Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций

Описание работы

I часть. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.

Файлы: 1 файл

общая и профессиональная педагогика. конспект лекций.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

 

        Развитие системы образования  обусловлено потребностями производства. На протяжении многих веков  образование было привилегией  лищь господствующих классов, которые не были заинтересованы в том, чтобы оно стало народным. Лишь в 18 веке потребность в развитии ремесел, торговли, промышленности привела к созданию системы образования в экономически развитых странах. В середине 19 в. в Англии и в конце века во Франции было введено всеобщее и обязательное начальное образование.

        В Росси до 1917 г. примерно 80% населения  было безграмотно, а среди населения  южных окраин грамотными были  не более 3%. Доступ в гимназии  и училища детям рабочих и крестьян бал практически закрыт. Большое влияние на образование имела церковь.

        С первых дней советской власти  правительство принимает ряд  мер, направленных на перестройку  системы образования:

 

1) Ноябрь 1917 г. - Декларация по дошкольному образованию. С этого времени дошкольные учреждения вошли в систему образования.

 

2) Январь 1918 г. - Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.С этого времени образование приобрело светский характер.

 

3) Май 1918 г. - Постановление народного комитета просвещения о совместном обучении лиц обоих полов.

 

4) Октябрь 1918 г. - Положение о единой трудовой школе. Установилась единая общеобразовательная школа с двумя ступенями:

1) 5 классов;,   2) 4 класса.

 

5) 1930 г. - Введено всеобщее обязательное начальное образование 4 класса, а в крупных городах, промышленных центрах - 7 классов.

 

6) 1934 г. - поставлена задача перехода ко всеобщему семилетнему образованию, но война помешала ее решить.

 

7) 1949 г. - Введено всеобщее обязательное семилетнее образование.

 

8) 1958 г. - Введено всеобщее обязательное восьмилетнее образование.

 

9) 1961 г. - на 22 съезде КПСС поставлена задача перехода ко всеобщему обязательному среднему образованию.

 

10) 1977 г. - Новая Конституция провозгласила в качестве закона "Обязательность среднего образования".

 

11) 1984 г. - начата реформа общеобразовательной и профессиональной школы.

 

12) 1992 г. - принят закон РФ "Об образовании", вторая его редакция вышла в 1996 г.

 

2.  Принципы построения системы  образования - это те положения, на которые опирались при создании системы образования.

 

        В советский период важнейшими  из них были:

1) Принцип равенства всех граждан в получении образования независимо от пола, от отношения к религии, имущественного и социального положения. Сегодня государство гарантирует гражданам возможность получения образования независимо от расы, национальности, пола, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста, состояния здоровья, наличия судимости. Ограничения прав граждан на получение профессионального образования по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости оговариваются специальными законами.

 

2) Принцип обязанности образования для всех детей и подростков.

 

3) Принцип государственного и общественного характера всех учебно-воспитательных учреждений.

4) Принцип свободы выбора языка обучения в пределах возможности системы образования.

 

5) Принцип бесплатности всех видов образования, стипендиальное обеспечение учащихся, содержание части учащихся на полном гособеспечении, оказание им других видов материальной помощи.

 

        В настоящее время государство  гарантирует гражданам бесплатность  начального - "общего", основного  - "общего", полного - "общего" и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского образования в пределах государственного образовательного стандарта, если человек получает образование данного уровня впервые.

 

6) Принцип единства преемственности всех типов учебных заведений, обеспечивающий возможность перехода от низких ступеней образования к высшим.

 

7) Принцип единства обучения и воспитания, связи обучения и воспитания с жизнью.

 

8) Принцип научного характера образования: его совершенствование на основе новейших достижений науки, техники, культуры.

 

9) Принцип гуманистического, высоконравственного характера образования.

 

10) Принцип светского характера образования.

 

11) Принцип совместного обучения лиц обоих полов.

