Логопедическая ритмика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:44, доклад

Описание работы

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.

Файлы: 1 файл

LOGOPEDIChESKAYa_RITMIKA_V_SISTEME_KORREKTsIONNOJ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Освоение трехфазного дыхания начинается с упражнения сидя: сесть прямо, плечи расправлены, руки свободно опущены на колени. В этой позе должна быть подтянутость, но без лишнего напряжения. Следует первая фаза — выдох: губы вытянуты вперед, через плотно сжатые губы произносится звук \«п»], а затем воздух выдыхается на звук «ффф». При выдохе не должны резко опускаться плечи и грудь. После выдоха наступает вторая фаза — пауза — ожидание «возврата дыхания». Педагог говорит: «Впустим воздух через нос, ничего не добавляя, и снова «подуем на свечу» через «пфф». Опять ждем, когда дыхание вернется». Выдох — «пффф», пауза, возврат дыхания. Это первое упражнение выполняется сидя, стоя и лежа. Лежа человек дышит правильнее, он хорошо чувствует паузу. При окончании выдоха, не изменяя его ровности, нельзя отдавать дыхание до конца. Трехфазное дыхание надо тренировать понемногу, но часто: вдень по 8— 10 раз, по 2—3 выдоха подряд сидя, стоя и лежа. Выдох на согласных звуках тренируется со 2—3-го занятия на звуке с. Сначала выдуть на «пфф», выдержать паузу и дождаться «возврата дыхания», затем после выдоха, паузы и «возврата дыхания» произнести продолжительное «есс» («ш», «ф», «х»). Упражнение повторяется по 2—3 за: «пф — есс» — пауза, возврат дыхания; «есс» — пауза , возврат дыхания; «пф» (отдых). Затем тренировка выдоха продолжается на звуках [«ж»], [«з»], на низких тонах голоса по схеме. При выполнении упражнения полезно держать мускулы брюшного пресса слегка подтянутыми (как при стойке «смирно»), тогда диафрагма при выдохе дольше держится опушенной и выдох получается более замедленным, дыхательная мускулатура становится напряженной, что помогает ее развитию. Тренировка выдоха продолжается на звуке [«р»] по той же схеме: «пф» плюс «смирно»; «ррр» — пауза — возврат дыхания; «ррр» — пауза — возврат дыхания.

Для развития длинного выдоха на гласных звуках необходимо тренировать подвижность гортани и мягкого нёба. Положение зева с поднятым мягким нёбом и опущенной гортанью принято называть «положением зевка». Это положение получается в том случае, если начать широко зевать и перебить этот зевок, прикрыв рот. Мягкое нёбо сильно поднимается, а гортань опускается. В таком положении губы плотно смыкаются, собираются к центру и звучит звук {«м»\ на собранных, плотно сжатых губах. При этом звук резонирует в груди. После того как пациент освоит « положение зевка » на выдохе [ «м» ], можно приступить к отработке дыхания на гласных звуках, начиная с гласного [«у-»], требующего широкого положения зева. Схема: «пф» (на возврате дыхания форма «м»); «м-уу» — пауза — возврат дыхания (форма «м»); «м-уу» — пауза — возврат дыхания; «пф» — отдых. Далее звук [«-и»] сочетается с гласными [«о»] («мо»), [«а»] («ма»), [«э»] («мэ»), [«ы»] («мы»), [«и»] («ми»). Потом на одном выдохе, произносятся три слога: «момэму» и «момаму».

Тренировка выдоха на «пффф» и ссс с движением проводится так: стоять прямо, вытянутыми руками делать плавные круги. Направление меняется, начинают круг то снизу вверх, то сверху вниз. Повторять упражнение на протяжении двух-трех «пф».

«Пф», «ссс» — плавный круг руками — пауза — возврат дыхания; «ссс» — пауза — возврат дыхания.

Вокальные упражнения помогают контролировать продолжительность выдоха. Пропевание звука [«р»\ сначала только от нот ре-бемоль, ре, ми-бемоль. Все вокальные упражнения также, как и речевые, начинаются с «пф». Затем мелодия поется на слоги: в тоне от ре-бемоль — «мы-и», от ре — «мы-и», от ми-бемоль и ми — «мо-о». Слоги поются на одной ноте, затем постепенно поднимаются по полутонам.

На одной ноте слоги «момэму», на другой — «момаму». Ритм остается, как в речи: на «хмо» — небольшая остановка, «мэ» и «ма» пропеваются быстрее, продолжительнее всего звучит «му». Начинать и заканчивать следует на выдохе «пф». Звук должен быть ровным и негромким. Форма «м» не должна нарушаться движением губ вперед. Когда эти три слога начнут звучать ровно и спокойно, попробовать пропеть четыре «мамэмаму». Так же, как и в речевом упражнении, на «мо» и «му» делается остановка, а «мэ» и «ма» пропеваются быстрее. Затем соединяют все гласные. «Пф» (на возврате дыхания подготовка формы «м»), «мы-и-момэма-му» — пауза — возврат дыхания (подготовка формы «мы»), «мы-и-момэма-му» и т.д. Очень хорошо тренировать дыхание на повторении короткого согласного звука [сед]. Сначала берется спокойный ритм как бы четвертями:

«пф» —— пауза — возврат дыхания — затем звук произносится чаше — группами шестнадцатых: «пф» — пауза — возврат дыхания —и т.д.

Полезно для тренировки выдоха сочетание звуков «хчк». Темп сначала медленный: пф —пауза — возврат дыхания — затем ускоряется темп, звуки «чк» объединяются в группы по три: «пф»пауза — возврат дыхания и т.д.

Первые доли слегка акцентируются. Главным показателем экономного выдоха является ровность звучания и его свобода. Длина звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры, ровности же нужно добиваться с самых первых занятий.

Когда на экономном выдохе образуются звуки, слушателю кажется, что они длятся бесконечно. Этим признаком и проверяется правильность подачи дыхания в речи и пении.

После усвоения продолжительного выдоха при напряженной мускулатуре диафрагмы необходимо научиться освобождать мускулатуру тела во время дыхания. После «пф» произносится слог «му», как обычно, при подтянутом корпусе, стойке «смирно» и на хорошей форме «зевка»; затем, не истратив дыхания до конца, «му» переводится в мягкий, ослабевающий звук «х», одновременно тело нужно расслабить. При этом на звуке [«х»\ освобождается вся мускулатура тела. В начале следующего слога опять возвратиться к стойке «смирно», а на звук \«х»\ вновь расслабиться. Слоги обычно строятся с применением согласного [«ж*] и звуков \«з»\ и(сж»]: «пф-му-ххх» («смирно», расслабиться) — пауза ~ возврат дыхания; «мо-ххх» («смирно», расслабиться) — пауза — возврат дыхания. Также строится упражнение на слогах «ма-ххх», «мэ-ххх», «мы-ххх», «жу-ххх», «жо-ххх», «жа-ххх», «жэ-ххх», «жи~ххх», «зу-ххх», «зо-ххх», «за-ххх», «зэ-ххх», «зы-ххх». Это упражнение тренирует длинный выдох и учит освобождать мускулатуру.

Необходимо воспитывать также звучание на опоре дыхания. «Опертое» и «неопертое» звучание разное. При «опертом» звучании звук голоса очень плотный и насыщенный, а в области диафрагмы ощущается напряжение. Значит, когда звук голоса насыщен, а мускулатура диафрагмы собрана, звук «опертый». «Опоре» звука помогает положение «смирно» — подбор брюшного пресса.

Звуки должны резонировать совершенно одинаково — в грудном резонаторе. Первые четыре гласные: [«о»], [«а»], [о] строятся сразу на форме «м» и легче в нее переходят. Последняя гласная «ы» переходит в км» с перестройкой: «пф» — «бууу» — «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «бааа» — «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «бэээ» — «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «быыы »— «ммм» (сбрасывать «м») — пауза — возврат дыхания — «пф.». Особенно внимательно надо следить за формой гласных «а*, «ъ». После месяца тренировки следует менять первый согласный, например, заменить звуками «ж», «з»\ «пф»-«жж»~«уу»-«ммм» — пауза — возврат дыхания — «жж»-«оо»-«ммм» и т.д.; «пф»-«зз»-«уу»-«ммм» — пауза — возврат дыхания — «зз»-«оо»-«ммм» и т.д.

Дикционные упражнения. Дикция — степень ясности произношения в речи и пении. Дикционные упражнения нужны для нормализации голосовой функции. Например, необходимо на одном выдохе предельно ясно выговаривать сочетание слогов: «птаптэпти». Первый слог произноситься слегка растягивая гласный: «птааап-тэпти». Начинают произношение с медленного темпа, постепенно его убыстряя. Для мускулатуры губ проделывают следующие упражнения:

рот закрыт, губы как можно плотнее собраны к центру и затем не спеша растягиваются в широкую улыбку. Потом — снова к центру и снова улыбка. Губы ни на минуту не должны быть безвольными. Движения чередуются несколько раз: сначала по 3—4 раза подряд, потом по 5—6 раз. Для развития хорошей дикции и опоры дыхания даются упражнения-скороговорки: «От топота копыт пыль по полю летит». Текст произносится на низких тонах, негромко, но очень упрямо и зло, как бы коротко ударяя по каждому слогу. Звук должен упруго отскакивать. Для этого согнуть в локте правую руку, прилагая ее к боку, собрать в кулак и коротко ударять над раскрытой левой ладонью так, как будто это упругая резиновая подушка или пружина, от которой кулак сам собой отскакивает. «Пф», от-то-по-та-ко-пыт-пыль-по-по-лю-ле-тит». Темп должен быть очень сдержанным, даже медленным.

