Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 19:46, курс лекций

Описание работы

I часть. Педагогика как наука

Педагогика – наука о воспитании.
Основные категории педагогики и их взаимосвязь.
Воспитательные отношения.
Развитие педагогики.
Задачи современной педагогики.
Система педагогических наук.
Связь педагогики с другими науками.
Методы научно-педагогических исследований.

Файлы: 1 файл

общая и профессиональная педагогика. конспект лекций.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)

 

Крупская  Надежда Константиновна (1869-1939 гг.) – обосновала педагогические идею: сущность детского коммунистического движения, проблему общественной активности детей, воспитание коллективизма. По ее инициативе была создана пионерская организация. Огромное значение придавала изучению предметов в тесной связи друг с другом, с жизнью. Пропагандировала идею тесной связи семьи и школы. Принимала активное участие в организации дошкольного воспитания в стране.

 

Макаренко А.С. (1888-1939 гг.) – советский педагог, имевший большой опыт работы начальником колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Разработал принципы воспитания. Обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования. Он разрабатывал вопросы семейного воспитания, о роли родительского авторитета в воспитании детей. Свои педагогические взгляды изложил во множестве статей и книгах: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей», «Проблемы школьного советского воспитания».

 

Сухомлинский  В.А. (1918-1970 гг.) – талантливый педагог, 20 лет возглавлявший сельскую школу в Павлыше. Автор многочисленных научных и публицистических работ. Широко известны книги «Трудовое воспитание детей в сельской школе», «Духовный мир школьника», «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям». Он сумел так организовать работу в своей школе, что дети находили радость в труде, в получении знаний, в создании материальных и духовных ценностей. Считал, что для этого необходимы:

1. Интеллектуальная  насыщенность труда;

2. Нравственное богатство отношений в коллективе.

        Он отводил огромную роль нравственному и эстетическому воспитанию. Одной из главных задач школы считал формирование благородных моральных и эстетических чувств, формирование полезных и предотвращение вредных привычек поведения.

 

        Большой вклад в развитие советской  педагогики внесли педагоги-новаторы: Амоношвили, Шаталов, Мысенкова, Ильин и др.

 

5. Задачи  современной педагогики

 

        Важнейшими задачами современной  педагогики являются:

  1. Дальнейшее развитие педагогической науки:

а) определение  целей и содержания обучения и  воспитания;

б) изучение закономерностей  обучения и воспитания;

в) совершенствование  традиционных и поиск новых методов  и форм обучения и воспитания.

  1. Вооружение педагогов передовыми научными знаниями.
  2. Изучение передового педагогического опыта и его популяризации.
  3. Разработка педагогических основ реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

 

6.  Система педагогических наук.

 

1. Общая  педагогика

        Общая педагогика изучает общие проблемы обучения, образования, воспитания, независимо от возраста, от типа учебно-воспитательного учреждения. Общая педагогика – научная база для всех педагогических исследований.

 

2. Дошкольная  педагогика

        Изучает проблему обучения, образования, воспитания дошкольников в семье и в дошкольных учреждениях.

 

3. Педагогика  школы

        Изучает проблемы обучения, образования,  воспитания школьников.

 

4. Профессиональная  педагогика

        Изучает:

а) педагогика начального профессионального образования – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся профессиональных училищ.;

б) педагогика среднего профессионального образования  – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся техникумов, колледжей, училищ (военные, педагогические, медицинские).;

в) педагогика высшего  профессионального образования  – изучает проблемы обучения, образования, воспитания студентов вузов.

 

5.  Специальная педагогика (дефектология) – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся с дефектами речи, слуха, зрения, психики.

а) Тифлопедагогика изучает проблемы обучения, образования, воспитания слепых и слабовидящих;

в) Сурдопедагогика изучает проблемы обучения, образования, воспитания глухих и слабослышащих;

в) Олигофренопедагогика (умственно отсталые люди) – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся с отставанием в психическом развитии;

г) Логопедия – изучает проблемы обучения, образования, воспитания учащихся с дефектами речи.

 

6. Военная педагогика – изучает проблемы обучения, образования, воспитания военнослужащих;

7. Пенитенциарная педагогика (педагогика трудовых учреждений) – изучает проблемы перевоспитания нарушителей разных возрастов;

 

8. Социальная педагогика – изучает проблемы воспитания в среде проживания, и прежде всего тех, кто представляет собой зону риска и нуждается в поддержке (дети алкоголиков, наркоманов, преступников);

 

9. Педагогика взрослых (андрогогика) – изучает проблемы воспитательной работы с пожилыми людьми;

 

10. История педагогики – изучает проблемы обучения, образования, воспитания в историческом аспекте: в разные эпохи, в разных странах, у разных народов;

 

11. Сравнительная педагогика – анализирует проблемы образования в разных странах;

 

12. Частные методики – изучают проблемы обучения по отдельным учебным предметам.

 

7. Связь  педагогики с другими науками.

        Педагогика, развиваясь, опирается  на данные других наук, а они  в свою очередь используют материалы педагогики.

        Педагогика связана со многими  науками:

а) Философия является методологической основой педагогики. Она дает педагогике знания об общих законах развития природы и общества. Философия включает в себя гносеологию –теорию познания;

б) Психология изучает психику человека, его сознание и поведение. Психология открывает законы развития личности, а педагогика учит целенаправленно руководить развитием;

в) Анатомия, физиология является естественно-научной базой в педагогике. Чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность;

г) Гигиена изучает санитарно-гигиенические условия жизни учащихся, организацию учебного процесса в зависимости от их возраста, состояния здоровья и других факторов. Педагогика должна знать санитарно-гигиенические условия, способствующие и препятствующие процессам обучения, образования, воспитания;

д) Социология – наука, изучающая общество как систему. Она дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, о подсистемах общества (семья, коллектив), о социальных отношениях;

е) Этика. Дает педагогике знания о морали общества, о правилах, нормах поведения в обществе;

ж) Эстетика. Наука о прекрасном. Дает педагогике знания о природе эстетического,

и др. науками.

