Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:26, курс лекций

Описание работы

1. Современное состояние помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в зарубежных странах.
с конца 60-х—начала 70-х гг. Западной Европе и США демократизация общего и специального образования, признание всех детей с проблемами развития обучаемыми. Для детей с тяжелой умственной отсталостью были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и д

Файлы: 1 файл

ИН мое.docx

— 79.97 Кб (Скачать файл)

 – «Адаптивная физическая культура» система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков учащихся. - «Предм.-практич.д-ть» выполняют различные задания с разборными игрушками, мозаикой, конструктором. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

- «Хоз.-быт. труд и трудовое обучение»с 5 кл. в школе ведется обучение по нескольким трудовым профилям.

 

22. Содерж. обучения  уч-ся с тяж.ИН  в центрах  кор.-развив. обучения и реабилитации.

Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации – новая структура в специальном образовании Республики Беларусь, которая обеспечивает абилитационное (нецензовое) образование детей с тяжелой и  глубокой интеллектуальной недостаточностью, тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.

Образовательный процесс имеет коррекционно-развивающую направленность и обеспечивает приобретение основ знаний об окружающем мире, формирует у них социально-бытовую компетенцию, содействует исправлению и ослаблению имеющихся нарушений, подготавливает к максимально возможнойсамостоятельной жизни.

Целью «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде».

Образовательный и воспитательный процессы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации взаимосвязаны, направлены на оказание психолого-медико-педагогической помощи детям с особенностями в психофизическом развитии.

В содержании образования и воспитания выделяются следующие учеб.предметы:

-предметно-практическая  деятельность (овладение знаниями  о свойствах окружающих предметов  и умениями использовать их  по функциональному назначению);

-основы жизнед-ти; - коммуникация; - практическая матем.; - сенсомоторное обуч.; - социальная адаптация; - адаптивная физ. культура; - изобр. д-ть; - муз.-ритм. занятия; - хоз.-быт. труд; - труд.обучение.

 

23. Основные требования  к методике обучения д. с умер.и  тяж.ИН. с. 57                                                                                                                                                                                                            - обучение каждого ученика в зоне его ближайшего разв-я; - выделение комплекса спец. кор.-развивающих задач (кот. не вклч-ся в сод-е обр-я норм. развивающихся детей того же возраста); - применение игр.формы как доминируещей; - восп-е эмоционально-ценностного отнош-я к обучению – вызывание эмоций, более сохранной стороны псих.д-ти детей, в целях пробуждения познав.потребностей и повыш-я мотивации обуч-я; наличие подготовительного периода в обучении; стимулир-е внутренней активности (мотивации)реб.; организация предм.-практич. д-ти с конкрет.предметами; тмпольз-е подражательности, свойственной детям; расчленено-целостный хар-р обуч.: раздел-е материала на части, изуч-е каждой в отдельности с последующим объединением в систему знаний; постепенное усложнение самостоятельных действий детей; смена видов д-ти на занятии; сочетание инд.и групп.формы работы; частое повторение материала; обеспечение успеха в развитии личности (рефлексия).

24. Методические  рекомендации к проведению уроков  с д. с умер.и тяж.ИН с. 61                                                                                                                                                                                         –стимуляция активности реб., т.е. создание эмоц. положительного настроения; организация предм.-практич. д-ти с реальными предметами; - формир-е оценочных навыков посредством показа их относительности (в соответствии с образцом, на фоне себя и других), когда один и тот же рассматриваемый объект может выступать в качестве маленького и большого или сред.размера в зависимости от того, с чем мы его рассматриваем. – опираться на жизненно важные для ученика объекты, расширять их круг, создавая и усиливая мотивацию; - провед-е уроков должно быть безопасным. – должны иметься подходящие материалы в достаточном количестве.

25. Формир-е санитарно-гиг. навыков  и навыков самообсл. у д. с ум. и тяж.ИН.

