Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:07, курс лекций
1)Предмет и задачи педагогики.
Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.
В трудовом обучении все эти методы могут быть конкретизированы по трем группам - в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические (схема).
22) Виды учебников, учебных пособий и требования к ним.
Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета. Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично. Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:
1) Тексты как главный компонент:
а) тексты-описания;
б) тексты-повествования;
в) тексты-рассуждения.
2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:
1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);
2) собственно иллюстративный материал;
3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели)
К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические..
Дидактические требования.
Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.
Психологические требования.
Учебник, являясь изложением подлинной науки, одновременно должен быть доступным для учащихся, учитывать их возраст, уровень развития их восприятия, памяти, мышления, должен развивать познавательный и практический интерес, потребность в знаниях и практической деятельности. Он должен соответствовать задачам развития познавательных способностей учащихся. Расположение материала на страницах учебника должно учитывать особенности восприятия нового, степень усвоения предыдущего и, главное, заинтересовывать учеников.
Эстетические требования.
Учебник должен быть в меру красочен. Учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать разного рода метафоры, что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Гигиенические требования –
это требования к величине и качеству шрифта, качеству бумаги и др. В последнее время делаются попытки установить даже предельно допустимую массу комплекта школьных учебников. Кроме того, учебник должен содержаться в порядке учащимся, который им пользуется.
23) Формы обучения и их характеристика.
В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.). Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.
Рассмотрим основные структурные элементы, различное сочетание которых характеризует и различные разновидности урока.
Первый элемент урока – организационная часть. Обычно в организационную часть входят приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана работы. Цель организационной части – создать рабочую обстановку на уроке.
Второй элемент урока – проверка письменного домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.
Третий элемент урока – устная проверка знаний учащихся (или опрос), которая обычно проводится разными методами (индивидуальный, фронтальный или комбинированный опрос).
Четвертый элемент урока – введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя, или путем самостоятельной его проработки учащимися.
Пятый элемент урока – задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.
Шестой элемент урока – закрепление нового материала.
Седьмой элемент урока – его окончание, которое должно проходить организованно, так как урок заканчивается лишь по указанию учителя.
Одни уроки включают в себя все элементы, другие – только некоторые, так как тот или иной элемент урока не используется. Различные сочетания элементов, а также особенности учебного предмета и специфика образовательного учреждения создают много разновидностей, типов и видов урока.
24) Сущность и
основные виды контроля
Главная цель контроля как дидактического средства управления обучением - обеспечение его эффективности приведением в систему знаний, умений, навыков учащихся, самостоятельного применения полученных знаний на практике, стимулирование учебной деятельности учащихся, формирования у них стремления к самообразованию.
Контроль знаний учащихся состоит из: проверки - выявление уровня знаний, умений и навыков; оценки - измерение уровня знаний, умений и навыков; учета - фиксирование результатов в виде оценок в классном журнале, дневнике учащегося, ведомостях.
Посредством контроля в процессе обучения розвязують ряд задач: выявление готовности учащихся к восприятию, осознание и усвоение новых знаний, получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения, определение эффективности организационных форм, методов и средств обучения, выявления степени правильности, объема и глубины усвоенных учащимися знаний, умений и навыков. Эти и другие задачи определяют содержание контроля, изменяется с изменением дидактических задач.
