Лекции по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:07, курс лекций

Описание работы

1)Предмет и задачи педагогики.
Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.

Файлы: 1 файл

зачет ответы по вопросам.docx

— 214.56 Кб (Скачать файл)

В средневековой школе в целом типичной была индивидуально-групповая форма обучения. Сначала учитель читал материал для восприятия (на латинском языке, конечно), а ученики все вместе повторяли его вслух с целью изучить услышанное наизусть. Там, где ученики владели письмом, они еще и записывали урок на навощеній дощечке. Затем каждый ученик вызывался к доске и должен был повторять изученное без каких-либо задержек.

Рыцарское воспитание получали дети светских феодалов. Его целью было выработать у будущих рыцарей (“господ земли и крестьян“) крепостническую мораль, научить вести себя в “высшем обществе“ и дать военно-физическую подготовку через частые вооруженные столкновения между феодалами.

Городское (или бюргерське) воспитание появилось в связи с ростом городов и развитием торговли в X-XI вв. и появлением нового социального положения - горожан (бюргеров).

Для удовлетворения потребностей в образовании городского населения возник новый тип учебных заведений - городские школы. Эти школы были двух видов. Ремесленники открывали свои цеховые школы, а купцы свои гильдий школы. Постепенно они были превращены в начальные магистратские школы, которые содержались за счет городского самоуправления - магистрата.

Воспитание и образование женщин в эпоху средневековья также имели сословный характер. Девушки знатного происхождения воспитывались в семьях под присмотром матери и специальных воспитательниц, а также в пансионах при женских монастырях. Девушек учили читать, писать, а в пансионах они изучали еще и русский язык, знакомились с библией, приучались к благородных манер.

 

38) Школа и педагогическая  мысль в Европе в эпоху Возрождения  и   Реформации.

Развитие производства и распад феодализма в странах Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв, обусловили расцвет науки, техники, культуры и искусства Этот период называют эпохой Возрождения, характерным признаком которой является гуманизм, что возвышает человека в обществе, борется против ее унижения соответствия. гуманистическая педагогика характеризуется уважением к детям, отрицанием физических наказаний, старайтесь к совершенствованию способностей детей Гуманисты значительное внимание оказывали физическое и эстетическое воспитание детей, изучению родного, греческого и латинского языков, математики, астрономии, механики, природо знавства, географии, литературы, искусства Они считали, что в процессе обучения и воспитания дети должны активно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный процесс нужно в сделать привлекательным для них, широко использовать наглядность, организовывать прогулки, экскурсии и др. Обучение должно происходить на родном языке Женщины имеют право учиться в разных типах школ.

Борьба против католицизма способствовала не только возникновению и распространению различных протестантских школ, но и иезуитских школ, которые пропагандировали католицизм Орден иезуитов, созданный 1540 г испанским религиозным фан Натик Игнатия Лойолы (1491-1546), выбрал орудием борьбы против прогресса, науки и свободной мысли исповедь, проповедь и школу иезуитов не интересовала образование масс, средние школы-коллегиума они создавали для детей феодальной знати Воспитание в них предусматривало укрепление влияния католической церкви Эти школы были хорошо оснащенными, в них использовали принцип наглядности, доминировали мягкая (снаружи) дисциплина лицемерно ласковое обращение с детьми, излагались широкие общеобразовательные знания Во многом это было новым для тогдашних образование и воспитание. Дети в этих учреждениях были лишены свободы мысли, им были чужды такие моральные качества, как гуманизм, честь, патриотизм В борьбе с врагами церкви иезуиты считали пригодными любые средства.

39) Я.А. Коменский  – основоположник научной педагогики.

Ян Амо́с Ко́менский— 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность.

Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

 

40) Педагогическая  система К.Д.Ушинского.

Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ,  основоположник  научной

педагогики в России. Литературно-педагогическая  и  практическая  деятельность  Ушинского

принесла ему славу лучшего  педагога.  Разносторонне  и  высокообразованный

педагог,  К.  Д.  Ушинский  построил  педагогическую  систему   на   основе

достижений  современной   ему   науки,   уделил   серьезное   внимание   ее

материалистическому направлению.

   К. Д. Ушинский —  один из создателей  общественной  педагогики,  ставившей

целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами  связанного

с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.

   Огромный вклад  внес К. Д. Ушинский в  разработку  педагогических  проблем

физического,  трудового,  нравственного,  патриотического  и  эстетического

воспитания. В педагогической системе К.  Д.  Ушинского  значительное  место  занимало

учение о  содержании  школьного  обучения,  проблемы  соотношения  науки  и

учебного предмета. Он  глубоко  раскрыл  педагогическое  значение  принципа

наглядности, его роль  в  развития  умственных  сил  ребенка.  Дидактика  и

методика К. Д. Ушинского были  направлены  против  зубрежки  и  схоластики,

против пассивности детей в обучении.  Он  предложил  новый,  более  широкий

учебный план для народной школы, в  центр  которого  был  поставлен  родной

язык..

К. Д. Ушинский  глубоко  изучал  опыт  европейской  начальной  школы,  ее

организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал  и

признавал, что свой курс элементарного  обучения  Россия  должна  построить

сама  в  силу  своеобразия  ее  исторических  особенностей   и   социально-

политических условий. По своим философским  и  психологическим  взглядам  К.  Д.  Ушинский  был

реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь,  к  какому  лагерю

мыслителей  принадлежит  тот  или  иной  факт  —   единственное   основание

истинности. Все, что изучено  путем  опыта,  точных  методов  исследования,

может служить предметом науки,  считал  он.  В  основе  науки  лежит  закон

причинности. Вера  в  личную  свободу  человека  составляет  основу  всякой

практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной  какой-либо

цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика  (теория  воспитания)  не

наука, так как воспитание основано на  свободе  человека  и  направлено  на

будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся  на  знание  человека  «во

всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне  трудно  находить

правильные пути воспитания.

 

41) Воспитание, школа и педагогическая мысль в Киевской Руси.

В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:

- киевский (X—XIII вв.);

- московский (XIV—XVII вв.).

На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татар­ского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями. В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригинальной концепцией воспитания человека. Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребованной.

Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению. Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вынуждена мириться с этим явлением.

 Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия». С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к XVII в. обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отра­жающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания.

 

 

 

42) Воспитание у  восточных славян.

практика воспитания, типичная для феодального общества, начала складываться у восточных славян в VI–IX вв. В это время в Среднем Поднепровье возник союз племен, на базе которого в IX в. сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве

Благодаря археологическим открытиям последних десятилетий, работам историков, этнографов, фольклористов и лингвистов стало возможно значительно полнее, чем ранее, реконструировать различные стороны жизни восточных славян в VI–IX вв., в том числе основные черты и особенности воспитания детей и подростков.

Информация о работе Лекции по "Педагогике"