Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций
I часть. Педагогика как наука
Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.
Развитие зависит от множества условий: внешних и внутренних.
внешние – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается.
внутренние – это физиологические и психические свойства организма. Соотношение этих условий на каждом этапе развития у каждого человека разное.
2. Главными факторами,
влияющими на развитие
наследственность, воспитание, среда, деятельность.
Наследственность – это отражение в человеке биологического, передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей.
Носителем наследственности
- Обязательная часть программы обеспечивает:
1) продолжение человеческого рода;
2) задатки речи;
3) прямохождение;
4) трудовую деятельность;
5) мышление;
От родителей детям передаются внешние признаки:
- особенности телосложения;
- цвет волос, глаз, кожи.
По наследству передаются также болезни крови, сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства.
Переменная часть программы
Каждый человек дополняет эту
часть программы самостоятельно
Этим природа предоставляет
Таким образом, природа
Жестко запрограммированных
Для педагога важны ответы на следующие вопросы:
1) Что наследуется
– готовые способности к
2) Унаследованные задатки реализуются или нет? = зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества и т.д.;
3) Наследуются
ли способности к
Но наследственность может быть неблагоприятной для развития интеллектуальных способностей (вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания).
4) Передаются ли по наследству моральные качества и психика?
= В Отечественной педагогике
ведущим положением долгое
Считалось, что ребенок не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым. Моральные качества детьми не наследуются.
Древние говорили, что душа новорожденного – «чистый лист», на который жизнь наносит свои письмена. Каким станет человек – зависит от среды и воспитания.
В
западной педагогике
3. Среда. Человек становится
личностью только в процессе
общения, взаимодействия с
Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой.
Различают:
1) Ближнюю (домашнюю) среду – семья, родственники, друзья;
2) Дальнюю (социальную) среду
– общественный строй, система
производственных отношений,
Большое влияние на человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для развития и формирования, годы жизни человека. Ребенок, как правило, - точное отражение семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья также представляет условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье.
Современная
семья переживает не лучшие
времена, растет число
Что оказывает большее влияние на развитие: наследственность или среда?
У каждого человека соотношение факторов разное, каждый человек развивается по-своему.
Воспитание. Корректирует влияние наследственности и среды. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Сильные стороны воспитания – в его целенаправленности, систематичности, в квалифицированном руководстве. Слабая сторона в том, что воспитание основывается на сознании человека, требует его участия, в то время как наследственность и среда действует бессознательно и подсознательно.
Лозунг «Воспитание может все» себя не оправдал. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Успешность воспитания зависит от восприятия воспитательного воздействия, от уровня подготовленности к воспитанию. Люди поддаются воспитанию неодинаково: от полного неприятия воспитательного воздействия до абсолютного подчинения воле воспитателя. Поэтому определяющую роль играют конкретные ситуации и взаимоотношения людей в воспитательном процессе.
Воспитание признается хорошим,
Деятельность. Влияние на развитие наследственности, среды и воспитания дополняется еще одним важным фактором – деятельностью личности.
Под деятельностью понимают
Человек должен развиваться всесторонне в разных направлениях, поэтому важно вовлекать его в различные виды деятельности.
Различные виды деятельности учащихся: игра, учение, труд, общение.
По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, гедоническая (направленная на получение удовольствия) деятельность.
Развитие
проходит успешно, если
Активность человека –
Какие бы прекрасные
При правильном воспитании
4. Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет).
Переходный период от детства к юности.
В этом возрасте происходит
бурный рост и развитие
У подростка возрастает роль сознания, характерна повышенная возбудимость. Мышление подростка приобретает такую черту – критичность.
Особое значение в поведении подростков играют чувства. Подростки-мальчики выбирают своими кумирами сильных, мужественных людей. Подростки-девочки (некоторые) не осуждают проституцию, и даже гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Педагогам нужно осмыслить
5. Старший школьный возраст (15-18 лет).
Завершается физическое
Это период выработки
В последние годы произошла
переоценка «престижности»
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в обучении и воспитании – основополагающий принцип отечественной педагогики.
Опираясь на него, педагоги регламентируют
учебную нагрузку, устанавливают
объем занятости различными
Опираясь на возрастные особенности, отбирают учебные предметы, их расположение, учебный материал в каждом предмете.
В человеческом развитии
- общее свойственно
всем людям определенного
- особенное в
человеке называют индивидуальн
Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, болевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других.
Природа щедро одарила человеческий род: на земле не было и не будет двух совершенно одинаковых людей.
К индивидуальным особенностям относятся: своеобразие ощущения, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, способностей, темперамента, характера личности.
Индивидуальные
особенности влияют на
Индивидуальный подход состоит
в управлении развитием
Индивидуальный подход не
Педагогический процесс как система
1. Педагогический процесс и его сущность.
2. Структура педагогического процесса.
3. Закономерности и принципы процесса.
1. Педагогический процесс - это направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.