Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:07, курс лекций
1)Предмет и задачи педагогики.
Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В педагогике имеется единой общепризнанной классификации средств обучения Различные авторы предлагают свои принципы их группировки Например, современный польский педагог В Оконь (1968) различает средства на авчання согласно нарастания возможности заменять действия учителя и автоматизировать действия ученика На основе этого он выделилмив простые средства обучения есть словесные (учебники, учебные пособия и др.) и визуальные (реальные предметы, модели, картины), и сложные средства а именно: механические визуальные устройства (диаскопии, кодоскоп, микроскоп и др.); аудиосредства (проигрыватель * магнитофон, радио); аудиовизуальные средства (звуковой фильм, телевидение, видео) средства, автомати зывают процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).
28) Развитие, воспитание и формирование личности.
Процесс развития и формирования личности
Человек рождается как индивид, как субъект общества, с присущими ей природными задатками, формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целенаправленному воспитанию
Личность - человек социальный индивид, сочетающий в себе черты общечеловеческого, общественно значимого и индивидуально-неповторимого
Это понятие выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохи, культуры, традиций есть личность обнаруживает себя только в общественных отношениях
Свойственные личности неповторимые черты и особенности выражают ее индивидуальность
Индивидуальность - целостная характеристика отдельного человека, ее оригинальность, самобытность психического склада. Не каждый индивид является индивидуальностью Для этого ему необходимо стать личностью Это происходит в процессе развития личности - становление и формирование ее под влиянием внешних и внутренних, управляемых них и неуправляемых факторов, среди которых ведущую роль играют целенаправленное воспитание и обучение Развитие человека нельзя сводить только к усвоению, простого накопления ней знаний, умений и навыков из различных областей науки и практической деятельности Он заключается прежде всего в качественных изменениях психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых возможностей памяти, воспринимается, представления, мышления, воли, характера и т.д., в формировании новых качеств личности Все эти Психические процессы является необходимым условием формирования личности - становление человека как социального существа влияния среды и воспитания на внутренние силы развития. Развитие личности зависит от наследственности, среды и воспитания Его источником и внутренним содержанием являются разнообразные внутренние и внешние противоречия Они проявляются в психических процессах подниму ения и торможения, в эмоциональной сфере - в ощущениях удовольствия и неудовольствия, радости и горя.
29) Понятие цели воспитания. Основные задачи воспитания.
В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Влияние воспитания на развитие личности
Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.
Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.
Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.
Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности.
Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачи физического воспитания:
укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности.
Политехническое воспитание
Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания — формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Эстетическое воспитание
Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.
Задачи эстетического воспитания;
формирование эстетических знаний и идеала;
воспитание эстетической культуры;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств;
приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.
Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:
формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.
30) Характеристика принципов воспитания.
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.
Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса — ориентация на ценностные отношения. — постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога
• второй принцип воспитания — принцип субъектности — педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое "Я" с связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: "Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?" )
• Третий принцип воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гласит — принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, как он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух "Нельзя" — "нельзя посягать на другого человека" и "нельзя не работать, не развивать себя" — эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.
31) Понятие о методах и приемах воспитания.
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. При определении этого понятия следует исходить из того, что воспитание осуществляется только в деятельности и общении. При этом проявляется активность учащихся, формируются и реализуются потребности и мотивы их поведения. В отечественной педагогике первым высказал мнение о деятельности как средстве воспитания К.Д. Ушинский. Он утверждал, что личность формируют 4 «деятеля», оказывающие влияние на ее сознание, чувства и поведение. Такими «деятелями» Ушинский считал игру, труд, учение и общение.
Под средствами воспитания следует понимать учебно-познавательную и различные виды внеучебной деятельности (морально-этическую, экологическую, гражданско-патриотическую, трудовую, общественно-полезную и т.д.), а также наглядные пособия, которые используются в процессе применения того или иного метода воспитания. Например, средствами метода убеждения выступают разъяснительные беседы на уроках и во внеурочное время, классные часы, диспуты, викторины, просмотр и обсуждение кино- и видеофильмов, встречи с известными людьми и т.д.
Приёмы воспитания – это частное проявление метода воспитания; они подчиняются методам воспитания и входят в их структуру. Например, приёмами использования метода убеждения являются музыкальное сопровождение беседы с целью создания определенного эмоционального настроя у учащихся; приёмом метода осуждения может служить обращение к нему учителя на Вы.
Методы, приёмы и средства воспитания получают свою логическую и конструкционную завершенность в организационных формах (формах организации воспитания). Методы воспитания, как отмечалось выше, отражают внутреннюю процессуально-инструментальную сторону воспитания, а организационные формы воспитания представляют собой внешнюю сторону процесса воспитания, которая характеризуется определенным пространственным и временным режимом, оригинальностью конструкций, последовательностью этапов, определенным содержание и функциональной спецификой. Например, формами воспитания являются классные часы, информационные часы, конкурсы, викторины, читательские конференции, художественно-эстетические экскурсии и т.д.
Академии И.Ф. Харламов сформулировал общие методы воспитания, устанавливая их определенную привязку к формированию соответствующих компонентов личностных качеств – потребностно-мотивационному, интеллектуально-чувственному и поведенческо-волевому. В соответствии с этим он подразделил методы воспитания на основные и вспомогательные:
-----основные-----
1. Метод убеждения
2. Метод положительного примера
3. Метод упражнения
-----Вспомогательно-
4. Метод одобрения
5. Метод осуждения
6. Метод требования
7. Метод контроля
8. Метод переключения на др. виды деятельности
В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи РБ в качестве ведущего на современном этапе метода воспитания указывается метод воспитывающих ситуаций суть которого заключается в формировании обстановки системы отношений, которые вынуждали бы ребенка или коллектив совершить определенный поступок, делали бы неизбежным определенное поведение воспитанника (воспитанников).
32) Воспитание
дисциплины и культуры
Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо познакомить детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.