Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:07, курс лекций

Описание работы

1)Предмет и задачи педагогики.
Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.

Файлы: 1 файл

зачет ответы по вопросам.docx

— 214.56 Кб (Скачать файл)

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

 

2. Под объяснением следует  понимать словесное истолкование  закономерностей, существенных свойств  изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;– безукоризненной логики изложения.

 

3. Беседа – диалогический  метод обучения, при котором учитель  путем постановки тщательно продуманной  системы вопросов подводит учеников  к пониманию нового материала  или проверяет усвоение ими  уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

 

4. Главное назначение учебной  дискуссии в процессе обучения  – стимулирование познавательного  интереса, вовлечение учащихся в  активное обсуждение разных научных  точек зрения по той или  иной проблеме, побуждение их  к осмысливанию различных подходов  к аргументации чужой и своей  позиции. Перед проведением дискуссии  необходима обстоятельная подготовка  учащихся как в содержательном, так и в формальном плане  и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

 

5. Лекция – монологический  способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность  обеспечить законченность и целостность  восприятия школьниками учебного  материала в его логических  опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

 

6. Работа с учебником, книгой  – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

 

49) Основные требования к организации учебного процесса.

Формы организации учебной работы определяются составом обучающихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей.

Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Урок является основной формой организации учебного процесса. Урок как организационная форма создает необходимые условия для соединения обучения и воспитания в единый процесс. На уроке при правильной его организации могут быть реализованы все требования дидактики.

Существуют следующие типы уроков: уроки-лекции, уроки закрепления нового материала, уроки повторения, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки проверки приобретенных знаний, комбинированные уроки. Существуют также нестандартные уроки, цель которых – стимуляция интереса к учению.

Общие требования можно сформулировать так: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; осуществлять развитие учащихся, формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования: воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования: обеспечивать познавательную активность на уроке, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений.

Психологические требования: учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Учитель должен отличаться самообладанием и самоконтролем.

Гигиенические требования: соблюдение температурного режима в классе, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия и монотонности в работе, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств. Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новых достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Педагогике"