Метод кейсов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
1.1 Сущность и особенности восприятия музыки
1.2 Понятие музыкальности и её признаки
1.3 Развитие музыкального восприятия дошкольников
1.3.1 Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
1.3.2 Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
2.1. Выявление начального уровня музыкальности у детей
2.2. Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 179.69 Кб (Скачать файл)

На занятиях мы предлагали детям творческие индивидуальные задания  с использованием бубна. Например, воспитатель  подходил к ребенку, давал ему  бубен и просил назвать свое имя. Ребенок ударял по бубну, передавая  ритмический рисунок своего имени  с одновременным проговариванием ( Ви-ка – два удара, По-ли-на- три удара и т.д.) Если кто-то из детей затруднялся выполнить это задание, воспитатель помогал ему. Данные творческие задания предлагались детям не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей.

Дети этого возраста без  особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и  высокое звучание). Поэтому работу с этим музыкальным инструментом, начатую ранее, мы продолжили и в  этой возрастной группе. Для этого  мы использовали пьесу «Скворцы и  вороны» из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. Музыкальный руководитель играл пьесу, а воспитатель предлагал детям позвенеть колокольчиком с высоким звучанием, если поют скворцы и с низким звучанием, если закаркали вороны.

Мы заметили, что детям  этого возраста доставляет огромное удовольствие выполнять различные  движения с инструментами.

При развитии музыкальности  большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать несложный  ритмический рисунок. Поэтому мы старались использовать различные  ударные инструменты.

Постепенно у малышей  обогащался опыт восприятия музыки, воспитывалась  эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные произведения.

Не оставили мы без внимания работу с родителями. С ними была проведена консультация на тему «Развивайте  способности своего ребенка» (Приложение 3).

Известно, что заинтересовать детей чем- либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение  взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные  ценности. Если же взрослый проявляет  равнодушие, оно передается и детям. C педагогами была проведена консультация на тему «Роль воспитателя в музыкальном  воспитании дошкольников» . (Приложение 4).

В целом работа формирующего эксперимента была завершена.

2.3 Проверка эффективности  проделанной работы на формирующем  этапе эксперимента

С целью определения эффективности  разработанной методики развития музыкальности  младших дошкольников в процессе восприятия музыки был проведен контрольный  эксперимент, который проводился с  экспериментальной и контрольной  группами.

Задачи контрольного эксперимента:

1. Выявить динамику развития  музыкальности младших дошкольников;

2. Определить эффективность  разработанной методики развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

На данном этапе использовался  тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе  эксперимента.

Результаты контрольной  диагностики в экспериментальной  и контрольной группах приведены в таблице 4 и таблице 5.

Таблица 4. Результаты контрольной  диагностики в экспериментальной  группе.

п/п

Имя, фамилия ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Общий балл

1

2

1

Баринов Семен

3

2

2

2

9

2

Гречковская Кира

2

2

2

3

9

3

Кутепов Андрей

2

2

2

2

8

4

Мирошниченко Алина

2

2

2

2

8

5

Морозов Юра

2

1

1

2

6

6

Самохвалова Полина

2

2

3

2

8

7

Фролов Артем

1

1

2

2

6

8

Журавлева Полина

2

3

3

2

10


п/п

Имя, фамилия ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Общий балл

1

2

1

Буланкина Вика

2

1

1

2

6

2

Смирнова Соня

2

1

2

2

7

3

Шаповалов Максим

2

2

1

2

7

4

Пузова Настя

2

1

1

2

6

5

Кочеткова Кристина

1

1

2

2

6

6

Максурова Даша

1

2

2

2

7

7

Маркин Данил

2

2

1

2

7

8

Малов Егор

2

1

1

2

6


Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики  в контрольной и экспериментальной  группах представлена на рисунке 2 и 3.

Рис.2 Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики  детей экспериментальной группы.

 

 

Рис.3 Индивидуальная динамика результатов контрольной диагностики у детей контрольной группы

Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли  изменения. Особенно улучшились результаты у трех детей (37,5%). По итогам диагностики  их общий результат увеличился на три балла. У трех детей (37,5%) результат  увеличился на два балла, у одного ребенка (12,5%) результат улучшился  на один бал. К сожалению, следует  констатировать тот факт, что у  одного ребенка не произошло никаких  улучшений.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что изменений  в результатах на контрольном  этапе эксперимента у детей данной группы не произошло.

Общую картину распределения  детей контрольной и экспериментальной  групп по уровням музыкальности  можно увидеть в таблице 6 и  таблице 7.

Таблица 6. Результаты контрольной  диагностики в экспериментальной  группе.

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Кол-во баллов

Уровень

1

Баринов Семен

9

В

2

Гречковская Кира

9

В

3

Кутепов Андрей

8

С

4

Мирошниченко Алина

8

С

5

Морозов Юра

6

НС

6

Самохвалова Полина

8

С

7

Фролов Артем

6

НС

8

Журавлева Полина

10

В


Таблица 7. Результаты контрольной  диагностики в контрольной группе.

п/п

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

Уровень

1

Буланкина Вика

6

НС

2

Смирнова Соня

7

С

3

Шаповалов Максим

7

С

4

Пузова Настя

6

НС

5

Кочеткова Кристина

6

НС

6

Максурова Даша

7

С

7

Маркин Данил

7

С

8

Малов Егор

6

НС


В экспериментальной группе трое детей переместились на высокий  уровень, один ребенок улучшил свои результаты до среднего уровня. Двое детей  остались по-прежнему на среднем уровне, но у них произошли изменения  в результатах отдельных показателей  музыкальности.

Двое детей экспериментальной  группы остались на уровне ниже среднего.

В контрольной группе изменений  детей по уровням музыкальности  не произошло.

Распределение детей по уровням  музыкальности по итогам контрольной  диагностики в экспериментальной  группе можно увидеть на рисунке 4.

 

Рис.4 Распределение детей  экспериментальной группы по уровням музыкальности.

Из вышесказанного можно  сделать вывод об эффективности  проделанной нами работы на формирующем  этапе эксперимента.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской  работы нами была изучена научная  сущность восприятия музыки. Были определены психолого-педагогические основы содержания восприятия музыки.

В процессе опытно- экспериментальной работы мы выявили особенности развития музыкальности у детей контрольной и экспериментальной групп, а также разработали и апробировали серию музыкально- тематических занятий по развитию музыкальности детей экспериментальной группы. На контрольном этапе нашего исследования была проведена контрольная диагностика, результаты которой свидетельствовали об эффективности разработанной и проведенной на формирующем этапе методике.

Все знания и умения, все  то, новое, что открывает детский  сад детскому уму, должны приходить  детям в живом виде, таким, каким  все это приходит к нам в  жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей  раскрывалось для жизни как можно  полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы  они, через эти новые знания, входили  в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может  сильнее всего помочь музыка.

Музыку дети примут и полюбят  только тогда, если она подойдет к  ним просто, не в виде чего-то изобретенного  взрослыми с воспитательными  целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в  виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

Слушая музыку, дети должны как бы внутренне сотворить ее. Их собственной, внутренней, близкой  душе музыкой должна быть музыка, рассказывающая им занимательный музыкальный рассказ.

В данном исследовании обнаружена роль музыки, как основы личностного  становления ребенка, способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности  музыкального искусства как педагогического  фактора формирования музыкального восприятия.

Информация о работе Метод кейсов в обучении