Логопедическая ритмика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:44, доклад

Описание работы

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.

Файлы: 1 файл

LOGOPEDIChESKAYa_RITMIKA_V_SISTEME_KORREKTsIONNOJ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

В процессе логоритмической работы у детей с дислалией нормализуются общая моторика, речевое и произвольное поведение в деятельности (игровой, учебной, в общении).

Логопед включает речевой материал с оппозиционными звуками.

 

 

 

Музыкально-ритмические занятия с людьми, страдающими ринолалией

Цель и задачи логоритмики — развивать мимику лица, а также общую моторику — тонус движений, координацию, переключаемость; подвижность нёбной занавески; речевую моторику; преодолевать назализацию.

Для развития мимики лица используются известные ситуации: «Мы едим лимон», «Сладкое варенье», «Горький перец», «Долгожданный подарок», «Кукла заболела», «Мама пришла», «Хочу мороженого» и' т.д. Используются подвижные игры с соответствующим текстом.

«Мы веселые ребята».

Посреди комнаты проведены мелом две параллельные линии на расстоянии 15—20 шагов друг от друга (здесь находится водящий). За чертой стоят дети, по музыкальному сигналу они весело говорят: «Мы веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!»: Со смехом дети перебегают за противоположную черту. Водящий старается их догнать и коснуться в пределах своей зоны. Те, кого он коснется, выходят из игры, садятся на стулья, отдыхают и выполняют различные дыхательные упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания (поддувают пушинки, листики и т. д). После 3—4 пробежек с одной линии на другую по сигналу педагога назначается новый водящий из числа отдохнувших.

Игры на развитие общей моторики

«Не сбивай, и поймай».

Дети должны преодолеть несколько препятствий (скакалки). Одна скакалка протянута на высоте 60 см от пола, другая — в 1 м от нее, на высоте 40 см от пола, через I м — следующая скакалка на высоте 5 см. Под разный характер музыки дети по очереди проходят первое препятствие походкой «мишки», т.е. на полусогнутых ногах, расставив и округлив руки; второе проползают «мышкой», т.е. на животе ползут до третьего препятствия; встают, перепрыгивают его и приседают «лягушкой», т.е. встают на четвереньки. После этого играющий должен выпрямиться, поймать мяч или обруч, брошенный логопедом, и отойти с ним в сторону. Когда все дети преодолеют препятствия, по сигналу логопеда: «Играйте!» начинают играть в мяч или обруч.

Для активизации нёбной занавески следует проводить упражнения с имитацией кашля, зевания, глотания, игры с пением. Текст песен должен быть насыщен гласными звуками. Во время пения необходимо следить за дыханием, дикцией, за широко открытым ртом. Пение нормализует звукообразование, дыхание, выразительность, слитность звучания. Средствами пения можно снимать назализацию в речи. Начинать следует с пения гласных звуков в значимых ситуациях.

Дети под музыку идут в ритме движущегося поезда, останавливаются , дают гудок: «у-у-у!» Или логопед показывает различные картинки, дети восклицаниями реагируют на них, например, видят круглый красный помидор и припевают: «о-о-ох» Ходят по лесу и перекликаются: «Ау-Ау-Ау!» Изображают плачущую девочку: «Уа-Уа-Уа!» Звукоподражаниями изображают волка: «У!», ослика: «Иа!», собачку: «Ав!», кошку: «Мяу!» и т.д. Полезно сочетать пропевание с движениями. Например, дети (взрослые) стоят, ноги на ширине плеч, хлопают в ладоши перед собой, над головой с поворотом туловища — направо, налево. Повторяют 4—6 раз, с хлопком произносят: «Хлоп-хлоп » — « Комарика хлоп-хлоп, а то сядет на лоб. Слева хлопнем комара, справа хлопнем комара».

«Сгибание и разгибание туловища».

Дети стоят в колоннах, затем идут легким шагом вперед, потом назад и заканчивают движение прыжками. Ноги раздвинуты, затем дети быстро наклоняются, ударяют ладонями об пол: «Ах!», выпрямляются и хлопают в ладоши над головой: «Ух!». С последним хлопком над головой ноги прыжком ставятся вместе. (Движения отражают шуточный характер музыки.)

Логоритмические занятия с больными ринолалией строятся так, чтобы все виды работы положительно влияли не только на речевую функцию, но и оказывали общеукрепляющее воздействие,. Занятие начинается с музыки марша. Дети шагают: голова поднята, плечи развернуты, смотрят вперед, энергично взмахивают руками. Логопед следит за осанкой детей.

По согласованию с логопедом во время ходьбы в такт шагам можно проговаривать стихи.

«Пузырь» (для дошкольников и младших школьников).

