Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 23:51, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПЕД. ЯВЛЕНИЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ, КАК ОБЛАСТИ ПЕД. НАУКИ. 2 Ч.
1. Исторический подход в изучении пед. явлений. Методологические проблемы современной истории педагогики как области пед. науки.
2. Историко-педагогический процесс развития образования и пед. мысли.
3. Воспитание как явление социальное и педагогическое.
2. Общественно-педагогическая
деятельность Адольфа Дистервега. Выдающийся немецкий педагог Фридрих
Вильгельм Адольф Дистервег (1790—1866) является
прогрессивным представителем германской
буржуазно-демократической педагогики
середины XIX века.
В России произведения
Дистервега были хорошо известны еще при
жизни автора. Так, в 1862 году была издана
на русском языке его «Элементарная геометрия»,
нашедшая признание среди передовых педагогов.
С 1827 года вплоть до своей смерти Дистервег
издавал «Рейнские листки для воспитания
и обучения». В этом журнале он поместил
свыше четырехсот статей по самым разнообразным
педагогическим вопросам. Дистервег был
поборником коренного улучшения дела
подготовки учителей начальных школ. Он
очень много сделал для профессионального
объединения немецких народных учителей.
Дистервег горячо протестовал против
господствовавшего в Германии еще с XVI
века конфессионального (вероисповедного)
обучения, при котором дети католиков
и лютеран учились в отдельных школах.
Он настаивал на прекращении опеки церкви
над школой и осуществлении контроля над
ней не священником, а специалистом-педагогом.
Своими смелыми выступлениями Дистервег
навлек на себя сильное недовольство правительства
и реакционных кругов общества, возмущение
духовенства.
В 1847 году, когда реакционное правительство
Пруссии усиленно стремилось предотвратить
назревавшую буржуазную революцию, Дистервег
был уволен с должности директора Берлинской
семинарии, а в 1850 году, после разгрома
революции 1848 года, он вынужден был уйти
в отставку. Но реакции все же не удалось
расправиться с прогрессивным педагогом.
Дистервег продолжал оставаться руководителем
немецких народных учителей, которые избрали
его сначала председателем Всегерманского
учительского союза, а затем своим представителем
в прусскую палату депутатов. Еще при своей
жизни он заслужил почетное звание «учитель
немецких учителей».
С 1851 года Дистервег наряду с «Рейнскими
листками» выпускал еще «Педагогические
ежегодники», смело обличая в этих изданиях
силы реакции. Особенно энергично действовал
он после выхода в 1854 году пресловутых
прусских регулятивов. Это были реакционные
школьные законы, посредством которых
правительство стремилось прекратить
проявление свободомыслия и всецело подчинить
ее влиянию церкви. Регулятивы сильно
сокращали объем знаний учащихся начальной
школы и выдвигали на первое место закон
божий с большим количеством материала
для заучивания наизусть. Они сократили
и объем знаний, даваемых учительскими
семинариями, снизили уровень научной
подготовки учителей народной школы.
Выступления Дистервега и общественности
заставили правительство издать в 1859 году
циркуляр, значительно ослаблявший силу
регулятивов. Прогрессивную общественно-педагогическую
деятельность Дистервег вел до последних
дней своей жизни. Он скончался в 1866 году,
заболев холерой.
Сущность воспитания,
его цели и основные принципы. Дистервег
выступил с защитой идеи общечеловеческого
воспитания, исходя из которой он боролся
против сословного и шовинистического
подхода к решению педагогических проблем.
Задача школы заключается, по его мнению,
в том, чтобы воспитывать гуманных людей
и сознательных граждан, а не «истинных
пруссаков». Любовь к человечеству и своему
народу должна развиваться у людей в теснейшем
единстве. «Человек — мое имя, немец —
мое прозвище», — говорил Дистервег.
Важнейшим принципом воспитания Дистервег
считал вслед за Песталоцци природосообразность.
