Логопедическая ритмика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 16:44, доклад

Описание работы

Опыт показывает, что логопедическая ритмика является эффективным средством содействия преодолению речевого дефекта через тренировку и развитие чувства ритма, а также необходимых качеств общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики, чувства ритма. Характерной особенностью этого метода является сочетание двигательных и речевых упражнений на основе ритма стиха или музыкального ритма.
Речевой материал на занятиях логопедической ритмикой подбирается в соответствии с этапами логопедической работы и уровнем речевого развития детей всей группы.

Файлы: 1 файл

LOGOPEDIChESKAYa_RITMIKA_V_SISTEME_KORREKTsIONNOJ.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

«Флажок».

Дети идут под музыку в одном направлении. Увидев поднятый флажок, делают поворот кругом, четыре поскока на двух ногах и продолжают идти, но уже в другом направлении.

«Канон». (С. Майкапар, «Маленькая пьеса».)

Канон — движение непрерывное, но поочередное, т.е. на каждый такт один ребенок делает движение справа, потом другой, третий и т.д.

Дети стоят в колонне, положив руки на плечи впереди стоящего. На первый такт впереди стоящий в колонне поднимает руку вверх, на следующий — сзади стоящий поднимает руку и т.д., после того как одна рука поднята, поднимается другая, а потом таким же образом опускается.

Упражнения на внимание. (С. Прокофьев, «Марш».) Дети, маршируя, идут по кругу. Педагог подает сигналы: «зайчики» — дети прыгают, «раки» — идут спиной назад, «птицы» — бегут, раскрыв руки в стороны, «аист» — останавливаются на одной ноге.

Дети рассчитываются на первый, второй, третий и выполняют следующее движение: первые идут по кругу вправо, вторые — влево, третьи на месте хлопают в ладоши. Затем меняются номерами.

Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение. Методика обучения та же, что и при заикании.

Проводятся специальные упражнения типа «Живая гамма», «Сирена».

«Живая гамма».

Восемь детей объявляются «живой гаммой». Слева направо, как на клавиатуре, участвующие получают по одному звуку. Педагог как бы играет на этой «живой гамме» небольшие попевки, взмахом руки показывая вступление каждому.

«Сирена».

Это упражнение помогает выработать связь высоты звука с «положением зевка». Нужно представить машину скорой помощи, которая мчится к месту катастрофы. Этот веющий звук то плавно «въезжает» вверх, то также плавно опускается вниз. Произнося звук [«м»] на низкой ноте и сомкнутых губах при слегка разжатых челюстях, нужно плавно, постепенно, как сирена, уводить его к более высоким нотам, разжимая одновременно челюсти и удерживая сомкнутыми губы. Затем так же, как сирена, постепенно звук [«м»] опускается вниз, и челюсти сближаются. При этом важно удерживать его прочно губами, успевая достаточно разжимать челюсти при движении вверх и сближать их при движении вниз. Подражание сирене хорошо связывается с мелодией. Сначала пропеваются два звука [«ЛЛ»] нижний, как и в речи, воспроизводится плотно сомкнутыми губами при слегка разжатых челюстях и переводится «сиреной» к более высокому звуку с расширением «формы м». Задержавшись на верхней ноте, звук «сиреной» опускается снова к первому звуку, при этом следует слегка сближать челюсти. Затем следует пауза и вдох, «сирена» идет со следующей ноты.

«Налесной полянке». (Слова П. Кагановой, музыка Б. Кравченко.)

По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та {3 раза).

Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ (3 раза).

Лягушата делают зарядку. Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква (3 раза) и т.д.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. Например: «Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон». Под мелодекламацию педагога дети наклоняют голову к левому плечу, поднимают, наклоняют к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают.

В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала педагог сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов, составляющих движение. После этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания педагога. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением педагога, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.

Второй период логопедической ритмики используется для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких слухо-произносительных дифференцировок.

Безречевые игры. Показать удивление, огорчение, испуг.

Речевые игры

«Погладь мишку».

