Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 00:31, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования с целью уточнения сущности категории « познавательный интерес».
2. Проследить роль творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
3. Определить методические возможности использования творческих заданий, дидактических игр, проблемных заданий и интегрированных уроков при формировании познавательных интересов младших школьников.
Игра - форма учебно - воспитательной деятельности, имитирующая те или иные практические ситуации; игра является одним из средств формирования познавательного интереса, способствует умственному развитию.
Игра - не только развитие, но всегда активное средство укрепления духовной связи детей с взрослыми.
Игра помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов учащихся младших классов на уроках. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятий. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры. Иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Проблемное обучение - это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Итак, проблемное обучение
- это современный уровень
Сущность проблемности заключается в следующем. Проблемная задача, сформулированная на самом высоком уровне, не содержит подсказки; на высоком уровне содержит одну подсказку; на среднем уровне - две подсказки. Проблемная задача, сформулированная на низком уровне, содержит ряд последовательно предполагаемых заданий и вопросов, которые постепенно подводят учащихся к выводу.
Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке учащихся к процессу восприятия, понимания и осмысления информации, формирование у школьников понятий и представлений о взаимодействии всего и вся в мире, как едином целом. Педагогический смысл интегрированного преподавания состоит в том, что оно предполагает планировать специальные уроки по теме, общей для нескольких предметов.
Благодаря проведению интегрированных уроков у учащихся развивается комплекс речевых умений и художественных способностей, активизируется процесс самопознания, самосовершенствования и самореализации, повышается познавательный интерес каждого обучаемого ребенка.
Заключение
Развитие современного общества и уровень производственных сил настоятельно требуют особого внимания к проблемам обучения и воспитания. методика и практика обучения все больше стали обращаться к личности обучающегося. Теория обучения и образования стала все более глубоко разрабатывать вопросы как готовить человека, как формировать в нем общественную личность творца, строителя нового общества. В чем же заключается то особо важное и ценное для формирования личности, что объективно содержит в себе познавательный интерес?
Познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на познание и избирательный характер, выраженный в той или иной предметной области знаний. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Формирование и развитие познавательных интересов часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности.
Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать формирование познавательных интересов младших школьников. Данная цель реализовалась через ряд задач, которые были успешно решены.
Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:
- уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);
- характером (многосторонними, широкими интересами, локальными, стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);
- местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;
- своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);
- связью с жизненными планами и перспективами.
Указанные условия обеспечивают
силу и глубину влияния
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Традиционно проблема развития познавательного интереса ребёнка решается средствами занимательности в обучении. Однако следует больше использовать так называемую "внутреннюю" занимательность самого предмета, тесно связанную с изучаемым учебным материалом, и врождённую любознательность маленьких детей. Внутренняя занимательность - это явление необычных, нестандартных ситуаций с уже знакомыми детям понятиями, возникновение новых "почему" там, где, казалось бы, всё ясно и понятно (но только на первый взгляд). Это, наконец, проникновение в методику элементов игровой деятельности, которая, естественно, присуща ребёнку. Чему нужно научить ребёнка при обучении? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы.
Одним из методических путей организации творческой деятельности в формировании познавательных интересов является организация на уроке самостоятельной работы учащихся. Самостоятельное выполнение задания - самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
На внеклассных занятиях
наиболее эффективно могут быть реализованы
возможности ребёнка по изучению
предмета, внеклассные занятия
Выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассной работы.
Проблемное обучение. В качестве дидактического средства, которое обеспечивает развитие мышления учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если учебное задание создаёт проблемную ситуацию, то такое задание называют проблемным. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.
Для выявления развития познавательного интереса был проведен комплекс диагностических методик: анкетирование, наблюдение, методика «Познавательный интерес».
До проведения эксперимента было видно, что в данной группе испытуемых, у 50% младших школьников развлекательный интерес, у 30% интерес связанный только со школьной программой, и 20% имеющие широкий познавательный интерес. Таким образом, в данном классе познавательный интерес развит в недостаточной степени.
После проведения эксперимента можно сделать выводы, что при использовании на уроках различных видов деятельности, которые способствуют созданию условий для реализации у учащихся своих задатков, идет повышение уровня развития познавательного интереса.
В результате исследования мы подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы: творческие задания, дидактические игры, проблемные задания и интегрированные уроки, являются эффективным средством формирования познавательного интереса младших школьников.
Таким образом, единственным плодотворным путем развития познавательного интереса в детстве становится максимально полное раскрытие потенциальных возможностей, природных задатков, и учитель должен создать такую полноценно развивающуюся деятельность для учащихся, чтобы потенциал не остался не востребованным.
