Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:44, доклад
Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСЛАЛИИ, РИНОЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ, РАССТРОЙСТВ ГОЛОСА
I. НАРУШЕНИЯ МОТОРНОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ
СФЕР И ПРОИЗВОЛЬНОГО
При моторной функциональной дислалии в неречевых психических функциях не отмечается серьезных нарушений: сохранна общая моторика. Лишь у части детей наблюдается незначительное нарушение ручной и пальчиковой моторики. Имеются расстройства вегетативной нервной системы: повышенная потливость ног и рук, устойчивый, расплывчатый дермографизм. Незначительные изменения в эмоционально-волевой сфере: раздражительность, плаксивость, расторможенность. Интеллектуальное развитие в норме. В речевой функциональной системе — дискоординация в работе подвижных частей артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба; нарушения фонетической и фонематической сторон речи.
При сенсорной функциональной дислалии в неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение способности активной саморегуляции произвольного внимания при восприятии звуков, недостаточность слухоречевого ритма, музыкального слуха. В речевой функциональной системе — трудности усвоения словесных, фразовых ударений, интонации, модуляции; нарушения фонематического восприятия, пропуски гласных, нередко целых слогов, недоговаривание окончаний, слияние одинаковых гласных, пропуск согласного при стечении, замена звуков.
При моторной органической (механической дислалии) в неречевых психических функциях нарушены общая, мимическая моторика и слуховое восприятие; в речевой функциональной системе наблюдаются нарушения артикуляционной моторики, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения, фонематического слуха.
При ринолалии в неречевых психических функциях имеются нарушения слухового и зрительного восприятия, общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления. В речевой функциональной системе грубо страдают все отделы периферического речевого механизма: дыхание (асинхрония ротового и носового дыхания), фонация, артикуляция; нарушены все просодические компоненты речи, недоразвит лексико-грамматический строй речи, выражены стойкие расстройства фонетико-фонематической системы.
Помимо этого, дети с ринолалией физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается астенизация организма, вялость, сниженный мышечный тонус, нарушения темпа и ритма движений.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — стойкое, не претерпевающее изменения нарушение позы и двигательного акта, связанное с поражением мозга, возникающее до окончательного роста и развития ребенка.
В зависимости от преимущественной локализации поражения мозга при разных формах ДЦП в неречевых психических функциях, отмечаются различные нарушения двигательной системы: при спастической форме ребенок не может правильно выполнить произвольные движения, наблюдаются гемиплегии, пара и диплегии с преимущественным повреждением нижних конечностей и квадриплегии; при дне кинетической форме расстраиваются произвольные движения (тремор, атетоз, хорея) и изменяется мышечный тонус; при смешанной форме сочетаются спастическая и дискинети-ческая формы; при атаксической форме отмечаются нарушения равновесия и мышечная гипотония; при гипотонической форме — снижение мышечного тонуса.
В речевой функциональной системе при ДЦП наблюдаются следующие дизартрические явления: у детей с кинестетической постцентральной корковой дизартрией выражена апраксия кинестетического типа, распад кинестетических обобщенных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога, трудности различения артикуляционных укладов. У детей с кинетической премоторной корковой дизартрией выражена апраксия кинетического типа, распад артикуляторных действий на составляющие элементы, трудности переключения с одного элемента на другой, персеверации. У детей с подкорковой дизартрией наблюдаются расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистонии; гирепкинезы в мышцах речевого аппарата в виде дрожания (например интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений мышц (например при двойном атетозе), быстрых внезапных сокращений разных мышечных групп (например при хорее), быстрых ритмических сокращений одних и тех же мышц (например при миоклонии). У детей с псевдобульбарной дизартрией выражены пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата, всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание справа или слева; наиболее расстроены произвольные движения и самые тонкие движения кончика языка.
При всех видах дизартрии наблюдаются мимические и артикуляционные нарушения, нечленораздельная речь, ускоренный или замедленный темп речи, слабый, тихий голос с носовым оттенком, учащенное, поверхностное дыхание, слюнотечение, усиливающееся во время речи. Улице расстройствами голоса изменена сила голоса: голос слабый из-за недостаточно энергичного смыкания голосовых складок вследствие их паретичности; голос форсированный — из-за напряжения голосовых складок или гиперкинезов в области гортани; голос крикливый, если напряжение падает на низкие тона; голос визгливый, если напряжение падает на высокие тона; сдавленный горловой звук возникает при сдавливании гортани наружными мышцами, длительное его употребление ведет к утомлению голосовых складок, а иногда и к срыву голоса.
Изменена и плавность звучания; голос прерывистый, дрожащий возникает вследствие гиперкинезов, судорог в мышцах гортани или вдыхательных мышцах; голос приглушенный как бы застревает в задней части ротовой полости и быстро затухает; голос закрытый возникает в речи со сжатой, малоподвижной артикуляцией; голос трескучий наблюдается у заикающихся и глухих из-за напряженного звучания гласных и утрированного произношения согласных; голос с носовым оттенком бывает от того, что часть воздушной струи попадает в носоглотку; голос сиплый возникает при раздражении и набухании как всей гортани, так и самих голосовых складок: в этом случае смыкание голосовых складок неплотное, через них прорывается так называемый «дикий» воздух, и голос звучит сипло; голос хриплый — это более сильная степень сиплого голоса. Причины: отеки, опухоли в гортани, папилломатоз, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых складок; голос ложное внзочный (или «квакающий») наблюдается при органических и невротических нарушениях, диапазон голоса снижен как по силе, так и по высоте.