Контроль выполняет следующие функции:
а) образовательную (учебную), суть которой в том, что она полезна для всего класса. Слушая содержательный ответ товарища, учащиеся сверяют с ним свои знания, задают вопросы, дополняют ее, что способствует повторению и систематизации знаний всех учащихся. Образовательное значение для учащихся имеет и то, что они слушают дополнения учителем неполных ответов учащихся. Образовательная функция четко проявляется также в том, что ученик, который отвечает перед классом, повторяет изученный материал, выполняет практические задания, закрепляя знания, умения и навыки, лучше осознает учебный материал
б) воспитательную, которая исходит из того, что ожидания проверки побуждает ученика регулярно готовить уроки. Кроме того, проверка и оценка знаний помогают ученику самому оценить свои знания и способности: одни избавляются излишней самоуверенности и самоуспокоенности, другие начинают осознавать свои трудности, третьи начинают чувствовать уверенность в собственных силах. Все это способствует формированию позитивного отношения учащихся к обучению
в) развивающую - в процессе обучения у учащихся развивается логическое мышление, в частности умение анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования и конкретизации, классификации и систематизации, мыслительная деятельность, речь, память, воображение, внимание
г) диагностическую - в процессе контроля проверяют успехи и недостатки в знаниях, умениях и навыках учащихся, устанавливают причины и пути их устранения, определяют меры, направленные на улучшение успеваемости
д) стимулирующую - одобрение успехов ученика способствует развитию у него побудительных мотивов к обучения
е) оценочную - объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся способствует лучшему обучению;
ж) управленческую - на основе контроля определяется состояние успеваемости учащихся, что позволяет предотвратить неуспеваемости или преодолеть ее. В этом случае учитель корректирует и свою собственную деятельность - изменяет методику преподавания, совершенствует учебную деятельность учащихся.
По месту в учебном процессе различают предварительный, текущий, периодический, итоговый виды контроля.
Предварительный контроль осуществляют преимущественно с диагностической целью перед изучением новой темы или в начале урока, семестра для выяснения общего уровня подготовки учащихся по предмету, чтобы наметить организацию их учебно-познавательной деятельности.
Текущий контроль используется в повседневной учебной работе. Он заключается в систематическом наблюдении учителя за учебной деятельностью учащихся на уроке.
Цель такого контроля - получение оперативных данных об уровне знаний учащихся и качество учебной работы на уроке и решение задач.
25) Внеурочные формы обучения.
В последние годы, как показывает статистика, у большинства школьников в режиме дня отмечаются дефицит времени и недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление серьезных изменений в организме. Высокая учебная нагрузка в школе и дома приводит к снижению общей двигательной активности учеников почти на 50 %.
Напряженная умственная работа вызывает значительную перегрузку, создает большое нервно-психическое напряжение, сокращает мышечные усилия, пагубно сказывается на физическом развитии и здоровье школьников. Только организованная физическая деятельность позволит восполнить недостаточность движений в режиме дня у детей и подростков.
Внеурочные формы занятий проводят с целью укрепления или восстановления здоровья, повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, стимулирования активного отдыха. · факультативные занятия: их задача – углубление и расширение знаний в определенной области, развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Право выбора факультатива принадлежит учащимся; состав группы стабильный в течение всего периода освоения темы (проблемы)
К внеурочным формам относят:
· спецсеминары – учебные занятия на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, используемые в целях утверждения мировоззренческих позиций, углубления знаний, формирования оценочных суждений;
· практикумы и учебные практики применяются для выработки практических умений и навыков;
· учебные экскурсии – учебное занятие, проводимое вне школы: на производстве, в музее, в полевых условиях и т. д.;
· дополнительные занятия – групповые или индивидуальные формы учебно-познавательной деятельности учащихся; основные задачи: восполнение пробелов в знаниях, реализация возможности учащихся в выборе индивидуального темпа освоения учебного материала, удовлетворение повышенного интереса к учебному предмету;
· домашняя учебная работа учащихся направлена на формирование навыков самостоятельной работы, закрепление знаний и способов учебно-познавательной деятельности;
· занятия в предметных кружках, учебно-научных объединениях – форма организации познавательной деятельности, направленной на обеспечение индивидуальных познавательных потребностей и интересов учащихся (
26) Одаренные дети и особенности организации их обучения.
Обучаемость – сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от их интеллектуальных способностей (анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и справляться с ними), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели. Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, то есть углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению;
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми;
Признание коллективном педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы образовательного учреждения.
Ускорение обучения
Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих
споров как среди ученых-психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие
горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных
учащихся.
27) Средства обучения и их краткая характеристика.
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.