Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:26, курс лекций

Описание работы

1. Современное состояние помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в зарубежных странах.
с конца 60-х—начала 70-х гг. Западной Европе и США демократизация общего и специального образования, признание всех детей с проблемами развития обучаемыми. Для детей с тяжелой умственной отсталостью были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и д

Файлы: 1 файл

ИН мое.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

Эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Большинству из них знакомы гнев, страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции слабы и по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их, хотя наблюдаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

 

 

15. Психолого-педагогическая  характеристика детей, у которых  тяжелая интеллектуальная  недостаточность  сочетается с детским церебральным  параличом.

Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.

Дети от 15 до 20 %. Они страдают сложным сочетание дефектов: наряду с умственной отсталостью у них отмечается дизартрия и в значительной степени более глубокое общее недоразвитие речи, обусловленное затруднением двигательного праксиса и в связи с этим сокращением практического опыта. Сочетание интеллектуального дефекта с двигательными и речевыми нарушениями порождает картину глубокой умственной отсталости.дети с ДЦП в большинстве случаев при систематической и достаточно квалифицированной педагогической и логопедической работе дают существенное продвижение в умственном и речевом развитии.

Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами: они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них. При проведении занятий по физической культуре, ритмике, ЛФК, предметно-практической деятельности моторика детей, координация и точность их движений значительно улучшаются. Внимание малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание крайне слабо. Привлечь внимание ребенка младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточиться на чем-либо им чрезвычайно трудно.

При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы уже в конце первого года обучения большинство учащихся активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой. Значительные отклонения обнаруживаются у тяжело умственно отсталых детей в области сенсорики. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю сложную систему работы. Развитие ощущений и восприятия ребенка - необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов.

 

 

 

16. Цель и задачи  коррекционно-воспитательной работы  с детьми с умеренной и тяжелой  интеллектуальной недостаточностью.

Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка. Воспитание нужно отсталому ребёнку больше, чем нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики».

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой — глубоко специфичные. Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей — содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Задачи:

1. Развитие всех психических  функций и познавательной деятельности  детей в процессе обучения  и коррекция их недостатков. Основное  внимание в этой работе должно  быть направлено на умственное  развитие.

2. Воспитание глубоко  отсталых детей, формирование у  них правильного поведения. Основное  внимание в этом разделе работы  направлено на нравственное воспитание.

3. Трудовое обучение и  подготовка к посильным видам  труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.

4. Бытовая ориентировка  и социальная адаптация — как  итог всей работы.

5. Содействие всестороннему  развитию детей.

6. воспитание адекватной  установки к себе.

 

 