целью является формирование у ребенка навыков, обеспечивающих его бытовую независимость от окружающих, овладение элементами бытового труда, что в дальнейшем станет предпосылкой трудового обучения. Специфика и задачи данного раздела определяются возможностями детей, уровнем развития предметной деятельности.

Программа предусматривает привитие навыков и умений, связанных с личной гигиеной ребенка, которые прививаются в бытовых ситуациях во время умывания, принятия пищи, в ходе одевания и раздевания.

Дети овладевают определенными действиями, которые взрослый вначале выполняет руками ребенка, регулируя его усилия таким образом, чтобы движение выполнялось правильно, постепенно добиваясь, чтобы он мог выполнить его, пользуясь лишь незначительной помощью. Основной формой работы на данном этапе является индивидуальная работа с ребенком.

Постепенно следует добиваться самостоятельного выполнения ребенком всех действий, которые он первоначально выполнял с помощью взрослого. Когда дети начинают лучше понимать обращенную речь взрослого, а также становятся способны в определенной степени к регуляции своего поведения (II этап обучения), постепенно можно вводить групповую форму обучения.Обучение новым навыкам становится возможным на основе показа и словесных инструкций (III этап).

 

26. Формир.-е бытовых  умений и нав. у д. с ум. и тяж.  ИН.

принцип расширения социальных связей. учащиеся испытывают большие трудности в приспособлении к окружающему, усвоении общепринятых норм поведения, овладении навыками общения. эта проблема решается учителем на уроках такой дисциплины, как «Социально бытовая ориентировка».

Программа по данному предмету построена концентрически, многие ее разделы («Правила уличного движения», «Транспорт», «Торговля» и т. д.) учащиеся изучают на протяжении нескольких лет. Это дает возможность постепенно усложнять содержание изучаемого и в то же время закреплять уже изученное. Закреплению и повторению материала всегда отводится значительная часть времени в учебной работе.

Уроки по бытовой ориентации организуются в форме классных занятий (проходят в виде сюжетно-ролевых игр) и уроков-экскурсий. Уроки по социально-бытовой ориентировке проводятся в специальном кабинете, где необходимо иметь в достаточном количестве натуральные предметы обихода или их образцы (телефонный аппарат, часы, осветительные приборы и т.п.)

На занятиях используются также тетради или альбомы, куда воспитанники записывают адрес специального учреждения, номера телефонов экстренного вызова, некоторые сведения о стоимости продуктов питания и т.п.

В ходе уроков педагог создает нужные для обучения детей ситуации, организует сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. Учитель сообщает необходимые сведения, связанные с темой урока, показывает, как поступать в том или ином случае.путем многократных упражнений подростки учатся набирать нужный номер, вести диалог, по возможности адекватно описывать в телефонном разговоре заданную учебную или бытовую ситуацию.

 

27. Особенности  развития коммуникативных навыков  у д. с ум. и тяж. ИН.

Важнейшая задача— работа по развитию речи, ее коммуникативной функции.

Обычно дети сами не вступают в разговор.ограниченный жизненный опыт, узкий круг знаний препятствуют формированию коммуникативной функции речи.

Инициатором диалога всегда бывает педагог, который вовлекает воспитанника в беседу. Организуя игровые ситуации, учитель налаживает общение воспитанников с ним, педагогом и учеников друг с другом. Усваиваются слова и фразы, которыми учащиеся могут пользоваться в быту, слова речевого этикета и т. п. Речевая активность у тяжело умственно отсталых детей выражена крайне слабо и быстро исчерпывается.в ходе диалога необходимо постоянно активизировать системой поручений и указаний, прямо требующих речевой коммуникации: «Попроси...», «Скажи...», «Обратись к товарищу...».

В процессе словесного общения, связанного с деятельностью детей, педагогу следует сочетать индивидуальную работу с фронтальной. Учитывая ярко выраженную склонность детей к подражанию, в беседу учителя с одним из учащихся необходимо вовлекать остальных, побуждая их повторять те или иные высказывания.