Вокальные упражнения, пение песен также служат для выработки плавного выдоха, но необходимо соблюдать синхронность с логопедическими занятиями. Занятия пением начинают после проведенного лечения, после острого периода функционального заболевания голосовых складок, гортани.

Например:

1) педагог поет (протягивает) первый  звук, больные повторяют, идет как  бы настройка перед началом  песни;

2) исполнение музыкальных попевок  в различных тональностях;

3) исполнение музыкальных попевок  на более высоких и более низких звуках;

4) использование при пении движений  руки {элементы дирижирования), показывающих, как петь: выше или ниже;

5) пение без музыкального сопровождения.

Эти упражнения помогают развить точную вокальную интонацию. Начинать пение лучше с гласных [<ra.s>], [<ro#J, [о*], [<г«*]и их сочетаний в пределах «до» «ре» первой октавы и «до» («до диез» — «ре») второй октавы. Затем пропеть свое имя или имя и отчество, пропеть диалог: «Как тебя зовут?» — Меня зовут Аня» и т.д. Или: «Какая сегодня погода?» — «Сегодня пасмурная погода». Далее импровизируются звукоподражания «ray», «куку» на низких и высоких тонах; например, утка и утенок, гусь и гусенок. Диалоги между ребенком и взрослым. Педагог распевает с больными слоги, ясно выговаривая согласные в конце слов. Для этой цели берутся носовые звуки: «динь-динь», «бомбам», «дон-дон», «бим-бом», «тили-тили-боя» и другие сочетания. Конечный сонорный звук протягивается как можно дольше. Далее для пения подбираются песни с короткой фразой, насыщенные гласными звуками и звонкими согласными. Например, «Баю-баюш-ки-баю, баю Оленьку мою» и другие подобные колыбельные песни. Учитываются интересы больных, поются их любимые песни в середине и конце коррекционного обучения, когда они овладевают певческими навыками.

Осторожно следует развивать голос средствами пения у больных с органическими нарушениями голоса вследствие стеноза гортани, папилломатоза, после хирургического вмешательства; уделять внимание постепенности воспитания голоса, созданию опоры на диафрагмальное дыхание; обращать внимание на то, чтобы голос звучал в грудном отделе (контролировать звучание рукой).

Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движений, пропевать двухголосные песни, каноны. Но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Исполняются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики. Чем старше больной по возрасту, тем больше предлагается упражнений, связанных с движением, тем сложнее становятся задания перед ними, тем больше эти задания требуют времени для подготовки.

Проверка звуковой тренировки с движением проводится не только на логоритмических, но и на логопедических занятиях. Логопед смотрит придуманные занимающимися комбинации и вносит свои поправки, на основе которых больные дорабатывают то или иное упражнение самостоятельно, а затем вновь выполняют его на логоритмическом занятии. Таким образом, логопед и логоритмист дополняют друг друга в работе над нормализацией голоса больного.

Вопросы и задания

1. Каковы особенности нарушения  моторики у лиц с дислалией  и дизартрией?

2. Назовите двигательные расстройства  при различных формах дизартрии.

3. Каково значение игр и упражнений  в подготовительный период коррекции  нарушений звукопроизношения?

4. Приведите примеры игр и  упражнений на развитие слухового  внимания, речевого слуха, фонематического  восприятия, артикуляционной моторики  и т.д., используемые на логоритмических  занятиях с детьми, страдающими  дислалией.

5. Каковы особенности проведения занятий по логопедической ритмике с людьми, страдающими ринолалией?

6. Назовите логоритмические средства  для снятия назализации.

7. Назовите задачи логоритмического  воспитания детей с дизартрией  на каждом этапе логопедической  работы с ними.

8. Приведите примеры упражнений лечебной гимнастики для детей с дизартрией.

9. Каково значение работы по  воспитанию дыхания у людей  с нарушениями голоса?

10. Приведите примеры упражнений  трехфазного дыхания на согласных  звуках.

 

 

 


Информация о работе Логопедическая ритмика