Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:44, доклад
Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.
Игры для развития слухового внимания
«Дождик». (Автор Е. Соковнина, муз. Т. Ломовой.)
Задачи: научиться согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости от смены характера музыки.
Дети стоят, звучит мелодия «Прогулки», и они свободно ходят по всему залу — гуляют. Звучит мелодия «Пляски» — дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Звучит мелодия «Дождика». Такты 1—2 дети смотрят вверх и поднимают ладони — ловят капельки дождя. Такты: 3—6 убегают на свои места.
Игра повторяется несколько раз, педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.
«Счем будем играть?». (Автор Е. Соковнина1.) Задачи: слушать и узнавать знакомую музыку и двигаться в характере этой музыки; закреплять умение ходить с флажками энергично, бодро; упражнять в плясовых движениях; выполнять топающий шаг свободно, уверенно.
В зале вдоль стен на стульях лежат атрибуты по количеству детей. У одной стены — рули, у другой — цветные платочки, у третьей — цветные флажки в широкой низкой вазе, у четвертой — дети, они слушают музыку. Если исполняется плясовая музыка, подходят к стульям, берут платочки и пляшут в свободном построении, с окончанием музыки кладут платочки на место. Если исполняется марш, берут флажки и, подняв их, маршируют друг за другом. Если исполняется мелодия «Автомобиль», берут рули и двигаются топочущим шагом друг за другом.
Игры на развитие речевого слуха
«Слушай и выполняй». (Музыка Т. Ломовой.) Девочкам дают куклы, мальчикам — музыкальные инструменты: бубны, погремушки, балалайки и пр. Звучит мелодия «Прогулка». Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на заранее указанные места
В этом случае используются пьесы: Л. Шульгина «Марш». М. Раухвергер «Автомобиль» и любая плясовая мелодия. Музыкальные произведения исполняются произвольно, и определенной последовательности.
(у боковой стены комнаты). Звучит
мелодия «Колыбельная» —
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Ты закрой, закрой глазок,
Ты поспи, поспи часок.
Баю-бай, баю-бай,
Поскорее засыпай.
Звучит мелодия «Музыканты», и дети идут бодрым шагом, ударяя в бубны и звеня погремушками. Музыка заканчивается, мальчики садятся на свои места. Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию. Музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на середину зала, танцуют. Такты 1—4: девочки приседают, ударяют кукол ножками об пол: «Топ-топ, топ-топ». Такты 5—8: поднимают кукол и легко кружатся с ними. По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще раз. Звучит другая мелодия, например полька.
Игры на развитие фонематического слуха
«Прогоним курицу». (Чешская народная песня в обработке Аи. Александрова, текст В. Викторова.)
Дети сидят на корточках, поют песню, на каждую четверть слегка приседают и руками показывают, как курица клюет. Один ребенок стоит в стороне, слушая пение детей и ожидая сигнала педагога. На сигнал «кш!» все разбегаются, а стоящий в стороне ловит их. Текст:
Ко-ко, курочка.
ко-ко, черная. ?
Я на эту грядку
Не пущу хохлатку.
Мы прогоним курицу
Со двора на улицу. КШ!
«Шмели и жуки».
Дети под спокойную мелодию идут по кругу, мелодия меняется, и «шмели» с «жуками.» «летят» на полянку. Пи сигналу педагога «ш-ш!» «шмели» ложатся на спины и быстро машут «лапками», «жуки» продолжают «летать» вокруг лежащих «шмелей». По сигналу педагога «ж-ж» «жуки» ложатся на спины и машут «лапками», а «шмели» «летают» вокруг них. Смена команд повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку «шмели» и «жуки» «улетают» с поляны.
Игры на развитие артикуляционной моторики
Дудочка-дуда.
Дети сидят на стульях, напротив них сидит ребенок с игрушечной дудкой в руках. Дети неторопливо поют:
Мальчик имитирует игру на дудочке: «Ду-ду-ду!», вытягивая губы вперед. Дети танцуют, используя знакомые движения. Педагог: «Дудка больше не играет, Коля деток догоняет». Дети убегают, водящий старается кого-нибудь поймать; тот кого поймал водящий, становится на его место, игра повторяется.
Лошадки. (Музыка М. Раухвергера.).
Дети стоят в колонне. Они лошадки. Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет цокать копытами?» —двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают языком. Остальные слушают.
Игры на развитие физиологического дыхания
Цветы.
Дети стоят в кругу, руки опущены. Такты 1 —2: плавно поднимают правую руку, кисть слегка отстает (появляется первый весенний цветок, начинает расти ). Дети глазами следят за ростом цветка: вдох, рука опускается — выдох. Такты 3—4: плавно поднимают левую руку (начинает расти второй цветок): вдох, рука опускается — выход. Такт 5-й: плавно отводят в сторону правую руку (раскрывается бутон первого цветка): вдох, рука опускается — выдох. Такт 6: плавно отводят в сторону левую руку (раскрывается второй цветок): вдох, рука опускается — выдох. Такты 7—8: поднимают плавно руки, тянутся вверх (цветы потянулись к солнцу): вдох, руки опускают вдоль туловища — выдох. Такты 9—16: начинают слегка раскачивать руки вправо-влево, затем сильнее, вместе с корпусом (сначала дует ветерок, потом налетает сильный ветер). Одновременно, вытянув губы вперед, имитируют дуновение ветра. Такты 17—18: руки плавно опускаются (цветы наклонились к земле).
Упражнения с цветами. («Вальс». Музыка А. Жилина.)
Дети стоят в кругу и держат в руках по цветку или листику. Такты 1 —8: слегка поднимают руки вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики). Такты 9— 16 (повторение): дети поворачиваются направо или налево и бегут по кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают, делают выдох.
Игра на развитие речевого дыхания
Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й, 3-й, 4-й, 5-й с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей. Во время упражнения ритмично произносят текст:
Эти игры полезно проводить в сочетании с движением рук, туловища.
Сидит Коля на лугу,
Он играет во дуду,
Хорошо дуда играет.
Выговаривает.
Выходите-ка па луг.
На зеленый луг гулять.
На зеленый луг гулять
Да под дудку плясать.
Куры, гуси да индюшки (1/21/3 1/41/5)
Закусили лебедой, (1/2 1/3 1/4 1/5)
Наклевалися петрушки, (1/21/3 1/41/5)
Побежали за водой. (1/2 1/3 1/4 1/5 )
То же левой рукой, затем двумя руками вместе.
Игры на развитие голоса
«Ay, ay».
Один ребенок прячется в зале за стульчиком (за макетом деревца и т.д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой ребенок или все дети ищут его. Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:
Я скажу тебе: «Ау!»
Угадай, где я стою.
Ты найди меня, найди!
Здесь я, где-то на пути.
Где я, где — реши скорей!
Иль левее, иль правей.
Повнимательнее будь.
Все облазить не забудь.
«Курочки и петушок».
1. «Курочки» и «петушок» сидят на корточках у одной из стен зала, как будто на насесте. «Петушок» выходит из дома, помахивая крыльями-руками, останавливается в центре зала (нашел зернышко) и звонко зовет «курочек»: «Ку-ка-ре-ку!». «Курочки», весело помахивая «крыльями», легко на носках бегут к «петушку» и бегают вокруг него, останавливаются и показывают, как клюют зернышки. «Петушок» отходит и снова зовет курочек.
При повторении игры выбирается другой «петушок».
2. «Курочки»:
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюёт,
К себе курочек зовет.
«Петух» проходит круг, останавливается и говорит:
Вы пеструшечки,
Вы хохлушечки,
Я нашел для вас орех.
Разделю орех на всех:
По крупиночке, по восьминочке.
Ку-ка-ре-ку!
Дальше игра продолжается, как в первом варианте. Игру можно провести с музыкальным сопровождением.
«Гуси, вы гуси».
Дети распределяются на две группы: «дети» и «гуси». Педагог(или один из детей) выступает в роли волка. «Дети» и «гуси» стоят лицом друг к другу на некотором расстоянии, «волк» стоит поодаль, возле него один «гусенок». Запевая песню, «дети» идут к «гусям» и отходят обратно (по четыре шага). Затем то же движение со своими словами повторяют «гуси». На слова: «Мы видели волка» — «волк» с «гусенком» пробегают мимо «детей». Затем снова обе группы поочередно идут друг к другу. С окончанием песни «гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».
Дети: Гуси, вы гуси, серые гуси!
Гуси: Га-га-га, га-га-га, га-га-га, га-га-га!
Дети: Пае вы бывали, кого вы видали?
Гуси: Га-га-га (четыре раза).
Дети: Мы видели волка, нес он гусенка.
Гуси: Га-га-га (четыре раза).
Дети: Щиплите вы волка, спасайте гусенка!
Гуси: Га-га-га (четыре раза).
