Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций
I часть. Педагогика как наука
Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.
Крупская Надежда Константиновна (1869-1939 гг.) – обосновала педагогические идею: сущность детского коммунистического движения, проблему общественной активности детей, воспитание коллективизма. По ее инициативе была создана пионерская организация. Огромное значение придавала изучению предметов в тесной связи друг с другом, с жизнью. Пропагандировала идею тесной связи семьи и школы. Принимала активное участие в организации дошкольного воспитания в стране.
Макаренко А.С. (1888-1939 гг.) – советский педагог, имевший большой опыт работы начальником колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Разработал принципы воспитания. Обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования. Он разрабатывал вопросы семейного воспитания, о роли родительского авторитета в воспитании детей. Свои педагогические взгляды изложил во множестве статей и книгах: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Проблемы школьного советского воспитания».
Сухомлинский В.А. (1918-1970 гг.) – талантливый педагог, 20 лет возглавлявший сельскую школу в Павлыше. Автор многочисленных научных и публицистических работ. Широко известны книги «Трудовое воспитание детей в сельской школе», «Духовный мир школьника», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям». Он сумел так организовать работу в своей школе, что дети находили радость в труде, в получении знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Считал, что для этого необходимы:
1. Интеллектуальная насыщенность труда;
2. Нравственное богатство отношений в коллективе.
Он отводил огромную роль нравственному и эстетическому воспитанию. Одной из главных задач школы считал формирование благородных моральных и эстетических чувств, формирование полезных и предотвращение вредных привычек поведения.
Большой вклад в развитие
5. Задачи современной педагогики
Важнейшими задачами
а) определение целей и содержания обучения и воспитания;
б) изучение закономерностей обучения и воспитания;
в) совершенствование традиционных и поиск новых методов и форм обучения и воспитания.
6. Система педагогических наук.
1. Общая педагогика
Общая педагогика изучает общие проблемы обучения, образования, воспитания, независимо от возраста, от типа учебно-воспитательного учреждения. Общая педагогика – научная база для всех педагогических исследований.
2. Дошкольная педагогика
Изучает проблему обучения, образования, воспитания дошкольников в семье и в дошкольных учреждениях.
3. Педагогика школы
Изучает проблемы обучения, образования, воспитания школьников.
4. Профессиональная педагогика
Изучает:
а) педагогика начального профессионального образования – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся профессиональных училищ.;
б) педагогика среднего профессионального образования – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся техникумов, колледжей, училищ (военные, педагогические, медицинские).;
в) педагогика высшего профессионального образования – изучает проблемы обучения, образования, воспитания студентов вузов.
5. Специальная педагогика (дефектология) – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся с дефектами речи, слуха, зрения, психики.
а) Тифлопедагогика изучает проблемы обучения, образования, воспитания слепых и слабовидящих;
в) Сурдопедагогика изучает проблемы обучения, образования, воспитания глухих и слабослышащих;
в) Олигофренопедагогика (умственно отсталые люди) – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся с отставанием в психическом развитии;
г) Логопедия – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся с дефектами речи.
6. Военная педагогика – изучает проблемы обучения, образования, воспитания военнослужащих;
7. Пенитенциарная педагогика (педагогика трудовых учреждений) – изучает проблемы перевоспитания нарушителей разных возрастов;
8. Социальная педагогика – изучает проблемы воспитания в среде проживания, и прежде всего тех, кто представляет собой зону риска и нуждается в поддержке (дети алкоголиков, наркоманов, преступников);
9. Педагогика взрослых (андрогогика) – изучает проблемы воспитательной работы с пожилыми людьми;
10. История педагогики – изучает проблемы обучения, образования, воспитания в историческом аспекте: в разные эпохи, в разных странах, у разных народов;
11. Сравнительная педагогика – анализирует проблемы образования в разных странах;
12. Частные методики – изучают проблемы обучения по отдельным учебным предметам.
7. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика, развиваясь, опирается на данные других наук, а они в свою очередь используют материалы педагогики.
Педагогика связана со многими науками:
а) Философия является методологической основой педагогики. Она дает педагогике знания об общих законах развития природы и общества. Философия включает в себя гносеологию –теорию познания;
б) Психология изучает психику человека, его сознание и поведение. Психология открывает законы развития личности, а педагогика учит целенаправленно руководить развитием;
в) Анатомия, физиология является естественно-научной базой в педагогике. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность;
г) Гигиена изучает санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, организацию учебного процесса в зависимости от их возраста, состояния здоровья и других факторов. Педагогика должна знать санитарно-гигиенические условия, способствующие и препятствующие процессам обучения, образования, воспитания;
д) Социология – наука, изучающая общество как систему. Она дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, о подсистемах общества (семья, коллектив), о социальных отношениях;
е) Этика. Дает педагогике знания о морали общества, о правилах, нормах поведения в обществе;
ж) Эстетика. Наука о прекрасном. Дает педагогике знания о природе эстетического,
и др. науками.
8. Методы научно-педагогический исследований.
Слово метод в переводе с греческого означает «способ», «путь». Методы научно-педагогических исследований – это способы изучения педагогических явлений и процессов, способы получения достоверных знаний.
Педагоги-исследователи используют разнообразные методы:
Разновидности метода:
1) Непосредственное наблюдение (открытое) – исследователь находится вблизи наблюдаемых объектов, сам осуществляет наблюдение и фиксацию результатов.
2) Опосредованное
(скрытое) – выполняется с
1.письменный (анкетирование);
2.устный (интервьюирование).
Исследователи часто
Анкеты бывают именные и
Беседа бывает индивидуальной и групповой.
1) предварительное
изучение объекта и
2) организация деятельности педагога и учащихся в том направлении, которое по гипотезе исследователя приведет к более высоким результатам в обучении и воспитании – созидательно-преобразующий эксперимент.
3) создание ситуации,
удобной для учета и обработки
результатов, сравнения результ
Эксперимент бывает длительный
и кратковременный,
Интерес для исследователей представляет также продукты деятельности учащихся (контрольные, курсовые, дипломные работы, сочинения, чертежи, рисунки, изделия и т.д.).
Метод имеет особую важность
при историко-педагогических
В педагогике используются
Личность как предмет воспитания
1) Личность, ее развитие и формирование.
2) Факторы, обуславливающие развитие личности.
3) Возрастные и индивидуальные особенности развития.
4) Особенности
воспитания и развития
5) Особенности воспитания и развития юношей и учащихся юношеского возраста.
Учебник Подласого.
4 вопрос стр. 114-117
5 вопрос стр. 117-120
1. Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме.
Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.
Как личность, человек формируется
в социальной системе путем
целенаправленного и
Личность определяется с одной стороны, мерой присвоения общественного опыта, а с другой – мерой отдачи обществу посильного вклада в материальную и духовную ценности.
Развитие – это сложный,
Движущей силой развития является борьба противоречий – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они на каждом шагу. Да и сам человек «соткан» из противоречий.
Различают внутренние и
Самым распространенным