Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:26, курс лекций

Описание работы

1. Современное состояние помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в зарубежных странах.
с конца 60-х—начала 70-х гг. Западной Европе и США демократизация общего и специального образования, признание всех детей с проблемами развития обучаемыми. Для детей с тяжелой умственной отсталостью были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и д

Файлы: 1 файл

ИН мое.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

у детей с тяжелой умственной ограниченностью возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков:

-гигиены тела,-пользования  туалетом, -приема пищи, -правильного  обращения с продуктами питания, их элементарной обработки, -приготовления  простейших блюд, -одевания и раздевания,

-обувания и снятия  обуви,-ухода за одеждой и обувью, -поддержания порядка в помещении  и его уборки, -ухода за комнатными  растениями, -ухода за домашними  животными,

-уборки территории,-труда  на участке учреждения по выращиванию  цветов, сельскохоз.растений,

-выполнения мелких покупок,-выполнения  некоторых других навыков самообслуживания  и хозяйственно-бытового труда.

Они способны также к овладению рядом основных навыков так называемого ручного труда, а затем и труда в производственных мастерских.

31.Особенности  трудового обучения детей с  тяжелой формой интеллектуальной  недостаточности в условиях центра  коррекционно-развивающего обучения  и реабилитации.

Технология формирование трудовых  навыков у детей с тяжелой формой интеллектуальной недостаточности раскрывается несколькими аспектами.

1. Научно-методологический  аспект (теоретические, методологические, психолого-педагогические основы  технологии базируются на научных  основах ученых, практиков нашей  республики и зарубежных ученых, представленных в публикациях).

2. Диагностический аспект (диагностические и мониторинговые  основы предметной области, прошедшие  апробацию в центре коррекционно-развивающего  обучения и реабилитации).

3. Содержательный аспект  технологии включает в себя  следующее:

-создание соответствующей  коррекционной среды в группе;

-планирование на основе  полученных диагностических данных;

-выделение «порога развития  умения» у ребенка и дальнейшая  его надстройка с учетом опыта  ребенка в каждом конкретном  умении;

-пошаговая работа в  структуре коллективной работы (преддействия, действия, включения действий в  игровую деятельность);

-включение родителей  в активную работу по формированию  у детей трудовых и культурно-гигиенических  умений;

-организация открытых  занятий в группах с целью  включения детей в более активное  взаимодействие с окружающими  взрослыми;

-организация специальных  занятий в природе, экскурсии  по городу с целью социализации;

-включение детей дошкольного  возраста во все культурные  массовые мероприятия, проводимые  в центре;

-включение детей дошкольного  возраста города и района, которые  получают коррекционную поддержку  в условиях надомного обучения, в специально организованные  мероприятия, проводимые на базе  центра, с целью организации коммуникативного  взаимодействия, воспитания культуры  поведения  и т.д.

 

32. Особенности  социально-трудовой адаптации лиц  с умеренной и тяжелой интеллектуальной  недостаточностью.

В  последние  годы  в  Республике Беларусь издан  ряд  нормативных документов  по  обучению  и воспитанию детей,  нуждающихся  в  особых условиях.  В связи с этим остро встал вопрос о социализации  детей  с тяжелой формой умственной отсталости.

Долгое  время  эти дети относились к "необучаемым". Большинство  их находились  в  семьях и не имели возможности получать  образование  и социально адаптироваться.

Обучение ребенка с тяжелым интеллектуальным дефектом, так же как  и любого аномального ребенка, должно начинаться как можно раньше, но по содержанию  и  методам  соответствовать  его  реальным  возможностям.

Раннее начало обучения часто на практике определялось не возрастом, а степенью выраженности дефекта. Это были дети 7-8 лет и более  старшие - вплоть до 10-12 лет.

ранняя диагностика позволяет выявить  детей  в  первые  годы  жизни,  что  дает возможность намного раньше начать работу по их развитию. Любая помощь должна учитывать индивидуальность каждого конкретного ребенка.требует индивидуальных программ, специальных методов  и приемов работы.

социально-трудовая адаптация умственно отсталых подростков во многом зависит от физического здоровья, психических и личностных особенностей и развития условий социальной среды.