Мишка стоит на высоком кубике. Рядом с кубиком стоит гимнастическая скамейка, на которую воспитатель или педагог кладет длинную широкую доску. Это «горка». Дети идут к горке со словами: «Много нашей детворы ходит к мишеньке с горы», по очереди входят на «горку», сбегают с нее {темп музыки различный), гладят мишку и садятся на стулья. По сигналу педагога все подходят к медведю и говорят: «Мы к медведю подбежим, зарычит — мы убежим». Один-из детей подает сигнал «Ррр», дети разбегаются. Новое задание: подойти к мишке очень тихо, так, чтобы он не «услышал».

«Поезд».

Дети изображают движущийся поезд. Руки согнуты в локтях, сжатыми кулаками делают четыре круговых движения — вперед, вниз, немного назад, немного вверх, вперед, вниз, назад и т.д., изображая движение колес. Каждое круговое движение рук сопровождается звуком [«ч»] с небольшим акцентом на первом звуке.

Подражая ритму движения поезда, объединить звуки чк в группы потри, также акцентируя первый из них: чкчкчк чкчкчк круг руками

Не отрывая ноги от пола, дети передвигаются на носках мелкими шажками. Каждый шаг соответствует одному «чк» или одному «ч».

И второй раз то же самое;.

Когда передвижение ног отработано в нужном темпе, присоединяется уже натренированное движение рук — повторяется.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти, пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом, на преодоление сопротивления; упражнения для туловища. Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

«Увидели, флажок».

Дети идут по кругу. Педагог: «Олечка, возьми флажок, поведи ребят в кружок, выше флаг наш поднимай, стройно круг свой прошагай». Ребенок с флажком ведет колонну по кругу, через центр на носочках и т.д. Смена ходьбы зависит от смены музыки. Педагог предупреждает, что с флажком надо ходить красиво, не горбиться, не опускать головы.

«Лягушки».

Посередине лежит шнур в форме круга или круг начерчен на полу мелом. Одна группа детей стоит у круга, другая сидит. Педагог и сидящие дети говорят: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки. Ква-ква-ква-ква-ква! Скачут, вытянувши ножки». Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения сидящие на стульях дети хлопают в ладоши (пугают «лягушек»), те прыгают в «болотце» — перепрыгивая через черту и присаживаясь на корточки, произносят: «Ква-ква».

Для развития слухо-произносительных дифференцировок важно связать контрастные звуки, например, с-ш. с определенными музыкальными образами: [с] — водичка бежит, капель (и музыкальный образ капели), [ш] — пузырь лопнул или змея шипит (и тоже музыкальный образ). То же самое с другими звуками: [з] — комар звенит, [ж] — жук жужжит, [ц]— белочка цокает, [«] — чик-чирик— чирикает воробушек. В зависимости от музыкального образа, воспринимаемого детьми, в движениях изображается персонаж. Движение сопровождается звукоподражанием. Одна группа детей изображает под музыку летающего жука и жужжит: Ж-ж-ж, другая — комара и звенит: З-з-з.

Третий период. В этом периоде логопедическая работа с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется средствами логопедической ритмики,1 закреплением речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умением коллективного общения. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.

«Круг за кругом».

Дети берутся за длинный шнур, конец шнура у водящего. Он ведет детей, и все говорят: «Друг за другом, круг за кругом мы идем за шагом шаг». По сигналу (прекращение музыки) все останавливаются, поворачиваются в круг лицом и говорят: «Стой на месте, дружно вместе сделаем вот так». Педагог (впоследствии дежурный, водящий) показывает любое движение, например, поднимает руки со шнуром вверх и смотрит на него. Дети повторяют. Звучит музыка, дети идут со словами: «Друг за другом...» и т.д. После остановки педагог показывает новое движение, наклон туловища вперед и выпрямление; или поднимание ноги, согнутой в колене, до шнура; или приседание с выставлением ноги вперед и т.д. Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз. В одной игре допускается 5—6 разных движений.

«Пчелы и медведь».