 

8. Методы научно-педагогический исследований.

 

Слово метод в переводе с греческого означает «способ», «путь». Методы научно-педагогических исследований – это способы изучения педагогических явлений и процессов, способы получения достоверных знаний.

        Педагоги-исследователи используют разнообразные методы:

  • 1. Диалектический (из философии). Он предполагает рассматривать изучаемые предметы, явления, процессы не изолированно, а во взаимосвязи, взаимодействии, рассматривать изучаемый объект с разных сторон, в движении, в развитии, прослеживать в изучаемом объекте проявление основных законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей; закона перехода количественных изменений в качественные; закона отрицания отрицания.
  • 2. Наблюдение – самый распространенный и доступный. он представляет собой специально организованное восприятие изучаемого объекта. Наблюдение должно быть длительным, систематичным, разносторонним, объективным.

Разновидности метода:

1) Непосредственное  наблюдение (открытое) – исследователь  находится вблизи наблюдаемых  объектов, сам осуществляет наблюдение и фиксацию результатов.

2) Опосредованное (скрытое) – выполняется с помощью  технических средств (кино-видеосъемка,  магнитофонные записи, прослушивающее  устройство, зеркальная стена и  т.д.);

  • 3. Опрос. Имеет разновидности:

1.письменный (анкетирование);

2.устный (интервьюирование).

        Исследователи часто комбинируют  разновидности опроса: сначала проводят  массовый письменный, а затем  приглашают отдельных лиц для  устного опроса.

        Анкеты бывают именные и анонимные.

  • 4. Беседа. Имеет много общего с устным опросом, но в отличие от стандартизированного опроса беседа проходит в более непринужденной обстановке и позволяет исследователю проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков, получить информацию об их отношении к интересующим исследователя проблемам.

Беседа бывает индивидуальной и групповой.

  • 5.Эксперимент. Педагогический эксперимент проходит обычно в 3 этапа:

1) предварительное  изучение объекта и установление (констатация) его уровня –  констатирующий эксперимент.

2) организация деятельности педагога и учащихся в том направлении, которое по гипотезе исследователя приведет к более высоким результатам в обучении и воспитании – созидательно-преобразующий эксперимент.

3) создание ситуации, удобной для учета и обработки  результатов, сравнения результатов эксперимента с результатами неэкспериментальных ситуаций – контролирующий эксперимент.

        Эксперимент бывает длительный  и кратковременный, многоплановый  и узконаправленный, естественный  и лабораторный.

  • 6. Метод изучения педагогического опыта. Как правило, исследует передовой опыт работы педагогов-новаторов, или педагогов, успешно работающих по традиционным методикам. Реже изучают отрицательный опыт работы. Исследователь длительное время изучает опыт работы педагога, затем его обобщает. В этом виде этот опыт становится достоянием педагогики, которая его популяризирует.
  • 7. Метод изучения документации и продуктов деятельности учащихся. Каждое учебное заведение ведет обширную и разнообразную документацию, в которой отражается ход и результаты обучения и воспитания (личные дела учащихся, журналы и ведомости посещаемости и успеваемости, планы учебной и воспитательной работы, отчет об их выполнении и др.). Эти документы хранятся в архиве учебного заведения и содержат богатый фактический материал.

        Интерес для исследователей представляет также продукты деятельности учащихся (контрольные, курсовые, дипломные работы, сочинения, чертежи, рисунки, изделия и т.д.).

        Метод имеет особую важность  при историко-педагогических исследованиях,  когда изучаются педагогические явления в прошлом.

  • 8. Статистический метод. Позволяет изучать количественные стороны педагогических явлений и процессов, исследовать настоящее и прошлое, прогнозировать будущее. Например, развитие учебного заведения на 5-10 лет.
  • 9. Социометрический метод. Позволяет изучать скрытые межличностные отношения в коллективе, где люди хорошо знают друг друга.

 

         В педагогике используются также   методы тестирования, рейтинга, моделирования,  парного анализа и др.

 

Личность  как предмет воспитания

 

1) Личность, ее  развитие и формирование.

2) Факторы, обуславливающие  развитие личности.

3) Возрастные  и индивидуальные особенности  развития.

4) Особенности  воспитания и развития подростков.

5) Особенности  воспитания и развития юношей  и учащихся юношеского возраста.

 

Учебник Подласого.

4 вопрос стр. 114-117

5 вопрос стр. 117-120

 

 

1.   Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме.

        Если человек достигает такого  уровня развития, который позволяет  считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

        Как личность, человек формируется  в социальной системе путем  целенаправленного и продуманного  воспитания.

        Личность определяется с одной стороны, мерой присвоения общественного опыта, а с другой – мерой отдачи обществу посильного вклада в материальную и духовную ценности.

        Развитие – это сложный, длительный, противоречивый процесс, идущий  на протяжении всей жизни, особенно интенсивно в детском, отроческом и юношеском возрасте.

        Движущей силой развития является борьба противоречий – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они на каждом шагу. Да и сам человек «соткан» из противоречий.

        Различают внутренние и внешние  противоречия: общие (универсальные)  и индивидуальные.

        Самым распространенным противоречием,  обеспечивающим развитие человека, является противоречие между  потребностями человека и возможностями их удовлетворения.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"