Личность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения сущности категории « познавательный интерес».
2. Проследить роль творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
3. Определить методические возможности использования творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.

Файлы: 1 файл

Познавательный интерес.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Но не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится вся конкретная информация, содержащая цифровые и качественные данные; факты, которые нельзя «открыть». Не проблемны все задачи, решаемые по образцу, по алгоритму, по известному способу.

К слабым сторонам проблемного  обучения следует отнести значительно  большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную  эффективность их при решении  задач формирования практических умений и навыков, особенно трудового характера, где показ и подражание имеют большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителем, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников.

В последнее время  учителя начальных классов довольно часто при изучении математики создают  на уроках проблемные ситуации. Однако, в таких условиях самостоятельно усваивают знания в основном сильные учащиеся, остальные получают их в готовом виде от своих товарищей. Таким образом, несмотря на то, что организация проблемных ситуаций в целом дает повышение эффективности обучения, она не активизирует умственную деятельность большинства учащихся.

Поэтому при организации  проблемного обучения были сформулированы задачи на четырех уровнях проблемности. Уровни проблемности отличаются степенью обобщенности задачи, предложений учащимся для решения, и степенью помощи, подсказки со стороны учителя. Четыре уровня проблемности:

- самый высокий;

- высокий;

- средний;

- низкий.

По сути дела представляют собой несколько вариантов одного и того же задания. Начиная с самого высокого уровня проблемности и постепенно снижая трудность задания, учитель помогает каждому ученику решить проблему, корректируя ход решения проблемы каждым учеником.

Сущность уровней проблемности заключается в следующем. Проблемная задача, сформулированная на самом  высоком уровне, не содержит подсказки; на высоком уровне содержит одну подсказку; на среднем уровне - две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу.

 

 

 

3.4. Формирование познавательного интереса младших школьников путем проведения интегрированных уроков

На интегрированном  уроке используют информацию многих предметов.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей  структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов.

В истории педагогики России 20 века можно выделить три  этапа внедрения интеграции в  учебные процессы.

Первый этап - связан с  периодом 20 - х - начала 30 - х годов. В это время в школы активно внедряется комплексное обучение, предполагающее интеграцию разнопредметных знаний в процессе решения конкретных жизненно - важных проблем.

Второй этап - период 50 - 70 годов - комплексный интегрированный  подход отходит от общеобразовательных школ на второй план, чаще всего на дополнительное обручение. В школе утверждается предметное обучение. Большое внимание уделяется межпредметным связям, развиваются принципы обучения и содержание образования. Межпредметные связи выделяются в дидактический принцип педагогики [28, 103].

Третий этап - только в  середине 70 - х г произошел существенный сдвиг в данном направлении, который  в области художественной педагогики наиболее активно отразился в  исследованиях ученых НИИ художественного воспитания (ныне Института художественного образования). В 80-е годы проблема интеграции в педагогике переживает новый подъем. Всплеск теоретических исследований в данном направлении отразился на всех направлениях образовательной системы.

Успех обучения во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих развивать способности младших школьников быстро и точно воспроизводить в памяти, ранее усвоенные знания. В формировании этой способности межпредметным связям принадлежит важная роль.

Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые знания вступают в многообразные  связи (ассоциации) с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и  опыта.

Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Способность памяти запоминать новое на основе ранее известного не должна ограничиваться лишь внутрипредметными связями, межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков изобразительного искусства  с уроками развития речи, которые  должны обеспечить развитие комплекса  речевых умений и художественных способностей у учащихся.

В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи  с изобразительным искусством в  процессе приобщения школьника к  речевой культуре. В целях более  глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко распространен в практике [28, 90].

Активизация взаимосвязи  с изобразительным искусством и  использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи позволяет:

- формировать высокую  языковую культуру и внутренне  единое художественно - эстетическое  сознание;

- формировать творческий  подход к языковому образованию;

- глубоко понимать  изучаемое;

- устанавливать органическую связь между искусством слова и изобразительным искусством и более основательно понимать особенности каждого из них.

Таким образом, именно в  условиях взаимосвязи языкового  обучения и

художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».

Для того чтобы с наименьшими  затратами времени включать учащихся в активное восприятие знаний с помощью  межпредметных связей, следует овладеть несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и вопросы на межпредметной основе, а также другие общепринятые методы обучения.

Методический прием  напоминание (припоминание) строится на основе как внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости, целенаправленности и сосредоточенности внимания.

Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее  усвоенные знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому  наиболее экономным путем воспроизведения  знаний смежных предметов является напоминание учителем того, что уже известно учащимся.

В повседневной практике различные методические приемы по использованию  межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового материала, особенно методом беседы. И это  вполне естественно потому, что беседа -- такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний.

В результате проведенного эксперимента и наблюдения можно сделать такие выводы: для развития у ребенка познавательного интереса необходимы различные подходы, способствующие созданию условий для реализации у учащихся своих задатков.

Благодаря проведению дидактических  игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану.

В этих условиях у детей  развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами  его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения.

После проведенного эксперимента, связанного с использованием творческих заданий на уроках русского языка  у учащихся повысился интерес  к этому предмету. Нужно также отметить проявление самостоятельности, которая, применительно к русскому языку, проявляется в выборе языковых средств и приёмов для достижения поставленной цели, в самостоятельном определении последовательности изложения того или иного материала, в умении логически обрабатывать материал, самостоятельно сравнивать, сопоставлять и обобщать его, классифицировать по тем или иным признакам, высказывать своё отношение к описываемым явлениям и событиям, давать собственную оценку какой - либо работы, если это требуется по заданию и т.п.

Использование игр и  игровых приемов на уроках обусловлено  тем, что в начальных классах  у детей доминирует игровая деятельность, поэтому занимательные задания  удовлетворяют потребности школьников, а методика их проведения соответствует возрастным особенностям учеников.

Во время проведения игр на уроках заметно, что игры формируют способность детей к речевому общению, обеспечивают естественную необходимость многократного повторения языкового материала, возникает атмосфера радости, способствующая снятию барьера страха, неловкости, стеснительности. При организации игры разрабатываются такие правила, которые отвечают учебной задаче и в тоже время создают у ребенка иллюзию свободы.

За счет этого, несомненно, возрастает уровень активности ребят на уроке, что ведет к более высокой успеваемости и твердым знаниям этого предмета.

В результате создания проблемных ситуаций на уроках математики я увидела, что организация такой технологии действительно способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задуматься, искать выход из проблемной ситуации, ситуации затруднения), самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора решения), развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартного решения).

Проблемное обучение обеспечивает более полное усвоение знаний, развивает аналитическое  мышление, способствует сделать учебную  деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях, оно ориентирует на комплексное использование знаний.

В процессе моего исследования эффективности и целесообразности проведения интегрированных уроков в начальной школе я пришла к выводу: необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления. Обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее услышанные знания, для лучшего запоминания нового материала.

Благодаря проведению интегрированных уроков у учащихся развивается комплекс речевых умений и художественных способностей, активизируется процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации, повышается познавательный интерес каждого обучаемого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по третьей  главе

Понятие «творчества» включает в себя два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, творчество - это деятельность по созданию продукта, получению нового результата, во - вторых, это процесс достижения результата, в котором реализуются потребности и способности, происходит саморазвитие личности. Опыт творческой деятельности младших школьников рассматривается в двуедином качестве: как процесс и как результат деятельности, обеспечивающий включение учащихся в создание субъективно нового на основе применения усвоенных знаний, практических умений и актуализации личностных функций в различных ситуациях.

Таким образом, в процессе выполнения творческих упражнений учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих упражнений характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.

Информация о работе Личность младших школьников