелета, увеличивается мышечная сила. Заканчивается первый период полового созревания, повышенная возбудимость ослабляется.

        Это период выработки мировоззрения,  убеждений, характера и жизненного самоопределения. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Характерно стремление выработать свою точку зрения. Любым способом им хочется обратить на себя внимание, утвердить свою самобытность. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам смысла жизни, счастья, долга, свободы личности в коллективе. Коллектив шлифует и корректирует качества личности, формирует те черты, которые культивируются в данном коллективе.

        В последние годы произошла  переоценка «престижности» профессий,  а переход к новым условиям  хозяйствования в стране еще больше повысил остроту волновавшего вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.

 

3. Учет возрастных  и индивидуальных особенностей  в обучении и воспитании –  основополагающий принцип отечественной педагогики.

        Опираясь на него, педагоги регламентируют  учебную нагрузку, устанавливают  объем занятости различными видами  труда, определяют наиболее благоприятный  для развития распорядок дня,  режим труда и отдыха.

        Опираясь на возрастные особенности, отбирают учебные предметы, их расположение, учебный материал в каждом предмете.

        В человеческом развитии проявляется общее и особенное.

- общее свойственно  всем людям определенного возраста; особенное отличает отдельного  человека.

- особенное в  человеке называют индивидуальным.

        Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, болевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других.

        Природа щедро одарила человеческий род: на земле не было и не будет двух совершенно одинаковых людей.

К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, способностей, темперамента, характера личности.

 Индивидуальные  особенности влияют на развитие  личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

        Индивидуальный подход состоит  в управлении развитием человека. Основан на глубоком знании  черт его личности и условий жизни.

         Индивидуальный подход не предполагает  приспособление целей, основного  содержания обучения и воспитания  к отдельным учащимся, а предполагает  приспособление форм и методов  обучения и воспитания к индивидуальным  особенностям человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический  процесс как система

 

1. Педагогический  процесс и его сущность.

2. Структура  педагогического процесса.

3. Закономерности  и принципы процесса.

 

1. Педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"