Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 13:07, курс лекций
1)Предмет и задачи педагогики.
Предмет — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фиксируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания.
Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигиену, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями. Культура речи — это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка.
Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль, соблюдать личную гигиену, из умения управлять своими жестами, мимикой, походкой, движениями. Культура речи — это умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения — воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства, умение вести себя за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, сложившихся в школе и семье.
33) Классификация
методов воспитания и их
Методы воспитания — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств [И. П. Подласый]. А. С. Макаренко считал их «инструментами прикосновения к личности». Методы воспитания проявляют свое содержание через:
· непосредственное влияние воспитателя на воспитанника (посредством убеждения, нравоучения, требования и пр.);
· создание специальных условий, ситуаций и обстоятельств, которые вынуждают воспитанника поступать определенным образом;
· общественное мнение референтной группы, или авторитетного для воспитанника человека, средства массовой информации;
· совместную деятельность воспитателя и воспитанников, общение, игру;
· процессы обучения и самообразования;
· погружение в мир народных традиций, фольклорного творчества, чтение художественной литературы.Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Следует помнить, что не существует плохого или хорошего метода воспитания.
Эффективность воспитательного процесса во многом определяется последовательностью и логикой применения совокупности методов.Приучение как метод воспитания предполагает культивирование воспитанника способности к организованным действиям и разумном; поведению как условию становления основ нравственности и устойчив форм поведения. Использование данного метода предполагает демонстрацию воспитателем образца или процесса правильного выполнения действий. Приучение достигается через систему упражнений. Данный метод; способствует самоорганизации воспитанника и проникает во все стороны жизни: учение, труд, отдых, игру.
Пример как метод воспитания заключается в убедительном образце для подражания. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальнюю перспектив стремлений воспитанника быть похожим на идеальный образ или одолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то свойственных негативному образу. В процессе воспитания сила как положительных, так и отрицательных примеров одинаково действенна.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирования новых. Виды поощрений могут быть самыми разнообразным одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, поцелуй близкого, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Методические приемы - это конкретное проявление определенного метода воспитания на практике. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. В конкретной ситуации взаимосвязь между методами носит диалектичный и неоднозначный характер. Например, убеждая воспитанника, воспитатель может использовать в качестве дополнительных аргументов примеры, создавать специальные ситуации воздействия на чувства, сознание, волю ребенка. В то же время убеждение может рассматриваться как прием, когда воспитатель приучает ребенка к выполнению режима работы и отдыха.
34) Совместная воспитательная работа школы, семьи и общественности.
Семья является естественной
средой первичной социализации ребенка,
источником ее материальной и эмоциональной
поддержки, средством сохранения и передачи
культурных ценностей от поколения к поколению
С появлением детей на свет семья призвана
готовить ее к жизни и практической деятельности,
обеспечить рациональную организацию
его жизни, помочь усвоить положительный
опыт старших поколений, приобрести собственного
опыта поведения и деятельности Поскольку
целью воспитания подрастающего поколения
является формирование всесторонне развитой
личности, семья, как и школа, осуществляет
моральное, умственное, трудовое, эстетическое
и физическое воспитание.Духовно-
35) Педагогика древнего мира.
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5 тысячелетию до н. э.
В древнейших государствах, пришедших нацмену архаичным союзам племен, воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху в древних цивилизациях Востока сохранялись и видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены уже в таких литературных памятниках Древнего Востока, как Законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 до н. э.), книга Притчей иудейского царя Соломона (начало 1 -го тысячелетия до н. э.), индийская Бхагавадгита (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.
Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека, т.е. утратило свой единообразный характер. Оно все более отрывалось от непосредственных интересов и потребностей детей, постепенно превратившись в подготовку к будущей взрослой жизни. Это, с одной стороны, усилило оппозицию детей миру взрослых, а с другой - воспитание стало принимать более жесткий, авторитарный характер.
Возникновение и развитие письменности - важный фактор и спутник генезиса школы. При переходе от пиктографического письма к логографии, передававшей не только общий смысл речи, но и членение на отдельные выражения и слова (египетские и китайские иероглифы, шумерская клинопись), письмо становится технически более сложным и требует специального обучения.
Начавшееся на исходе первобытной истории отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности - учителя.Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались в логике эволюции конкретно-исторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной страте. Отсюда и упование на жесткие формы и методы воспитания.Закономерно, что своим возникновением первые учебные заведения обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения Вместе с тем в конечном счете возникновение школ отвечало определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества.
36) Воспитание и обучение в Древней Греции и Древнем Риме
В Древней Греции, которую образовывали небольшие рабовладельческие города-государства, оригинальные системы воспитания существовали в Спарте - главном городе Лаконии, и в Афинах - главном городе Аттики, которые виховува али детей состоятельного полноправного населения в духе пренебрежительного отношения к физическому труду и к людям труда (неполноправного населения и рабов.