Дети стоят в кругу под музыку. Педагог: «Надули пузырь». Дети надувают щеки, произнося: «Фу-у», и, взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог: «Лопнул пузырь». Дети бегут к центру круга со звуком: «Ш». Педагог: «Надуваем пузырь». Снова повторяют первое движение. По сигналу: «Пузыри полетели!» —дети надувают щеки и, удерживая их в таком положении, бегут по кругу, округлив перед собой руки. Затем останавливаются и под музыку перестраиваются в круг, берут друг друга за руки, показывают движениями большой пузырь, который лопается. Дети расслабленно роняют руки вдоль туловища. Затем все садятся на стулья и исполняют песню «Мыльные пузырики» (музыка Кюна). Занятие оканчивается ходьбой под спокойную музыку.

«Поезд».

Дети имитируют стук колес паровоза, работу рычагов — руки, согнутые в локтевых суставах; затем показывают, как проверяют колеса, как пошел поезд, как он выпустил пар, дал гудок и т.д.

«Гуси».

Дети показывают как гуси машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.

«Самолеты».

Дети, имитируя проверку бензонасосов, произносят: «Ссс», мотора: «Ррр». Самолеты полетели, приземлились, летчики уходят (дети садятся на стульчики).

Артикуляторные упражнения для развития речевой моторики с больными ринолалией проводятся так же, как с людьми, имеющими функциональные дислалии. По совету логопеда музыкальный руководитель включает в свое занятие подготовительные артикуляционные упражнения и постановочные, необходимые для формирования определенного артикуляторного уклада.

 

Логоритмические и музыкально-ритмические средства для детей с дизартрией

Педагогическое, логопедическое и симптоматическое лечение дизартрии и других сопутствующих нарушений {зрения, слуха, эпилептиформенных спазмов и др.) включает комплекс логоритмического воздействия, лечебной физкультуры, музыкально-ритмического воспитания. Задачи комплекса следующие:

1. Подавить патологические двигательные  реакции ребенка и урегулировать  безусловно-рефлекторную деятельность.

2. Улучшить координацию движений (элементы основной двигательной  деятельности).

3. Улучшить общую двигательную активность ребенка.

4. Содействовать развитию психических  функций детей: внимания, памяти, саморегуляции  психической деятельности и др.

5. Содействовать нормализации речевой  функции.

6. Оказывать воспитательное влияние  на ребенка и выравнивать его  поведенческие реакции.

Для детей с дизартрией любого генеза в данном комплексе большое значение имеет лечебная физкультура. Ее применяют в следующих целях:

а) повышение общего тонуса организма;

б) предупреждение укорочения мышц и сохранение нормальной подвижности в суставах;

в) восстановление объема, силы и качества движений;

г) борьба с повышенным тонусом, с контрактурами, уменьшение ригидности мышц и синкинезий;

д) восстановление правильной содружественной деятельности ослабленных и здоровых мышц;

е) развитие жизненно необходимых навыков;

ж) преодоление деформаций конечностей и позвоночника.

Полнота и быстрота восстановления движений зависит от давности поражения, характера процесса локализации и распространенности поражения, состояния мозгового кровообращения, активности больного и эффективности комплекса восстановительного лечения. Из методов лечебной физкультуры наибольшее значение приобретает лечебная гимнастика с ее общеоздоровительным и общеукрепляющим влиянием. Она облегчает перевоспитание нервно-мышечного аппарата, избирательно воздействует на отдельные мышечные группы, разнообразит мышечную деятельность (расслабление, степень напряжения и др.), позволяет постепенно усложнять движения, развивать их точность и таким образом устранять лишние движения и восстанавливать более полноценные. В лечебной гимнастике обязательно сочетают упражнения для паретичных конечностей с общеукрепляющими упражнениями. Это необходимо для лучшей координации движений и выравнивания мышечного тонуса. Кроме того, физические упражнения оказывают реперкуссивное (отраженное) влияние: регулярно включая здоровые конечности и корпус в процесс упражнения, можно быстрее перевоспитать весь нервно-мышечный аппарат. Каждое занятие лечебной гимнастикой следует начинать с упражнений для здоровых мышечных групп. Специальные упражнения для паретичных конечностей применяются во время процедуры много раз, их чередуют с общеразвивающими и дыхательными упражнениями. Активные упражнения преобладают в лечебной гимнастике, но они обязательно дополняются пассивными движениями. При выполнении активных и пассивных упражнений необходимо добиваться возможно большей амплитуды движений. Как пассивные, так и активные упражнения следует выполнять ритмично, в спокойном темпе. Темп и объем движений должны находиться в обратной зависимости от степени мышечной ригидности. Для ее снижения рекомендуется применять облегченные исходные положения, ограничивать темп и амплитуду движений, использовать пассивные движения, потряхивание и поглаживание мышц, упражнения на расслабление и др. При проведении лечебной гимнастики целесообразно использовать элементы психотерапии.

Рекомендуется применять следующие компоненты лечебной гимнастики:

а) упражнения и приемы, включая массаж, направленные на расслабление отдельных мышечных групп;

б) приемы, направленные на развитие движений в суставах; в) активное напряжение отдельных мышц;

г) развитие координаторных взаимоотношений мышц антагонистов и целостных двигательных актов.