 

        Закон РФ "Об образовании"  провозгласил также новые принципы:

- принцип  единства федерального образования  при праве на своеобразие образования  национальных и региональных  культур;

- принцип  свободы (плюрализма) в образовании;

- принцип  общедоступности образования и  адаптивности системы образования  к потребностям обучаемых.

 

и др. принципы.

 

3.  Система образования имеет  многоступенчатую структуру. Первой ступенью является дошкольное образование, оно осуществляется в детских яслях, детских садах.

Второй  ступенью является общее образование. Оно в свою очередь имеет свои подступени: 1. начальное общее; 2. Неполное общее основное с 5 по 9 кл.); 3. Полное общее (среднее 10 и 11 кл.).

        Общее образование осуществляется  в школах разных типов, а третья его подступень осуществляется в училище, техникумах и колледжах. Основным видом школ является типовая общеобразовательная школа (полная и неполная). Кроме типовых, существуют: малокомплектные школы (в малонаселенной сельской местности), санаторно-лесные (для детей, нуждающихся в длительном лечении), школы-интернаты (для детей, не имеющих возможности воспитываться в семье), спецшколы и спецшколы-интернаты, вечерние школы и др.

        На этой ступени в последние  годы появились новые типы учебных заведений - гимназии и лицеи.

Гимназия - это учебное заведение, обеспечивающее получение полного общего образования продвинутого типа по сравнению с типовой общеобразовательной школой. Одна из задач гимназии - подготовка к обучению в вузе. Содержание образования гимназистов имеет преимущественно гуманитарную направленность. Гимназия - альтернативная форма образования.

 

Лицей - это альтернативная форма образования привилегированного характера. Предназначен для воспитания интеллектуальной элиты общества и подготовки учащихся для продолжения образования в вузе. Лицей дает полное общее образование повышенной сложности. Лицеи могут быть профилированными: техническими, гуманитарными, педагогическими, юридическими.

        Следующей ступенью является начальное профессиональное образование. Оно осуществляется в профессиональных училищах. Следующей ступенью является среднее профессиональное образование. Оно осуществляется в техникумах, училищах (педагогических, медицинских и т.д.). В последние годы на этой ступени появился новый тип учебных заведений - колледж - учебное заведение альтернативного характера. По своему уровню соответствует низовым звеньям высшей школы. Колледжи как правило существую при вузе и входят в их состав. Выпускники колледжа могут при желании продолжить обучение в соответствующем вузе по сокращенной программе экстерном.

        Следующей ступенью является  высшее профессиональное образование.  Оно осуществляется в вузах:  институтах, университетах, академиях,  консерваториях и т.д). В вузах разрабатываются учебники, учебные пособия, ведутся научно-исследовательские работы, готовятся научно-педагогические кадры.

        Завершающей ступенью в структуре  системы образования является  послевузовское образование. Оно  осуществляется на курсах и факультетах повышения квалификации, в аспирантурах, докторантурах.

 

4.  Управление  системой образования – это  процесс выработки решений, принятия  законов в области образования,  планирование организаций регулирования  и контроля за деятельностью образовательных служб.

        Существуют органы управления  разных уровней:

1. Федеральные,  т.е. общегосударственные;

2. Республиканские;

3. Краевые;

4. Областные;

5. Автономных  регионов;

6. Муниципальные  (местные).

 

        Федеральные органы разрабатывают  образовательные программы и стандарты, аккредитируют (наделяют правами), аттестуют образовательные учреждения и педагогов, финансируют образование, прогнозируют развитие образования.

        Другие органы образования реализуют  на местах политику федеральных  органов управления.

 

Содержание  образования.

 

1. Понятие  содержания образования. Содержание  образования в ПУ.

2. Требования, предъявляемые к содержанию образования.

3. Документы,  определяющие содержание образования.

4. Учебная  литература. Требования к ней.

 

1. Дидактика, отвечая на вопрос, чему учить, изучает содержание образования.

Содержание  образования – это совокупность научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих, нравственно-эстетических и других идей, которыми должны овладеть учащиеся в процессе обучения.

