Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций
I часть. Педагогика как наука
Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.
В учебном заведении столько
учебных планов, сколько специальностей.
Администрация учебного
3. Учебная программа – это документ, определяющий содержание образования по учебному предмету и виду практики.
Она содержит пояснительную
В хорошо разработанной программе могут быть приведены: тематика контрольных работ, курсовых, докладов учащихся, перечень экзаменационных вопросов и т.д.
Учебная программа бывает
Типовая разрабатывается министерством образования. Она содержит обязательный (федеральный) компонент содержания образования по данному предмету. Рабочая программа разрабатывается на основе типовой применительно к конкретному учебному заведению с учетом регионального компонента содержания образования.
4. Государственный образовательный стандарт – документ, введенный согласно закону российской Федерации «Об образовании» - это федеральный нормативный документ, который в обязательном порядке определяет:
1. Минимум содержания
основных образовательных
2. Максимальный
объем учебной нагрузки
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Содержание образования в
1. Федеральный (то обязательное, что необходимо изучить);
2. Региональный;
3. Компонент учебного заведения.
Учащиеся в образовательном
1. Базовый – это образование, соответствующее минимуму стандарта;
2. Повышенный уровень – это образование, превышающее минимум стандарта;
3. Промежуточный уровень – это образование повышенного уровня по профилирующим предметам и базового уровня по остальным предметам.
4. Учебная литература. К ней относятся учебники, учебные пособия, книги для дополнительного чтения, хрестоматии, сборники задач, упражнений, карты, атласы и др.
Учебник – это книга, подробно отражающая учебную информацию по предмету, подлежащую усвоению.
От качества учебника зависят
результаты обучения, поэтому к
учебнику предъявляют
1. Учебник должен
строго соответствовать
2. Учебник должен
соответствовать всем
3. Учебник должен
иметь оптимальный объем,
4. Язык учебника
должен быть доступным, должен
соответствовать возрасту
5. Учебник должен быть эстетично оформлен (шрифт, бумага, обложка, переплет, иллюстрации, цвет).
6. Учебник
должен выполнять следующие
- мотивационную,
которая заключается в
- информационную,
она состоит в подаче
- контрольно-корректирующую, которая позволяет учащимся проверять и корректировать ход обучения.
В настоящее время наряду с
традиционными все шире
Процесс обучения
1. Сущность процесса обучения.
2. Задачи процесса обучения.
3. Структура процесса обучения.
Обучение – это процесс взаимосвязанной деятельности для достижения образовательных целей.
Обучение – это процесс сложный, противоречивый, длительный, на него влияет множество объективных и субъективных факторов. Это процесс целенаправленный, управляемый.
Обучение предполагает двустороннюю деятельность: деятельность преподавателя (преподавание), деятельность учащихся (учение).
Преподавание – это процесс изложения преподавателем знаний, приемов и способов применения их на практике, способов и условий выполнения мыслительных и трудовых действий.
Учение – это процесс восприятия и усвоения учащимися ЗУН, развития познавательных способностей, мыслительных операций.
Учение – это особая форма индивидуального человеческого познания и отображения действительности. Оно имеет много общего с научным познанием, но ученые познают объективно новое (неизвестное никому), а учащиеся – субъективно новое. Успешность учения во многом зависит от мотивов учения.
Различают виды мотивов:
1) Мотивы непосредственного
побуждения – ближняя цель
– то, что в данный момент
побуждает участвовать в
2) Мотивы перспективного
побуждения – дальняя цель. Что-то
в будущем, что сейчас
3) Самым ценным в педагогике считают мотивы интеллектуального побуждения, желание учащихся самостоятельно найти ответ на вопрос, самостоятельно решить задачу и получить удовлетворение не только от результата труда, но и от самого процесса.
Процесс обучения выполняет следующие функции:
1) Образовательная – состоит в формировании ЗУН учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности.
2) Воспитательная – состоит в том, что в процессе усвоения ЗУН у учащихся формируются взгляды, чувства, ценности, черты личности, привычки поведения. Она осуществляется как непреднамеренно, так и путем специальной организации обучения, отбора содержания учебного материала.
3) Развивающая – в процессе учения происходит развитие психомоторной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и др. сфер личности. Развитие осуществляется эффективнее, если обучение специально организовано.
2. Задачи обучения:
1) Стимулировать
активность в учебно-
2) Организовывать
учебно-познавательную
3) Формировать
у учащихся научное
4) Развивать мышление, память, речь, способности, задатки.
5) Развивать у учащихся учебные умения и навыки (учить учащихся учиться).
Знание – это понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (понятия, правила, выводы, законы и т.д.).
Умение – это владение способами применения знаний на практике.
Навык – это составной элемент умения, автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.
3. Структура процесса обучения.
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
1. Определение
целей и задач учебно-
2. Формирование
потребностей в знаниях и
3. Определение содержания материала, подлежащего усвоению.
4. Организация
учебно-познавательной
5. Регулирование
и контроль за учебно-
6. Проверка и
оценка результатов учебно- |
1. Осознание целей и задач обучения.
2. Развитие или неразвитие потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
3. Осмысление
темы нового материала и
4. Восприятие, осмысление,
запоминание учебного
5. Самоконтроль
и корректирование учебно-
6. Самооценка
результатов учебно- |
Система дидактических принципов
1) Понятие принципа обучения, их система.
2) Характеристика принципа обучения. Правила их реализации.
Принцип обучения – это исходные положения дидактики, которыми должны руководствоваться педагоги в процессе обучения.
Различают несколько принципов обучения, важнейшими из них являются:
1) Принцип активности и сознательности обучения;
2) Принцип наглядности обучения;
3) Принцип систематичности и последовательности обучения;
4) Принцип прочности обучения;
5) Принцип доступности обучения;
6) Принцип научности обучения;
7) Принцип связи теории с практикой.
Принцип активности и сознательности обучения – суть его в том, что весь изучаемый материал учащимися должен глубоко осмысливаться и запоминаться. Учащиеся должны сознательно относиться к самому процессу обучения (своевременно выполнять в полном объеме самостоятельно все предлагаемые задания). Учащиеся должны принимать активное участие в учебно-познавательной деятельности. Реализовать принцип позволяет соблюдение следующих правил: