Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 11:31, реферат

Описание работы

Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы применения метода наблюдения при обучении естествознанию в начальных классах
1.1 Из истории развития преподавания естествознания
1.2 Психолого-педагогические особенности младших школьников
1.3 Специфика уроков естествознания
1.4 Система природоведческих знаний как методическое условие формирования познавательных интересов
1.5 Сочетание различных методов при обучении естествознанию
1.6 Виды экскурсий, условия и технология организации экскурсии как формы наблюдения при обучении естествознанию
Глава 2. Применения метода наблюдения при обучении естествознанию в 3 классах
2.1 Организация и методика экспериментального изучения
2.2 Выявление уровня экологической образованности младших школьников
2.3 Формирование экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
2.4 Изучение уровня сформированности экологических знаний и культуры при использовании экскурсии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Естествознание.docx

— 150.38 Кб (Скачать файл)

Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное - научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.

Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внешней средой. Связь третьего понятия - "многообразие организмов" - с первыми двумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития. Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кормить, растения - поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (рыбам нужна вода определенной терпературы, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В результате складывается реальное представление о живом организме.

Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, заложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений.

 

1.5 Сочетание различных  методов при обучении естествознанию

 

Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес к природе, потребность в знаниях о ней.

В работе должны правильно сочетаться различные методы: словесное сообщение учителя и учащихся с демонстрацией натуральных или изобразительных наглядных пособий, с общественно полезными делами детей, направленными на формирование практических умений и навыков, наблюдения и опыты и др.

Одна из важнейших задач, стоящих перед школой и учителем, - научить детей работать с книгой вообще и с учебником в частности. Каждый учебник обеспечивает детям определенный минимум знаний и служит для закрепления полученных на уроке сведений, учит применять полученные знания на практике. Видный методист проф.В.П. Буданов писал: "Без учебника преподавание теряет точность и определенность. Учебник обеспечивает определенный уровень знаний". 14

В изучении естествознания значительное место отведено работе с учебником как в классе, так и дома. Учителю необходимо помнить, что учебник не заменяет наблюдения детей в природе, а только направляет их внимание на определенные объекты, способствует обобщению наблюдаемых явлений и их систематизации. Дети с помощью учебника (статей, заданий, вопросов, иллюстраций) учатся выделять основное в наблюдаемых явлениях, обобщать их и на этой основе создавать представления и элементарные понятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

1.1 Краткая история развития  и становления курса естествознания, его роль и место в обучении  младших школьников. Значение и  задачи уроков естествознания  в начальной школе

1.2 Методика организации  разнообразных типов и видов  уроков естествознания в начальной  школе и современные требования  их проведения

1.3 Пути повышения эффективности  уроков естествознания в начальной  школе

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ ПО ОРГАГИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ  УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

2.1 Анализ опыта работы  учителя начальных классов МБОУ  НОШ №31 по организации и проведению  уроков естествознания

2.2 Самоанализ деятельности  по использованию разнообразных  типов и видов уроков естествознания  в период преддипломной практики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выпускной квалификационной работы.

Естествознание как учебный предмет имеет свои дидактические особенности, отличающие его от других предметов школьного курса. Это интегрированный курс, который представляет собой систему обобщенных знаний о природе. В настоящее время урок естествознания нельзя рассматривать только как форму передачи содержания образования: его надо оценивать как источник развития детей, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.

Концепция Наша Новая Школа и ФГОС российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Они подчеркивают необходимость ориентации образования не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющее современное качество образования.

Уроки естествознания в начальных классах оказывают благотворное влияние на развитие различных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие, совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развития любознательности. Постепенно, наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник развивает умение анализировать, устанавливать взаимосвязи, обобщать наблюдаемое и делать выводы.

Известные ученые, такие как, Н.М. Верзилин, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина, Н.Ф. Виноградова, В.А. Ситаров, М. Н. Скаткин, В.М. Пакулова определяли различные подходы к организации и проведению уроков естествознания, отражающих весь спектр их градаций в современной дидактике.

Известный дидакт М.Н. Скаткин утверждал, что «Урок -- «клеточка» педагогического процесса. В ней, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке». (1, 157)

В.А. Ситаров определяет урок, как «единицу образовательного процесса, четко ограниченную временными рамками, возрастным составом участников, планом и программой работы». (10, 138)

Вместе с тем, каждый урок неизменно должен выполнять обучающую, воспитательную, развивающую, стимулирующую и самообразовательную функции, соответствовать традиционному минимуму требований к организации и ведению.

Такое положение порождает противоречие между большим образовательным и воспитательным потенциалом уроков естествознания и недостаточной разработанностью различных видов уроков, что снижает их эффективность.

Одной из важных проблем, стоящей перед учителем, мобилизовать учащихся на выполнение поставленных задач и достижение целей урока. Для этого учителю необходимо спланировать каждый урок так, чтобы в нем были предусмотрены самые короткие пути к поставленной цели, и в первую очередь грамотно намечены структура, методика и средства обучения в строгом соответствии с программой, ее концептуальной основой, творческий, развивающий характер деятельности и многое другое.

