Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:07, курс лекций
1)Предмет и задачи педагогики.
Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.
В средневековой школе в целом типичной была индивидуально-групповая форма обучения. Сначала учитель читал материал для восприятия (на латинском языке, конечно), а ученики все вместе повторяли его вслух с целью изучить услышанное наизусть. Там, где ученики владели письмом, они еще и записывали урок на навощеній дощечке. Затем каждый ученик вызывался к доске и должен был повторять изученное без каких-либо задержек.
Рыцарское воспитание получали дети светских феодалов. Его целью было выработать у будущих рыцарей (“господ земли и крестьян“) крепостническую мораль, научить вести себя в “высшем обществе“ и дать военно-физическую подготовку через частые вооруженные столкновения между феодалами.
Городское (или бюргерське) воспитание появилось в связи с ростом городов и развитием торговли в X-XI вв. и появлением нового социального положения - горожан (бюргеров).
Для удовлетворения потребностей в образовании городского населения возник новый тип учебных заведений - городские школы. Эти школы были двух видов. Ремесленники открывали свои цеховые школы, а купцы свои гильдий школы. Постепенно они были превращены в начальные магистратские школы, которые содержались за счет городского самоуправления - магистрата.
Воспитание и образование женщин в эпоху средневековья также имели сословный характер. Девушки знатного происхождения воспитывались в семьях под присмотром матери и специальных воспитательниц, а также в пансионах при женских монастырях. Девушек учили читать, писать, а в пансионах они изучали еще и русский язык, знакомились с библией, приучались к благородных манер.
38) Школа и педагогическая
мысль в Европе в эпоху
Развитие производства и распад феодализма в странах Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв, обусловили расцвет науки, техники, культуры и искусства Этот период называют эпохой Возрождения, характерным признаком которой является гуманизм, что возвышает человека в обществе, борется против ее унижения соответствия. гуманистическая педагогика характеризуется уважением к детям, отрицанием физических наказаний, старайтесь к совершенствованию способностей детей Гуманисты значительное внимание оказывали физическое и эстетическое воспитание детей, изучению родного, греческого и латинского языков, математики, астрономии, механики, природо знавства, географии, литературы, искусства Они считали, что в процессе обучения и воспитания дети должны активно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир, а потому учебно-воспитательный процесс нужно в сделать привлекательным для них, широко использовать наглядность, организовывать прогулки, экскурсии и др. Обучение должно происходить на родном языке Женщины имеют право учиться в разных типах школ.
Борьба против католицизма способствовала не только возникновению и распространению различных протестантских школ, но и иезуитских школ, которые пропагандировали католицизм Орден иезуитов, созданный 1540 г испанским религиозным фан Натик Игнатия Лойолы (1491-1546), выбрал орудием борьбы против прогресса, науки и свободной мысли исповедь, проповедь и школу иезуитов не интересовала образование масс, средние школы-коллегиума они создавали для детей феодальной знати Воспитание в них предусматривало укрепление влияния католической церкви Эти школы были хорошо оснащенными, в них использовали принцип наглядности, доминировали мягкая (снаружи) дисциплина лицемерно ласковое обращение с детьми, излагались широкие общеобразовательные знания Во многом это было новым для тогдашних образование и воспитание. Дети в этих учреждениях были лишены свободы мысли, им были чужды такие моральные качества, как гуманизм, честь, патриотизм В борьбе с врагами церкви иезуиты считали пригодными любые средства.
39) Я.А. Коменский
– основоположник научной
Ян Амо́с Ко́менский— 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы. Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле. Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.
Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.
Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.
В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность.
Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.
Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.
40) Педагогическая система К.Д.Ушинского.
Константин Дмитриевич Ушинский - Педагог-демократ, основоположник научной
педагогики в России. Литературно-педагогическая и практическая деятельность Ушинского
принесла ему славу лучшего педагога. Разносторонне и высокообразованный
педагог, К. Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе
достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее
материалистическому направлению.
К. Д. Ушинский — один из создателей общественной педагогики, ставившей
целью воспитание человека — гражданина-демократа, тесными узами связанного
с трудящимися массами, с народной, демократической культурой.
Огромный вклад внес К. Д. Ушинский в разработку педагогических проблем
физического, трудового, нравственного, патриотического и эстетического
воспитания. В педагогической системе К. Д. Ушинского значительное место занимало
учение о содержании школьного обучения, проблемы соотношения науки и
учебного предмета. Он глубоко раскрыл педагогическое значение принципа
наглядности, его роль в развития умственных сил ребенка. Дидактика и
методика К. Д. Ушинского были направлены против зубрежки и схоластики,
против пассивности детей в обучении. Он предложил новый, более широкий
учебный план для народной школы, в центр которого был поставлен родной
язык..
