Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций
I часть. Педагогика как наука
Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.
Развитие системы образования
обусловлено потребностями
В Росси до 1917 г. примерно 80% населения
было безграмотно, а среди
С первых дней советской
1) Ноябрь 1917 г. - Декларация по дошкольному образованию. С этого времени дошкольные учреждения вошли в систему образования.
2) Январь 1918 г. - Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.С этого времени образование приобрело светский характер.
3) Май 1918 г. - Постановление народного комитета просвещения о совместном обучении лиц обоих полов.
4) Октябрь 1918 г. - Положение о единой трудовой школе. Установилась единая общеобразовательная школа с двумя ступенями:
1) 5 классов;, 2) 4 класса.
5) 1930 г. - Введено всеобщее обязательное начальное образование 4 класса, а в крупных городах, промышленных центрах - 7 классов.
6) 1934 г. - поставлена задача перехода ко всеобщему семилетнему образованию, но война помешала ее решить.
7) 1949 г. - Введено всеобщее обязательное семилетнее образование.
8) 1958 г. - Введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование.
9) 1961 г. - на 22 съезде КПСС поставлена задача перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию.
10) 1977 г. - Новая Конституция провозгласила в качестве закона "Обязательность среднего образования".
11) 1984 г. - начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы.
12) 1992 г. - принят закон РФ "Об образовании", вторая его редакция вышла в 1996 г.
2. Принципы построения системы образования - это те положения, на которые опирались при создании системы образования.
В советский период важнейшими из них были:
1) Принцип равенства всех граждан в получении образования независимо от пола, от отношения к религии, имущественного и социального положения. Сегодня государство гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от расы, национальности, пола, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Ограничения прав граждан на получение профессионального образования по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости оговариваются специальными законами.
2) Принцип обязанности образования для всех детей и подростков.
3) Принцип государственного и общественного характера всех учебно-воспитательных учреждений.
4) Принцип свободы выбора языка обучения в пределах возможности системы образования.
5) Принцип бесплатности всех видов образования, стипендиальное обеспечение учащихся, содержание части учащихся на полном гособеспечении, оказание им других видов материальной помощи.
В настоящее время государство
гарантирует гражданам
6) Принцип единства преемственности всех типов учебных заведений, обеспечивающий возможность перехода от низких ступеней образования к высшим.
7) Принцип единства обучения и воспитания, связи обучения и воспитания с жизнью.
8) Принцип научного характера образования: его совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры.
9) Принцип гуманистического, высоконравственного характера образования.
10) Принцип светского характера образования.
11) Принцип совместного обучения лиц обоих полов.
Закон РФ "Об образовании"
провозгласил также новые
- принцип
единства федерального
- принцип свободы (плюрализма) в образовании;
- принцип
общедоступности образования и
адаптивности системы
и др. принципы.
3. Система образования имеет многоступенчатую структуру. Первой ступенью является дошкольное образование, оно осуществляется в детских яслях, детских садах.
Второй ступенью является общее образование. Оно в свою очередь имеет свои подступени: 1. начальное общее; 2. Неполное общее основное с 5 по 9 кл.); 3. Полное общее (среднее 10 и 11 кл.).
Общее образование
На этой ступени в последние годы появились новые типы учебных заведений - гимназии и лицеи.
Гимназия - это учебное заведение, обеспечивающее получение полного общего образования продвинутого типа по сравнению с типовой общеобразовательной школой. Одна из задач гимназии - подготовка к обучению в вузе. Содержание образования гимназистов имеет преимущественно гуманитарную направленность. Гимназия - альтернативная форма образования.
Лицей - это альтернативная форма образования привилегированного характера. Предназначен для воспитания интеллектуальной элиты общества и подготовки учащихся для продолжения образования в вузе. Лицей дает полное общее образование повышенной сложности. Лицеи могут быть профилированными: техническими, гуманитарными, педагогическими, юридическими.
Следующей ступенью является начальное профессиональное образование. Оно осуществляется в профессиональных училищах. Следующей ступенью является среднее профессиональное образование. Оно осуществляется в техникумах, училищах (педагогических, медицинских и т.д.). В последние годы на этой ступени появился новый тип учебных заведений - колледж - учебное заведение альтернативного характера. По своему уровню соответствует низовым звеньям высшей школы. Колледжи как правило существую при вузе и входят в их состав. Выпускники колледжа могут при желании продолжить обучение в соответствующем вузе по сокращенной программе экстерном.
Следующей ступенью является
высшее профессиональное
Завершающей ступенью в
4. Управление
системой образования – это
процесс выработки решений,
Существуют органы управления разных уровней:
1. Федеральные, т.е. общегосударственные;
2. Республиканские;
3. Краевые;
4. Областные;
5. Автономных регионов;
6. Муниципальные (местные).
Федеральные органы
Другие органы образования
Содержание образования.
1. Понятие
содержания образования.
2. Требования,
предъявляемые к содержанию
3. Документы,
определяющие содержание
4. Учебная литература. Требования к ней.
1. Дидактика, отвечая на вопрос, чему учить, изучает содержание образования.
Содержание образования – это совокупность научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, нравственно-эстетических и других идей, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения.
В ПУ в целом осуществляется
начальное профессиональное
1. Общее образование – необязательный компонент, реализуется только по отношению к учащимся, поступившим на базе неполного общего образования.
Общее образование – это необходимый фундамент для получения любого профессионального образования. Общее образование осуществляется путем изучения общеобразовательных учебных предметов.
2. Политехническое
образование – это общетехничес
3. Профессиональное образование – это основной компонент содержания образования в профессиональном училище. Оно осуществляется путем изучения специальных предметов, прохождения практик, в ходе которых учащиеся приобретают ЗУН, необходимые в будущей профессиональной деятельности.
Все 3 компонента тесно
Содержание любого образования должно удовлетворять ряду общих требований:
1. Оно
должно быть гуманистичным,
2. Оно должно строиться на строго научной основе. Предлагаемые учащимся знания должны соответствовать последним достижениям науки, техники, культуры.
3. Оно должно быть последовательным, должно планироваться, развиваться по восходящей линии, чтобы каждое новое знаний опиралось на предыдущее и вытекать из него.
4. Оно должно иметь историческую основу:
- учащиеся
должны знать историю развития
той или иной науки и
5. Оно
должно быть систематичным, т.
6. Оно должно быть связано с жизнью.
7. Оно
должно быть доступным, должно
соответствовать возрастным
8. Должно обеспечиваться соответствие особенностям профессии, требованиям производства, уровню квалификации рабочих, чтобы выпускник мог быстро адаптироваться к условиям производства и обеспечить нормальный ритм работы на занимаемой должности.
9. Оно должно обеспечивать прочную связь теории с практикой.
3. Документы,
определяющие содержание
1. Профессиональная
характеристика – это
2. Учебный план – это документ, определяющий содержание образования по специальности, он указывает сроки обучения, структуру учебного года, общую недельную и дневную нагрузку учащихся. Содержит общий перечень, обязательный для изучения: учебных предметов, времени их изучения (семестр), количество часов на предмет в целом и в каждом семестре, форму отчетности по предмету (экзамен, зачет), полный перечень производственных практик, время их прохождения, количество часов на факультативные занятия, консультации.
Учебный план бывает типовым – это государственный документ, разработанный министерством образования, он имеет рекомендательный характер, устанавливает перечень и объем учебных циклов применительно к профессии и специальности с учетом базы обучения, определяет степень самостоятельности образовательных учреждений и региональных органов управления в разработке рабочих документаций. Учебный план – рабочий – это документ, разработанный на основе типового применительно к конкретному образовательному учреждению.