В связи с данной проблемой тема нашей квалификационной работы «Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса по начальному естествознанию и пути повышения его эффективности» остается на современном этапе актуальной и требует более глубокого изучения.

Цель работы: охарактеризовать методику организации проведения различных видов уроков и выявить пути повышения их эффективности, разработать методические материалы, способствующие проведению различных типов и видов уроков.

Объект работы: урок как организационная форма учебного процесса по естествознанию в начальной школе

Предмет работы: методика организации и проведения уроков естествознания разных типов и видов в начальной школе.

Цель исследования, его предмет, и объект определили следующие задачи:

Дать психолого-педагогическое обоснование необходимости применения разнообразных видов и типов урока для обучения детей начальному естествознанию.

Охарактеризовать и раскрыть разнообразные типы и виды уроков начального естествознания и их образовательное и воспитательное значение в развитии младших школьников.

Определить и представить пути, способствующие повышению эффективности проведения уроков естествознания.

Составить комплект методических материалов, обеспечивающих организацию и проведение разных видов уроков естествознания в начальной школе.

Для решения поставленных задач в ходе выполнения квалификационной работы были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ  психолого-педагогической, методической  литературы по проблеме;

- анализ школьных учебных  пособий по начальному естествознанию;

- наблюдение уроков начального  естествознания, изучение опыта  работы учителя;

- анализ и обобщение  материалов и данных, полученных  в ходе наблюдения.

Методологическую основу исследования составляют положения философии о роли естествознания в жизни и развитии общества; принципы обучения естествознанию, положенные в основу учебно-воспитательного процесса, работы отечественных дидактов (В.В. Краевский - теория содержания образования), психологов (В.В. Давыдов - теория содержательного обобщения), методистов (Е.Ф. Козина - современные тенденции преподавания естествознания в начальной школе) и др.

В основу работу положены материалы книги Петросовой Р.А «Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе» (24); Г.Н. Аквилева «Методика преподавания естествознания в начальной школе» (1); З.А. Клепинина «Природа и люди. 1-4 классы» (17); Е. Ф. Козина «Методика преподавания естествознания» (16) и другие.

Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекта методических материалов, обеспечивающих организацию и проведение разных видов уроков естествознания в начальной школе.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследования, разработан научный аппарат.

В I главе рассматриваются теоретико-методические аспекты обучения младших школьников начальному естествознанию.

Во II главе раскрыты научно-практические аспекты обучения младших школьников начальному естествознанию: представление и анализ опыта работы учителя начальных классов по организации и проведению уроков естествознания; разработан комплект методических материалов, обеспечивающих проведение уроков естествознания в начальной школе и результат работы по их реализации в период преддипломной практики.

В заключении сделаны выводы по итогам исследования.

В списке использованной литературы насчитывается 36 источников.

Выпускная квалификационная работа состоит из 59 страниц.

 

I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ  УРОКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ

1.1 Краткая история развития  и становления курса естествознания, его роль и место в обучении  младших школьников

Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и умений, успешному применению их на практике.

Естествознание как учебный предмет неразрывно связан с естественными науками. Научное знание заключается в правильном понимании отношений между фактами. Изучение этих связей позволяет выявить определенные закономерности, которые, в свою очередь, дают возможность предвидения и создания новых технологий.

Задача школы состоит в том, чтобы быстро и доступно сделать завоевания научной мысли достоянием общества, в первую очередь ее наиболее восприимчивой и обучаемой части. Задача педагогики заключается в том, чтобы отобрать те формы, методы и средства, которые дадут наилучшие результаты в овладении основами науки.

На протяжении всей истории методика преподавания естествознания совершенствовалась, развивалась и заняла достойное место наряду с другими учебными предметами в школе.

Рассмотрим историю зарождения методики преподавания естествознания в начальной школе.

Естествознание как учебный предмет впервые был введен в русскую общеобразовательную школу в 1786 г. Первым и единственным русским методистом того времени, автором первого учебника по естествознанию был академик Василий Федорович Зуев -- натуралист и путешественник. Книга В.Ф. Зуева называлась «Начертания естественной истории» и состояла из двух частей и трех отделов: «Ископаемое царство», «Прозябаемое царство» и «Животное царство».

Учебник Зуева был одновременно и первой программой по естествознанию в школе, и первым методическим пособием для учителя. Руководство В.Ф. Зуева четверть века служило единственным и основным учебником естествознания.

Существенный вклад в развитие методики естествознания внес А.Я. Герд. Он считал, что естествознание должно давать ученикам правильное миропонимание, сформировать у них определенное мировоззрение, в соответствии с современным состоянием науки. В 1877 г. он опубликовал план построения школьного курса естествознания. (1, 43) Его книга «Земля, воздух, вода» и методическое руководство к ней «Предметные уроки» на протяжении многих лет являлись основными пособиями преподавателя при изучении курса неживой природы.

Информация о работе Метод наблюдения при обучении естествознанию в 3 классе