Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:26, курс лекций
1. Современное состояние помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в зарубежных странах.
с конца 60-х—начала 70-х гг. Западной Европе и США демократизация общего и специального образования, признание всех детей с проблемами развития обучаемыми. Для детей с тяжелой умственной отсталостью были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и д
8. Модели обучения д.с умер.и тяж. ИН ст. 26
1)Деятельностно-
9. Педагогические условия, обеспечивающие формир-е жизненно необход. умений и нав. у д. с умер.и тяж. ИН.
Условия:
- планир-е работы в соотв. с инд. и возраст. особен-ми, ведущими мотивами и потреб-ми реб. в различ. периоды жизни;
- целенаправл-ть и систематич-
- преемственность работы педагогич., мед. и обслуживающего персонала;
- постоянство и
- учет хар-ра ведущ. д-ти с акцентом на максимально возможную активность реб.;
- пошаговое формир-е и
словес.сопровождение
- формир-е эмоц. положительного
и осмысленного отношения
- применение различ. видов пед.помощи (организующей, направляющей, эмоционально-поддерживающей);
- наличие в учр.образования
предметного наполнения, способствующего
формированию жизненно
- использование реальных предм. в качестве ср-в наглядности.
Дети с умеренной ст. УО (имбецильность) признаются инвалидами детства. Эти дети вполне обучаемы, т. е. способны овладеть навыками общения, соц.-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окр. мире, научиться какому-либо ремеслу. В то же время они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
В дошк. возрасте дети могут посещать спец. детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7—8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы VIII вида, где для них созданы специальные классы. Также они могут обучаться в школах для детей с выраженным нарушением интеллекта. По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью УО прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.
Дети с тяжелой УО так же, как и остальные, способны развиваться. Они могут научиться частично обслуживать себя, овладеть навыками общения (речевым или безречевым) расширять свои представления об окружающем мире.
10. Псих-пед. хар-ка д.с умер.и тяж. ИН, особ-ти двигательной сферы.
Дети, старадающие выраженными пораж. ЦНС различной этиологии, имеют и различ. психологические особ-ти. Интеллект.нар-я, как правило, сопровожд. Выраженной неврологической патологией: параличами, парезами и др. При этом набл-ся пороки разв-я скелета, черепа, конечностей, кожных покровов и внутр. орг-ов, диспластическое телосложение, дисгенетические признаки и прочая симптоматика. Состояние двиг.сферы при УО можно охарактер-ть либо гипомоторикой с тенденцией к заторможенности движ-й, либо гипермоторикой с тенденцией к хаотичности движ-й. Наруш-я порой достигают такой степени тяжести, что можно говорить о физическом отклонении в спец.педагогическом смысле и, ТО, о множественности нарушений. Выраженное недоразв-е двиг.сферы обнаруживается в нарушениях статических и локомотрных ф-ций, координации, точности и темпа произвольных движений. При тяж.УО моторная недостаточность отмечается в 90-100% случаев. Такие дети наход-ся на низких уровнях функционирования, они могут самост.передвиг-ся, но с большим трудом осваивают навыки самообсл. Движения детей замедленны, неуклюжи, они практически не умеют бегать и прыгать. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, жестикуляция и мимика. У умеренно умственно отсталых лиц статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно дифференцируются. У них нарушена координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что является помехой формированию сложного механизма бега и прыжков. Умственно отсталые с трудом воспроизводят даже заданные движения или позы. При этом нередко появляются синкинезии. У них возникают большие сложности при выполнении действий, требующих переключений движений или быстрой смены поз. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития могут воспрепятствовать формированию навыков самообслуживания, требующих тонких движений пальцев: при шнуровании ботинок, застегивании пуговиц, завязывании ленточек. Большинство отстающих в развитии нуждаются в постоянной помощи во многих домашних делах, а некоторые из них и в надзоре. В школьные годы недостатки моторики умственно отсталых детей существенно сглаживаются под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.
11. Особенности
познавательной деятельности детей
с умеренной и тяжелой
Умеренная степень отсталости (IQ 20-49) (имбецильность).
Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и неспособное к образованию отвлеченных понятий. Медленно (запаздывание на 3–5 лет) развиваются понимание и использование речи, окончательное развитие в этой области ограничено. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Словарный запас беден, состоит из часто употребляемых в обиходе слов и выражений.
Развитие статических и локомоторных функций очень задержано и они недостаточно дифференцированы. Страдают координация, точность и темп движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию механизма бега и не позволяет научиться прыгать. Моторная недостаточность обнаруживается в 90–100% случаев.
Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. Наиболее часто возникают трудности в овладении навыками, требующими тонких дифференцированных движений пальцев.
Тяжелая умственная отсталость
Мышление очень конкретное, ригидное, и лишено способности к обобщению. Коэффициент умственного развития в пределах 35–20. По клинической картине, наличию последствий перенесенных органических повреждений и сопутствующих расстройств эта категория лиц во многом сходна с таковыми, страдающими умеренной умственной отсталостью. У большинства наблюдается выраженная степень недоразвития моторных функций, нарушения координации или другая сопутствующая патология, указывающая на наличие клинически значимого повреждения или нарушенного развития ЦНС. С большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Они могут ознакомиться с самыми элементарными школьными знаниями. В связи с этим их обучение сводится к тренировке навыков самообслуживания и освоению ориентировки в окружающей среде, развитию общения. Могут самостоятельно передвигаться, минимально использовать речь как средство общения, несмотря на серьезное ее недоразвитие, выделять людей, которые хорошо к ним относятся, кроме того, у них имеются элементы социализации эмоций.