В Спарте воспитание имело военно-физический характер Его главной задачей была подготовка мужественного, физически развитого, здорового, закаленного и выносливого воина - защитника земельного аристократ тии Воспитание было государственным и строго контролировалось с первых дней рождения ребенка: новорожденных осматривали в специальном месте (лесхи) и возвращали родителям только здоровых детей С семи лет мальчик в, которые до этого жили дома, отдавали в государственные учебно-воспитательные заведения (агелы), в которых они находились до 18 лет под присмотром воспитателей-педономив В агелах воспитанников приучали сносить голод, хо лод и жару Они спали на земляном полу, получали в год только один плащ, плохо питались Почти все время их тренировали с прыжков, бега, метание копья и диска, борьбы, а на досуге они р озважалися военными играми, учились петь и играть на музыкальных инструментах Воспитанники участвовали в ночных облавах на рабов (криптиях) С 15-летнего возраста юноши имели право носить оружие и принимали учас во в криптиях Каждый год обучения завершался публичными испытаниями - Агонагонами.умственного воспитания детей и молодежи в Спарте уделяли мало внимания Все усилия были направлены на воспитание беспрекословного послушания, выносливости, умения преодолевать трудности и невзгоды Взрослые, видвидува али агелы, проводили с воспитанниками беседы о государственных законы и порядки, о стойкости и мужестве предков, моральные качества спартиатовів.
Юношей 18-20 лет объединяли в группы эфебов, в которых они отбывали воинскую службу Девушки также проходили военно-физическую подготовку, чтобы вместе со взрослыми женщинами во время военных походов мужска икив держать в повиновении рабов и охранять город-государству.
рабов в Спарте, как и во всей Древней Греции, считали \"орудием, умеет говорить\" Они были лишены всех прав, в том числе и на образование. До семи лет мальчиков и девочек воспитывали в семье Следовательно мальчиков обучали в школах, а девочки получали домашнее, семейное воспитание под присмотром матерей или других женщин Воспитание
девушек было ограничения Эжен и замкнутым, они находились преимущественно в отдельных частях жилых помещений (гинекея) Школы были платными, а потому не для всех доступным Обучение детей из состоятельных семей заключалась в сочетании и умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания; трудового воспитания детей не существовало, поскольку физический труд считался обязательным только для рабиабів.
Мальчики 7-14 лет учились в частных школах граматистив и кифаристив (музыки) Занятия проводили учителя, которых называли дидаскала (греч didaskalos - учу) Учеников в школе и домой сопро али рабы-пе-дагогы В школах граматистив учили писать, читать и считать; писали на восковых дощечках палочкой (стилем), считали на пальцах, камнях и счетах В школах кифаристив учеников, кроме элементов тарной грамоты, учили петь, играть на музыкальных инструментах, декламировать отрывки из \"Одиссеи\", \"Илиады\" и других художественных произведении та інших художніх творів.
Афинская система воспитания несколько отличалась от спартанской Здесь воспитания мало индивидуальный характер Афины стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития Целью вых сокрытия была гармонично развитая, совершенная внутренне и внешне личностьсть.
Юноши 17-18 лет из семей самых аристократов воспитывались в гимнасиях (гимназиях), в которых они изучали философию, политику, литературу и занимались гимнастикой Юноши 18-20 лет готовились к военной службы (овладевали навыками владения оружием, изучали морское дело, фортификацию, военные уставы, законы государства).
В середине I века до н.э платы грамматические и риторских школы было преобразовано в государственные Если в Древней Греции наблюдалась тенденция перехода от государственного воспитания к частному, то в Древнем Ри ими происходил обратный процесс Империя, слишком разрослась территориально, нуждалась огромного количества преданных ей чиновников Задача их подготовки предстали перед школами высшего типа - граматич ной и риторической Элементарная школа теперь должна была воспитывать верноподданных граждан Учителя, став служащими, получали государственное жалованиеу платню.
37) Особенности
образовательно-воспитательной
Эпоха европейского средневековья охватывает временной период V-нач. XVI ст. От времен Римской империи она унаследовала христианскую религию в ее западном разнообразии известном как католицизм (с 1054 г.). Христианская церковь стала главной идеологической силой, которая определяла весь развитие культуры и образования в эту эпоху.
В основу религиозной идеологии было положено разработанную церковью аскетическую доктрину, которая учила безразлично относиться к мирских благ и проявлять покорность земным властям. Человек рассматривался как существо греховное, которая обязана молитвами и праведной жизнью искупить первородный грех.
Церковь категорически отрицала почти все наследие античной культуры, кроме латинского языка. Латинский язык стал языком тогдашней европейской образованности. Этой языке велось богослужения в католической церкви, она же была и языком науки. Ею были написаны основные произведения церковной литературы, в частности богослужебные книги. Латинский язык, мертва и непонятная для учеников, стала на долгое время языком обучения в средневековой школе.
В эпоху, что рассматривается, в Западной Европе сложились следующие основные типы воспитания и образования: церковное, рыцарское, бюргерське и практическое. Отдельным было воспитание женщин.
Церковное воспитание - основной тип средневекового воспитания. Оно осуществлялось в христианских семьях и главным образом в церковных школах, которые тогда были самыми распространенными.