Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:26, курс лекций
1. Современное состояние помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в зарубежных странах.
с конца 60-х—начала 70-х гг. Западной Европе и США демократизация общего и специального образования, признание всех детей с проблемами развития обучаемыми. Для детей с тяжелой умственной отсталостью были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и д
Эмоции детей с синдромом Дауна более сохранны, чем интеллект. Большинству из них знакомы гнев, страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции слабы и по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их, хотя наблюдаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
15. Психолого-педагогическая
характеристика детей, у которых
тяжелая интеллектуальная недостаточность
сочетается с детским
Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.
Дети от 15 до 20 %. Они страдают сложным сочетание дефектов: наряду с умственной отсталостью у них отмечается дизартрия и в значительной степени более глубокое общее недоразвитие речи, обусловленное затруднением двигательного праксиса и в связи с этим сокращением практического опыта. Сочетание интеллектуального дефекта с двигательными и речевыми нарушениями порождает картину глубокой умственной отсталости.дети с ДЦП в большинстве случаев при систематической и достаточно квалифицированной педагогической и логопедической работе дают существенное продвижение в умственном и речевом развитии.
Особенно затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: дети с трудом научаются шнуровать ботинки и завязывать шнурки, застегивать пуговицы, часто не соизмеряют усилий, действуя с предметами: они либо не прилагают достаточных усилий и роняют их, либо слишком сильно сжимают, давят на них. При проведении занятий по физической культуре, ритмике, ЛФК, предметно-практической деятельности моторика детей, координация и точность их движений значительно улучшаются. Внимание малоустойчиво, дети легко отвлекаются, им трудно сосредоточиться. Активное внимание крайне слабо. Привлечь внимание ребенка младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточиться на чем-либо им чрезвычайно трудно.
При создании благоприятных условий и соблюдении специфики работы уже в конце первого года обучения большинство учащихся активно включаются в учебный процесс, выполняют инструкции учителя, переключаются с одного вида посильной деятельности на другой. Значительные отклонения обнаруживаются у тяжело умственно отсталых детей в области сенсорики. Сенсорное развитие включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т.е. всю сложную систему работы. Развитие ощущений и восприятия ребенка - необходимая предпосылка для формирования у него более сложных, мыслительных процессов.
16. Цель и задачи
коррекционно-воспитательной
Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией), педагогическая недоработка в ходе коррекционного процесса не даёт должной степени компенсации дефекта, и придётся возвращаться на исходные целевые позиции, чтобы получить максимальный эффект специального педагогического воздействия на развитие аномального ребёнка. Воспитание нужно отсталому ребёнку больше, чем нормальному, - вот основная идея всей современной педагогики».
Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой — глубоко специфичные. Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей — содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Цель коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми — их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Задачи:
1. Развитие всех психических
функций и познавательной
2. Воспитание глубоко
отсталых детей, формирование у
них правильного поведения. Основное
внимание в этом разделе
3. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда. Физическое воспитание. Самообслуживание.
4. Бытовая ориентировка и социальная адаптация — как итог всей работы.
5. Содействие всестороннему развитию детей.
6. воспитание адекватной установки к себе.
17. Реализация
основных подходов в
18. Особенности использования общедидактических принципов в коррекционно-педагогической работе с учащимися с умеренной и тяжелой ИН с. 51.
В основе педагогической работы с детьми лежат общедидактические и специальные принципы. При этом такие общедидактические принципы, как воспитывающий характер обучения (В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих Правил поведения должны стать для таких учащихся потребностью, привычкой. ), наглядность обучения (Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место в процессе трудовой подготовки учащихся, развитие детей с умеренной умственной отсталостью обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами ), его доступность (Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. подбор примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, что делает доступным излагаемый учебный материал ), индивидуальный подход, имеют особо важное значение.
- Принцип отражательности. (все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний).
- Принцип детерминизма.(психические явления рассматриваются как причинно-обусловленные, производные от внешнего воздействия, которое и отражается психикой).
- Принцип развития.(все психические явления необходимо рассматривать исключительно в динамическом плане, то есть в процессе развития и становления).
- Принцип единства сознания и деятельности. (Психика развивается и проявляется в процессе внешней материальной деятельности человека, составляя ее внутренний план).
пр. систематичности и послед-ти;
- Пр. соответствия уровню развития.
- пр. сопровождения д-ти речью.
19. Особенности применения специальных принципов в кор.-пед. работе с учащимися с умер. и тяж.ИН. !!МОЖНО УТОЧНИТЬ ПРИНЦИПЫ, ЧТО НАШЛА, ТО НАПИСАЛА!!!
К специальным принципам относятся: 1)принцип коррекционно-развивающего обучения. 2) принцип расширения социальных связей (На уроках благодаря специально созданным ситуациям дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, такие, например, как: «В автобусе», «На почте», «В магазине» и т.п. Формируя у детей адекватное поведение, не следует увлекаться длительными беседами, поучениями, так как дети попросту не поймут их. Только путем многократных упражнений, систематически предъявляемых требований у детей вырабатываются положительные привычки, способствующие их интеграции в общество. )
Главный принцип в работе — это 3)воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации.роль в формировании положительных личностных качеств играет трудовое обучение - формируются добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.
