Метод кейсов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
1.1 Сущность и особенности восприятия музыки
1.2 Понятие музыкальности и её признаки
1.3 Развитие музыкального восприятия дошкольников
1.3.1 Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
1.3.2 Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
2.1. Выявление начального уровня музыкальности у детей
2.2. Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 179.69 Кб (Скачать файл)

Любой человек, обладающий простым  физическим слухом, может определить, где звучит музыка, а где простой  шум, производимый различными предметами, машинами или другими объектами. Но услышать в звуках музыки отражение  тончайших движений и выражение  серьезных глубоких переживаний, дано не каждому.

Развить музыкальное восприятие - это значит научить слушателя  переживать чувства и настроение, выражаемые композитором при помощи игры звуков, специальным образом  организованных. Это значит включить слушателя в процесс активного  сотворчества и сопереживания идеям  и образам, выраженным на языке невербальной коммуникации; это означает также  и понимание того, при помощи каких  средств художник, музыкант, композитор, исполнитель достигает данный эстетический эффект воздействия.[31; 271с.]

Далеко не сразу молодой  и неопытный слушатель может  постичь всю глубину серьезного музыкального сочинения в полном объеме. Для этого необходимо иметь  достаточный уровень развития специальных  музыкальных способностей - слуха, памяти, мышления, воображения. Все они развиваются  в процессе целенаправленных музыкальных  занятий.

На первых этапах развития музыкального восприятия неопытный  слушатель воспринимает главным  образом «внешний слой» музыкального произведения. Здесь восприятие смутное  и нерасчлененное. На последующих  этапах слушатель осознает отдельные  детали и фрагменты сочинения. На этапе сформированного восприятия произведение осмысливается как целиком, так и с отчетливым слышанием деталей.

Порядок постижения музыкального произведения в процессе его восприятия:

Ø Выявление главного настроения;

Ø Определение средств  музыкальной выразительности;

Ø Рассмотрение особенностей развития художественного образа;

Ø Выявление главной идеи произведения;

Ø Понимание позиции автора;

Ø Нахождение в произведении собственного личностного смысла.

Восприятие музыки при  слушании ее - самый распространенный вид деятельности, доступный каждому, а не только музыкантам. Диапазон ее очень широк. Слушать можно публичные  концерты с участием профессионалов, домашнее музицирование, разнообразные радио и телепередачи, посвященные вопросам музыкального искусства. Каждый слушатель руководствуется своими интересами, опираясь на свой жизненный опыт, удовлетворяя свои запросы.

Педагоги должны иметь  определенный уровень слушательской и исполнительской культуры, от которого во многом зависит эффект воспитательского воздействия на ребенка, быть хорошо подготовленными в области музыкознания, обладать художественным вкусом. Помимо этого надо знать психологические и возрастные возможности детей в области музыкального восприятия, особенности их голосового аппарата. Но перечисленные знания лишь одна из сторон деятельности педагога. Он должен еще умело передать определенную часть своего опыта ребенку, и именно в тот период его развития, когда это будет оптимально, сделать это в такой форме, чтобы музыка стала для ребенка радостным открытием.

Музыка, прежде всего - язык чувств. Знакомя ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски, его  побуждают к сопереживанию, к  размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен.

В свое время психолог Б.М. Теплов отмечал, что музыка не может  быть понятна детьми вне опоры  на немузыкальные средства. Поэтому  так важно включить в репертуар  произведения программного характера.

Оставлять ребенка на уровне лишь общего восприятия вряд ли целесообразно. Прислушиваясь к музыкальной  речи, он способен уловить связь между эмоционально-образным содержанием произведения и выразительно-изобразительными средствами, ознакомление с которыми ему доступно.

Для развития умений слушать  и воспринимать музыку важную роль играет музыкально-сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает развитие у детей восприятия звуков различной  окраски и высоты в их различных  сочетаниях.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное  исполнение произведения, умелое использование  слова и наглядных средств, помогающих раскрыть его содержание.

Содержание музыки хорошо воспринимается детьми, если привлекается художественная литература - короткий образный рассказ, сказка, стихотворение.

Процесс восприятия музыки составляет неотъемлемую характеристику развития музыкальной культуры, ибо  он подчинен общим тенденциям совершенствования  нашего общества и включен в них, как фактор нашего духовного обогащения, идейного, эстетического, этнического  воспитания.

Традиционный интерес  музыкантов к психологии, а психологов - к музыке, приведший на рубеже нашего века к возникновению новой отрасли  музыковедческих знаний - так называемой музыкальной психологии, сейчас вновь  демонстрирует свою естественность и плодотворность. Сыграв важную роль в самом формировании теории музыкального восприятия, этот интерес остался  непременным условием научного постижения, мотивизации, динамики и результативности процесса восприятия музыки, в частности тенденцией углубления в музыку воспринимающего субъекта и приобщение к ней.

Психологический анализ музыкального восприятия обогащает общее представление  о перцептивной деятельности, ибо  принадлежит к наиболее сложной  по своей организации и загадочной для психологов эстетической сфере  духовной жизни личности.[2; 36с.]