подготовка к социально-трудовой адаптации умственно отсталых подростков приобретает важнейшее значение, так как является необходимым условием их полноценной интеграции в общество.

 

33. Формирование  представлений об окр.мире у  детей с умер. и тяж. ИН. С. 79                                                                                                                                                                    Чем яснее для школьника с ум. и тяж. ИН окр мир, тем увереннее он себя чувствует, легче осваивается в окружающей его действительности. Разв-е и становление ученика с умер. и тяж. ИН зависят от побуждений, поддержки, содействия извне. Непосредственно окр.мир школьника становится его миром в том случае, если ему его показывать, оживлять, вводить в него, оживлять его шаг за шагом, а не отгораживать. Формами работы по формир-ю представлений об окр.мире у УО детей являются не только уроки в помещении, но и занятия на воздухе, экскурсии (обществоведческие и природоведческие), целевые прогулки, инструктивные занятия, практич.работы, «репетиции поведения» и т.д. На занятиях важно показать на доступных пониманию уч-ся примерах, что все, что наполняет окр.мир, необходимо людям, надо научиться бережно относится ко всему этому и науч-ся пользоваться окружающими объектами. Знакомство с новыми объектами окр.мира начин-ся НЕ с муляже, картинок. Работа с предметными и сюж.картинками начин-ся только после того, как дети ознакомились с натурой, узнали ряд предметов и их названия. Картинки подбир-ся так, чтобы их можно было соотнести с окр.обстановкой. Воспросы формулируются короткие и четкие. Полезны для уч-ся упражнения, в основе которых лежит умение представить себе образы предметов. Эти зад-я формир. нагл.-обр. мышление. Развитию его способствуют занятия рис., лепкой, конструир-е, инсценир-ки, игры-драматизации. При обучении правилам поведения в обществен. местах отраб-ся не только отдельные ситуации, но и выделяются общие признаки для различных ситуаций (инварианты).

34. Формирование  навыков социального поведения  у детей с умеренной и тяжелой  интеллектуальной недостаточностью  на уроках «Соц. адаптация»

Полноценная социальная адаптация умственно отсталых невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и социального поведения, что осуществляется в процессе нравственного и правового просвещения и воспитания. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально-нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Социальное поведение выпускника вспомогательной школы определяется качеством воспитательной работы с ним на протяжении всех лет обучения. В то же время признается трудность и определенное методическое своеобразие решения задач воспитания социально-нормативного поведения учащихся вспомогательной школы, что вызвано недостаточностью познавательного и эмоционально-волевого развития умственно отсталых детей.

Ребенок воспитывается, «присваивая» общечеловеческую культуру в своей собственной деятельности. Общение ребенка со взрослым, который опосредует отношение ребенка к познаваемому миру, с его сверстниками в различных видах детской деятельности происходит в словесной форме. Грубые нарушения в понимании обращенной к ним речи — характерная особенность умственно отсталых детей, которая существенно отражается на присвоении ребенком сообщаемых ему сведений, в том числе социальных норм поведения.

Формирующаяся у ребенка система сознания (знания, переживания, оценки, привычки, ценности, стремления, внутренние регуляторы поступков), определяет его социальное поведение, и должна быть основным объектом педагогического воздействия. Огромную роль играет осознание и обобщение ребенком социально ценных поведенческих актов, действий, чувств. В процессе формирования системы сознания ребенок осмысливает конкретные практические действия, направленные на удовлетворение той или иной потребности.

 

35. Содержание работы по социально-трудовой адаптации детей с умеренной и тяжелой  интеллектуальной недостаточностью.

Во многих детских домах-интернатах имеются диагностические группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3 — 4 месяцев выявляются их возможности в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности. Затем на основании заключения врачей и педагогов воспитанники направляются в учебные группы соответственно их психофизическим возможностям.

Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора этих детей в различные коррекционные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих лиц в общество.

В классе обучаются 8—10 человек, с которыми занимаются педагоги-дефектологи. В таких центрах обычно имеются логопедический кабинет, класс социальной адаптации, методический кабинет, мастерские по трудовому обучению. Дети,

нуждающиеся в лечебной физкультуре, занимаются в кабинете ЛФК. Атмосфера в центрах максимально приближена к домашней.

