Метод кейсов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
1.1 Сущность и особенности восприятия музыки
1.2 Понятие музыкальности и её признаки
1.3 Развитие музыкального восприятия дошкольников
1.3.1 Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
1.3.2 Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
2.1. Выявление начального уровня музыкальности у детей
2.2. Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 179.69 Кб (Скачать файл)

По-прежнему сохраняется  интерес к экспериментированию  с музыкальными и немузыкальными звуками: дети изучают возможности  звучания разных предметов (деревянных палочек, брусочков, металлических  ложечек, емкостей, наполненных разным сыпучим материалом и по-разному  звучащих) и простейших музыкальных  инструментов. Постепенно расширяются  представления детей о музыкальных  инструментах и возможности игры на них. Дети знакомы со многими инструментами  ударной группы — барабаном, бубном, погремушкой, колокольчиком, металлофоном и др. Они различают их по внешнему виду, тембру звучания, могут самостоятельно озвучивать их, используя в играх.

Дети четвертого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально-слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально-слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры — марш, плясовую, колыбельную.

В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные  способности (ладовое чувство, проявлением  которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей: дети различают контрастные звуки  по высоте, динамике, длительности, тембру (при сравнении знакомых музыкальных  инструментов).

Накапливается опыт исполнительской  музыкальной деятельности. Все виды музыкального исполнительства начинают развиваться более активно. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства  в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и  совершенствуется голосовой и дыхательный  аппарат. Дети с интересом слушают  песни в исполнении взрослых и  с желанием поют песни совместно  со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. У них развиваются и становятся более устойчивыми певческие навыки, появляются любимые песни.

Благодаря развитию опорно-двигательного  аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно  характеру и выразительным особенностям музыкального произведения. С помощью  движений дети способны передавать изменения  в динамике, темпе, регистрах. Расширяются  представления детей о танцевальных жанрах (плясовая, полька), увеличивается  запас танцевальных движений. Образно-игровые  движения, применяемые в сюжетных играх и при обыгрывании песен, становятся более выразительными и  пластичными. Наблюдаются и творческие проявления детей в пении, играх, свободных плясках.

Интерес к игре на детских  музыкальных инструментах становится более устойчивым. Увеличивается  запас представлений об элементарных музыкальных инструментах, совершенствуются навыки игры на них.

Дети с удовольствием  участвуют в различных видах  и формах музыкальной деятельности (в самостоятельной музыкальной  деятельности, праздниках, развлечениях).

1.3.2 Развитие музыкальности  дошкольника в различных видах  музыкальной деятельности

Проблема развития музыкальности  детей дошкольного возраста волновала  многих педагогов и психологов, которые  рассматривали это развитие в  различных видах детской музыкальной  деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной  деятельности.

Некоторые системы музыкального воспитания детей, существующие в разных странах, построены на использовании  какого-либо вида музыкальной деятельности, который признается ведущим.

Так, система музыкального воспитания детей, созданная современным  немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии "Шульверк" (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, т.е. нацеливает на активное действие, сотворчество) К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в "Шульверке".

Ритмические и мелодические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хороводными формами, со словом - его геометрической структурой, мелодико-интонационным произнесением, характером звучания (светлым, гулким, вязким и т.д.).

К. Орф считает, что наиболее сильным средством воздействия на ребенка являются творческие музыкально-театрализованные игры, в которых объединяются пение, речь, игра на музыкальных инструментах.

Таким образом, система К. Орфа построена на синтезировании различных видов музыкальной деятельности (пение, движение, игра на музыкальных инструментах).

Другой подход к музыкальному воспитанию детей мы встречаем в  венгерской системе, автором которой  является крупный венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.

Обучение детей пению  проводится с использованием релятивной (относительной) системы на основе песен  и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1, 2, 3-я и т.д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме того используются слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.

Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пении  по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения к устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овладевают ею.

В Японии распространен метод  Судзуки, построенный на признании  ведущей роли исполнительства, а  именно игре на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте  начинается с 3 лет.

Существующая в России система музыкального воспитания, разработанная  Д.Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки.

В основу системы дошкольного  и музыкального воспитания легли  труды В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, Т.С. Бабаджан, Ю.А. Двоскиной, Т.А. Вилькорейской, Е.М. Кершнер, Н.А. Метлова, А.В. Кенеман, М.А. Румер, С.Н. Беляевой-Экземплярской, Б.М. Теплова и многих других педагогов и психологов.

