Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:44, доклад
Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.
Все упражнения для мимической мускулатуры следует проводить на занятии между общеукрепляющими и дыхательными упражнениями на фоне предварительного расслабления, тепловой процедуры (после соллюкса, диатермии и др.), поглаживания мышц на пораженной стороне. Упражнения по лечебной гимнастике обязательно включаются в занятия по логоритмике.
Логоритмическая работа с дизартриками строится в зависимости от логопедического коррекционного курса, ее можно разделить на три периода.
Первый: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища — с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.
Упражнения и игры на воспитание статики движений
«Стоп, хоп, раз».
Дети идут под музыку друг за другом. На сигнал «стоп» останавливают-" ся и стоят в течение 3 секунд, затем 5—10; на сигнал «хоп» подпрыгивают; ка сигнал «раз» поворачиваются кругом и идут в обратном направлении.'] Из игры выходит Тот, кто ошибется и кто неспокойно стоял на сигнал «стоп».!
«Борьба рук между собой».
Детям предлагается вытянуть руки вперед и сжать в кулак пальцы пра? вой руки. Кулак левой руки наложить на кулак правой. Начинается борьба рук: правая хочет подняться вверх, но левая не пускает, правая напрягается и постепенно поднимается все выше и доходит до точки над головой, теперь левая хочет опуститься, но правая, нижняя, сопротивляется и происходит обратная борьба. Затем руки расслабленно бросаются вдоль туловища.
«Пальма».
Одна рука поднята вверх и напряжена: «Растет стройная пальма. Она ? колышется под ветром и украшает оазис пустыни». «Увядают листья» (пальцы и кисть расслабляются и мягко свисают). «Увядают ветви» (рука свисает в локте, локоть еще напряжен), «и падает все дерево» (вся рука мягко! падает вниз). То же с другой рукой, с обеими сразу.
Упражнение для кистей рук.
Руки вытянуты вперед, поза фиксируется в течение 3—5 секунд, затем кисти рук загибаются вверх, ладони смотрят вперед вверх («Электричество зажглось»), кисти рук опускаются вниз («Электричество погасло»). Затем кисти рук совершают круговые движения наружу (вовнутрь) («Иллюминация зажглась, иллюминация горнт»).
Для развития общихдвижений рук, ног, туловища проводятся безречевые дидактические игры: собрать-разобрать пирамидку по кольцу, соблюдая величину колец, сначала под замедленную музыку, затем в более ускоренном темпе; разобрать-собрать матрешку, бочонки; игры со строительным материалом и т.п.
Игры на внимание (начиная с 2 лет).
«Ласковые слова».
Поставить ребенка между колен, ласково смотреть на него, гладить по голове, побуждая его внимательно слушать: «Я на Коленьку, на моего милого погляжу, про хорошего расскажу. Посмотрите, у Коленьки ясные глазки. Посмотрите, какой наш Коленька добрый, ласковый. А какой наш Коленька сильный и ловкий. А как мой дорогой замечательно поет: «ля-ля-ля». Педагог побуждает ребенка вместе с ним спеть «ля-ля-ля» и похлопать в ладоши.
«Умная головка».
Показать ребенку несколько картинок с изображениями действий: «Птичка клюет», «Птичка машет крылышками» и т.д. Затем педагог называет действие, а ребенок показывает его с помощью педагога. Каждый раз, когда ребенок правильно угадает, надо погладить его по головке и сказать: «Вот умница, вот умная головка».
«Ловкий малыш,».
Педагог протягивает ладони и просит кого-нибудь хлопнуть по ним. При попытке ребенка хлопнуть педагог убирает руки за спину и говорит про себя ребенку: «Никак! Вот какая ловкая!» Затем ребенок протягивает ладони и потом прячет их за спину, а педагог «делает промах», приговаривая: «Никак! Вот какой ловкий!» Затем роли меняются: педагог протягивает ладони ребенку и «не успевает» их спрятать. Педагог хвалит ребенка за ловкость.
«Сильный малыш».
Дети поочередно пытаются разнять сцепленные друг с другом кисти рук педагога, но не могут. Педагог: «Я очень сильная». Ребенок сцепляет кисти своих рук, а педагог не может их разнять. Педагог: «Ты очень сильный». Ребенок разнимает руки педагога, и тот хвалит его за силу.
Пассивная гимнастика.
«Птичка машет крылышками».
(На развитие внимания, ритмадвижения рук, продолжительности выдоха, звукоподражания).
Педагог встает позади ребенка, ноги ребенка — на ширине ступни {«лапки у птички»), руки ладонями прижаты к туловищу («Птичка прижала крылышки»).
Педагог поднимает руки ребенка и отводит их немного назад («Птичка подняла крылышки»).
Педагог берет ребенка за кисти и, помахивая ими, опускает его руки вниз. Опуская руки ребенка вниз, говорит: «Кви-кви-кви>.