Учитывая относительную сохранность эмоциональной сферы этих детей, работа с ними должна быть расширена путем увеличения времени, отведенного на занятия по арттерапии (музыка и пение, изобразительная деятельность, театрализованные игры и т.п.). Необходимо продолжить разработку педагогических технологий для работы с учащимися, подготовив частные методики по общеобразовательным предметам. Следует направить усилия на создание специализированных компьютерных обучающих программ для этих учащихся, учитывая уже имеющийся в этой области опыт.

Наблюдается положительная тенденция отхода от содержания детей в больших домах-интернатах и организация реабилитационных центров с небольшим числом воспитанников. Открываются специальные классы в школах для детей с умственной отсталостью. Их преимущество состоит в том, что ребенок живет в семье и воспитывается в нормальных средовых условиях. В специальной педагогике разрабатываются инновационные программы их обучения. Ставится задача непрерывности процесса социализации этих лиц с целью их интеграции в общество.

В помощь родителям издаются книги, образовательные журналы, предусматривающие обязательное включение родителей в процесс обучения ребенка.

Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные нарушения, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными формами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, счетные операции, у них формируется и развиваются различные формы коммуникации. Естественно, что педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам учителями-дефектологами, использующими соответствующие принципы и методы коррекции.

36. Современные  подходы к организации и содержанию  ранней коррекционно-педагогической  помощи с детьми с  умеренной  и тяжелой  интеллектуальной недостаточностью.

При отборе содержания для проведения занятий, как фронтальных, так и индивидуальных, педагоги и воспитатели должны, опираясь на программу специализированного детского сада, учитывать год обучения, уровень развития и возможности детей.

Планируя занятия с подгруппой, в которую входят дети с менее выраженной интеллектуальной недостаточностью, педагог должен сделать содержание занятий более насыщенным, чем с детьми второй подгруппы, в которой находятся дети с более выраженной умственной недостаточностью.

Особенно внимательным следует быть при отборе содержания индивидуальных занятий.

Поскольку умственно отсталые дети развиваются замедленно без коррекционного обучения, каждый такой ребенок обязательно должен пройти последовательно сначала программу первого года обучения, затем второго и т.д., независимо от того, в каком возрасте он поступил в специализированное дошкольное учреждение. При этом темп прохождения программы должен изменяться: если дети поступают в учреждение на шестом году жизни, то за один год нужно пройти программу первого и второго годов обучения.

Вся воспитательно-образовательная работа в специализированном дошкольном учреждении проводится в повседневной жизни и на организованных занятиях.

При организации коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми важное значение имеет создание эмоционального климата, при котором каждый ребенок постоянно чувствует заботу о себе, внимание, ласку со стороны всех взрослых, в первую очередь воспитателей и учителя-дефектолога.

 

37. Содержание  и направления социально-эмоционального  воспитания детей  с  умеренной  и тяжелой  интеллектуальной недостаточностью.

Социально-эмоциональное развитие рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития ребенка. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для освоения сферы человеческих отношений, формирования этических представлений, навыков культурного поведения, развития эмоциональной сферы.

Основными задачами социально-эмоционального развития являются:

§   освоение ребенком многообразия социальных отношений, формирование умений отражать эти отношения в различных видах деятельности и в повседневной жизни;

§   развитие «эмоционального интеллекта»— это способность понимать  распознавать собственные эмоции и эмоции других людей с тем, чтобы управлять эмоциями в различных жизненных ситуациях и во взаимоотношениях с другими, людьми.

Коррекционная работа по социально-эмоциональному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью проводится учителем-дефектологом на специально организованных занятиях в соответствии с учебным планом, а также воспитателем в процессе повседневной работы во всех видах детской деятельности и психологом. Работа начинается с диагностического обследования социально-эмоционального развития ребенка, которое возможно только после установления положительного взаимодействия с ним. Внимание обращается на то, как ребенок ведет себя на занятиях, в игровой деятельности, в процессе общения с другими детьми, как воспринимает окружающую действительность, какие формы переживания преобладают в его эмоциональной сфере.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"