Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций

Описание работы

I часть. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.

Файлы: 1 файл

общая и профессиональная педагогика. конспект лекций.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

        В учебном заведении столько  учебных планов, сколько специальностей. Администрация учебного заведения  координирует учебный план разных  специальностей и составляет  общий план учебного процесса.

 

3. Учебная программа – это документ, определяющий содержание образования по учебному предмету и виду практики.

        Она содержит пояснительную записку  о целях и задачах данного  учебного предмета, о требованиях,  предъявляемых к ЗУН учащихся, о рекомендуемых методах и  формах организации обучения. Тематическое содержание учебного предмета, примерное количество часов на изучение каждой темы, отдельных вопросов. Указания по реализации межпредметных связей. Перечень учебного оборудования и учебных пособий, список рекомендуемой литературы.

        В хорошо разработанной программе могут быть приведены: тематика контрольных работ, курсовых, докладов учащихся, перечень экзаменационных вопросов и т.д.

        Учебная программа бывает типовой  и рабочей.

        Типовая разрабатывается министерством образования. Она содержит обязательный (федеральный) компонент содержания образования по данному предмету. Рабочая программа разрабатывается на основе типовой применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента содержания образования.

 

4. Государственный  образовательный стандарт – документ, введенный согласно закону российской Федерации «Об образовании» - это федеральный нормативный документ, который в обязательном порядке определяет:

 

1. Минимум содержания  основных образовательных программ.

2. Максимальный  объем учебной нагрузки учащихся.

3. Требования к  уровню подготовки учащихся.

 

        Содержание образования в стандарте  делится на 3 компонента:

1. Федеральный (то  обязательное, что необходимо изучить);

2. Региональный;

3. Компонент учебного заведения.

        Учащиеся в образовательном учреждении  могут получить образование, соответствующее  одному из 3 уровней:

1.   Базовый – это образование, соответствующее минимуму стандарта;

2. Повышенный уровень – это образование, превышающее минимум стандарта;

3. Промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по профилирующим предметам и базового уровня по остальным предметам.

 

4. Учебная  литература.  К ней относятся учебники, учебные пособия, книги для дополнительного чтения, хрестоматии, сборники задач, упражнений, карты, атласы и др.

 

Учебник – это книга, подробно отражающая учебную информацию по предмету, подлежащую усвоению.

        От качества учебника зависят  результаты обучения, поэтому к  учебнику предъявляют многочисленные  требования:

1. Учебник должен  строго соответствовать учебной  программе;

2. Учебник должен  соответствовать всем требованиям,  предъявляемым к содержанию образования.

3. Учебник должен  иметь оптимальный объем, материал  учебника должен разбиваться  на дозы (главы, параграфы), удобные для усвоения учащимися.

4. Язык учебника  должен быть доступным, должен  соответствовать возрасту учащихся; он должен быть лаконичным (кратким), четким, особенно в формулировках,  правилах, выводах и т.д.

5. Учебник  должен быть эстетично оформлен (шрифт, бумага, обложка, переплет, иллюстрации, цвет).

6. Учебник  должен выполнять следующие дидактические  функции:

- мотивационную,  которая заключается в создании  стимулов к изучению предметов;

- информационную, она состоит в подаче информации  всеми доступными способами;

- контрольно-корректирующую, которая позволяет учащимся проверять и корректировать ход обучения.

        В настоящее время наряду с  традиционными все шире используются  безбумажный учебный материал (видео,  компьютер). Они обладают рядом  преимуществ (образность, эмоциональность,  хорошие возможности для отработки умений и навыков), имеют негативные качества.

 

Процесс обучения

 

1. Сущность  процесса обучения.

2. Задачи  процесса обучения.

3. Структура  процесса обучения.

 

Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности для достижения образовательных целей.

Обучение –  это процесс сложный, противоречивый, длительный, на него влияет множество  объективных и субъективных факторов. Это процесс целенаправленный, управляемый.

Обучение предполагает двустороннюю деятельность: деятельность преподавателя (преподавание), деятельность учащихся (учение).

 

Преподавание – это процесс изложения преподавателем знаний, приемов и способов применения их на практике, способов и условий выполнения мыслительных и трудовых действий.

Учение – это процесс восприятия и усвоения учащимися ЗУН, развития познавательных способностей, мыслительных операций.

Учение –  это особая форма индивидуального  человеческого познания и отображения  действительности. Оно имеет много  общего с научным познанием, но ученые познают объективно новое (неизвестное никому), а учащиеся – субъективно новое. Успешность учения во многом зависит от мотивов учения.

 

Различают виды мотивов:

1) Мотивы непосредственного  побуждения – ближняя цель  – то, что в данный момент  побуждает участвовать в обучении, например: желание получить знание, оценку, нежелание заработать пропуск и т.д.

