Личность младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения сущности категории « познавательный интерес».
2. Проследить роль творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
3. Определить методические возможности использования творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.

Файлы: 1 файл

Познавательный интерес.doc

— 496.00 Кб (Скачать файл)

Игра - форма учебно - воспитательной деятельности, имитирующая те или  иные практические ситуации; игра является одним из средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.

Игра - не только развитие, но всегда активное средство укрепления духовной связи детей с взрослыми.

Игра помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.

Итак, проблемное обучение - это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого обучения.

Сущность проблемности заключается в следующем. Проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки; на высоком уровне содержит одну подсказку; на среднем уровне - две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей  структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания  и осмысления информации, формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов.

Благодаря проведению интегрированных уроков у учащихся развивается комплекс речевых умений и художественных способностей, активизируется процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации, повышается познавательный интерес каждого обучаемого ребенка.

 

Заключение

Развитие современного общества и уровень производственных сил настоятельно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания. методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества. В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?

Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.

Формирование и развитие познавательных интересов часть  широкой проблемы воспитания всесторонне  развитой личности.

Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Данная цель реализовалась через ряд задач, которые были успешно решены.

Познавательный интерес  способствует общей направленности деятельности школьника и может  играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными, стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

- связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину влияния познавательного  интереса на личность школьника.

Уже в младших классах  формируется интерес к учебным  предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Традиционно проблема развития познавательного интереса ребёнка  решается средствами занимательности  в обучении. Однако следует больше использовать так называемую "внутреннюю" занимательность самого предмета, тесно  связанную с изучаемым учебным материалом, и врождённую любознательность маленьких детей. Внутренняя занимательность - это явление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых "почему" там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Это, наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребёнку. Чему нужно научить ребёнка при обучении? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.

Одним из методических путей  организации творческой деятельности в формировании познавательных интересов  является организация на уроке самостоятельной  работы учащихся. Самостоятельное выполнение задания - самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

На внеклассных занятиях наиболее эффективно могут быть реализованы  возможности ребёнка по изучению предмета, внеклассные занятия способствуют развитию познавательного интереса у школьников. Задача учителя - психологически подготовить ребёнка к восприятию более сложного материала по сравнению с тем, что он изучает на уроках, привить навыки самостоятельного решения нестандартных задач.

Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.

Проблемное обучение. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения, выступают  учебные задания. Если учебное задание  создаёт проблемную ситуацию, то такое  задание называют проблемным. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.

Для выявления развития познавательного интереса был проведен комплекс диагностических методик: анкетирование, наблюдение, методика «Познавательный интерес».

До проведения эксперимента было  видно, что в данной группе испытуемых, у 50% младших школьников развлекательный интерес, у 30% интерес  связанный только со школьной программой, и 20% имеющие широкий познавательный интерес. Таким образом, в данном классе познавательный интерес развит в недостаточной степени.

После проведения эксперимента можно сделать выводы, что при  использовании на уроках различных  видов деятельности, которые способствуют созданию условий для реализации у учащихся своих задатков, идет повышение уровня развития познавательного интереса.

В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: творческие задания, дидактические  игры, проблемные задания и интегрированные уроки, являются эффективным средством формирования познавательного интереса младших школьников.

Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного  интереса в детстве становится максимально  полное раскрытие потенциальных  возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». Под ред. Г.И. Щукиной. // М. Просвещение - 1984.

2. Абасов «Познавательная деятельность школьников». // Советская педагогика - 1989 - №7 с.40 - 43.

3.антова М.А., Бельтюкова Г.В. «Методика преподавания математики в начальных классах». М. Просвещение - 1984.

4.Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. «О проблемном обучении в начальных классах». // Начальная школа - 1973 - №6 с.53 - 64.

5.Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. «Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности». // Начальная школа - 2004 - №11 с.41 - 45.

6.Дьюи Д. «Психология и педагогика мышления». Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. //М.: Совершенство - 1997.

7.Зверев И.Д., Максимова В.Н. «Межпредметные связи в современной школе». //М. - 1981.

8.Зимняя И.А. «Педагогическая психология». // М. Логос - 1999 с. 191 - 263.

9.Кайдаш Е.Г. «Развитие познавательных интересов в учебном процессе». // Начальная школа - 1993 - №12 с.14 - 19.

10.Киргинцева Е.И. «Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности». // Начальная школа - 1992 - №11 - 12 с.29 - 31.

11.Кодлюк «Познавательная активность школьников». // Початкова школа - 1996 - №5.

12.Кудрявцев Т.В. «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы». // М. Знание - 1991.

13.Лазаренко Н. «Развитие познавательных интересов первоклассников в период обучения грамоте». // Початкова школа - 1999 - №5 с. 13 - 16.

14.Лернер И.Я. «Проблемное обучение». //М. Знание - 1974.

15.Майборода «Формирование познавательных интересов в младшем школьном возрасте». // Початкова школа - 1998 - №6 с.7 - 10.

16.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». // М. Просвещение - 1983.

17.Морозова Н.Г. «Учителю о познавательном интересе». //М. Знание, серия «Педагогика и психология» - 1979 - № 2.

18.Немов Р.С. «Психология». Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии.// М. Просвещение: Владос. - 1994.

19.Немов Р.С. «Психология». Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика.// М. Просвещение: Владос. - 1994.

20.Оконь В. «Основы проблемного обучения». //М. Просвещение - 1968.

21.«Педагогика». Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей// Под редакцией П.И. Пидкасистого. // М. Педагогическое общество России - 1998.

22.«Педагогическая энциклопедия». Том 1. //М. - 1968.

23.Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении». // М. Педагогика - 1980.

24.Подласый И.П. «Педагогика». Кн.1 // М. 1999 с. 359 - 419.

25.Репкин «Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте». // Начальная школа - 1999 - №7 с. 19 - 24.

26.«Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения».//Под ред. М.С. Соловейчик. М. Просвещение - 1993.

27.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. // М. Народное образование - 1998.

28.Сердюкова Н.С. «Интеграция учебных занятий в начальной школе». // Начальная школа №11 - 1994.

29.Сивоглазов В.И., Петросова Р.А. «Методика обучения естествознанию и экологическому воспитание в начальной школе» //М. Академия - 2000.

30.Сластенин В.А. и др. «Педагогика» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. // М. Академия - 2002.

31.Смирнова З.А. «Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку». Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т. Огородникова. // М. - 1976.

32.Стойловая Л.П., Пышкало А.М. «Основы начального курса математики». // М. Просвещение - 1988.

33.Теплишкина Е.Ю. «Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся». // Начальная школа - 2003 - №3 с.45 - 48.

34.Трегубова Г.В. «Развитие творческого мышления на уроках русского языка». // Начальная школа - 1995 - № 6.

35.«Формирование интереса к изучению у школьников» Под ред. Марковой О.К. // М. Педагогика - 1986.

36.Хабиб Р.А. «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся». // М. Педагогика - 1979.

37.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М. Просвещение - 1979.

38.Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». // М. Педагогика - 1988.

39.Щукина Г.И. «Познавательный интерес в учебной деятельности школьника». // М. 1975.

40.Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». // М. 1971.

41.Щукина Г.И. «Роль деятельности в учебном процессе». М. Просвещение - 1986.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Тема: СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ?

Цели:

- уточнить представление учащихся о слове, его роли в нашей речи;

Информация о работе Личность младших школьников