Личность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения сущности категории « познавательный интерес».
2. Проследить роль творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
3. Определить методические возможности использования творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.

Файлы: 1 файл

Познавательный интерес.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

     - развивать умение распознавать слова по вопросам и значению, правильно употреблять их в речи;

    - развивать умение правильно употреблять слова в речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II.  АОЗ:

1. Проверка домашнего задания.

- Назовите подлежащее и сказуемое в первом и третьем предложениях.

2. Минутка чистописания.

  • На минутке чистописания будем составлять и писать разные 
    цепочки из букв, которые являются орфограммами прилагательных.

На какие  вопросы отвечают прилагательные

  • Что они обозначают?
  • Найдите прилагательные среди данных слов, назовите орфо 
    граммы и подчеркните их.

Дети называют и подчеркивают орфограммы, обосновывая свой ответ. (Весёлый, радостный.)

вот     тео     оте ...

- Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите 
строчку до конца.

3. Постановка  цели:

- Я буду показывать  картинки, а вы их называйте. (карандаш, картина, сорока, береза)

-  Что вы употребляли,  чтобы назвать эти предметы? (слова)

- Так о чем же  мы сегодня будем говорить? ( о  слове)

   III. Закрепление изученного.

На доске  написаны слова: весельчак, весёлый, веселье, радостный.

- Чем похожи все эти слова? (Они близки по смыслу.)

- Можем ли мы все слова назвать однокоренными? Обоснуйте 
свой ответ. (Все слова нельзя назвать однокоренными. Слова весельчак, весёлый, веселье ~ однокоренные, они имеют корень весел, а в 
слове радостный корень - радост.)

IV. Наблюдение над словом как единицей речи.

- Сегодня на уроке мы с вами уточним для себя, что такое слово, 
чем одно слово отличается от другого.

  • Так что же такое слово? (Название предмета.)
  • Назовите признаки предметов, которые мы называли. (Простой карандаш, красивая картина, болтливая сорока, кудрявая, береза.)
  • Что вы употребили, чтобы назвать признаки предметов? (Слово.)
  • Так что же такое слово? (Название признаков предметов.)

Учитель вызывает ученика, который по просьбе учителя выполняет  разные действия.

  • Понаблюдайте за вашим товарищем. Что он делает? (Сидит, стучит, пишет, рисует...)
  • Что вы использовали, чтобы назвать эти действия? (Слово.)
  • Так что же такое слово? (Название действий предмета.)
  • Теперь давайте все обобщим (вывод):

Слова - это названия предметов, признаков предметов, действий предметов.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если слово обозначает предмет, вы хлопните в ладоши, если признак предмета - поднимите руки вверх, если действие предмета сделайте приседание. Постарайтесь посчитать, сколько вы сделаете приседаний.

Учитель называет слова: белка, ворона, белый, бежит, стоит, глядит, весёлый, грустный, тетрадь, пенал, ученик, плачет, сильный, книга, друг.

V. Тренировочные упражнения.

  1. Распознавание слов по вопросам. 
    Работа над упражнением 15.
  1. Однокоренные слова и слова-синонимы. 
    Работа над упражнением 13.
  1. Письмо по памяти. 
    Упражнение 14.

VII. Итог урока.

- Что такое слово? (Слово - это названия предметов, признаков предметов, действий предметов.)

 

Домашнее задание. Упражнение 16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Тема: РАСПОЗНАВАНИЕ СЛОВ ПО ВОПРОСАМ, ТОЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Цели:

- развивать умение ставить вопрос к слову;

- распознавать слова, которые обозначают предмет, признак предмета и действие предмета.

Ход урока

I. Организационный момент.

    Долгожданный дан звонок —

    Начинается урок.

    Каждый день — всегда, везде,

    На занятиях, в игре,

    Смело, четко говорим

    И тихонечко сидим

    П.АОЗ:

    1. Проверка домашнего задания.

— Прочитайте предложение об осени, которое вы составили.

  - Написание какого словарного слова вам нужно запомнить? (До 
свидания)

2. Постановка цели.

- Прочитайте следующие  пословицы, поговорки, фразеологизмы.  Объясните их значение.

- Спасибо на добром  слове. (благодарность за хорошие,  добрые слова)

- Не нахожу слов. (Не  в состоянии выразит что-нибудь  от волнения, возмущения.)

- Перейти от слова  к делу. (Перейти от обещаний  к их выполнению)

- Добр только на  словах. ( На самом деле не добр.)

- Что объединяет данные  фразеологизмы? ( в них встречается  слово)

- Что же такое слово? ( Единица языка, служащая для  наименования понятий, предметов,  действий, состояний.

- Скажите, над чем  сегодня продолжим работать? (над  словом)

III. Закрепление изученного.

На доске  записаны слова: вет..р, грус.мый, гор..д, л..mum, р..чной, п..щит.

  • Прочитайте слова. Объясните написание пропущенных орфограмм. (В слове ветер пропущена безударная гласная е, это словарное слово, букву е нужно запомнить, в слове грустный орфограмма - буква т, проверочное слово грусть.)
  • На сколько групп можно разделить данные слова? (Эти слова 
    можно разделить на три группы: предметы - ветер, город, признаки предметов - грустный, речной, действия предметов - летит, 
    пищит.)