На этапе формирования звука логоритмические занятия включают материал для развития мимики лица, орального праксиса, общей моторики. Например, для развития мимики лица под соответствующую музыку педагог дает задания типа: «Вы едите кислый лимон. Вы встретили драчуна. Вам больно. Вы огорчены. Вам подарили красивую игрушку» и т.д. Затем без словесной инструкции логопеда дети под музыку, сидя перед зеркалом, отражают на лице разные оттенки чувств. С развитием умения передавать мимикой разные чувства зрительный контроль с помощью зеркала снимается. Для развития орального праксиса все упражнения для губ, языка, челюсти подаются ритмично: под счет, метроном, под музыку с четко выраженным ритмом и акцентом. Развитие общей моторики осуществляется на материале основныхдвижений: ходьбы, маршировки, бега, поскоков. пробежек, различных построений, перестроений. Подключаются движения рук, подвижные игры. Последние проводятся без речевого материала, поскольку звуки еще не поставлены.
Подвижные игры для детей с нарушениями звукопроизношения
«Швейная машина».
Дети правой рукой делают круговые вращения в кисти и локте, левая рука как бы выполняет мелкие движения, характерные для работы иголкой. Затем движения меняются: левая рука делает круговые движения, правая — движения иголки. Движения рук производятся под ритмичное проговаривание: «тук-тук-тук».
«Прячем мишку».
Дети стоят спиной к водящему, который прячет мишку. Под веселую музыку дети его ищут. Кто найдет, тот водящий.
«Ходьба по мостику».
Дети по очереди идут по мостику-доске, поставленной на высоте 5— 10 см от пола с небольшим наклоном. Следить за осанкой, за ритмом ходьбы.
«Маленькие ножки бежали по дорожке».
Дети сидят, педагог предлагает им поднять ноги. Обращает внимание на то, что ноги у них маленькие, и несколько раз повторяет: «Маленькие ножки бежали по дорожке». Затем педагог говорит, что у медведя ноги большие и идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге». Педагог под музыку говорит шуточные припевки в быстром и замедленном темпе, вызывая удетей то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения ног.
В процессе автоматизации звуков на логоритмических занятиях осуществляется развитие артикуляции, дикции, интонационной выразительности и т.д. (всей просодии), в сочетании с различными движениями.
Игры и упражнения на развитие артикуляции
«Эхо».
Дети пол медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают ягоды, грибы. Одна группа уходит в один конец зала, другая — в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной. Первая группа детей громко произносит: «АУ-АУ-АУ!» Вторая отвечает ей тихо: «АУ-АУ-АУ!». под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.
Игры на четкое проговаривание согласных звуков
«Поезд с арбузами».
Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а затем педагогу: представляют «погрузку арбузов на поезд». Затем под круговые движения рук произносят: «Чу-Чу-Чу\», изображая поезд, который движется под музыку. С прекращением музыки движение заканчивается. Дети произносят «Ш-Ш-Ш\» Начинается «выгрузка арбузов» с теми же движениями, что и при «погрузке».
«Ходьба».
Эта игра способствует развитию просодии. Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и характер музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идем на пятках. Мы идем, как все ребята и как мишка косолапый».
«Зоопарк».
Дети выбирают каждый себе роль животного и садятся в «клетку» (обруч). Педагог ходит между «клетками» и спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Дети движениями, мимикой, звукоподражанием показывают, кого они изображают.
«Хоровод».
Дети стоят по кругу, один ребенок в центре, ведут хоровод и поют: «По дорожке Валя шла. Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, лишь надела, захромала. Коле тапки отдала, с Колей танцевать пошла». Ребенок, стоящий в центре, показывает движения, потом выбирает себе партнера и танцует с ним. Все подпевают и хлопают в ладоши.
В процессе дифференциации используется разнообразный материал.
Игры на развитие фонематического слуха
«Кто внимательный?»
Дети идут по кругу под музыку, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши выделяют нужный звук. При выделении нужного слога дети хлопают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других слов дети приседают.
Игры на развитие дикции и закрепления звуков
«Трубочист».
Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз, и крепко сжаты кисти». Проговаривая текст, дети выполняют движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в локтях, сжимают кисти в кулак и е силой опускают руки вниз.
«Болото».
Дети делятся на две группы: «журавли» и «лягушки», — стоят в кругу. Посередине «болото». «Лягушки» поют: «Лягушечки-квакушечки по бережку гуляют. Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор «журавлей»: «Журавлики-кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными носами. Лягушечки-квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от журавлей в болото уходите». Услышав пение «журавлей», «лягушки» на корточках скачут в «болото». По окончании пения «журавли» прыгают, размахивают «крыльями», ловят «лягушек», которые не успели прыгнуть в «болото». Пойманные «лягушки» выходят из игры.
На этапе дифференциации звуков полезна игра-драматизация с музыкальным сопровождением и без него. Текст игры насыщается различаемыми звуками. Представление персонажей обогащает просодию речи.