Природосообразность воспитания в его
трактовке — это следование за процессом
естественного развития человека, это
учет возрастных и индивидуальных особенностей
школьника. Он призывал учителей тщательно
изучать своеобразие детского внимания,
памяти, мышления; он видел в психологии
«основу науки о воспитании». Большой
заслугой Дистервега является его отношение
к педагогическому опыту как источнику
развития педагогики. Он указывал на необходимость
изучения массовой практики воспитания
детей и работы мастеров педагогического
труда.
В дополнение к принципу природосообразности
Дистервег выдвинул требование о том,
чтобы воспитание носило культуросообразный
характер. Он писал, что «при воспитании
необходимо принимать во внимание условия
места и времени, в которых родился человек
и предстоит ему жить, одним словом, всю
современную культуру в широком и всеобъемлющем
смысле слова...». Но идеалистическая трактовка
природы человека и самого хода исторического
развития помешала Дистервегу прийти
к полному пониманию социальной сущности
воспитания.
Умственное образование. Как
и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной
задачей обучения является развитие умственных
сил и способностей детей. Но он сделал
значительный шаг вперед по сравнению
с Песталоцци, указав, что формальное образование
неразрывно связано с материальным. Дистервег
подчеркивал, что чисто формального образования
вообще не существует, ценность имеют
только те знания и навыки, которые приобретены
учеником самостоятельным путем. Обучение
должно способствовать всестороннему
развитию человека и его нравственному
воспитанию. Каждый учебный предмет наряду
с его образовательной ценностью имеет
еще и нравственное значение.
Большое место отводил Дистервег в образовании
детей отечественной истории и географии,
родному языку и литературе. Особенно
высоко ценил он естественные и математические
науки, в которых видел важное средство
интеллектуального развития детей, и считал,
что эти науки должны преподаваться во
всех типах общеобразовательной школы.
При этом он настаивал, чтобы естествознание
и математика в должной мере вооружали
учащихся необходимыми знаниями, готовили
их к практической деятельности.
Большое значение Дистервег придает сознательному
усвоению изучаемого материала. Одним
из показателей такого усвоения является
способность учащихся ясно и четко изложить
сущность дела.
Много внимания Дистервег уделяет закреплению
материала. Он выдвигает правило: «Заботься
о том, чтобы ученики не забывали того,
что выучили» — и советует возвращаться
к пройденному так часто, чтобы оно не
могло изгладиться в памяти. «Не торопись
при изучении основ» — гласит одно из
его правил.
Успешное обучение, по справедливому утверждению
Дистервега, всегда носит воспитывающий
характер. Оно не только развивает умственные
силы ребенка, но и формирует всю его личность:
его волю, чувства, поведение.
Эффективность того или иного метода обучения
определяется, по Дистервегу, тем, насколько
он содействует возбуждению умственных
сил учащихся. «Всякий метод плох, — заявляет
он, — если приучает учащегося к простой
восприимчивости или пассивности, и хорош,
если возбуждает в нем самодеятельность».
Требования к учителю. Развитие
детской самодеятельности в процессе
обучения, вооружение учащихся знаниями
Дистервег мыслит лишь при руководящей
роли учителя. Как и Коменский, он придает
большое значение в обучении четко разработанному
учебному плану и хорошему учебнику, но
в отличие от чешского педагога он подчеркивает,
что в конечном счете успех обучения определяется
учителем, а не учебником или методом.
Хороший учитель должен в совершенстве
владеть своим предметом и любить свою
профессию и детей. Надо, чтобы на уроке
царила атмосфера бодрости, чтобы энергичное
преподавание будило умственные силы
учащихся, укрепляло их волю, формировало
их характер. Учащиеся все время должны
чувствовать, что они двигаются вперед.
Хороший учитель, указывает Дистервег,
твердо и неуклонно проводит свои воспитательные
принципы, никогда не отступает от них.
Учитель постоянно работает над собой.
Только при этих условиях он выработает
в детях упорство в овладении знаниями
и разовьет в них умение преодолевать
встречающиеся на их пути трудности. Он
говорит о воспитательном значении сильной
воли учителя, который должен иметь твердый
характер. Строгий и требовательный учитель
должен быть в то же время и справедливым,
только тогда он может завоевать авторитет
со стороны своих учеников. Он должен быть
гражданином, иметь прогрессивные убеждения
и гражданское мужество.