У них наблюдаются пороки развития скелета, черепа, конечностей, кожных покровов и внутренних органов, диспластическое телосложение, дисгенетические признаки и многое другое.не могут существовать самостоятельно, требуют постоянной помощи и поддержки.
12. Псих-пед.хар-ка д. с умер.и тяж. ИН, особ-ти эмоц.-вол.сферы.
Незрелость эмоций и чувств умственно отсталых обусловлена особенностями развития их потребностей, мотивов и интеллекта.у умственно отсталых дошкольников и школьников недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности. Игра долго задерживается на стадии простого манипулирования, элементарных подражательных стереотипов, в ней отчетливо видно отсутствие инициативы, творчества. Недопонимание условий ролевой игры, затрудняя общение со сверстниками, усугубляет дефицит интеллектуального развития.
Для эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка характерны мало-дифференцированность, бедность переживаний.чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя.
Волевая сфера у умственно отсталых лиц характеризуется недостатком инициативы, неумением руководить своими действиями, неумением действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями.характерны несамостоятельность, безынициативность, неумение руководить своими действиями, неумение преодолевать малейшие препятствия, противостоять любым искушениям или воздействиям, которые сочетаются с волевыми нарушениями противоположного типа. Сюда относятся неожиданные проявления настойчивости и целеустремленности, умение преодолевать некоторые трудности, обдуманность поведения, возникающие при появлении элементарного стремления получить пищевое удовлетворение, скрыть проступок, добиться удовлетворения эгоистических интересов. При обычной вялости и безынициативности иногда можно видеть безудержность, непреодолимость отдельных желаний.
13. Учет типологических
особенностей различных
В коррекционно-педагогической работе должен осуществляться учет типологических особенностей групп детей:
1. Дети с умеренной ИН (IQ – 35 – 49). Мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и неспособное к образованию отвлеченных понятий. Часто речь сопровождается дефектами. Она косноязычна и аграмматична. Развитие навыков самообслуживания отстает. При особенно грубых дефектах моторного развития исключается возможность формирования этих умений. У лиц с умеренно выраженной умственной отсталостью запас сведений и представлений мал.
2. Дети с тяжелой ИН. При тяжелой умственной отсталости мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. Эти лица с большим трудом осваивают некоторые навыки самообслуживания. Часть из них не способна даже научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Они могут ознакомиться
с самыми элементарными
14. Психолого-педагогическая
характеристика детей с
Среди детей с тяжелыми нарушениями интеллекта значительное место занимают те, у которых диагностирован синдром Дауна. Это заболевание обусловлено хромосомной патологией, когда вместо обычных 46 в клетке человека образуется 47 хромосом. Новорожденные с этим диагнозом встречаются с частотой 1: 600 — 900. Половина их появляется на свет с врожденными пороками сердца. У детей с синдромом Дауна своеобразный тип лица: узкие глаза с приподнятыми наружными углами, маленький, «пуговкой» нос, румянец на щеках. Рот полуоткрыт, язык толстый, со складками и глубокими бороздами, зубы эрозированные, редко расставленные, череп меньше обычного, лоб скошен, пальцы рук очень короткие.
Многие из этих детей страдают нарушениями слуха и зрения. Частота тугоухости у детей-даунов значительно выше (встречается в 60 — 80 % случаев), чем у детей с другими формами умственной отсталости.
Примерно 50 % детей с синдромом Дауна имеют ту или иную степень близорукости и у 20 % обнаруживается дальнозоркость. У них наблюдаются эпикант, и такие нарушения зрительного анализатора, как астигматизм, косоглазие и др. Эти особенности следует учитывать при организации учебного процесса и выборе методов обучения.
В литературе нет единого взгляда на возможности развития детей с синдромом Дауна.
У детей с синдромом Дауна в большей степени, чем у других воспитанников с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, нарушена моторика. Для них характерны неловкость движений, походки, повышенная гибкость суставов. У этих детей намного резче выражены дефекты в сохранении навыков равновесия и устойчивости.
Дети с синдромом Дауна сходны с другими тяжело отсталыми в способности зрительно различать форму предметов, значительно хуже у них результаты стереогностического распознавания объекта. Объясняют это явление более грубым недоразвитием у детей с синдромом Дауна тонких дифференцированных движений пальцев рук.
У этой категории детей резче, чем у других тяжело умственно отсталых, выражено расхождение между пассивным и активным словарем. Последний намного беднее.
При пересказе несложных текстов дети с синдромом Дауна употребляли имен существительных и глаголов в 2 раза, предлогов в 1,5 раза меньше, чем другие дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Лишь имена прилагательные были использованы группами глубоко отсталых в одинаково малом количестве (А.Р. Маллер).