Восприятие музыки неотъемлемо  принадлежит духовному миру слушающего ее человека. Однако полноценно выполнять  высокую миссию социализации, нравственного  и психологического развития личности, свои познавательно-коммуникативные  функции оно может лишь при  том условии, что становится восприятием  художественно-эстетическим. «В мир  искусства... можно войти только как  в художественный мир», но путь в  художественный мир недоступен для  эстетически неразвитого человека.

Эстетическо-художественное восприятие это способность целенаправленно  воспринимать, чувствовать и правильно  понимать и оценивать красоту  в окружающей действительности - в  природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства.

Эстетическое и художественное в процессе восприятия музыки выступают  не только в качестве двух постоянно  присутствующих начал, но и в динамичном их взаимопревращении. Во-первых, этот процесс можно рассматривать, как  переход художественного в эстетическое, поскольку художественная правда становится истиной для воспринимающего только тогда, когда он открывает в ней эстетическую ценность. Такова концепция В.И. Мозепы, согласно которой, указанное преобразование есть сущностное качество полноценного восприятия произведения искусства. Следуя ей, мы должны будем также предположить, что благодаря функционированию этого эстетического мелодизма, музыка становится в сознании слушателя реальным, «непосредственно включенным в практическую жизнедеятельность» отображением действительности, что таким же способом реализуется единство собственно музыкальной стороны восприятия как духовной деятельности и эстетического отношения к миру звуков, содержащуюся и в чувственно-предметной деятельности. Это необходимый аспект эстетического анализа музыкального восприятия.

Во-вторых, правомерно полагать, что здесь подобно восприятию других искусство художественное, преобразуясь в эстетическое, неисчерпаемо и постоянно воссоздается благодаря со-творческому характеру перцептивного действия. Слушатель обращен к музыке как личность, содержательная не только в эстетическом, но и в художественном отношении. Его художественный облик обнаруживается в музыкально-стилевых и музыкально-жанровых предпочтениях и антипатиях, во внутренней большей или меньшей чуткости к художественной индивидуальности композитора и исполнителя.

Выделить основные стадии индивидуального развития музыкального восприятия так же сложно, как и  развития исторического. Однако, является уже несомненным, что и данный процесс сопряжен с внутренними перестройками восприятия, затрагивающими, в частности, мелодические его характеристики. Такой перестройкой можно считать, к примеру, формирование у ребенка ладового и гармонического слуха, способность чувствовать выразительность интонационно-интервального строения и наиболее характерных типов движения мелодий, специфическую (функциональную и красочную) выразительность ее гармонического сопровождения. Исследования показали также, какой значительный путь может пройти детское восприятие мелодии на протяжении даже немногих лет приобщения к музыке.

Существенным обстоятельством  того, что происходит с мелодическим слухом при становлении музыкального восприятия является и то, что оно формируется не только в практике слушания, но и пения - исполнение музыки, а так же и музыкально-игровых действий. Ограниченная связь этих способов детского музицирования при стихийном общении с музыкой в условиях образовательно-воспитательного процесса не исключает целесообразности выявления того специфического, что может вносить в восприятие мелодии каждый из нас.

Вероятно, человеческое восприятие неотделимо от внутренних мыслительных исканий. При обработке чувственных  впечатлений в нем происходит «процесс своеобразной постановки проблемы, выдвижение гипотез, их проверка и превращение  в истинное знание».

1.2 Понятие музыкальности  и её признаки

Развитие музыкальных  способностей – одна из главных  задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных  способностей: представляют ли они  собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспитания.

На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее  время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы.

Б.М. Теплов в своих работах  дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию  в вопросе о врожденности музыкальных  способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления  музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие  «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся  для занятий именно музыкальной  деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных  с любым видом музыкальной  деятельностью». [31; 235с]

Всем ли людям присуща  музыкальность или только избранным? Как ее измерить? Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще  дискутируются в большинстве  исследований, посвященных проблемам  музыкальности.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и  воспитания в развитии биосоциального свойства личности музыкальности.

Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание  способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной  деятельности.

Значение музыкальности  очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и  в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное  переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой  тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого  познания.

Каковы же основные признаки музыкальности?

Первый признак – способность  чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает  ассоциации. Ритмичное звучание марша  вызывает у него радость, подъем, пьеса  о заболевшей кукле заставляет грустить.

Второй признак музыкальности  – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует  элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те, или иные средства выразительности. Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают  простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев, три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных  художественных образов (ласковый, протяжный, характер запева и энергичный, подвижный  – припева). Постепенно накапливается  запас любимых произведений, которые  ребята с большим желанием слушают  и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности  – проявление творческого отношения  к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая  его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих  детей, тяжело ступающего медведя, подвижных  зайчиков и т.д. Знакомые танцевальные движения применяются в новых  комбинациях и вариантах.

С развитием общей музыкальности  у детей появляется эмоциональное  отношение к музыке, совершенствуются слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.[8;8с.]

1.3 Развитие музыкального  восприятия дошкольников

Восприятие – это отражение  в коре головного мозга предметов  и явлений, воздействующих на анализаторы  человека. Восприятие – не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его  глазами или того, что слышит его  ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует  всем видам музыкальной деятельности.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними  переживаниями. В нем переплетаются  сенсорные ощущения музыкальных  звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием  музыкальных образов и яркие  ответные решения на них.

Информация о работе Метод кейсов в обучении