Н.А. Ветлугина разработала  многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, обобщила, систематизировала  ведущие направления исследований музыкантов-педагогов, психологов, создала  свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н.А. Ветлугиной И.А. Дзержинская, Я. Бирзнопс, А. Вайгене, М .Викат, Т.В. Волчанская, С.В. Акишев, Р.А. Егорова, Р.Т. Зинич, В.В. Ищук, А. Катинене, Л.Н. Комиссарова, Е.Ф. Корой, Э.П. Костина, К.А. Линкявичус, М.А. Медведева, Н.А. Чичерина, А.И. Шелепенко, С.М. Шоломович и др.

Итак, развитие музыкальности  осуществляется через все виды музыкальной  деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная  деятельность).

Однако, нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности.

Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошкольном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка  и соответственно им ориентировать  процесс воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов.

Таким образом, чтобы обучение было развивающим, необходимо осуществление  индивидуально-дифференцированного  подхода к детям.

 

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников  младшей группы ДОУ № 3 «Елочка» г.Малоярославец Калужской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель опытно-экспериментальной  работы: выявление начального уровня развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста и разработка и апробация методики развития музыкальности у детей данного возраста посредством восприятия музыки.

Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выявить начальный уровень  музыкальности детей младшего  дошкольного возраста;

2. Разработать и провести  целенаправленную работу по развитию  музыкальности детей младшего  дошкольного возраста, в процессе  восприятия музыки;

3. Выявить динамику развития  музыкальности детей младшего  дошкольного возраста.

2.1 Выявление начального  уровня музыкальности у детей

Целью констатирующего этапа  стало выявление начального уровня музыкальности детей.

Были поставлены следующие  задачи:

1. Определить компоненты, критерии, показатели, уровни развития  музыкальности детей;

2. Выявить первоначальный  уровень музыкальности младших  дошкольников;

3. Проанализировать результаты, полученные в ходе диагностики. 

Для диагностики использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме индивидуальных и подгрупповых занятий (3-4 человека).

К способам обследования Н.А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание  свойств музыкальных звуков; сравнивание  их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение  с одновременным слуховым контролем  в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

 

 

 

 

 

 

Показатели развития музыкальности (Таблица 1):

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

1. Внимание

1. Подпевание знакомой  мелодии

1. Воспроизведение в хлопках  ритмического рисунка мелодии  из трех-пяти звуков

2. Просьба повторить.

 

2. Соответствие движения  характеру музыки.

3. Наличие любимых произведений

3. Соответствие движений  ритму музыки

4. Внешние проявления (эмоциональные)

   

5. Узнавание знакомой  мелодии.


 

1.Ладовое чувство

Детям предлагалось послушать  два разнохарактерных произведения. Экспериментатор наблюдал за реакцией детей на музыкальные произведения:

Д.Б. Кабалевский «Клоуны», П.И. Чайковский «Старинная французская песенка».

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):

3 балла - внимательно слушает  произведение от начала до  конца, яркие внешние впечатления,  эмоциональная отзывчивость и  двигательная реакция.

2 балла - слушает невнимательно,  отвлекается. Проявление эмоциональной

реакции.

1 балл - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

2. Музыкально-слуховое представление.

Подпевание знакомой мелодии  с сопровождением.

Экспериментатор предлагает ребенку послушать и подпеть  знакомую ему песню «Пирожки».

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):

3 балла - пропевание всей фразы или мотива.

2 балла - подпевание отдельных  слов или окончаний слов, 1-2 звука.

1 балл - интонирование отсутствует,  эмоциональная реакция без подпевания.

3. Чувство ритма.

1.Воспроизведение в хлопках  простейшего ритмического рисунка,  мелодии «Ах вы сени». 

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):

3 балла - точное выполнение  ритмического рисунка.

2 балла - допускает небольшие  неточности.

1 балл - ритмический рисунок  не соответствует мелодии

2. Соответствие эмоциональной  окраски движений характеру музыки,

соответствие ритма движений ритму музыки.

Звучат фрагменты из трех произведений.

1) Т. Ломова «Мелодия»,

2) М. Журбин «Марш»,

3) А. Гречанинов «Моя  лошадка».

Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку.

Критерии и оценки выполнения задания ( в баллах):

3 балла - выразительная  пантомимика, смена движений под  музыку, движения головы, рук, чувство  пульса.

2 балла - есть желание  двигаться под музыку, нет эмоциональных  движений, нет смены движений  под музыку.

1 балл - мала двигательная  реакция на музыку.

В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три  уровня музыкальности: высокий, средний  и ниже среднего.

Высокий (12-10 баллов) – проявляет  интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, узнает знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит  ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает 

Информация о работе Метод кейсов в обучении