Дети, имитируя пчел, сидят за стульчиками и жужжат, «медведь» прячется тут же. Педагог подает сигнал: «Пчелы за медом!» Дети «летают» по «поляне» от «цветка» к «цветку». В это время «медведь» на четвереньках подходит к.улью-стульчику, рычит: «Рр». Педагог: «Медведь на пасеке». «Пчелы» летят и жужжат: «Жжж», а «медведь» на четвереньках бежит к своему «дереву»-стульчику, «пчелы» садятся на стульчики. Кто до «медведя» дотронется, тот становится «медведем». Игра повторяется. Помимо сигналов педагога, образы «медведя» и «пчел» создаются музыкальным сопровождением.

Необходимо подбирать музыкально-ритмический материал «зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, диско-ординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть ритмичным, стимулирующим движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклонусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению (вальс, колыбельная; музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т.д).

 

Музыкально-ритмические занятия с детьми и взрослыми, имеющими нарушения голоса

В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмические занятия способствуют:

1) воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона;

2) развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха;

3) развитию артикуляторного аппарата.

Комплексная терапия голосовых расстройств включает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и ортофонические упражнения. Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляторными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Важным принципом лечения голосовых расстройств является преемственность логопедической, логоритми-ческой и лечебной работы, проведение функциональной терапии на всех этапах восстановления голоса. Поэтому развитие дыхания, артикуляционной моторики и голоса на логоритмических занятиях обеспечивает в значительной мере эффективность комплексной работы.

Для развития артикуляционного аппарата проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Предлагаются и дидактические игры: «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Почистим зубы», «Кошка спинку выгибает» (поднятие спинки языка с открытым ртом), «Маятник», «Как мы улыбаемся», «Пароход гудит» и др.

На занятиях со взрослыми повышается степень самостоятельности в тренировке артикуляционного аппарата и усложняется тип задания.

«Придумайте и покажите».

Занимающиеся строятся в две шеренги друг против друга и рассчитываются по порядку. Педагог называет любой номер. Тот, у кого этот номер, выходит из шеренги и показывает три разных движения для губ (языка). Затем вызывается занимающийся из другой шеренги и показывает три новых упражнения, не похожих на прежние. Если одно из упражнений уже было, команде начисляется одно штрафное очко. Состязание продолжается 5—6 минут. Итог подводится по сумме штрафных очков.

Можно предложить задания на сочетание артикуляторных поз и движений разными частями тела: округлить губы и руками показать обруч; вытянуть губы вперед «трубочкой» и соединить вместе руки, вытянутые перед собой, на уровне плеч; открыть широко рот и раскрыть руки в жесте: правая — высоко вверх, левая отведена вниз-назад и т.п. В задания между тренирующимися вносится элемент соревнования.

К указанным упражнениям присоединяется голос и контроль за дыханием: руки развести в стороны (вдох), соединить медленно перед грудью на уровне плеч до смыкания ладоней при одновременном произнесении звука [у] с упруго вытянутыми вперед губами; потянуть руки вверх, подняться на носки (вдох), опуская руки вниз через стороны и постепенно приседая на корточки, произносить длительно: «О-о-ох» и т.д. Подобные упражнения полезны для развития дыхания.

Дыхание состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. Во время тренировок следует учиться длинному ровному выдоху. Вдох непроизвольный, руководить им не следует. Важна вторая фаза — пауза. Она подсказывает, когда и сколько нужно вдохнуть. Е.А. Лукьянова предлагает заменить слово «вдох» условным термином — «возврат дыхания». Тогда три фазы дыхания обозначатся так: выдох, пауза (ожидание), «возврат дыхания». «Возврат дыхания» обязательно должен быть носовым. Вдох ртом менее удобен идаеторганизму меньше кислорода.

Для выработки правильного трехфазного дыхания нужно работать в трех направлениях:

1) усвоение приемов дыхания, снимающих  утомление;

2) развитие дыхательной мускулатуры  путем специальных упражнений;

3) применение приемов рационального  дыхания в движении.

Развитие дыхания по данной системе строится на речи, пении и движении. На занятиях проводятся упражнения на медленное чередование слогов, соединение согласных, быстрые дикционные упражнения, упражнения на задержку согласных при произнесении текста. В пении развитие дыхания происходит за счет исполнения вокальных упражнений и песен. И ко всему этому добавляются движения: элементы классического танца, гимнастические и ритмические комбинации с речевыми и певческими упражнениями.

Информация о работе Логопедическая ритмика