Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 23:51, курс лекций
ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПЕД. ЯВЛЕНИЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ, КАК ОБЛАСТИ ПЕД. НАУКИ. 2 Ч.
1. Исторический подход в изучении пед. явлений. Методологические проблемы современной истории педагогики как области пед. науки.
2. Историко-педагогический процесс развития образования и пед. мысли.
3. Воспитание как явление социальное и педагогическое.
Лекция 4. Обучение, воспитание и развитие педагогических традиций в
Древней Руси, в Киевской Руси и Московском государстве.
СРС:
Подготовить выборочный конспект памятников педагогической литературы древней Руси, выявить их воспитательное значение.
1. Воспитательные традиции Древней Руси. Положительное влияние христианской веры на характер обучения детей и народной мудрости.
Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитательные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет. Во второй половине Iтысячелетия н. э. завершилось расселение славян и их разделение на три группы: западную, восточную и южную. За длительное время своей истории славяне выработали свою практику воспитания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа. Воспитание детей происходило в соответствии с необходимостью наследования подрастающим поколением общественно-исторического опыта, накопленного предыдущими поколениями, с целью подготовки к жизни и труду.
Труд составлял основу жизни славян, лишь упорным трудом народ мог обеспечить свое существование, поэтому детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, развивали трудовые умения и навыки.
Особое значение имела забота о здоровье и физическом развитии детей. Важнейшими средствами физического воспитания были закаливание, подвижные игры и физический труд. Исторические предания, легенды и былины воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю от завоевателей, воспитывали гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание. Образы былинных героев воспринимались как нравственный идеал. В их подвигах подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека, черпало веру в силу народа, в торжество справедливости.
Особое место занимали на Руси праздники. Составной частью многих русских народных праздников были игры, представляющие сокровищницу народной культуры и педагогики. Неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян является устное народное творчество, в котором мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, предания на протяжении веков являлись важнейшими средствами воспитания подрастающих поколений. Через первые поэтические произведения (колыбельные песни, песенки-потешки и частушки), являющиеся средствами развития речи, эмоциональной сферы ребенка, эстетических чувств, познается родная речь. Глубокий нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.
Когда ребенок подрастал, он усваивал первые нравственные заповедидетства: о почитании старших, главенствующей роли отца, повиновение которому было беспрекословным, об уважении к матери, об обязанности беречь достоинство, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям. Детей в русских семьях воспитывали в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям рекомендовалось заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, учить «благочинию», а также ремеслу и рукоделию.
Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христианская вера (дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые, животворные начала в русское воспитание, определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиозно-церковное направление русской жизни. Религиозный дух господствует и в сочинениях духовного содержания, и во взглядах наставников и государственных людей.
Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостольный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начинаются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, прилежно читал их и сильно содействовал распространению их перепискою, и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содействовала успехам воспитания и образования.
Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного звания, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали дальнейшую служебную карьеру.
Сами монастыри, при которых устраивались школы, в Древней Руси вовсе не чуждались жизни, не впадали в аскетизм и не ограничивали своей педагогической деятельности тесным кружком специалистов-учителей, но охотно наставляли всех приходивших — вере, благочестию, добрым делам и обучали грамоте. Так велось и в мужских, и в женских монастырях. Летописи сохранили имена многих русских женщин, которые потрудились для обучения девиц ремеслам, пению, рукоделиям, чтению и списыванию книг. К таким личностям принадлежат, например: инокиня Анна Всеволодовна, дочь Великого Князя Всеволода Ярославовича; святая Ефросиния Полоцкая, дочь Князя Ростислава Всеславича и другие.
Кроме того, с самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счет сироты и дети бедных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христианское воспитание и «книжное обучение». Таким образом, церковь для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы получили значение как христианские, педагогические и благотворительные учреждения. Духовенство, естественно, имело в народе высокий нравственный авторитет.
Внутреннее устройство древнерусской школы вначале совершенно соответствовало византийским образцам, так как первые представители православной церкви и первые же наши учителя были, по преимуществу, греки. При дальнейшем развитии школы, в ней, кроме грамоты, преподавались разные учебные предметы, составляющие круг тогдашней византийской учености. И такие училища уже в первые века христианства на Руси существовали не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче, вообще в городах юго-западной и северо-западной Руси.
