Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций

Описание работы

I часть. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.

Файлы: 1 файл

общая и профессиональная педагогика. конспект лекций.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

Синонимом педагогического процесса является учебно-воспитательный процесс - это совокупность урочных и внеклассных занятий развивающей деятельности педагогов и учащихся.

        Воспитание и обучение в образовательном учреждении образуют единый педагогический процесс, имеющий свою специфику. Обучение в основном направлено на передачу научных знаний о мире. Воспитание норм, правил, ценностей, идеалов. Обучение влияет преимущественно на интеллект, а воспитание в первую очередь обращено к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Таким образом, педагогический процесс - система, в которой воедино слиты процессы обучения, воспитания, развития и формирования личности вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

 

2. Структура педагогического процесса - это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Основными компонентами процесса являются:

1) Целевой - определение цели обучения и воспитания.

2) Содержательный - разработка содержания образования.

3) Операционно-деятельностный - взаимодействие участников педагогического процесса по достижению его цели.

4) Оценочно-результативный - проверка, оценка и анализ результатов педагогического процесса, суждение о его эффективности.

         Знание структуры процесса позволяет  педагогу анализировать, осознавать  и совершенствовать собственную  деятельность, а ученый разрабатывает новые технологии и системы обучения и воспитания.

3. Закономерности педагогического  процесса - это существенные, устойчивые, регулярно повторяющиеся связи в педагогическом процессе, которые важно учитывать педагогам.

Принципы процесса - это руководящие начала, т.е. те положения, которыми должны руководствоваться педагоги, осуществляя педагогический процесс.

        Ф. Энгельс справедливо замечал,  что если в науке глубоко  изучены, хорошо разработаны теоретические  закономерности, они становятся принципами практической деятельности.

Важнейшими педагогическими закономерностями являются:

1) Обучение, воспитание успешно, если оно связано с жизнью и социокультурной средой;

2) Обучение, воспитание успешно, если оно направлено на формирование всесторонне развитой, гармоничной личности;

3) Обучение, воспитание успешно, если оно имеет активнодеятельный характер (для учащихся должна быть организована деятельность, в которой они принимают активное участие;

4) Обучение, воспитание успешно, если активность учащихся обусловлена их потребностью;

5) Обучение, воспитание успешно, если по отношению к учащимся проявляют гуманизм, уважение в сочетании с высокой требовательностью;

6) Обучение, воспитание успешно, если перед учащимися открывают перспективы их роста и помогают добиваться успеха;

7) Обучение, воспитание успешно, если опираются на положительные качества учащихся;

8) Обучение, воспитание успешно, если оно осуществляется в коллективе или через него;

9) Обучение, воспитание успешно, если учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

10) Обучение, воспитание успешно, если есть единство и согласованность педагогических воздействий.

 

        Из перечисленных закономерностей  вытекают принципы педагогического процесса:

1. Принцип связи педагогического процесса с жизнью и социокультурной средой. Это означает, что обучение и воспитание должны строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям;

2. Принцип комплектности, целостности, единства всех компонентов педагогического процесса. Он означает организацию иностороннего педагогического влияния на личность через системы целей, содержания, средств воспитания и обучения, учет всех факторов и сторон педагогического процесса;

3.Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности учащихся. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому обучение и воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которых педагог должен стимулировать активность учащихся, творческую свободу, сохраняя при этом руководящие позиции.

4. Принцип гуманизма и уважения к личности учащегося в сочетании требовательности к нему. Он регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, доброжелательности. Принцип требует от педагога умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете образовательных воспитательных задач и проявлять высокую требовательность к учащимся для достижения нужных результатов.

5. Принцип открытия перспектив роста и обеспечения радости успеха. Педагог должен быть заинтересован в успехе учащихся и должен помогать переживать им чувство успеха, необходимое для активной работы над собой.

6. Принцип опоры на положительное в личности учащихся. Он требует от педагога веры в положительные результаты в обучении и воспитании, в стремление ученика быть лучше, поддерживать и развивать  это стремление.

7. Принцип обучения и воспитания в коллективе и через коллектив. Он требует от педагога знания социальной педагогики и умения формировать межличностные отношения.

8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Педагог должен знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия учащихся. В соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретным учащимся.

9. Принцип единства и согласованности педагогических воздействий. Предполагает единые требования со стороны родителей, педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфические понятия профессиональной педагогики

 

1) Основные  понятия: производительные силы, работник, рабочий, профессия, специальность,  личностный потенциал рабочего, профессиональная квалификация, профессиональное  мастерство.

Безрукий  В.С., 1994, стр. 17-21.

 

2) Проанализировать  свой личностный потенциал будущего  педагога профессионального обучения (составить самохарактеристику).