Лечебная физкультура проводится в течение всего периода роста и развития ребенка (до 14—15 лет) как для общего укрепления, так и для восстановления функций конечностей. Лечебную гимнастику и массаж (курсами) применяют систематически и настойчиво в течение многих лет, в зависимости от тяжести заболевания и успеха лечения.

Занятия лечебной гимнастикой следует проводить интересно, живо, в игровой форме. В лечебной физкультуре под играми понимают комплекс специально организованных синтетических движений и физических упражнений прикладного характера со значительным общим воздействием на организм, при которых ставится состязательная цель и которые в каждом отдельном случае обусловлены определенными правилами. К таким играм относятся игры с мячом, эстафетные игры, лепка из пластилина, раскрашивание картинок, вырезание ножницами разных фигур, выпиливание лобзиком и др. Посредством игр вносится разнообразие в режим пациентов и увеличивается интерес больных к двигательным занятиям, и в частности к лечебной физкультуре. Игры выводят больного из состояния психической подавленности, отвлекают его внимание от патологического процесса и порождаемых им отрицательных эмоций, содействуют мобилизации сил больного к выздоровлению.

Игры следует включать в занятие осторожно, поскольку может наступить передозирование нагрузки из-за того, что играющие эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. С детьми с дизартрией полезно проводить подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой общефизиологического воздействия на организм под мелодичную, ритмичную, не\ громкую музыку в медленном и среднем темпе.

«Прокати мяч с горки» (для детей 2—5 лет).

Дети скатывают мячи по наклонной доске. Один ребенок катит мяч сверху, а другой ловит его внизу. Затем они меняются местами.

«Зайка серый умывается» (для детей 3—7 лет). Один из играющих назначается «зайкой», остальные дети становятся вокруг него и вместе с педагогом проговаривают:

Он помоет также лапки.

Оботрет их чистой тряпкой,

Одевается.

Скок, скок —

В гости мчится со всех ног.

Зайка ходит в гости к людям

Мы с ним вместе мыться будем.

Зайка вымыл рот и уши.

Он хороший, он послушный.

«Зайка» выполняет все движения, дети за ним повторяют. Тот, к кому «зайка» пришел в гости, становится «зайкой». Игра оканчивается, когда сменится 5—6 «зайчиков».

Поскольку при дизартриях наблюдаются парезы лицевой мускулатуры различной выраженности, то в лечебной гимнастике выделяются специальные упражнения для восстановления и развития мимических движений. Мимическая гимнастика строится на:

1) необходимости сочетания общих  физических упражнений со специальными мимическими;

2) использовании естественных мимических  движений. Гимнастика используется  как основа физических упражнений, для тренировки мимической мускулатуры;

3) целесообразном одновременном  выполнении упражнений одно именными  мышцами лица;

4) необходимости менять активность  выполнения, в зависимости от  пареза мимических мышц: пассивные  движения, активные движения, активные  движения с помощью и сопротивлением;

5) целесообразном применении отдельных  приемов артикуляторной гимнастики;

6) проведении индивидуально лечебной гимнастики по развитию мимических мышц лица 3—4 раза вдень. Старшие дети и взрослые занимаются самостоятельно по несколько раз вдень. Длительность процедуры лечебной гимнастики для детей — 12— 15 минут.

Пассивная гимнастика используется для усиления афферентных импульсаций, развития ослабленных движений, а также для растяжения укороченных мышц. Например: приподнимание и опускание надбровных дуг; опускание века; оттягивание мягкой части щеки; открывание рта; вытягивание языка; оттягивание щеки парализованной стороны с введением пальца в рот и др.

Активная гимнастика, в отличие от пассивной, способствует повышению проводимости нервов, снижению вазомоторных нарушений и улучшению трофики тканей, противодействует формированию контрактур. При выполнении активных упражнений больной также, как и при пассивной гимнастике, должен фиксировать ладонью здоровую половину лица, чтобы сосредоточить все внимание на упражнении мышц пораженной стороны. Например: приподнимание и опускание надбровной дуги; закрывание и открывание глаза; надувание щеки без сопротивления и с надавливанием на нее; складывание губ для всасывания воздуха и для свиста; высовывание языка; оскаливание зубов и др.

В процессе всей лечебной гимнастики рекомендуется использовать следующие упражнения: поднимать брови вверх; наморщивать брови («хмуриться»); закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; щуриться; опустив голову вниз, сделать выдох и в момент выдоха -фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки «о-и»; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавать воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; произносить звуки «п» ,«в» ,«ф» ,«р»; высунуть языки сделать его узким; открыв рот, выдвигать язык впереди назад; открыв рот, двигать языком вправо и влево; выпячивать вперед губы; следить глазами за двигающимся по кругу пальцем; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.

Информация о работе Логопедическая ритмика