Список литературы.
1. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении». Под ред. Г.И. Щукиной. // М. Просвещение - 1984.
2. Абасов «Познавательная деятельность школьников». // Советская педагогика - 1989 - №7 с.40 - 43.
3.антова М.А., Бельтюкова Г.В. «Методика преподавания математики в начальных классах». М. Просвещение - 1984.
4.Блохин И.А., Ляхин В.В., Стрекозин В.П. «О проблемном обучении в начальных классах». // Начальная школа - 1973 - №6 с.53 - 64.
5.Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. «Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности». // Начальная школа - 2004 - №11 с.41 - 45.
6.Дьюи Д. «Психология и педагогика мышления». Пер. с англ. Николаевой Н.М., под ред. Виноградова Н.Д. //М.: Совершенство - 1997.
7.Зверев И.Д., Максимова В.Н. «Межпредметные связи в современной школе». //М. - 1981.
8.Зимняя И.А. «Педагогическая психология». // М. Логос - 1999 с. 191 - 263.
9.Кайдаш Е.Г. «Развитие познавательных интересов в учебном процессе». // Начальная школа - 1993 - №12 с.14 - 19.
10.Киргинцева Е.И. «Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности». // Начальная школа - 1992 - №11 - 12 с.29 - 31.
11.Кодлюк «Познавательная активность школьников». // Початкова школа - 1996 - №5.
12.Кудрявцев Т.В. «Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы». // М. Знание - 1991.
13.Лазаренко Н. «Развитие познавательных интересов первоклассников в период обучения грамоте». // Початкова школа - 1999 - №5 с. 13 - 16.
14.Лернер И.Я. «Проблемное обучение». //М. Знание - 1974.
15.Майборода «Формирование познавательных интересов в младшем школьном возрасте». // Початкова школа - 1998 - №6 с.7 - 10.
16.Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте». // М. Просвещение - 1983.
17.Морозова Н.Г. «Учителю о познавательном интересе». //М. Знание, серия «Педагогика и психология» - 1979 - № 2.
18.Немов Р.С. «Психология». Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии.// М. Просвещение: Владос. - 1994.
19.Немов Р.С. «Психология». Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 3. Психодиагностика.// М. Просвещение: Владос. - 1994.
20.Оконь В. «Основы проблемного обучения». //М. Просвещение - 1968.
21.«Педагогика». Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей// Под редакцией П.И. Пидкасистого. // М. Педагогическое общество России - 1998.
22.«Педагогическая энциклопедия». Том 1. //М. - 1968.
23.Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении». // М. Педагогика - 1980.
24.Подласый И.П. «Педагогика». Кн.1 // М. 1999 с. 359 - 419.
25.Репкин «Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте». // Начальная школа - 1999 - №7 с. 19 - 24.
26.«Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения».//Под ред. М.С. Соловейчик. М. Просвещение - 1993.
27.Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». Учебное пособие. // М. Народное образование - 1998.
28.Сердюкова Н.С. «Интеграция учебных занятий в начальной школе». // Начальная школа №11 - 1994.
29.Сивоглазов В.И., Петросова Р.А. «Методика обучения естествознанию и экологическому воспитание в начальной школе» //М. Академия - 2000.
30.Сластенин В.А. и др. «Педагогика» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. // М. Академия - 2002.
31.Смирнова З.А. «Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку». Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Под ред. И.Т. Огородникова. // М. - 1976.
32.Стойловая Л.П., Пышкало А.М. «Основы начального курса математики». // М. Просвещение - 1988.
33.Теплишкина Е.Ю. «Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся». // Начальная школа - 2003 - №3 с.45 - 48.
34.Трегубова Г.В. «Развитие творческого мышления на уроках русского языка». // Начальная школа - 1995 - № 6.
35.«Формирование интереса к изучению у школьников» Под ред. Марковой О.К. // М. Педагогика - 1986.
36.Хабиб Р.А. «Организация учебно-познавательной деятельности учащихся». // М. Педагогика - 1979.
37.Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М. Просвещение - 1979.
38.Щукина Г.И. «Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся». // М. Педагогика - 1988.
39.Щукина Г.И. «Познавательный интерес в учебной деятельности школьника». // М. 1975.
40.Щукина Г.И. «Проблема познавательного интереса в педагогике». // М. 1971.
41.Щукина Г.И. «Роль деятельности в учебном процессе». М. Просвещение - 1986.
Приложение 1
Тема: СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
Цели:
- уточнить представление учащихся о слове, его роли в нашей речи;