Затем постепенно от пассивных движений можно переходить к активным. Педагог встает перед ребенком, выполняет перед ним знакомое задание, тем самым побуждая его к самостоятельному повторению движений и слов «кви-кви-кви».
«Птичка клюет зернышки».
На развитие внимания, ритманог, представления («птичка»), звукоподражания («клю-клю-клю»).
Педагог встает сбоку от ребенка, сажает его на корточки, нагибает ему слегка головку, затем берет его пальчики и стучит ими об его колени, говоря: «Клю-клю-клю. «Клю-клю-клю».
Педагог поднимает ребенка, ноги у него на ширине плеч {«Птичка встала»).
Ребенок выполняет задание самостоятельно. Педагог показывает необходимое движение.
Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, шарами, булавами) для развития общей моторики. Вначале предлагаются движения с воображаемыми предметами. Например, игра «Мячик прыгает и упал». Игра с воображаемым мячом, который подбрасывают вверх: «Прыг, прыг, прыг и хоп — упал», руки свободно падают вдоль туловища. Ритм музыки меняется.
«Поскоки с воображаемым мячом». («Простодушие». Музыка М. Глинки.)
Дети двигаются в произвольном направлении поскоками, имитируя подбрасывание маленького мяча вверх попеременно ладонью правой и левой руки. Движения выполняются в соответствии с динамическими оттенками музыки.
«Чья лошадка быстрее?»
Двое детей сидят на стуле и держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за шнурочки привязаны игрушечные маленькие лошадки на колесиках на расстоянии 15—20 шагов от детей. Под задорную музыку шнурок наматывается на палочку, лошадки приближаются к детям. Чья лошадка придет первой, тот победит.
Игры и упражнения в положении сидя
«Веселые ножки». (Русская плясовая мелодия «Полянка». Автор упражнения — С. Руднева.).
Дети сидят на стульчиках, упершись руками в бедра, локти в стороны. Такты 1 —4: на счет «раз» каждого такта дети выставляют правую ногу на пятку, сильно согнув ее в подъеме, носок смотрит вверх, пальцы свободны. На счет «два» выпрямляют подъем и касаются пола концами пальцев, на счет «два» четвертого такта приставляют ногу к ноге. Такты 1—4 (повторение): то же, левой ногой. Такты 5—8: те же движения сначала правой, потом левой ногой.
Примечание: педагог следит за тем, чтобы при выставлении ноги на носок дети не поворачивали ступню внутрь (не косолапили) и сидели на стульях спокойно, держа прямо спину и голову. Упражнение развивает четкость движений голеностопного сустава, необходимую для исполнения плясовых и танцевальных движений. Когда упражнение исполняется легко и правильно, можно на 5—8-й такты дать движение обеими ногами сразу. Позднее это упражнение можно исполнять стоя.
«Пружинка». (Русская народная мелодия «Ах, вы, сени» в обр. Т. Ломовой. Автор упражнения — С. Руднева.)
Руки на поясе. Такты 1 —4: на счет «раз» и на счет «два» каждого такта дети мягкой пружинисто полуприседают, на «и» выпрямляют колени (всего восемь полуприседаний). Такты 5—8: в том же ритме дети восемь раз пружинисто поднимаются на носки и опускаются на пятки, колени при этом не напрягаются.
Примечание. Это упражнение развивает силу и ловкость ступней. Педагог следит за тем, чтобы между движениями вверх и вниз не было остановок и на 5—8 такты движение не прекращалось, а лишь уменьшалось пружинящее действие в коленях. Необходимо, чтобы дети сохраняли хорошую осанку, а их движения передавали веселый, плясовой характер и динамические изменения в музыке.
Это упражнение рекомендуется повторять в течение всего коррекционного курса.
Игры на развитие мелкой моторики
«Пальчик о пальчик».
Дети сидят перед педагогом, поют и выполняют движения: «Пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза), хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши). Ножками топай, топай (повторить два раза). Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками), пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза)».
Эти игры предназначены для развития движений строго определенных частей тела.
«Кулак — ладонь».
Под энергичную музыку дети сжимают левую кисть в кулак, пальцами к себе. Вытянутые пальцы правой руки упираются в кулак левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой руки вытягиваются и упираются в кулак правой. Движения должны быть быстрыми и точными.
«Покажите руки». (Французская народная мелодия в обр. В. Витлина.)
Дети стоят по кругу друг за другом. Первая часть музыки: дети двигают? ся легкими поскоками в одном направлении. Оканчивают движение прыжком с одной ноги на две и поворотом к центру круга. Вторая часть музыки: дети протягивают руки вперед, показывая ладони (на четные такты), и прячут руки за спину (на нечетные такты), Характер движений, в связи с музыкой шутливый и задорный.
