Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций
I часть. Педагогика как наука
Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.
Синонимом педагогического процесса является учебно-воспитательный процесс - это совокупность урочных и внеклассных занятий развивающей деятельности педагогов и учащихся.
Воспитание и обучение в образовательном учреждении образуют единый педагогический процесс, имеющий свою специфику. Обучение в основном направлено на передачу научных знаний о мире. Воспитание норм, правил, ценностей, идеалов. Обучение влияет преимущественно на интеллект, а воспитание в первую очередь обращено к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Таким образом, педагогический процесс - система, в которой воедино слиты процессы обучения, воспитания, развития и формирования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.
2. Структура педагогического
Основными компонентами процесса являются:
1) Целевой - определение цели обучения и воспитания.
2) Содержательный - разработка содержания образования.
3) Операционно-деятельностный - взаимодействие участников педагогического процесса по достижению его цели.
4) Оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов педагогического процесса, суждение о его эффективности.
Знание структуры процесса
3. Закономерности
Принципы процесса - это руководящие начала, т.е. те положения, которыми должны руководствоваться педагоги, осуществляя педагогический процесс.
Ф. Энгельс справедливо
Важнейшими педагогическими закономерностями являются:
1) Обучение, воспитание успешно, если оно связано с жизнью и социокультурной средой;
2) Обучение, воспитание успешно, если оно направлено на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности;
3) Обучение, воспитание успешно, если оно имеет активнодеятельный характер (для учащихся должна быть организована деятельность, в которой они принимают активное участие;
4) Обучение, воспитание успешно, если активность учащихся обусловлена их потребностью;
5) Обучение, воспитание успешно, если по отношению к учащимся проявляют гуманизм, уважение в сочетании с высокой требовательностью;
6) Обучение, воспитание успешно, если перед учащимися открывают перспективы их роста и помогают добиваться успеха;
7) Обучение, воспитание успешно, если опираются на положительные качества учащихся;
8) Обучение, воспитание успешно, если оно осуществляется в коллективе или через него;
9) Обучение, воспитание успешно, если учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
10) Обучение, воспитание успешно, если есть единство и согласованность педагогических воздействий.
Из перечисленных
1. Принцип связи педагогического процесса с жизнью и социокультурной средой. Это означает, что обучение и воспитание должны строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям;
2. Принцип комплектности, целостности, единства всех компонентов педагогического процесса. Он означает организацию иностороннего педагогического влияния на личность через системы целей, содержания, средств воспитания и обучения, учет всех факторов и сторон педагогического процесса;
3.Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности учащихся. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому обучение и воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которых педагог должен стимулировать активность учащихся, творческую свободу, сохраняя при этом руководящие позиции.
4. Принцип гуманизма и уважения к личности учащегося в сочетании требовательности к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, доброжелательности. Принцип требует от педагога умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете образовательных воспитательных задач и проявлять высокую требовательность к учащимся для достижения нужных результатов.
5. Принцип открытия перспектив роста и обеспечения радости успеха. Педагог должен быть заинтересован в успехе учащихся и должен помогать переживать им чувство успеха, необходимое для активной работы над собой.
6. Принцип опоры на положительное в личности учащихся. Он требует от педагога веры в положительные результаты в обучении и воспитании, в стремление ученика быть лучше, поддерживать и развивать это стремление.
7. Принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив. Он требует от педагога знания социальной педагогики и умения формировать межличностные отношения.
8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Педагог должен знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия учащихся. В соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретным учащимся.
9. Принцип единства и согласованности педагогических воздействий. Предполагает единые требования со стороны родителей, педагогов.
Специфические понятия профессиональной педагогики
1) Основные
понятия: производительные
Безрукий В.С., 1994, стр. 17-21.
2) Проанализировать
свой личностный потенциал
1)
Предмет и задачи дидактики.
1. Понятие
дидактики, ее основные
2. Проблемы
и задачи современной
3. Научные
основы дидактики (связь
1. Дидактика - это часть общей педагогики, объединяющая в себе 2 теории:
- теорию обучения;
- теорию образования.
Термин "дидактика" образован от двух греческих слов - поучающий и поучаемый.
Термин введен в педагогику немецким ученым Вольфгангом Ратке. Основоположником научной дидактики считают Яна Амоса Коменского, а отечественной - К.Д. Ушинского.
Дидактика отвечает на вопросы:
- чему учить?
- как учить?
- где учить?
- в каких организационных
Дидактика изучает содержание образования, сущность процесса обучения, его закономерности, принципы, методы обучения, формы организации обучения.
Все перечисленные понятия
- Содержание образования - это совокупность научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, нравственно-эстетических и других идей, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения;
- Обучение - это процесс совместной деятельности педагогов и учащихся, в ходе которого учащиеся получают знания, умения и навыки (ЗУН);
- Закономерности обучения - это существенные устойчивые регулярно повторяющиеся связи в процессе обучения, которые важно учитывать педагогам. Из закономерности вытекает принцип обучения - это исходные положения дидактики, которыми должны руководствоваться педагоги в процессе обучения, т.е. принципы - руководящее начало;
- Метод обучения - это способ совместной работы педагогов и учащихся по достижению целей обучения. Например, метод упражнений, метод лекций, метод рассказа и др.;
- Форма организации обучения - это категория дидактики, которая характеризует процесс обучения с внешней стороны, учитывая при этом:
1) количество обучаемых;
2) место обучения;
3) время обучения;
4) порядок осуществления обучения.
Например: урок, практика, экскурсия, семинар и т.д.
Наряду с понятием "форма организации обучения" есть понятие "форма обучения" (форма организации труда учащихся) - это способ взаимодействия учащихся между собой и с педагогом в процессе обучения.
Различают следующие формы обучения:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая (бригадно-звеньевая)
2. Проблемы дидактики.
1. Дидактика определяет общепедагогические основы "содержания образования".
2. Дидактика исследует сущность процесса обучения, его закономерности, принципы, пут повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся.
3. Дидактика разрабатывает системы общепедагогических методов обучения и пути их эффективного применения.
4. Дидактика совершенствует традиционные и разрабатывает новые формы организации обучения.
5. Дидактика изучает особенности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути их активизации.
Задачи дидактики.
1) Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации.
2) Разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.
3) Изучать, обобщать и популяризировать передовой педагогический опыт.
3. Педагогика, развиваясь, опирается на данные других наук, а они в свою очередь используют материалы педагогики.
Педагогика связана со многими науками:
1) Философия: является методологической основой педагогики. Она дает педагогике знания об общих законах развития природы и общества. Философия включает в себя гносеологию - теорию познания.
2) Психология: изучает психику человека, его сознание и поведение. Психология открывает законы развития личности, а педагогика учит целенаправленно руководить развитием.
3) Анатомия, физиология: является естественно-научной базой в педагогике. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность.
4) Гигиена: изучает санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, организацию учебного процесса в зависимости от их возраста, состояния здоровья и других факторов.
5) Социология: наука, изучающая общество как систему. Она дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, о подсистемах общества (семья, коллектив), о социальных отношениях.
6) Этика: дает педагогике знания о морали общества (о правилах, нормах поведения в обществе).
7) Эстетика: наука о прекрасном, дает педагогике знания о природе эстетического.
Система образования РФ.
1. Понятие системы образования История ее становления.
2. Принципы
построения системы
3. Структура
системы образования. Типы
4. Управление системой образования.
1. Система образования - это совокупность образовательных учреждений, осуществляющих принципы государственной политики в области просвещения.