        В ПУ в целом осуществляется  начальное профессиональное образование.  Оно состоит из следующих компонентов:

1. Общее  образование – необязательный  компонент, реализуется только  по отношению к учащимся, поступившим  на базе неполного общего образования.

Общее образование – это необходимый  фундамент для получения любого профессионального образования. Общее  образование осуществляется путем  изучения общеобразовательных учебных  предметов.

 

2. Политехническое  образование – это общетехническая подготовка учащегося. В ПУ политехническое образование – важный составляющий компонент содержания образования, база для получения профессионального образования, т.к. получаемые профессии имеют преимущественно технический профиль. Политехническое образование осуществляется путем изучения общетехнических предметов: технической механики, электротехники, материаловедения, черчения, информатики и т.д.

 

3. Профессиональное образование – это основной компонент содержания образования в профессиональном училище. Оно осуществляется путем изучения специальных предметов, прохождения практик, в ходе которых учащиеся приобретают ЗУН, необходимые в будущей профессиональной деятельности.

        Все  3 компонента тесно взаимосвязаны.

 

Содержание любого образования должно удовлетворять ряду общих требований:

 

1. Оно  должно быть гуманистичным, обеспечивающим  приоритет общечеловеческих ценностей  и здоровья человека, свободного  развития личности.

 

2. Оно  должно строиться на строго  научной основе. Предлагаемые учащимся знания должны соответствовать последним достижениям науки, техники, культуры.

 

3. Оно должно быть последовательным, должно планироваться, развиваться по восходящей линии, чтобы каждое новое знаний опиралось на предыдущее и вытекать из него.

 

4. Оно  должно иметь историческую основу:

- учащиеся  должны знать историю развития  той или иной науки и человеческой  практики, биографию выдающихся  ученых, историю научных открытий.

 

5. Оно  должно быть систематичным, т.е.  ЗУН по каждой теме, разделу,  учебному предмету в целом, по всем учебным предметам должны представлять собой строгую систему.

 

6. Оно должно быть связано с жизнью.

 

7. Оно  должно быть доступным, должно  соответствовать возрастным возможностям  и уровню подготовки учащихся (по силам).

 

8. Должно  обеспечиваться соответствие особенностям профессии, требованиям производства, уровню квалификации рабочих, чтобы выпускник мог быстро адаптироваться к условиям производства и обеспечить нормальный ритм работы на занимаемой должности.

 

9. Оно  должно обеспечивать прочную связь теории с практикой.

 

3.  Документы,  определяющие содержание образования:

 

1. Профессиональная  характеристика – это государственный  документ, в котором сформулированы  требования к уровню квалификации  рабочего: что должен знать и  что должен уметь рабочий по той или иной профессии. Этот документ составляется на основании единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, занятых в определенной отрасли народного хозяйства. Она указывает точное наименование профессии (специальности), уровень квалификации (разряд, класс, категория) по этой профессии; содержание и сложность работ, которые должен выполнять рабочий данной квалификации. В профессиональном училище этот документ является основным для квалификационно-экзаменационной комиссии.

 

2. Учебный план – это документ, определяющий содержание образования по специальности, он указывает сроки обучения, структуру учебного года, общую недельную и дневную нагрузку учащихся. Содержит общий перечень, обязательный для изучения: учебных предметов, времени их изучения (семестр), количество часов на предмет в целом и в каждом семестре, форму отчетности по предмету (экзамен, зачет), полный перечень производственных практик, время их прохождения, количество часов на факультативные занятия, консультации.

        Учебный план бывает типовым – это государственный документ, разработанный министерством образования, он имеет рекомендательный характер, устанавливает перечень и объем учебных циклов применительно к профессии и специальности с учетом базы обучения, определяет степень самостоятельности образовательных учреждений и региональных органов управления в разработке рабочих документаций. Учебный план – рабочий – это документ, разработанный на основе типового применительно к конкретному образовательному учреждению.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"