К. Д. Ушинский глубоко изучал опыт европейской начальной школы, ее
организацию, программы и методики преподавания. Однако он хорошо понимал и
признавал, что свой курс элементарного обучения Россия должна построить
сама в силу своеобразия ее исторических особенностей и социально-
политических условий. По своим философским и психологическим взглядам К. Д. Ушинский был
реалистом, отбирал то, что считал истинным, не считаясь, к какому лагерю
мыслителей принадлежит тот или иной факт — единственное основание
истинности. Все, что изучено путем опыта, точных методов исследования,
может служить предметом науки, считал он. В основе науки лежит закон
причинности. Вера в личную свободу человека составляет основу всякой
практической деятельности, направленной на будущее, подчиненной какой-либо
цели. Отсюда Ушинский делал вывод, что педагогика (теория воспитания) не
наука, так как воспитание основано на свободе человека и направлено на
будущее. Педагогика — это искусство, опирающееся на знание человека «во
всех отношениях». Без изучения психологии педагогу крайне трудно находить
правильные пути воспитания.
41) Воспитание, школа и педагогическая мысль в Киевской Руси.
В истории педагогики принято выделять два этапа развития воспитания в России до эпохи Петра Великого:
- киевский (X—XIII вв.);
- московский (XIV—XVII вв.).
На рубеже VIII—IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, просуществовавшее до монголо-татарского нашествия (XIII—XV вв.). Был образован мощный политический союз, объединивший под властью киевских князей многочисленные славянские племена от Карпат до Урала, между Черным и Белым морями. В Древней Руси система образования имела свои особенности. В киевский период произошло становление древнерусской народности и государственности, в качестве официальной религии принимается православие (988), что наложило свой отпечаток на воспитание и образование. Выбор веры в пользу православия определил и выбор характера образования. Византийское влияние способствовало расцвету школьного дела в Киевской Руси, хотя Русь переняла от Византии образец монастырской образованности, негативно относящейся к светским знаниям. И так как то был период расцвета Византии, то смешение славянской языческой культуры со зрелым восточным христианством дало любопытный сплав древнерусского православия с оригинальной концепцией воспитания человека. Разделение Церкви на православную и католическую (1054) способствовало росту враждебного, настороженного отношения к католицизму, перенесенного и на западноевропейскую культуру. Как следствие, в Московской Руси она оказалась невостребованной.
Главным очагом воспитания и обучения была семья. Воспитание осуществлялось с раннего детства в соответствии со сложившимися в каждом сословии традициями. Начальное образование получали либо в семье, либо обучаясь индивидуально у грамотного лица. Церковь контролировала домашнее воспитание. Как правило, в богатые семьи в качестве домашних учителей приглашались священники. Важнейшей стороной воспитания ребенка было его приобщение к православию. Основы христианского вероучения распространялись в народе устным путем или через деятельность духовенства. Родители должны были воспитывать детей в строгости и «страхе Божием». Дети с ранних лет участвовали в церковных обрядах. Педагогические усилия направлялись на нравственное и духовное совершенствование человека. Дети простых людей в семье приучались к сельскохозяйственному труду, работе по дому. Их отдавали к мастерам учиться ремеслу. Нередко наряду с ремеслом их обучали чтению, письму, церковному пению. Начальное обучение осуществляли также мастера грамоты, которые занимались обучением детей, часто совмещая педагогическую деятельность с другой профессией. Учителями грамоты были монахи, принадлежащие к низшему духовенству (дьячки, певчие), а также светские лица. Грамоте обучали следующим образом: сначала учили писать и произносить буквы, затем читать молитвы по Псалтырю. Тексты псалмов и молитв не только читались, но заучивались наизусть и пелись. На занятиях по математике изучали нумерацию, удвоение, раздвоение и четыре арифметических действия. Мастера грамоты появились в Киевском государстве в XII в., однако наибольшее распространение данная практика обучения получила в XIII—XIV вв. Церковь настороженно относилась к мастерам грамоты, однако была вынуждена мириться с этим явлением.
Педагогическая мысль средневековой Руси была направлена на проблемы воспитания. Сведения о воспитании, его направленности и средствах содержатся в ряде письменных памятников XIV—XVI вв. — «Пчела», «Домострой», «Послание Геннадия». С возникновением школ формируется учительство как особая социально-профессиональная группа (уже к XVII в. обучение грамоте становится ремеслом), появляются сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания.
42) Воспитание у восточных славян.
практика воспитания, типичная для феодального общества, начала складываться у восточных славян в VI–IX вв. В это время в Среднем Поднепровье возник союз племен, на базе которого в IX в. сформировалось Древнерусское государство с центром в Киеве
Благодаря археологическим открытиям последних десятилетий, работам историков, этнографов, фольклористов и лингвистов стало возможно значительно полнее, чем ранее, реконструировать различные стороны жизни восточных славян в VI–IX вв., в том числе основные черты и особенности воспитания детей и подростков.