Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 17:26, курс лекций
1. Современное состояние помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью в зарубежных странах.
с конца 60-х—начала 70-х гг. Западной Европе и США демократизация общего и специального образования, признание всех детей с проблемами развития обучаемыми. Для детей с тяжелой умственной отсталостью были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ, Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и д
38. Средства и
формы работы по социально-
Коррекционную работу по социально-эмоциональному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью проводят поступательно, предлагая вначале готовые, образцы поведенческих и эмоциональных реакций. Широко используется совместная деятельность детей, коллективные задания в игровой форме. В процессе работы по социально-эмоциональному развитию широко используются как реальные, так и специально созданные ситуации общения, стимулирующие детскую активность. Педагогами активно применяются упражнения игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, чтение и анализ художественных произведений, мини-конкурсы и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи, инсценировки с показом и изучением различных эмоциональных состояний.
Воспитатель, учитель-дефектолог, психолог вместе с родителями помогают детям строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми на основе позитивного эмоционального общения, взаимного уважения и любви. У детей воспитывают эмпатийные чувства: умение относиться к окружающим людям с любовью, сопереживанием, с радостью оказывать помощь, проявлять поддержку и терпимость в совместной деятельности со сверстниками. Детей учат этикетным формам общения.
Специальным психолого-педагогическим условием усвоения детьми программного материала по данной предметной области считается работа с родителями, которая направляется на формирование у них ответственного отношения к эмоциональному развитию своего ребенка. Педагоги рекомендуют и объясняют родителям, как правильно организовать с детьми посещение детских театров, парков, скверов, выставок (с учетом возможностей ребенка), как стимулировать ребенка к рассказу (показу)- своего эмоционального состояния после такого посещения.
39. Методические
требования к организации и
проведению занятий по
Формирование эмоционально-волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.
Отношение к детям и их потребностям – уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.
Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.
Не допускаются упреки и порицания за неуспех.
Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.
Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.
У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства. - способствовать развитию системы самосознания и самооценки, формирование адекватного отношения к себе и другим;
– содействовать в формировании позитивного отношения к своему «Я», повышении уверенности в себе;
– поощрять развитие навыков социального поведения, самостоятельности;
– поддерживать развитие способности к эмпатии, сопереживанию; разработка циклов дидактических пособий;
– организация предметно-развивающей среды;
– подборка методического материала с учетом возрастных особенностей детей.
Под воздействием регулярных коррекционно-развивающих занятий по разв.эмоций дети становятся более организованными, активными, уравновешенными.
40. Особенности
воспитания ребенка с
У матерей детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается двойственность отношения к ним. С одной стороны, мать стремится опекать своего ребенка, проявляет к нему жалость, контролирует его. С другой стороны, мать зачастую испытывает желание наказать ребенка, раздражается, а также игнорирует интересы своего ребенка с интеллектуальной недостаточностью, считая желания ребенка примитивными и не заслуживающими внимания. Сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у матерей острые эмоциональные расстройства. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться.
Воспитание умственно отсталого ребенка вызывает у матерей комплекс негативных переживаний, таких, как горе, раздражение, страх, стыд и чувство вины. Степень нарушения материнского отношения зависит от тяжести патологии ребенка: матери детей с интеллектуальным дефектом характеризуются более негативными установками по отношению к детям, нежели матери, имеющие детей с нарушением слуха.
По мнению Л.А. Пастуховой, детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с недоразвитием интеллекта, отличаются в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей, воспитывающих детей с умственной отсталостью и детей с задержкой психического развития; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с умственной отсталостью; в восприятии детьми с интеллектуальным недоразвитием своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с недоразвитием интеллекта при взаимодействии с родителями. В то же время и матери, и отцы характеризуют ребенка с интеллектуальной недостаточностью преимущественно негативными характеристиками.
В то же время именно способность матери понять малейшие признаки желаний ребенкасумеренной и тяжелой и ее правильная реакция на эти желания оказывают самое большое влияние на будущее развитие ребенка.