«Качели». (В. Ребиков. Соч. 37, «На качелях».) Дети стоят в колоннах, ноги сомкнуты, руки отведены влево вниз. Такты I—8: дети, слегка пружиня в коленях, качают вправо и влево руками на каждый такт до уровня плеч, широко раскрывая пальцы рук. Начиная со второй части делают правой ногой шаг в сторону и продолжают качание рук с расставленными пальцами вправо и влево, но сильнее и переносят тяжесть тела с одной ноги на другую. В конце второй части приставляют правую ногу к левой. С третьей части музыки руки медленно и плавно опускают вниз, пальцы смыкают.
Упражнение с мячом. (Ф. Шуберт. «Вальс».)
Дети стоят по кругу вправо друг за другом. В руках у каждого ребенка ] небольшой мяч. Руки отведены влево. Первая часть музыки и ее повторение: на нечетные такты дети отводят руки с мячом вправо, одновременно I перенося тяжесть тела на правую ногу; на четные такты подбрасывают мяч влево вверх, переносят тяжесть тела на левую ногу и ловят мяч обеими руками; движения повторяются до конца первой части музыки. Вторая часть 1 музыки: движения те же, но мяч подбрасывается выше, учитывая усиление звучания второй части. При повторении упражнения дети поворачиваются ] кругом,
Упражнение с хлопками. (Ф. Шуберт. «Вальс».) Дети стоят в колоннах, руки за спиной. Такты 1—2: дети плавно переводят руки вперед, легко и четко хлопают три раза в ладоши. Такты 3— \ 4: плавно переводят руки за спину и хлопают в ладоши за спиной. Такты 5— 6 и 7—8: движения повторяются. Такты 9—10: дети плавно переводят руки I вверх и, подняв головы, хлопают в ладоши над головой. Такты 11 — 12: плавно опускают руки за спину и хлопают в ладоши за спиной. Такты 13— ] 14 и 15— 16: движения повторяются.
Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций (помимо перечисленных ранее специальных упражнений), таких, как: «Мы удивились (удивляемся)», «Мы огорчились», «Вкусное варенье», «Горький лук», «Кислый лимон», «Мы веселимся», «Разбилась кукла», «Мама пришла» и т.д. Эти ситуации готовятся с детьми постепенно. Вначале тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д. Полезно использовать наглядный материал: картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства. Сначала дети по слову педагога («Покажи лицо сердитого человека») находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение. Педагог помогает как пассивными движениями (раздвигает пальцами губы ребенка в улыбку или сдвигает к переносице брови, чтобы помочь ребенку нахмуриться, и т.д.), так и словесными объяснениями, вызывая у детей необходимые представления.
Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.
Развитие внимания на занятиях логоритмикой осуществляется и нескольких направлениях:
а) специальная стимуляция;
б) быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти;
г) развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.
Из логоритмических средств в первую очередь используется слушание музыки. Сидя на стульчиках, дети слушают музыкальные отрывки разнообразного содержания, темпа и характера, например: «Гопак» М. Мусоргского, «Колыбельную» В. Моцарта. Педагог беседует с детьми: «Что ты хочешь делать, когда слушаешь эту, музыку?» («Гопак») — «Кружиться. Хлопать». Этот же вопрос задается к музыке В. Моцарта. Можно дать для слушания «Птичку» Э. Грига и «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского; «Игру в лошадки» П. Чайковского и «Маленький вальс» А. Лядова; «Бульбу» — белорусский танец и «Марш» Р. Шумана; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского и «Петрушку» В. Косенко; украинскую народную мелодию «Коло» и «Медведя» В. Ребикова; «Итальянскую польку» С. Рахманинова и «Дождик» В. Косенко. Слушание музыки педагог сопровождает словесными пояснениями с использованием наглядности. Полезны музыкальные и литературные цитаты, направленные на подчеркивание каких-либо характерных особенностей музыки; иллюстрации, игрушки, пособия. Игрушки «двигаются», «разговаривают» с детьми, получаются маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Используются также книжные иллюстрации, эстампы с изображениями картин природы, труда людей, общественных событий, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети, бегущий мальчик и медленно идущий человек. Слушая музыку, дети показывают соответствующую ей и их представлению карточку. Для развития внимания можно использовать мышечно-двигательные ощущения. Слушая музыку веселого или спокойного характера, дети производят движения с палочками, флажками, кубиками. Для различения частей, фраз произведения, высокого, низкого, среднего регистра, ритмических особенностей используются различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание и опускание рук.
Помимо слушания музыки, для развития различных параметров внимания даются специальные упражнения и игры.
«Зевака», (с музыкальным сопровождением).
Дети идут по кругу, держась за руки. По сигналу педагога останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Если дается несколько сигналов, то направление меняется после каждого сигнала. Не выполнившие задания выходят из игры.