17. Реализация  основных подходов в образовании  детей с умер.и тяж.ИН.                                                                                                                                                                                       Подходы: 1)потребностный – при определении сод-я обр-я детей с умер.и тяж. ИН принимаются во внимание их особые потребности, обусловленные ограниченными возможностями. Это требует от педагогов создания необход. условий, кот.варьируются, изменяются применительно к потребностям детей. Так, при раб. с детьми данной категории учитывается их потребность в усилении и стимулировании различных раздражителей. Отсюда, создаются условия для полисенсорной основы познания с обязательным включением кинестетического анализатора. Созд-ся усл. для разнообразного воспр-я демонстрируемых объектов, что содействует формированию объективного образа предмета. Учит-ся повыш. чувств-ть некоторых детей к раздражителям. Они устают от вербал.форм общения и обилия впечатлений. Речевое оформление своей д-ти педагог заменяет наглядной интерпритацией учебной информации. Это все свидетельствует о потребности и необход-ти в индивидуализации образовательной среды, насколько это возможно в условиях вспом.школы и ЦКРОиР.   2)Прагматический - педагог оценивает изучаемый материал с позиции практического применения, жизненной востребованности формируемых умений и навыков. Ведущее место в учеб. плане для детей с ум. и тяж. ИН занимают учеб. предметы «Санитар.-гиг. умения и самообслуж-е», «Хоз.-быт. труд», «Социальная адаптация», сод-е которых направлено на подготовку детей к выполнению опред. операций по самообслуж-ю, по умению контактировать с окр-ми, правильно вести себя в окр.пространстве. 3)Интегративный - обучение предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных методов и ср-в. Н-р, на уроке по предм. «Санит.-гиг. умения и самообслуж.» дети вкл-ся в повседневную жизнед-ть: учатся соблюд. санитар.-гиг. правила, быть опрятными, удавлетворять свои витальные потреб-ти (в пище, тепле, безпасности), и на этом же материале идет формир-е коммуникатив. умений на уроках по предмету «Соц. адаптация». 4)Средовый -  содержание развивающей предметной образовательной среды должно удовлетворять потребности как актуального, так и ближайшего перспективного развития реб. и отвечать его инд. особенностям и имеющимся ограничениям. Поэтому развивающаяся предметная среда предполагает вариативность, обеспечиваемую на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровнях. 5)Деятельностный – успех обуч-я зависит от степени психич. активносит ребенка. Освоение реб. окр.действительности осущ-ся через активный процесс, а не через пассивное накопление образов реагирования. Псих.-педагогическая помощь должна носить интерактивный хар-р. Способность реб. с ИН к обучению основывается на функциональном взаимодействии организма и окр. среды. Первостепенным выступает формир-е относительно несложных стереотипов последовательных действий, обеспечивающих решение простейших практических задач, заданных взрослым. Особое значение приобретает ориентировочная д-ть на полисенсорной основе, ИЗО д-ть, предметно-практич. действия, способствующие освоению жизненного пространства и развитию психики. Педагоги должны организовывать пед.процесс с учетом «сенсомоторного интеллекта» у д. с ИН. 6)Методический -  процесс обуч. детей с ИН имеет особ-ти: использ-е подражательности для приобретения первых положит.привычек; применений игр.формы как доминируещей; многократ.повтор-е материала и применение его в новых ситуациях; частая смена видов д-ти; детальное расчленение материала на простейшие элементы; организация предметно-практич. д-ти детей с конкретными предметами; построение обуч-я с преодолением опред. трудностей, требующих постоянного увеличения самост-ти.  Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, явл. д-ть реб., ее разнообр. виды.

18. Особенности использования общедидактических принципов в коррекционно-педагогической работе с учащимися с умеренной и тяжелой ИН с. 51.

В основе педагогической работы с детьми лежат общедидактические и специальные принципы. При этом такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения (В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих Правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой. ), наглядность обучения (Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в процессе трудовой подготовки учащихся, развитие детей с умеренной умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе нагляд­ности и практической деятельности с реальными предметами  ), его доступность (Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. подбор примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, что делает доступным излагаемый учебный материал ), индивидуальный подход, имеют особо важное значение.

- Принцип отражательности. (все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний).

-  Принцип детерминизма.(психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой).

- Принцип развития.(все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления).

- Принцип единства сознания и деятельности. (Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план).

пр. систематичности и послед-ти;

- Пр. соответствия  уровню развития.

- пр. сопровождения  д-ти речью.

 

 

19. Особенности применения специальных принципов в  кор.-пед. работе с учащимися с умер. и тяж.ИН. !!МОЖНО УТОЧНИТЬ ПРИНЦИПЫ, ЧТО НАШЛА, ТО НАПИСАЛА!!!

К специальным принципам относятся: 1)принцип коррекционно-развивающего обучения. 2) принцип расширения социальных связей (На уроках благодаря специально созданным ситуациям дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. Для этого исполь­зуются сюжетно-ролевые игры, такие, например, как: «В автобусе», «На почте», «В магазине» и т.п. Формируя у детей адекватное поведение, не следует увлекаться длительными беседами, поучениями, так как дети попросту не поймут их. Только путем много­кратных упражнений, систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, способствую­щие их интеграции в общество. )

Главный принцип в работе — это 3)воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации.роль в формировании положительных личностных качеств играет трудовое обучение - формируются добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.

4)Пр. сопровождения дятельности  речью. Обуч-е, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для этих детей неэффективно. Наглядные средства широко используются при обучении детей общеобразовательным предметам, в частности элементарному счету.

Принцип 5)доступности обучения - предполагает преодоление учащимися возникающих трудностей, что и определяет поступательный характер педагогического процесса. что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей.

Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надоосуществлять принцип 6)пр. интегрированного обуч. (предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов. Так, на предметных уроках и во время экскурсий дети знакомятся с явлениями окружающего мира, на этом же материале идет развитие их речи и его же берут в основу практической деятельности на уроках ручного труда и изодеятельности.) Важнейшим является 7) принцип практической направленности обучении- данная категория детей способна к целесообразному употреблению орудий труда.

 

 

20. Особенности  использования методов обучения  в коррекционно-педагогической  работе с  учащимися с умеренной  и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В учебной работе словесные (вербальные) методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи. Позднее значение словесных методов возрастает, играют лишь вспомогательную роль.

Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы. Хорошо различая натуральный образец, дети часто немогут узнать его на картинке. Здесь требуется целенаправленная работа по соотнесению предмета с его изображением. Обыгрываются предметы и действия с ними, ставятся уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы.

метод наглядного обучения — организацияи проведение с учащимися экскурсий, в ходе которых они знакомятся с предметами и явлениями природы в реальных, естественных условиях. Особое значение экскурсии приобретают при проведении предметных уроков и занятий по социально-бытовой ориентировке.необходимо обеспечить постоянную практику проведения общеобразовательных и специальных (тематических) экскурсий, дающих детям опыт познания окружающей жизни.

К наглядным методам - демонстрация кинои видеофильмов.возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в особенности на уроках развития речи и социально-бытовой ориентировки.

Наибольший эффект дает сочетание наглядных и практических методов обучения, способствует осмысленному овладению речью, развитию пространственных представлений, конструктивных и графических навыков, формированию и развитию наглядного мышления. главная форма практического метода - игровая деятельность, которая доминирует на младших годах обучения, можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание к новому материалу, в середине урока —с целью смены видов деятельности и поднятия интереса к изучаемой теме, в конце урока — для закрепления пройденного материала.

Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место на старших годах обучения в ходе трудовой подготовки и проведения занятий по социально-бытовой ориентировке. На этих уроках учащиеся овладевают необходимыми практическими навыками и социальными формами поведения.методы обязательно сочетаются со словесными инструкциями учителя, с объяснением хода выполнения задания и т.п.

 

21. Содержание обучения учащихся 2-го отделения вспомогательной школы.

Учеб.план вспом.школы (школы-интерната) 2-е отделение предусматривает 9-летний срок обучения и вкл. след. учеб.предметы: - «Элементы грамоты и развитие речи» овлад-е грамотой – первоначальными навыками письма и чтения. Формир-е у детей доступных невербальных и вербальных ср-в общения, правильного повед-я, элементар.навыков чтения. Дети учатся понимать речь взрослых, знакомятся с сущ., глаг., прилагательными. – «Элементы арифметики» уч-ся получают  такие доступные количественные, пространственные, временные представления, кот. помогут им в дальнейшем лучше адаптир-ся в жизни. В содержание программы каждого года обуч. входят такие разделы: «арифметика», «элементар.геометрия», «Величины», «арифметич.задачи», «Оринт-ка во времени», «Ориент-ка в пространстве»; детей учат группировать предметы, различать их, знакомят с действиями сложения и вычитания.считают предметы, называют и записывают числа в пределах, требуемых программой. учатся считать двойками и пятерками, десятками в пределах 100, сотнями в пределах 1000, овладевают практическими умениями в использовании денег. Учащиеся решают простейшие задачи.

- «Ориентировка в окружающем» формир-е у д. навыков и умений для практической оринт-ки в окружающем, формир-е способов действий с предметами с учетом их функционального назначения; моторное, сенсорное, эмоциональное развитие. - «Социальная адаптация» с 4 класса; - «Санитар.-гиг. умения и самообслуж-е» - «Чел и мир» с 3 класса. Дети учатся ориентировать в соц. отношениях, чувствовать настроение и состояние др.людей., адекватно вести себя в обществ.местах, брать на себя ответственность, действовать самост., критически относиться к своим поступкам.Учатся воспринимать и ращличать объекты окр.мира, решать простые наглядно-практические  жизненные ситуации.  – «Изобр. д-ть» ; - «Музыкально-ритмические занятия» - Простые мелодии и ясный, конкретный, небольшой по объему текст хорошо воспринимаются детьми.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"