4)Пр. сопровождения дятельности речью. Обуч-е, основанное только на зрительном, пассивном восприятии, для этих детей неэффективно. Наглядные средства широко используются при обучении детей общеобразовательным предметам, в частности элементарному счету.
Принцип 5)доступности обучения - предполагает преодоление учащимися возникающих трудностей, что и определяет поступательный характер педагогического процесса. что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находится в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей.
Для того чтобы дети смогли овладеть необходимыми знаниями, надоосуществлять принцип 6)пр. интегрированного обуч. (предполагает параллельное прохождение одних и тех же тем на разных уроках с помощью разных средств и методов. Так, на предметных уроках и во время экскурсий дети знакомятся с явлениями окружающего мира, на этом же материале идет развитие их речи и его же берут в основу практической деятельности на уроках ручного труда и изодеятельности.) Важнейшим является 7) принцип практической направленности обучении- данная категория детей способна к целесообразному употреблению орудий труда.
20. Особенности
использования методов
В учебной работе словесные (вербальные) методы обучения малоэффективны. Для детей характерны грубые нарушения речи. Позднее значение словесных методов возрастает, играют лишь вспомогательную роль.
Переход к наглядным методам требует большой предварительной работы. Хорошо различая натуральный образец, дети часто немогут узнать его на картинке. Здесь требуется целенаправленная работа по соотнесению предмета с его изображением. Обыгрываются предметы и действия с ними, ставятся уточняющие вопросы, направляющие внимание учащихся на признаки, различающие данные предметы.
метод наглядного обучения — организацияи проведение с учащимися экскурсий, в ходе которых они знакомятся с предметами и явлениями природы в реальных, естественных условиях. Особое значение экскурсии приобретают при проведении предметных уроков и занятий по социально-бытовой ориентировке.необходимо обеспечить постоянную практику проведения общеобразовательных и специальных (тематических) экскурсий, дающих детям опыт познания окружающей жизни.
К наглядным методам - демонстрация кинои видеофильмов.возможность использования видеоматериалов практически на всех этапах учебного процесса, в особенности на уроках развития речи и социально-бытовой ориентировки.
Наибольший эффект дает сочетание наглядных и практических методов обучения, способствует осмысленному овладению речью, развитию пространственных представлений, конструктивных и графических навыков, формированию и развитию наглядного мышления. главная форма практического метода - игровая деятельность, которая доминирует на младших годах обучения, можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание к новому материалу, в середине урока —с целью смены видов деятельности и поднятия интереса к изучаемой теме, в конце урока — для закрепления пройденного материала.
Наглядность и непосредственная деятельность с предметами занимают ведущее место на старших годах обучения в ходе трудовой подготовки и проведения занятий по социально-бытовой ориентировке. На этих уроках учащиеся овладевают необходимыми практическими навыками и социальными формами поведения.методы обязательно сочетаются со словесными инструкциями учителя, с объяснением хода выполнения задания и т.п.
21. Содержание обучения учащихся 2-го отделения вспомогательной школы.
Учеб.план вспом.школы (школы-интерната) 2-е отделение предусматривает 9-летний срок обучения и вкл. след. учеб.предметы: - «Элементы грамоты и развитие речи» овлад-е грамотой – первоначальными навыками письма и чтения. Формир-е у детей доступных невербальных и вербальных ср-в общения, правильного повед-я, элементар.навыков чтения. Дети учатся понимать речь взрослых, знакомятся с сущ., глаг., прилагательными. – «Элементы арифметики» уч-ся получают такие доступные количественные, пространственные, временные представления, кот. помогут им в дальнейшем лучше адаптир-ся в жизни. В содержание программы каждого года обуч. входят такие разделы: «арифметика», «элементар.геометрия», «Величины», «арифметич.задачи», «Оринт-ка во времени», «Ориент-ка в пространстве»; детей учат группировать предметы, различать их, знакомят с действиями сложения и вычитания.считают предметы, называют и записывают числа в пределах, требуемых программой. учатся считать двойками и пятерками, десятками в пределах 100, сотнями в пределах 1000, овладевают практическими умениями в использовании денег. Учащиеся решают простейшие задачи.
- «Ориентировка в окружающем» формир-е у д. навыков и умений для практической оринт-ки в окружающем, формир-е способов действий с предметами с учетом их функционального назначения; моторное, сенсорное, эмоциональное развитие. - «Социальная адаптация» с 4 класса; - «Санитар.-гиг. умения и самообслуж-е» - «Чел и мир» с 3 класса. Дети учатся ориентировать в соц. отношениях, чувствовать настроение и состояние др.людей., адекватно вести себя в обществ.местах, брать на себя ответственность, действовать самост., критически относиться к своим поступкам.Учатся воспринимать и ращличать объекты окр.мира, решать простые наглядно-практические жизненные ситуации. – «Изобр. д-ть» ; - «Музыкально-ритмические занятия» - Простые мелодии и ясный, конкретный, небольшой по объему текст хорошо воспринимаются детьми.