Дисциплина в древнерусской школе во весь период, предшествующий схоластике, была разумная и кроткая. Из наставления митрополита Михаила учителям видно, что им предписывалось основательно и стройно «учить детей книжному разуму, воспитывать же — в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и любви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко», чтобы в детскую душу не западали страх и уныние.
Из учебных предметов псалтырь, церковное пение и письмо с древних времен были наиболее распространены в школе и привлекали особое внимание учителей. Псалтырь в старину была первой настольной книгой для всякого грамотного человека, и простолюдина, и князя. Книга эта, полная религиозного вдохновения и поэзии, имела в старину у нас, как и на западе, глубоко воспитательное и образовательное значение. Пение в старину употреблялось не только в церкви, но и в собраниях, на княжеских и боярских пирах и служило удовлетворением живой общественной потребности, присущей всем людям, не стесняемым в своем естественном духовном развитии. Поэтому и школа была внимательна к этой потребности.
Письмо составляло единственное в то время средство распространения книг святого писания, нравственных поучений и светских сочинений. Понятно, что письму деятельно обучались в школе, а еще деятельнее предавались в монастырях, в княжеских и боярских теремах.
К тому же само писание уставом и полууставом, со всеми ударениями, титлами, строчными и надстрочными знаками, прямо, правильно и отчетливо, составляло занятие гораздо более сложное, нежели теперешнее письмо; оно имело характер скорее черчения или рисования, нежели письма.
Положение учителя в старину на Руси обусловливалось тем взглядом, который народ имел на церковь, школу и духовенство, и тем авторитетом, которым эти учреждения и это сословие, естественно, пользовались в обществе. В тех официальных документах, в которых законодательная или административная власти стараются выяснять отношение народа к церкви, школе и учителям, везде заметно старание поддержать и усилить нравственное влияние последних. Они и называются соответственными, характерными названиями: книжниками, уставодержателями, учительными людьми.
Очевидно, что в то время учитель в своей общине был не то, что мастеровой грамотник, ремесленник-специалист по части обучения, а близкий народу, человек, влиятельное лицо, наставник.
В числе учебных пособий того времени следует назвать, кроме псалтыря, еще и те книги, которые были наиболее распространены в школе и у состоятельных светских людей. Все это больше книги переводные — с греческого, болгарского, сербского, — оригинальных было мало. Сюда относятся патерики, т. е. собрания жизнеописаний разных святых — египетских, иерусалимских, греческих, печерских, — в которых интересно сочетались вымысел и описание реальной жизни, хроники, т. е. летописи; изборники или сборники весьма разнообразного содержания литературно-научного и нравственно-поучительного; повести и рассказы полуисторического, полусказочного содержания; хождения по святым землям, т. е. записки о различных достопримечательностях иерусалимских, царьградских и других святынь; пчелы — сборники множества разнохарактерных отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники — род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний. Этот запас чтения унаследован русской школой от византийского просвещения. Византийское же влияние господствует в нашем просвещении все первые пять столетий по принятию христианства.
На Руси ценились и такие виды литературных произведений как летописи; апокрифы — переводы канонических изданий с толкованием, например, о мудрости царя Соломона; проповеди священников, например, проповеди Луки Жидяты — Новгородского епископа «Не ссорь других, а примиряй», «Не копай яму другому, Бог тебя туда и бросит»; поучения — наказы молодежи, первый такой педагогический памятник — «Поучение» Владимира Мономаха.
2. Монастырские и церковные школы. Ярослав Мудрый и его роль в обучении детей
Сложившаяся система образования
и воспитания в Русском государстве с
X до XVIII в. представляет собой целостное
культурно-историческое явление. В связи
с нашествием татаро-монгольских племен,
знаменующим упадок древнерусского просвещения,
в истории педагогики и образования допетровской
эпохи традиционно принято выделять два
периода: киевский, продолжавшийся с X
по XIII в., и московский – с XIV по XVII в.
Ко времени крещения Руси в крупнейших
русских городах существовала письменность,
были грамотные люди, и, соответственно,
существовало индивидуальное обучение
грамоте. Постепенно зарождались и успешно
развивались школьные формы обучения.
В «Повести временных лет» содержится
запись о том, что князь Владимир Святославович,
крестивший Русь в 988 г., начал строить
церкви, назначать священников, собирать
детей дружинников и знати для приобщения
к книжной культуре – «учению книжному».
Школы «учения книжного» в содержательном
и организационном плане имели элитарный
характер и предназначались для обучения
детей князей, бояр, дружинников. Это были
частные учебные заведения, первоначально
учителями в них были греки, болгары и
русичи, приобщившиеся к книжной культуре.
Традиция распространения «учения книжного»
успешно продолжалась в XI в. благодаря
усилиям киевского князя Ярослава Мудрого,
который был инициатором создания первой
русской библиотеки в Киеве, содержащей
переводы древнееврейских, сирийских,
греческих и старославянских текстов.
При дворе князя Ярослава существовала
повышенная школа, где получили серьезное
образование, прошли «книжное учение»
многие деятели культуры того времени:
писатели, летописцы, переводчики и переписчики
книг, проповедники и образованные «книжники».
Ярослав Мудрый способствовал созданию
школ в крупнейших русских городах. В 1028
г. по его указу открылась школа в Новгороде
для обучения детей священников и горожан,
рассчитанная на 300 учеников. Организовал
ряд школ и смоленский князь Роман Ростиславович.
Галицкий князь Ярослав Осмомысл (XIII в.)
заводил училища и предписывал монахам
обучать детей в монастырях. В конце XI
в. при женском монастыре Киева было создано
женское училище, где девочек обучали
чтению, письму, пению и швейному делу;
в XIII в. в Суздале также было учреждено
женское училище.
На основании этих и других данных можно
считать, что в Киевском государстве в
Х-XШ вв. при церквях и монастырях учреждались
училища для подготовки духовенства и
грамотных людей, необходимых государству.
О распространении грамотности на Руси
в этот период можно судить по найденным
при раскопках древних городов берестяным
«грамоткам скорописчатым», орудиям письма,
надписям на стенах церквей и бытовым
предметам. Их содержание свидетельствует
о проникновении грамоты во все слои населения
– от феодальной знати до городского (посадского)
люда.
Значительную роль в развитии образования
в киевский период играли монастыри, являвшиеся
культурными и образовательными центрами.
В монастырях создавались летописи и другие
тексты нравственного и религиозного
содержания, использовавшиеся в обучении,
сохранялись и переписывались рукописные
книги, формировались библиотеки, т. е.
приумножалась книжная культура. Надо
отметить, что к книге на Руси относились
как к величайшей ценности – бережно и
с уважением.
Таким образом, в Киевской Руси возникли
учебные заведения различных типов, которые
представляли начальную и среднюю ступень
образования, но не имели в виду его преемственности.
Уровень развития государственных институтов,
экономической и хозяйственной жизни
не требовал большого количества образованных
людей, поэтому на начальной ступени преобладали
внешкольные формы образования в рамках
семейного воспитания, которое чаще всего
осуществляли «мастера грамоты». Основным
их ремеслом было обучение чтению, письму
и счету (овладению нумерацией), они обучали
грамоте подобно тому, как любой другой
ремесленник обучал своей профессии. Кроме
того, дети ремесленников, земледельцев,
посадских людей в семье получали навыки
сельскохозяйственного труда и выполнения
различной домашней работы. Сохранилось
и ремесленное ученичество, но, помимо
ремесла, некоторые мастера обучали подростков
чтению, письму и церковному пению. Можно
сказать, что по распространению грамотности,
обучение которой не имело сословных ограничений,
Русь была близка к Византии того времени.
Начальное образование давали специальные
частные платные училища (училищами называли
школы, т. е. то место, где учатся), иногда
дети обучались прямо на дому у «мастера
грамоты». В киевский период не было сформировано
сословие профессиональных учителей,
поэтому обучением обычно занимались
представители низшего духовенства (певчие,
дьячки, чтецы), мелких чиновников, грамотных
людей, служителей различных государственных
учреждений. Родители договаривались
с «мастером грамоты», чему, в какой срок
и за какую плату он обучит их ребенка.
Кроме того, начальный уровень образования
предполагался в церковных и монастырских
школах, основной целью обучения в которых
была подготовка детей к самостоятельной
работе с книгами Священного Писания и
церковным служебником.
Вторая ступень обучения получила в Киевской
Руси название «учение книжное». С XI по
XIII в. центры «учения книжного» возникают
по всей Руси. Подобные учебные заведения
создавались при княжеских дворах, монастырях,
церквях для образования княжичей и детей
знати, причем широкое образование было
доступным как для княжеских сыновей (сын
Ярослава Мудрого Всеволод знал пять иностранных
языков), так и для дочерей (дочь полоцкого
князя Всеслава Ефросинья овладела «премудростью
учения книжного»). Исследователи полагают,
что в этот период в основе содержания
«учения книжного» лежал тривиум (грамматика,
риторика, диалектика), унаследованный
от Византии. В содержание грамматики
входили учение о восьми частях речи, сведения
по этимологии, о грамматических категориях,
поэтической образности языка. На основе
этого происходило изучение и толкование
текстов Священного Писания и некоторых
сочинений античных авторов. Образцами
риторического искусства служили произведения
Иоанна Златоуста и другие византийские
тексты, русские афоризмы, правила жизненного
поведения, соответствовавшие православным
этическим нормам. Под диалектикой подразумевались
основы философии. Помимо этого, в содержание
«учения книжного» включалось овладение
элементарной арифметической культурой:
запись чисел, удвоение, раздвоение, сложение,
вычитание, деление, умножение.
Педагогические идеи, отражавшие принципы
средневековой русской педагогики, дошли
до нас в памятниках литературы и письменности.
Так, в «Повести временных лет» (конец
XI – начало XII в.) высказывается идея воспитания
уважения к отечественной истории и традициям,
любви к родной земле, в качестве способа
воспитания называется праведная жизнь.
Наиболее известным в этом отношении произведением
является «Поучение Владимира Мономаха
детям» (конец XI – начало XII в.), адресованное
не только детям князя Владимира, но и
молодому поколению знатных феодалов.
В нем автор наставляет молодых людей,
чтобы каждый из них стремился совершить
три добрых дела: покаяние, слезы и милосердие.
В то же время могущественный правитель
признает право каждого на индивидуальность,
призывает к воспитанию трудолюбия, овладению
книжной ученостью, почитанию церкви и
духовенства.
В XI–XII вв. в Киевском государстве появился
ряд рукописных сборников, переводных
и оригинальных, среди которых имелись
тексты и высказывания педагогического
содержания. В сборниках под названиями
«Пчела», «Изамрагд» (т. е. изумруд), «Изборник»
Святослава, «Златоструй», «Златоуст»
(по имени Иоанна Златоуста) содержались
высказывания и тексты Сократа, Демокрита,
Аристотеля. «Изборник» Святослава в истории
русской педагогики стал первой попыткой
изложить знания, которые соответствовали
представлениям о византийской образовательной
традиции. Например, в нем содержались
серьезный математический трактат Аристотеля
и оригинальное педагогическое сочинение
киевлянина Хировоска «Об образех» по
методике чтения. Однако в целом содержание
«Изборника» больше тяготело к морально-дидактическому,
поскольку включало перечисление запретных
для чтения «еретических» произведений,
различных поучений и наставлений, адресованных
детям. В киевский период на Руси были
созданы оригинальные учебные руководства,
например «Учение им же ведати человеку
числам всех лет», составленное Кириком
Новгородцем, которое является выдающимся
средневековым трактатом, обладающим
высокими математическими и литературными
достоинствами. В знаменитой Русской Правде
(XI в.) – юридическом памятнике Киевской
Руси – обнаружены математические задачи,
представляющие в совокупности учебное
пособие для приобретения вычислительных
навыков в хозяйственных расчетах.
К XIII в. школьные формы обучения, особенно
«учения книжного», приходят в упадок,
что было связано с разгромом русских
княжеств и разрушением городов; культурные
и образовательные центры в монастырях
и церквях полчищами Батыя были преданы
«огню и мечу». Традиции книжной культуры
сохранялись лишь в княжеской среде, обеспечивая
высокий уровень домашне-семейного воспитания.
Овладение книжной культурой и грамотностью
оставалось не связанным со специальным
обучением, профессиональные навыки передавались
зачастую вне грамотности.