IV. Распознавание слов по вопросам.

1.Чтение  сведений по языку. ( Многие слова – это названия предметов, признаков, действий предметов)

2.Работа  над упражнением 18.

Работа выполняется  «цепочкой» на доске и в тетрадях.

3. Найдите  «лишнее» слово.

Ночь, ночной, ночлег, ночевка.(лишнее слово ночной)

- Почему? (это  признак предмета, а остальные  предметы)

- Как вы  узнали? (к каждому слову задали  вопрос)

- Какие вопросы? (что? Какой?)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. На доске запись:

Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.

                               (По Г. Скребицкому.)

- Прочитайте.

- Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните слова, 
которые обозначают признаки предметов. (Кончилось весёлое лет. Пришла ненастная поздняя осень. Подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.)

- Во втором предложении подчеркните главные члены.

5. Самостоятельная работа над упражнением  19.

- Почему о колокольчиках сказано кланяются, а о горошке - 
вьется!

VI. Итог урока.

На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет (имена существительные)?( Кто? что?)

  • На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки 
    предметов (прилагательные)?(какой? Какая? Какие?)
  • На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие 
    предметов (глаголы)? (что делать? Что делает?)

Домашнее задание. Упражнение 20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Тема: БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.

Цель:

- развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов;

- развивать орфографическую зоркость;

- Воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

П.АОЗ:

 1. Проверка домашнего задания.

  • Назовите слова, которые вы подчеркнули одной линией. По 
    ставьте к ним вопросы.
  • Что обозначают эти слова?
  • Назовите слова, которые вы подчеркнули волнистой линией. 
    Поставьте к ним вопросы.
  • Что обозначают эти слова?

2. Минутка  чистописания. 
На доске записаны слова: 
м..лина, т..релка, п..льто, з..вод, н..род.

- Прочитайте слова. Как вы думаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания. (Мы будем писать букву а, она орфограмма во всех данных словах, правописание которых нужно запомнить.)

Аам    Аат    Аап ...

- Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите 
строчку до конца. (Прописная и строчная буквы а чередуются с 
первыми буквами данных слов.)

3. Постановка цели:

- Посмотрите  на доску:

Алеша, Самара, Алиса, Волгоград, Красный Ключ.

- Скажите,  почему я их написала с большой  буквы? (потому что это имена  и названия городов и сел.)

- А какие  слова мы пишем с большой  буквы? (имена собственные)

- Какая цель  нашего урока?

III. Повторение правила о правописании большой буквы в 
именах собственных.

1. Работа по  вариантам.

- Напишите слова через запятую.

Вариант I                     Вариант II

Варя. Математика. Собака.       Денис. Музыка. Чайковский. 
Сосновка. Волга. Жучка.                             Сказка. Дон. Рыжик.

Егоров. Сад. Азбука.                            Кошка. Дорога. Михайловка.

- Какие слова вы написали с большой буквы? Обоснуйте свой 
ответ.

  1. Чтение правила на с. 14. ( имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы)
  2. Словарно-орфографическая работа.
  • Как называется главная площадь нашей страны? (Красная площадь.)
  • Много есть площадей, где строят здания из красного камня. Но 
    Красной мы называем только одну. Древний летописец первую букву своей книги делал красной. С красной буквы, с красной строки 
    начинался труд всей его жизни. В далекие времена поставили русские люди красную букву и на Земле - Красную площадь. С нее началось многое, чем гордимся мы, с нее началась сама Россия.

 

  • Напишите это словосочетание и запомните его написание. 
    Красная площадь
  • Составьте предложения с этим словосочетанием.

Два-три предложения дети записывают на доске и в тетрадях и подчеркивают орфограмму - прописную букву.



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Работа над упражнениями 26, 27.
  2. Игра «Цепочка».

Дети называют города на последнюю букву предыдущего  слова: Саратов, Волгоград, Днепропетровск ...

V. Итог урока.

- Какие слова пишутся с большой буквы?

- Название какой площади является именем собственным? (Красная площадь.) 
Домашнее задание. Упражнение 28, привило.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Тема: ДИКТАНТ.

Цель:

- проверить умение писать слова на изученные правила.

Друзья.

Юра Щукин  и Алёша Морозов - большие друзья. Они живут в селе Ильинка. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой течёт речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов.)

Грамматические  задания:

  1. Подчеркнуть большую букву в именах людей, названиях реки 
    и населенного пункта.
  2. Разделить слова для переноса друзья, речушка.
  3. Выписать 2-3 слова с безударными гласными, проверяемыми 
    ударением, рядом написать проверочные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Тема: ИЗЛОЖЕНИЕ.

Цели:

- формировать умение передавать содержание рассказа, используя основные вопросы;

- развивать умение сравнивать слова, близкие по смыслу, и точно употреблять их в предложении;

Информация о работе Личность младших школьников