41. Основные направления помощи детям с умеренной и тяжелой ИН в условиях их семейного воспитания.
По В.В. Ткачевой это следующие направления:
Гармонизацияü семейных взаимоотношений.
Коррекцияü психологического состояния матери.
Коррекцияü детско-родительских отношений.
Помощь вü адекватной оценке возможностей ребенка (физических, психологических).
Обучение материü специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.
Обучение материü специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка.
Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог решает следующие задачи.
-Коррекция неконструктивных форм поведения матери, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой.
- Формирование понимания матерью проблем ее ребенка, а именно:
постепенный отход от позиции, отрицающей наличие проблем (" Он у меня такой же, как все "), и позиции противопоставления себя социуму и переход в позицию взаимодействия ("А как его научить?Я не умею").
- Повышение личностной
самооценки матери в связи
с возможностью увидеть
- Коррекция внутреннего
психологического состояния
- Осуществление личностного
роста матери в процессе
Формы индивидуальной работы с родителями
Демонстрация приемов работы с ребенком.
Конспектирование уроков, проводимых педагогом.
Выполнение домашних заданий со своим ребенком.
Чтение родителями специальной литературы, рекомендуемой педагогом.
Реализация творческих замыслов родителей в работе с ребенком.
Этапы психолого-педагогической работы с родителями.
В работе специалиста можно выделить три основных этапа: Первый направлен на привлечение родителей к учебному процессу. Второй Формирование увлечения матери процессом развития ребенка. Педагог показывает матери возможность существования маленьких, но очень важных для ее ребенка достижений. Мать обучается отрабатывать дома с ребенком те задания, которые дает психолог. Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.
42. Педагогическое
и правовое просвещение
Демонстрация матери приемов работы с ребенком.Конспектирование матерью уроков, проводимых педагогом.Выполнение домашних заданий со своим ребенком.Чтение матерью специальной литературы, рекомендуемой педагогом.Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком. Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях.Обучение матери специальным воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности ребенка. Гармонизация семейных взаимоотношений.Коррекция психологического состояния матери.Коррекция детско-родительских отношений.Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических).
43. Формы работы с родителями, воспитывающими детей с ум. и тяж. ИН во вспомогательной школе и в ЦКРОиР.
Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.
Работа с родителями включает в себя следующие организационные формы:
-лекционно-просветительскую;
- консультативно-
-обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком;
- проведение круглых столов, конференций, детских праздников и т. д.
Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, способствовать формированию основных базисных характеристик его личности.
44. Вопросы педагогич. этики при работе с семьей, воспитывающей реб. с ум. и тяж. ИН.
Вспомогательная школа должны помочь не только своим учащимся стать самостоятельными людьми, подготовить их к жизни и труду, к выполнению гражданских обязанностей, но и смягчить, сгладить переживания родителей, дать им уверенность в том, что жизнь ребенка может быть налажена.
специфические обязанности вспомогательной школы по отношению к родителям:
1. Формировать у родителей
доверительное отношение к
2. Придать уверенность
в том, что обучение и воспитание
ребенка во вспомогательной
Знакомясь с родителями, учитель проявляет сочувствие к их переживаниям, рассказывает об условиях, целях обучения детей во вспомогательной школе, о внеклассной работе.
Учитель расспрашивает
об интересах и пристрастиях
ребенка, о том, каким образом
можно организовать его
В дальнейшем учитель должен взять за правило при встрече с родителями сообщать им о ребенке только хорошее. Если же нет возможности умолчать о проступках ребенка, следует сделать это очень осторожно, без гнева, подсказать, как можно поправить случившееся. Жалобы учителя на школьника могут привести к нежелательным результатам. Не все родители достаточно критичны, многие склонны в этих случаях считать, что учитель .«придирается» к ребенку, и свое мнение по этому поводу выскажут при нем.