Огромное значение Дистервег придавал
систематической работе учителя над собой.
Обращаясь к учителю, он пишет: «Ты лишь
до тех пор способен содействовать образованию
других, пока продолжаешь работать над
собственным образованием...» Он давал
учителям ряд ценных советов в отношении
их самообразования, рекомендовал им в
первую очередь приниматься за труды,
связанные с их учебным предметом, и в
то же время указывал, что учителю надо
знать историю, литературу, а также все
время следить за вновь выходящими работами
по педагогике, психологии и методике.
Он придавал большое значение вооружению
учителей практическими педагогическими
умениями и навыками.
Дидактика развивающего обучения Дистервега
и его учебники оказали большое влияние
на дальнейшее развитие начальной школы.
Его прогрессивные идеи получили широкое
распространение, в частности и в России
в середине XIX века. Однако в самой Германии
педагог-демократ Дистервег не был признан
в официальных кругах.
Дистервег пользуется заслуженным признанием
в Германской Демократической Республике.
Правительством учреждена медаль его
имени, которой награждаются лучшие учителя
и деятели народного образования; в ГДР
впервые издано полное собрание его сочинений.
3.Сравнительная
характеристика
Дистервег выступил в защиту единой и
всеобщей школы. Он настаивал на создании
школы, которая бы была доступна всем детям
независимо от сословной принадлежности,
общественного положения и религиозных
взглядов их родителей. А. Дистервег выдвинул
идею общечеловеческого воспитания. Главная
задача школы, по мнению педагога, заключалась
в том, чтобы воспитывать гуманных людей
и сознательных граждан, а не «истинных
прусаков». «Человек – мое имя, немец –
мое прозвище», – писал Дистервег.
Большой заслугой Дистервега является разработка им идеи развивающего обучения, которые изложил в 33 дидактических правилах. Знание и применение этих дидактических правил должно было, по мнению Дистервега, помочь учителю успешно осуществлять процесс обучения, хорошо изучить своих учеников, их особенности, уровень развития, круг интересов, понятий и представлений.
Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения является развитие умственных сил и способностей детей. Но обучение должно способствовать не только всестороннему развитию человека, но и нравственному воспитанию, а каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет, по мнению Дистервега, имеет еще и нравственное значение. Поэтому Дистервег неразрывно связывает вопрос о дисциплине в школе с постановкой в ней обучения. По его мнению «кто хорошо преподает, хорошо и дисциплинирует».
Дистервег выделил 4 группы дидактических правил.
К первой отнесены правила по отношению к субъекту школьного образования – ученику, предусматривающие построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизическим развитием ребенка, его индивидуальными особенностями.
Вторая группа правил касалась предмета преподавания. Данные правила определяли порядок распределения учебного материала, его деление на небольшие разделы, установление связи, между школьными предметами, близкими по содержанию.
Третья группа правил связана с внешними условиями обучения – его местом и временем. Они касались связи школьных предметов с жизненной перспективой учащихся, окружающей их социокультурной средой.
Четвертая группа дидактических правил обращена к учителю, его профессиональным качествам, необходимым для успешного преподавания.
Особое значение Дистервег придавал следующим дидактическим правилам: обучать природосообразно, учитывать особенности детского восприятия, идти от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, широко использовать наглядность, сознательно усваивать учебный материал, закреплять пройденный материал на практике и др.
Немалое значение для определения специфики новой науки сыграли идеи немецкого философа-идеалиста, представителя плюрализма, психолога и педагога — Иоганна Фридриха Герберта (1776 — 1841 гг.), в частности, — его учение о порогах сознания и обоснование возможности применения математики в психологи. Герберт попытался построить психологию, как систематическую науку, основанную на метафизике, опыте и математике. Выдвинул концепцию 4-х ступеней (принципов) обучения: ясность, ассоциация, система, метод.
4.ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ И.Ф.ГЕРБАРТА И А. ДИСТЕРВЕГА
В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайности эмпирики, так и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, синтетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предложил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.
А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности. Он ввел следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были выявлены социальный, исторический и культурологический аспекты.