Указанные выше нарушения неречевых и речевых психических функций у лиц с артикуляционными и голосовыми расстройствами необходимо принять во внимание логопедам и ритмистам при определении двигательных, сенсорных и речевых заданий.
2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНО-
Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.
Обследование детей проводится с 1 по 15 сентября, до проведения занятий. Изучаются анамнестические данные детей, определяется состояние моторики и речи дошкольников.
При обследовании моторики можно использовать пробы, предложенные Н. И. Озерецким и адаптированные Е. В. Шагинян (1973), разработки Н.А.Рычковой (1984, 1987).
На этапе обследования (первый этап) определяется характер нарушений произвольной моторики, выявляется степень задержки или отставания в моторном развитии детей.
Всего предлагается для выполнения пять тестов. Каждый тест включает несколько проб возрастающей сложности, позволяющих исследовать различные стороны моторики.
Обследование общей моторики (I тест) выявляет состояние статической и динамической координации движений, переключаемости движений, контроля за выполнением проб, особенности двигательной памяти.
Для детей старшей и подготовительной группы пробы подбираются по шкале Н.И.Озерецкого с учетом возраста. Особенностью методики является игровая форма приемов, что отвечает требованиям возраста.
При обследовании учитываются время выполнения пробы, количество выполненных движений, качество выполнения.
Процесс тестирования показал, что моторика детей старшего дошкольного возраста с ФФН развита неравномерно: более 2/3 детей имеют некоторое моторное отставание от возрастной нормы и 1/3 — задержку моторного развития. Степень задержки колеблется от незначительных погрешностей при выполнении моторных проб до средней моторной неловкости.
Обследование произвольной мимической моторики (II тест), представленное в методике Н.А.Рычковой имеет целью выявление степени и качества нарушений отдельных групп мимических мышц. Мимические пробы позволяют определить уровень развития мышц лица: круговой мышцы губ, мышц щек, глаз, лба.
Обследование артикуляционной моторики (III тест) предусматривает исследование объема и качества произвольных движений органов артикуляции — губ и языка.
Обследование мелкой моторики (IV тест) выявляет степень задержки или отставания в развитии движений пальцев рук.
Обследование чувства ритма (V тест) имеет целью выявление состояния чувства ритма и темпа.
Обследование речевых процессов проводит логопед.
Результаты обследования учитываются при распределении детей по подгруппам: выделяются дети со средним уровнем развития моторной сферы и дети с низким уровнем развития моторики.
Задача второго этапа — содействие коррекционной логопедической работе путем использования различных упражнений, сочетающих музыку, движение и речь.
Основные виды упражнений, использующихся на логоритмических занятиях, направлены на регуляцию мышечного тонуса, развитие речевого дыхания и голоса, развитие дикции и артикуляции, статической и динамической координации движений и речи, мелкой и мимической моторики, переключаемости движений, чувства ритма.
К третьему этапу логопед в конце учебного года определяет виды упражнений, которые детьми в течение учебного года освоены полностью, и те, которые вызывают затруднения.
Проведение логоритмических занятий требует соблюдения следующих рекомендаций:
Материал подбирается с учетом двигательных и речевых возможностей детей.
Необходимо предъявлять дифференцированные требования к качеству выполнения движений в зависимости от уровня развития моторики детей в каждой из подгрупп.
Работа с разными подгруппами строится по-разному: для детей со средним уровнем моторики больше внимания уделяется координации и выразительности движений, пластичности, гибкости, двигательной выносливости; у детей с низким уровнем моторики воспитывают прежде всего точность, четкость, последовательность выполнения.
Нагрузку в течение занятия необходимо распределять равномерно и учитывать возможности каждого ребенка.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных навыков. В начале коррекционного курса отрабатываются двигательные умения и навыки. Затем включается речь. Наиболее благоприятным для занятий является проведение их одним специалистом-логопедом, который может обеспечить занятия музыкальным сопровождением (владеет музыкальным инструментом или звуковоспроизводящей техникой), но возможно взаимодействие двух специалистов — логопеда и музыкально руководителя. Присутствие воспитателя группы на занятиях является обязательным.
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ФФН
Задачи:
Развивать статическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус.
Развивать речевое дыхание и голос, артикуляцию и дикцию.
Добиваться четкой переключаемости движений.
Формировать двигательную память.
Развивать чувство ритма.
Ход занятия
Вводная часть.
Упражнения на различные виды ходьбы и бега. Упражнения для развития речевого дыхания.
Основная часть.
Упражнение для развития мышечного тонуса, голоса, артикуляции и дикции; статической и динамической координации движений; чувства ритма; мимической и мелкой моторики; переключаемости движений.
Заключительная часть.
Упражнения на расслабление мышечного тонуса; для развития дыхания.
Упражнения и игры для коррекции дислалии
Средства логоритмического и музыкально-ритмического воспитания для коррекции дислалии используются поэтапно и дифференцированно. Выделяются подготовительный этап, вызывание и формирование звука, автоматизация и дифференциация звука на материале различной речевой сложности (изолированно, в слогах, в словах, предложениях и в самостоятельной речи).
В подготовительный период на логопедических и логоритмических занятиях проводятся упражнения и игры для развития слухового внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуляционной моторики, физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса.