Метод кейсов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетворяться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних условиях жизни практически невыполнимы. М. Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразование эмоционального состояния и поведения человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
1.1 Сущность и особенности восприятия музыки
1.2 Понятие музыкальности и её признаки
1.3 Развитие музыкального восприятия дошкольников
1.3.1 Характеристика музыкального развития детей младшего дошкольного возраста
1.3.2 Развитие музыкальности дошкольника в различных видах музыкальной деятельности
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ
2.1. Выявление начального уровня музыкальности у детей
2.2. Развитие музыкальности детей младшего дошкольного возраста посредством восприятия музыки
2.3. Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 179.69 Кб (Скачать файл)

Средний (9-7 баллов) – проявляет  незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное  произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой  помощью взрослого, в основном правильно  воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения.

Ниже среднего (6-4 баллов) – интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит  ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов констатирующей диагностики представлен в таблице 1.

п/п

Имя, фамилия ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-слуховые представления

Чувство ритма

Общий балл

1

2

1

Баринов Семен

2

2

2

2

6

2

Буланкина Вика

2

1

1

2

6

3

Гречковская Кира

1

1

1

2

6

4

Кутепов Андрей

2

1

2

2

7

5

Мирошниченко Алина

1

1

2

2

6

6

Морозов Юра

1

1

1

2

5

7

Самохвалова Полина

2

2

1

2

7

8

Смирнова Соня

2

1

2

2

7

9

Фролов Артем

1

1

2

2

6

10

Журавлева Полина

1

2

2

2

7

11

Шаповалов Максим

2

2

1

2

7

12

Пузова Настя

2

1

1

2

6

13

Кочеткова Кристина

1

1

2

2

6

14

Максурова Даша

1

2

2

2

7

15

Маркин Данил

2

2

1

2

7

16

Малов Егор

2

1

1

2

6


 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам выполненных  заданий, учитывая общий балл, мы распределили детей по уровням музыкальности  и получили следующие результаты (Таблица 2).

1

Баринов Семен

6

НС

2

Буланкина Вика

6

НС

3

Гречковская Кира

6

НС

4

Кутепов Андрей

7

С

5

Мирошниченко Алина

6

НС

6

Морозов Юра

5

НС

7

Самохвалова Полина

7

С

8

Смирнова Соня

7

С

9

Фролов Артем

6

НС

10

Журавлева Полина

7

С

11

Шаповалов Максим

7

С

12

Пузова Настя

6

НС

13

Кочеткова Кристина

6

НС

14

Максурова Даша

7

С

15

Маркин Данил

7

С

16

Малов Егор

6

НС


Данные результаты мы перевели в проценты (Рис1).

Рис.1. Уровень музыкальности  детей на констатирующем этапе эксперимента.

Как видно из таблицы 2 и  рисунка 1- 9 детей (56,3%) находятся на среднем уровне, 7 детей (43,7%) на уровне ниже среднего. С высоким уровнем  детей нет.

Анализируя отдельно каждый показатель музыкальности, можно констатировать, что наибольшее затруднение у  детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений и на подпевание знакомой мелодии. Так, при выполнении первого задание на определение  у детей ладового чувства 9 детей (56,3%) произведения слушали не внимательно, отвлекались. Есть дети, которые внимательно слушали, но никак внешне не проявляли своих эмоций.

7 детей (43,7%) никак не  реагировали на музыку, она их  не заинтересовала.

При определении музыкально-слуховых представлений 4 детей (25%) подпевали  достаточно активно, пропевая отдельные слова, а 2 детей (12,5%) включались в звукоподражание в конце песни. У 10 детей абсолютно отсутствовало интонирование, дети не проявляли никакого желания подпеть экспериментатору.

Ритмический рисунок, хоть и  с небольшими неточностями, простучали 8 детей (50%), а у остальных 50% ритмический  рисунок не соответствовал заданной мелодии.

С удовольствием и желанием потанцевали под музыку все 16 детей, но у них не было смены движений, в зависимости от характера музыкального произведения. Движения детей были эмоционально не выражены.

В целом можно констатировать, что у детей развитие музыкальности  находится не на должном уровне.

2.2 Развитие музыкальности  детей младшего дошкольного возраста  посредством восприятия музыки

Исходя из результатов  констатирующего эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию музыкальности.

Для дальнейшей исследовательской  деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 8 человек  в каждой.

В начале формирующего эксперимента нами была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа  опытно-экспериментальной работы явилась  разработка и апробация методики развития музыкальности у детей  младшего дошкольного возраста в  процессе восприятия музыки.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать методику  развития музыкальности детей  экспериментальной группы;

2. На основе методики  составить систему занятий по  развитию музыкальности в процессе  восприятия музыки.

Характеризуя музыкальность, надо рассмотреть те способности, наличие  которых необходимо ребенку для  выполнения конкретной деятельности - слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

1. Способность целостного  восприятия музыки (т.е. внимательное  слушание и сопереживание художественного  образа в его развитии) и дифференцированного  (различение средств музыкальной  выразительности);

2. Исполнительские способности  (чистота певческих интонаций,  согласованность движений при  игре на детских инструментах);

3. Способности, проявляющиеся  в творческом воображении при  восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых,  танцевальных импровизациях.

Музыкальность особенно проявляется  в активной самостоятельной деятельности. Если слушание музыки вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса слушания.

Формируя музыкальность  у детей, мы стремились к тому, чтобы  дети запоминали отдельные музыкальные  произведения, узнавали их при повторном  исполнении.

Нами была разработана  серия занятий по развитию у детей  музыкальности (Приложение 1).

Слушание музыки – важнейшая  составляющая музыкальности. Оно включает эмоциональный отклик на исполняемые  песни, пьесы для шумового оркестра, исполняемую педагогом музыку. Знакомство с элементарной музыкальной терминологией, законами развития музыкальной мысли  не только прививает культуру восприятия, тренирует концентрацию внимания, но и обогащает образное мышление ребенка, дает надежные ориентиры, которые в  будущем помогут ему без скуки  и презрения воспринимать прекрасное.

Музыкальное восприятие мы развивали в процессе проведения музыкально-дидактических игр (Приложение 2). Дети слушали музыку в игровой  форме. Как правило, в таком виде работы участвовал какой-либо кукольный  персонаж (мягкая игрушка, кукла, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание стало  по силам даже самым непоседливым. Например, « Мишка приехал в  гости». Перед детьми появляется Мишка  и приветствует их. Мишка рассказывает, что долго добирался к детям. - А на чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас услышите в музыке. Педагог исполняет музыкальные отрывки («Поезд» Н. Метлова, «Самолет» Е. Тиличеевой, «На лодочке» Е. Макшанцевой.). Дети слушали и отвечали.

В своей работе мы использовали такой прием, как рассказывание  сказки, иллюстрируемою музыкой. В сказку включались 2 – 3 инструментальные пьесы. Одна из них могла повторяться  дважды. Музыка, включенная в сказку была программной, выразительной, короткой. Текст сказки – интересным, понятным, коротким. Сказка объясняла содержание прослушиваемых пьес, выстраивала художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонация, пауза в сказке были хорошо продуманы.

Сказку, иллюстрируемую музыкой, предлагали не только на занятиях, но и  в других видах деятельности. Предшествовали сказке маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например:

« На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, в  гости сказку приглашаем.

Ротик закрывается, сказка начинается» 

Пример сказки с музыкой:

Бабочки и дети.

В саду много цветов. Над  цветами летают бабочки. ( фрагмент пьесы «Бабочки» Е.Тиличеевой.) Бабочки летают и играют над цветами ( следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. («Марш» Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели.

Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет  себя так полно, как в игре. В  своей практике на каждом занятии  мы с ребятами «отправлялись» в гости  в музыкальный домик, в лес, в  магазин игрушек, в зоопарк и  т.д. Все задания на занятиях имели  игровую форму. Например, песни мы разучивали по фразам, как эхо, для  выполнения ритмических упражнений мы превращались в «дятлов» и т.д.

Каждое занятие было пронизано  линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекало из другого. Занятия  получались очень содержательными, интересными.

Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствовали поддержанию  интереса к деятельности, тем самым  обеспечивали запоминание.

В то же время мы учли, что  у дошкольников процессы возбуждения  преобладают над процессами торможения. Поэтому мы старались не перенасыщать занятия, так как излишне эмоциональный  материал оставляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания, эмоциональные  перегрузки приводят к разбалансированности поведения, что влияет на качество внимания и запоминания.

В ребенке важно развивать  все лучшее, что заложено в нем  от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные  способности, способствовать общему развитию.

В ходе формирующего эксперимента мы старались использовать все виды музыкальной деятельности, в том  числе и игру на музыкальных инструментах, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыке, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются  индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных  инструментах, дети открывают для  себя мир музыкальных звуков и  их отношений, осознаннее различают  красоту звучания различных инструментов.

Так как знакомство с музыкальными инструментами начинается с первой младшей группы, то испытуемые дети имели представление о некоторых  музыкальных инструментах, таких  как, колокольчики, дудочки, погремушки, металлофон.

Информация о работе Метод кейсов в обучении