 

2) Мотивы перспективного  побуждения – дальняя цель. Что-то  в будущем, что сейчас побуждает  участвовать в обучении, например: желание получить стипендию, диплом.

 

3) Самым ценным  в педагогике считают мотивы интеллектуального побуждения, желание учащихся самостоятельно найти ответ на вопрос, самостоятельно решить задачу и получить удовлетворение не только от результата труда, но и от самого процесса.

 

Процесс обучения выполняет следующие функции:

 

1) Образовательная – состоит в формировании ЗУН учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности.

 

2) Воспитательная – состоит в том, что в процессе усвоения ЗУН у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Она осуществляется как непреднамеренно, так и путем специальной организации обучения, отбора содержания учебного материала.

 

3) Развивающая – в процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и др. сфер личности. Развитие осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано.

 

2.  Задачи обучения:

 

1) Стимулировать  активность в учебно-познавательной  деятельности.

2) Организовывать  учебно-познавательную деятельность  по усвоению ЗУН.

3) Формировать  у учащихся научное мировоззрение,  нравственно-эстетические и другие  качества личности.

4) Развивать  мышление, память, речь, способности,  задатки.

5) Развивать  у учащихся учебные умения  и навыки (учить учащихся учиться).

 

Знание – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, выводы, законы и т.д.).

 

 

Умение – это владение способами применения знаний на практике.

 

Навык – это составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

 

3. Структура  процесса обучения.

 

 

Деятельность  педагога

 

Деятельность  учащихся

1. Определение  целей и задач учебно-познавательной  деятельности учащихся.

 

2. Формирование  потребностей в знаниях и мотивах  учебно-познавательной деятельности  учащихся.

 

3. Определение  содержания материала, подлежащего усвоению.

 

4. Организация  учебно-познавательной деятельности  учащихся по овладению изучаемым  материалом.

 

 

 

5. Регулирование  и контроль за учебно-познавательной  деятельностью учащихся.

 

6. Проверка и  оценка результатов учебно-познавательной  деятельности.

1. Осознание  целей и задач обучения.

 

 

 

2. Развитие или  неразвитие  потребностей и мотивов  учебно-познавательной деятельности.

 

 

3. Осмысление  темы нового материала и основных  вопросов, подлежащих усвоению (план).

 

4. Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;  применение знаний на практике  и формирование умений и навыков;  последующее повторение, обобщение и систематизация ЗУН.

 

5. Самоконтроль  и корректирование учебно-познавательной  деятельности.

 

 

6. Самооценка  результатов учебно-познавательной  деятельности.


 

Система дидактических принципов

 

1) Понятие принципа  обучения, их система.

2) Характеристика принципа обучения. Правила их реализации.

 

Принцип обучения – это исходные положения дидактики, которыми должны руководствоваться педагоги в процессе обучения.

Различают несколько  принципов обучения, важнейшими из них являются:

1) Принцип активности и сознательности обучения;

2) Принцип наглядности  обучения;

3) Принцип систематичности  и последовательности обучения;

4) Принцип прочности  обучения;

5) Принцип доступности  обучения;

6) Принцип научности  обучения;

7) Принцип связи  теории с практикой.

 

Принцип активности и сознательности обучения – суть его в том, что весь изучаемый материал учащимися должен глубоко осмысливаться и запоминаться. Учащиеся должны сознательно относиться к самому процессу обучения (своевременно выполнять в полном объеме самостоятельно все предлагаемые задания). Учащиеся должны принимать активное участие в учебно-познавательной деятельности. Реализовать принцип позволяет соблюдение следующих правил:

  • учащиеся должны ясно понимать цели и задачи предстоящей работы;
  • учащиеся должны понимать, что, почему и как нужно делать и никогда не должны механически выполнять учебные действия;
  • обеспечивать понимание учащимися смысла каждого слова, понятия;
  • неизвестное логически увязывайте с известным: где нет логической связи между новыми и уже усвоенными знаниями, там нет сознательного обучения;
  • ставьте учащихся в ситуации, требующие от них обнаружения и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимися знаниями;
  • учите находить главное и второстепенное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного;
  • каждое правило сопровождайте достаточным количеством примеров, чтобы показать, насколько разнообразно его применение;
  • контролируйте факторы, отвлекающие внимание учащихся, внутренние (рассеянность, занятие посторонними вещами на уроке) и внешние (опоздания, нарушение дисциплины);
  • чаще используйте вопрос «почему?» чтобы научить учащихся мыслить причинно;
  • помните, что по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет;
  • приучите учащихся думать и действовать самостоятельно, не допускайте подсказок и списывания;
  • не жалейте на воспитание активности ни времени, ни усилий – активный учащийся сегодня – завтра активный член общества;
  • используйте силу взаимообучения учащихся – не объясняйте того, что могут объяснить сами учащиеся;
  • учите задавать вопросы и выслушивать ответы. Это умение –<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_

Информация о работе Лекции по "Педагогике"