Работая над развитием диалогической речи, педагог стремится выработать у детей умение спрашивать. С этой целью применяется ряд приемов. Наиболее успевающим воспитанникам обычно достаточно бывает побуждения: «Спрашивай», «Задавай вопросы», чтобы они смогли построить нужную фразу. Ответы учащихся в ходе беседы следует оценивать с учетом их речевых возможностей. Известно, что многие из них страдают косноязычием, заиканием (особенно дети с синдромом Дауна), другими речевыми нарушениями. В начальный период положительно оценивается ответ, состоящий из одного слова, и тем более похвален ответ, состоящий из короткой фразы, по мере обучения следует добиваться, чтобы воспитанники отвечали Полными предложениями.

 

28. Формир-е невербального  общения у д. с ум. и тяж.ИН.

четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему. Это кинетика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение.

- Кинетика — система  знаков, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику.система предстает  как свойство общей моторики  различных частей тела.

- Паралингвистика — система  знаков, представляющая собой «добавки»  к вербальному общению: вокализацию, то есть качество голоса, его  диапазон, тональность.включение в  речь пауз, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи.

- Проксемика — это  пространственная и временная  организация общения, которая выступает  также особой знаковой системой.

-Визуальное общение —  специфическая знаковая система, используемая в процессе общения  и представляющая собой «контакт  глаз». Знаки, представляемые движением  глаз, включаются в очень широкий  диапазон ситуаций общения.

 Восприятие человека  и формирование первого впечатления  о нем является начальным этапом  общения.

 Лицо человека, его  жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение  во время разговора — все  это имеет определенное социально-перцептивное  содержание и несет информацию  о его внутренних состояниях  и характеристиках. Внешний облик  человека, тесно связанный с манерой  держаться, с языком поз и жестов  является важнейшим фактором  неречевого воздействия. Выражение  лица — это своего рода визитная  карточка внутреннего мира человека.

Мимика — динамическое выражение лица, которое складывается через складки на лбу, выражение глаз, движение рта, движения лица в области носа, отражается в мимике человека, — это эмоции.передача эмоциональных состояний — одна из основных функций лицевой мимики, при этом основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

Для формирования навыков невербального общения у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью необходимо проведение серии специальных занятий.

 

 

29. Формир. вербального  общения у д. с  ум.и тяж. ИН.

Вербальные средства общения используют в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.

Помимо произнесения слов вербальное общение предполагает:

 □ восприятие и  понимание;

 □ реакцию на речь  окружающих;

 □ умение соблюдать  очередность в разговоре;

 □ способность при  помощи общения удовлетворять  целый ряд своих потребностей  — социальных, эмоциональных и  материальных;

 □ способность выражать  свои желания — сначала жестами, позже отдельными словами, затем  словосочетаниями;

 способность точно  выражать свои мысли с помощью  грамматически правильного оформления  предложений: использования падежных  окончаний существительных и  т. п.;

 □ способность отчетливо  произносить самые разные звуки  — разрабатывает артикуляцию;

 □ способность завязывать  и поддерживать разговор, в обоих  случаях ожидая реакции собеседника  и реагируя на его слова. Эта  способность складывается из  упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать  очередность.

В целях развития голосовых реакций важно систематически вызывать и поддерживать у детей эмоционально-положительное состояние. Разговор с реб.необходимо проводить эмоционально и в игр.форме. активизацию речи необходимо осущ. в ходе практической д-ти реб. с предметами в игре. Невозможно показывать  действия с предметами, не нзывая их. Общей задачей обучения по развитию вербального общения явл-ся обогащение словаря уч-ся словами-названиями предметов окр.мира, словами-названиями действий с предм., признаки предметов. На уроках необход. побуждать детей называть игрушки, знакомые предм., действия, признаки, выражать свои желания.

Необходимо следить за тем, что умственно отсталый научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть его к общению.

 

30. Организация  и содержание трудового обучения  детей с умеренной и тяжелой  ИН в условиях вспомогательной  школы.

задач трудового воспитания является формирование у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью навыков, необходимых, им для обретения независимости. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии, и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки обучения другим видам деятельности.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"