1)

  • Производительные силы - есть составная часть общественного способа производства, в которую входят субъекты труда (люди) и объекты труда (средства и приемы труда);
  • Работник - это человек, нанявшийся  на производство (государственное или частное), осуществляющий производительный труд и живущий за счет оплаты своего труда;
  • Рабочий - это работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования;
  • Профессия - это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, и использующийся как источник существования;
  • Специальность - это вид трудовой деятельности в рамках определенной профессии;
  • Личностный потенциал рабочего - это степень его общего и профессионального развития, определяющая успешность совершения трудовой деятельности по определенной профессии (специальности);
  • Профессиональная квалификация - это ступени профессиональной подготовленности рабочего к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности;
  • Профессиональное мастерство - это свойство личности, приобретаемое в процессе опыта и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями, и элементами творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет и задачи дидактики.

1. Понятие  дидактики, ее основные категории.

2. Проблемы  и задачи современной дидактики.

3. Научные  основы дидактики (связь дидактики  с другими науками (см. тему 1 - 7 вопрос).

 

1. Дидактика - это часть общей педагогики, объединяющая в себе 2 теории:

- теорию обучения;

- теорию образования.

        Термин "дидактика" образован от двух греческих слов - поучающий и  поучаемый.

        Термин введен в педагогику немецким ученым Вольфгангом Ратке. Основоположником научной дидактики считают Яна Амоса Коменского, а отечественной - К.Д. Ушинского.

        Дидактика отвечает на вопросы:

- чему учить?

- как учить?

- где учить?

- в каких организационных формах?

        Дидактика изучает содержание образования, сущность процесса обучения, его закономерности, принципы, методы обучения, формы организации обучения.

        Все перечисленные понятия являются основными категориями дидактики.

- Содержание образования - это совокупность научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, нравственно-эстетических и других идей, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения;

- Обучение - это процесс совместной деятельности педагогов и учащихся, в ходе которого учащиеся получают знания, умения и навыки (ЗУН);

- Закономерности обучения - это существенные устойчивые регулярно повторяющиеся связи в процессе обучения, которые важно учитывать педагогам. Из закономерности вытекает принцип обучения - это исходные положения дидактики, которыми должны руководствоваться педагоги в процессе обучения, т.е. принципы - руководящее начало;

- Метод обучения - это способ совместной работы педагогов и учащихся по достижению целей обучения. Например, метод упражнений, метод лекций, метод рассказа и др.;

- Форма организации обучения - это категория дидактики, которая характеризует процесс обучения с внешней стороны, учитывая при этом:

1) количество  обучаемых;

2) место  обучения;

3) время обучения;

4) порядок осуществления обучения.

Например: урок, практика, экскурсия, семинар и т.д.

        Наряду с понятием "форма организации обучения" есть понятие "форма обучения" (форма организации труда учащихся) - это способ взаимодействия учащихся между собой и с педагогом в процессе обучения.

        Различают следующие формы обучения:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая (бригадно-звеньевая).

 

2. Проблемы дидактики.

 

1. Дидактика определяет общепедагогические основы "содержания образования".

2. Дидактика исследует сущность процесса обучения, его закономерности, принципы, пут повышения его развивающе-воспитательного влияния на учащихся.

3. Дидактика разрабатывает системы общепедагогических методов обучения и пути их эффективного применения.

4. Дидактика совершенствует традиционные и разрабатывает новые формы организации обучения.

5. Дидактика изучает особенности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути их активизации.

 

Задачи дидактики.

 

1) Описывать  и объяснять процесс обучения  и условия его реализации.

2) Разрабатывать  более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы и технологии.

3) Изучать,  обобщать и популяризировать передовой педагогический опыт.

 

3.  Педагогика, развиваясь, опирается на данные других наук, а они в свою очередь используют материалы педагогики.

     Педагогика связана  со многими науками:

1) Философия: является методологической основой педагогики. Она дает педагогике знания об общих законах развития природы и общества. Философия включает в себя гносеологию - теорию познания.

2) Психология: изучает психику человека, его сознание и поведение. Психология открывает законы развития личности, а педагогика учит целенаправленно руководить развитием.

3) Анатомия, физиология: является естественно-научной базой в педагогике. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность.

4) Гигиена: изучает санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, организацию учебного процесса в зависимости от их возраста, состояния здоровья и других факторов.

5) Социология: наука, изучающая общество как систему. Она дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, о подсистемах общества (семья, коллектив), о социальных отношениях.

6) Этика: дает педагогике знания о морали общества (о правилах, нормах поведения в обществе).

7) Эстетика: наука о прекрасном, дает педагогике знания о природе эстетического.

Система образования РФ.

 

1. Понятие  системы образования История  ее становления.

2. Принципы  построения системы образования.

3. Структура  системы образования. Типы образовательных  учреждений.

4. Управление  системой образования.

 

1. Система образования - это совокупность образовательных учреждений, осуществляющих принципы государственной политики в области просвещения.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"